Занятия логопеда по афазии

В статье представлены конспекты групповых занятий по восстановлению речи для больных с афазией средней степени выраженности.

В случае, когда пациенты проходят курс восстановительного обучения и лечения в условиях стационара, данные конспекты могут использоваться при проведении групповых занятий.

Если пациенты проходят лечение и восстановительное обучение в поликлинике или на дому, они послужат основой для составления индивидуальной программы по восстановлению речи.

Группа формируется из больных со следующими формами афазии:

  • афферентная моторная афазия средней степени выраженности;
  • эфферентная моторная афазия средней степени выраженности;
  • сенсорная афазия средней степени выраженности;
  • динамическая афазия средней степени выраженности;
  • акустико-мнестическая афазия средней степени выраженности.

Анализируя описание этих форм афазии средней степени выраженности, можно отметить общую тенденцию. У таких больных спонтанная речь бедная, состоит из простых по структуре, примитивных фраз, активный словарь представлен частотной лексикой; речевая активность недостаточная. Ответы таких больных в диалоге носят стереотипный характер, наиболее доступен ситуативный диалог. У всех больных в той или иной степени нарушен звуко-буквенный анализ состава слова.

Структура занятий, представленных в статье, предполагает обязательную работу по восстановлению высших психических функций (внимания, памяти, мышления, мотивации к общению (диалог)), улучшению понимания речи, расширению активного словаря, восстановлению лексического и грамматического строя речи, связной речи.

При работе с данной группой пациентов, учитывая степень нарушения речи и форму, особое внимание требует глагольный словарь. Для этого на каждом занятии уделяется особое внимание упражнениям, направленным на активизацию наиболее употребительных глаголов.

Формирование грамматического строя речи предполагает усвоение моделей словообразования, словоизменения и синтаксических конструкций. Поэтому в процессе занятия необходимо включать разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных грамматических форм (упражнения на согласования различных частей речи, образование наиболее продуктивных словообразовательных моделей, построение фраз, от простых до распространенных).

При восстановлении связной речи необходимо уделить особое внимание пониманию обращенной речи, способности вступать в диалог со специалистом, с другими пациентами, людьми (с близкими людьми и не знакомыми), отвечать и задавать вопросы. Наиболее доступна и важна в процессе восстановления речи при афазии диалогическая речь, поскольку в естественных условиях восстановление утраченной речи идет именно на основе диалога-части совместной деятельности пациента с семьей и при помощи специалиста.

Таким образом, на каждом групповом занятии реализуется комплексный подход, предполагающий, что на одном и том же речевом материале необходимо решать различные речевые задачи.

Важный момент – сохранение единой тематической линии на протяжении всего группового занятия с постепенным усложнением речевого материала.

Групповые занятия одна из основных форм организованной восстановительной деятельности, в процессе которых происходит воспоминание сведений о предметах и объектах окружающего мира, уточнение, закрепление, обобщение и систематизация речи. Взаимодействие пациентов в группе позволяет им определить свой вклад в общее дело, согласовывать свои действия с другими, переживать групповой успех как свой собственный. Это помогает пациентам с афазией испытывать ощущения своей принадлежности к группе, чувство общности, что способствует успешной социализации.

I. Повышение концентрации произвольного внимания, его распределения и переключения. Восстановление контроля за речью.

II. Расширение словаря:

1. Подбор слов, заданной категории.
2. Описание предмета (определения)
3. Подбор слов-действий
4. Подбор наречий.
5. Подбор антонимов, синонимов.

Читайте также:  Правда ли что афобазол восстанавливает нервные клетки

III. Развитие фразовой речи.

1. Продолжить фразу
2. Составление предложений с парами слов.
3. Составить предложение со словосочетанием.
4. Развернутые ответы в диалоге на заданную тему.

Ход занятия

Примерные ответы пациентов

1. Вводная беседа Здравствуйте! Меня зовут Евдокия владимировна. Представьтесь, пожалуйста, и назовите сегодняшнее число.

Представьтесь, и скажите, сколько сейчас времени.

Представьтесь, и скажите, какой сегодня день недели.

Представьтесь и скажите, какая сегодня погода.

Скажите, сколько человек в комнате?

Закройте глаза и ответьте на вопрос:

окно в комнате открыто или закрыто?

Есть ли в комнате зеркало?

Сколько человек в очках Меня зовут Александр Иванович. Сегодня четвертое апреля.

Меня зовут Наталья Петровна. Сейчас два часа.

Меня зовут Надежда Николаевна. Сегодня среда.

Меня зовут Леонид Николаевич. Сегодня теплая погода.

В комнате семь человек

двое — Н.П.и Л.Н. 2. Введение в тему Сегодня мы поговорим о городе.

Скажите, в каком городе Вы родились?

Задайте этот вопрос кому-нибудь из нас

(по кругу каждый пациент задает вопрос и отвечает на него).

На какой улице Вы живете?

Задайте этот вопрос кому-нибудь из нас

(по кругу каждый пациент задает вопрос и отвечает на него). Я родился в Брянске.

Л.Н., в каком городе Вы родились?

Я живу на Ленинском проспекте.

А.И., на какой улице Вы живете? 3. Основная часть

  • Прослушайте текст.

Наша Родина огромна, в ней очень много городов. Самый главный город в стране называется столицей. У нас это город Москва. В Москве много красивейших мест. Это улицы, парки, пруды, мосты. Многие улицы получили свои названия в честь известных людей — Мусы Джалиля, Кузнецова, Кутузовский проспект, Ломоносовский проспект и т. д., событий — Площадь Революции, Олимпийский проспект, Охотный ряд, Баррикадная, Героев Панфиловцев.

Ответьте на вопросы:

какой город является столицей нашей Родины?

Чего много в Москве?

Как получили свои названия улицы, площади и проспекты?

Приведите примеры таких названий.

  • Пациентам предлагаются для рассмотрения фотографии с видами Москвы и дается задание подобрать прилагательные:
  • Пациентам раздаются карточки с изображением частей города. Каждый пациент по очереди описывает изображение, а остальные угадывают, что изображено на картинке.

(каждый пациент по очереди описывает свою картинку).

В Москве много красивых улиц, парков, прудов.

Они названы в честь знаменитых людей, известных событий.

Большой, праздничный, пыльный, ночной, известный, красивый.

Широкая, пешеходная, чистая, зеленая.

Тихий, шумный, пустой, старый.

Большая, знаменитая, старинная

Известный, городской, исторический, большой

Рынок, парк, музей, пруд

Музей, памятник, дом

— на какой улице вы живете?

У вас спальный район?

Какой парк есть рядом с вашим домом?

  1. Подведение

итогов О чем мы сегодня говорили на занятии?

Подберите слова, которые у Вас ассоциируются с городом. Это могут быть и слова, обозначающие предметы, признаки, действия. Мы говорили о городе, о Москве.

Улица, площадь, старинный, исторический, перекресток, сквер, парковый, шумно.

Ход занятия

Примерные ответы пациентов

1. Вводная беседа Здравствуйте! Как вы себя чувствуете? Тогда начнем.

Скажите, сегодня хорошая погода?

Что в сегодняшней погоде хорошего? Здравствуйте, хорошо.

Читайте также:  Нервный срыв в декрете

небо ясное 2. Введение в тему Сегодня мы поговорим об аптеке и лекарствах. Ответьте на вопросы (каждому пациенту)

Что такое аптека?

Кто работает в аптеке?

Кто выписывает (назначает) лекарства?

Чем мы часто занимаемся?

Что необходимо посмотреть, прежде чем пить лекарства?

Где надо хранить лекарства?

Подберем определения. Лекарство, какое может быть?

Таблетки по форме?

По консистенции лекарство может быть?

Еще подберем слова! Место, где продают лекарства

Инструкцию и срок годности

В холодильнике или на полке, а в аптечке.

Горькое, сладкое, безвкусное

Круглые, овальные, капсульные, плоские, маленькие, большие.

Жидкое, капельное, вязкое, порошкообразное.

Дорогое, дешевое, бесплатное.

Жизненно важные, редкое, рецептурное, гомеопатическое, 3. Основная часть Хорошо! Лекарства, это широкое понятие, что мы имеем в виду?

Молодцы! Вы пришли в аптеку и купили…?

(необходимо сказать словосочетанием:

Подберем глаголы. Как можно принимать лекарство(таблетки)?

Их можно…? Что сделать?

Врач назначил принимать лекарство по схеме…

данное занятие разработанно для восстановление речи у людей с афазией

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_frontalnogo_zanyatiya_po_vosstanovleniyu_rechi_bolnogo_s_afferentnoy_motornoy_afaziey.docx 25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия: восстановление языковых и понятийных связей у пациентов, использование их в импрессивной и экспрессивной речи.

Оборудование: ПК, картинки с изображением моря, леса, дачи; нарисованный кроссворд.

1. Давайте вспомним, как мы проводим лето.

Кто как проводит лето?

Кто из вас был на море?

А кто ездил летом на дачу?

Кто гулял по лесу?

2. Вопрос на выбор (по картинкам с изображением моря, леса, дачного домика):

Логопед показывает картинку с изображением леса, моря, леса. Задает вопросы?

— Это море или речка?

Оно большое или маленькое?

Глубокое или мелкое?

— Это поле или лес?

Он зеленый или желтый?

Он березовый или сосновый?

-Это летний домик или огромный особняк?

Там живут круглый год или приезжают летом?

Там садят грядки?

3. Синхронное проговаривание совместно с логопедом:

4. Повторять предложения (каждый попорядку):

Я летом был на Чёрном море.

Я летом был на даче.

Я летом был в лесу.

Я гулял по пляжу.

Я собирал грибы.

5. Подобрать слова – действия. Что можно делать на море, в лесу, на даче?

На море плавать, собирать ракушки, гулять по пляжу, загорать.

В лесу слушать пение птиц, собирать ягоды, собирать грибы, гулять.

На даче полоть грядки, садить грядки, косить траву.

6. Подобрать слово (варианты предлагают пациенты)слайды те же:

7. Разгадать кроссворд .

Вставить слова, в необходимые клетки. Чертится кроссворд, где указаны начальные буквы.

Море, моряк, лесной, лесничий, дачник, дачный, дача.































8.Придумать предложения с каждым из заданных слов:

Лесной, дачник, лесовик, море, дачный участок.

Спросить как они понимают значения данных слов.

9. Синхронно договорить последнее слово во фразе:

Бьётся о берег морская … ( волна )

Якорь опустился на морское … ( дно ).

Лесные звери живут в … (лесу).

Первый цветок после зимы в лесу – это (подснежник).

Мы поехали на дачу на … (автобусе).

На выходных мы вместе пололи (грядки).

10. Выучить наизусть. Повторить синхронно.

Опять смеется лето

В открытое окно,

И солнышка, и света

Вам понравилось сегодняшнее занятие? Да или нет?

Конспект занятия (афферентная моторная афазия).

1 этап восстановительного обучения.

Цель: изжитие кинестетической апраксии.

Задачи: Растормаживание ф-ций речевого аппарата, восстановление пассивного словарного запаса.

1. Работа с картинками (выкладываются картинки, отрабатывается наименование одной)

2. Сопряжённое проговаривание, слушание стихов, песен, известной музыки.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

(афферентная моторная афазия)

2 этап обучения

Цель: изжитие кинестетической апраксии.

ü Растормаживание функций речевого аппарата,

ü Восстановление активного словарного запаса,

ü Изжитие экспрессивного аграмматизма.

№2. Работа с предметными картинками (нужно назвать).

№3. Работа с предметами (маленький резиновый мячик).

o Рассматривание предмета (рассматривание , слушание рассказа о предмете, сопоставление собственных знаний и представлений о нём).

o Ощупывание предмета (развитие кинестетического ощущения), сопровождается описательным рассказом логопеда: он круглый, маленький, его можно сжать в руке, можно подбросить и т.д.

o Зарисовывание предмета, побывавшего в руках.




Эфферентная моторная афазия.

стадия восстановительного обучения.

Цель: Изжитие кинетической апраксии

Задачи: растормаживание артикуляционного аппарата, преодоление персевераций, актуализация глагольного словаря, восстановление связной речи.

1. Работа с текстами (сопряжённое проговаривание)на актуализацию словаря глаголов.

Краденое солнце (К.И.Чуковский)

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

Поскакали по полям,

«Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!»

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал —

Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:

«Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно —

В поле зёрнышка не видно!»

2. Задания на завершение фразы:

Муха, Муха-Цокотуха,Позолоченное ……………брюхо! Муха по полю ……………пошла,Муха денежку ……………нашла. Пошла Муха на базарИ купила ……………………самовар: «Приходите, тараканы,Я вас чаем …………………угощу!» Тараканы …………………прибегали,Все стаканы ……………..выпивали, А букашки -По три чашкиС молокомИ крендельком:Нынче Муха-ЦокотухаИменинница! Приходили к Мухе блошки,Приносили ей ………………..сапожки,А сапожки не простые -В них застежки ………………золотые. Приходила к МухеБабушка-пчела,Мухе-ЦокотухеМеду …………………….принесла. «Бабочка-красавица.Кушайте ……………….варенье!Или вам не нравится………………..наше угощенье?» (К.И.Чуковский)3. Работа с картинками.

Конспект занятия при сенсорной акустически-гностической форме афазии.

1 стадия обучения.

o Затормаживание непродуктивной речи,

o Упорядочивание общего и речевого поведения.

Оборудование: магнитофон, предметные картинки, графические изображения, схемы предметов.

Выработка действовать по инструкции. Логопед говорит спокойным, но твёрдым голосом: дайте ручку, возьмите телефон и т.п.)

§ Хорошо (кивки головой)

Запись на магнитофон отчётливых и значимых слов больного, затем этих же слов, произнесённых логопедом. Прослушивается.

Соотнесение слов с картинками.

Восстановительное обучение при семантической афазии.

Цель: преодоление дефектов пространственных координат:

Задачи: — формирование понятий левый-правый.

— узнавание геометрических фигур,

— узнавание предметов обихода,

— воспроизведение (срисовывание) пространственных взаимоотношений предметов.

Предварительная работа: выработка ощущений правой руки (со вкладыванием в руку предмета).

1. Осознание схемы тела. Работа по различению правого и левого пространства – где правая нога? Где правый глаз? Где правое ухо? И т.д.

2. Узнавание геометрических фигур.

2. Срисовывание по образцу (Предлагается скопировать фигурку)



3. Конструирование по образцу (Конструирование из бумажных или картонных элементов по образцу).

Читайте также:
Adblock
detector