У ребенка слабая нервная система

Известным физиологом И. П. Павловым доказано, что реакции на отношение к нам других людей или на какие то события, определяются особыми свойствами нервных процессов в головном мозге – возбуждением или торможением. И от того, насколько сильно или слабо происходят эти процессы, различают четыре типа высшей нервной деятельности. Чтобы стать хорошими воспитателями, родителям нужно присмотреться к особенностям нервной системы своего ребенка и взять себе на заметку некоторые советы по воспитанию.

1.Тип нервной системы сильный уравновешенный, когда процессы возбуждения и торможения выражаются одинаково мощно.

Дети с таким типом нервной системы спокойные, покладистые и уравновешенные. Они почти всегда пребывают в хорошем настроении, редко плачут, а если и плачут, то причина для расстройства должна быть очень веской, быстро успокаиваются и легко находят общий язык с другими детьми. У таких детей хороший аппетит и сон, они одинаково охотно играют и в спокойные и в шумные игры, не изводят родителей капризами. У них легко формируются новые навыки и умения, они без напряжения сосредоточиваются на каком-то одном занятии.

Советы по воспитанию. С таким ребенком мало хлопот. Однако учтите, что сильный уравновешенный тип нервной системы, полученный при рождении, вполне можно расшатать. Старайтесь не нарушать установленный режим дня, вовремя укладывайте ребенка спать, не позволяйте долгие часы проводить у телевизора. В общении с ребенком будьте ласковы и выдержаны, и вашему родительскому счастью не будет конца.

2.Тип нервной системы сильный неуравновешенный, с преобладанием процесса возбуждения.

Таких детей обычно называют легковозбудимыми. Они уже в первые месяцы после рождения с плачем просыпаются раньше, чем наступает время кормления. Измученные родители часами укачивают такого ребенка почти до трех лет, а проснуться он может от малейшего шума. Легковозбудимые дети бурно проявляют свои чувства, причем недовольство и радость быстро сменяют друг друга. Они очень подвижны, а разыгравшись, долго не могут успокоиться. Типичная ситуация: покрасневший, потный, орущий ребенок старается вырваться из рук урезонивающего его взрослого.

Советы по воспитанию. Ребенку с таким типом нервной системы нужно прививать усидчивость, вырабатывать умение концентрировать внимание. Следите, чтобы все дела ребенок обязательно доводил до конца, а не бросал на полдороге. Если не заниматься с ребенком специально, то трудности появятся уже в младших классах: он не сможет сосредоточиваться на уроках, легко будет отвлекаться, и станет неуспевающим. Поэтому, не жалейте внимания, времени и сил на 3-х летнего ребенка, чтобы потом не мучиться с 15-ти летним неучем и лентяем. Как развить у ребенка усидчивость и терпение? Терпение и усидчивость можно развить такими занятиями: нанизывать бусы, клеить картинки-аппликации, складывать несложные паззлы. Также помогут занятия гимнастикой, плаванием, танцами.

Общение с ребенком должно быть только спокойным, доброжелательным, ни в коем случае не раздражайтесь и не кричите, контролируйте себя. Помните, что выбросы отрицательных эмоций – благодатная почва для детских неврозов.

3.Тип нервной системы сильный неуравновешенный, с преобладанием процессов торможения.

Дети, обладающие этим типом нервной системы, имеют спокойный нрав, хороший аппетит, быстро засыпают и спят глубоким сном. Они невозмутимы и медлительны, шум и беготня их не привлекает. Часами могут заниматься игрушками, рассматривать картинки в книгах или фотографии, играть в настольные игры. Но такие дети медленнее, чем их сверстники обучаются обычным житейским навыкам. Например, для них долгое время остается проблемой завязывать шнурки на ботинках, регулярно застилать свою кровать или что-то еще.

Советы по воспитанию. Такой ребенок доставляет мало забот, но кое в чем ему надо помочь. Во-первых, постарайтесь сделать так, чтобы он полюбил подвижные игры. Для этого купите ему мяч, скакалку и другие принадлежности, учите его получать удовольствие от бега, прыжков, плавания.

Во-вторых, воспитывайте у ребенка недостающие качества: ловкость, сноровку, быстроту реакции. Устраивайте каждый день маленькие соревнования: за 5 минут убрать игрушки на место, кто быстрее оденет куклу – мама или дочка и т. п. После этого обязательно приготовьте небольшой приз, например, переводную картинку или что-то другое, милое детскому сердцу.

4.Тип нервной системы слабый — возбуждение и торможение выражены неярко.

Такие дети отличаются чрезвычайной чувствительностью ко всему происходящему, они обидчивы, жалостливы, быстро утомляются. Сон у них не глубокий, требуется тишина. Аппетит неустойчивый, к новым блюдам привыкают с трудом. У таких детей обычно бывает болезненная реакция на дошкольное учреждение – они боятся незнакомых взрослых и шумного коллектива. Им больше нравится одиночество.

Советы по воспитанию. Родителям нужно проявлять спокойствие, последовательность, не кричать на ребенка и не наказывать слишком строго. Нужно помогать ребенку избавиться от чувства неуверенности в себе и боязливости, поощряйте любые попытки самостоятельности. Чтобы преодолеть боязнь коллектива, нужно помочь ему подружиться с детьми из группы детского сада. Для этого приглашайте чаще их к себе домой, устраивайте им детские праздники. И ваш ребенок, выступая в роли хозяина или хозяйки, быстрее обретет уверенность в себе. Хвалите его за храбрость и инициативу, которых возможно, он пока еще и не проявляет. Для такого ребенка одобрение является мощным стимулом к развитию, а порицание надолго выбивает его из колеи и отбивает всякую охоту к самостоятельности.

Детям со слабым типом нервной системы полезно больше двигаться, получая при этом положительные эмоции. Им подходят спортивные занятия на свежем воздухе: легкая атлетика, футбол, катание на коньках. Только следите, чтобы ребенок не переутомился, вовремя и полноценно отдыхал.

В будущем вы будете вознаграждены за свое терпение – повышенная восприимчивость, свойственная такому ребенку, позволит сформировать ему хорошие черты характера: отзывчивость, такт и деликатность.

Родители часто задаются вопросом: отчего при схожих условиях обучения и воспитания дети демонстрируют разную успешность? Дело в том, что на эффективность, успешность и вообще поведение детей влияет ТИП их НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Русский физиолог И.П.Павлов отмечал, что важнейшей характеристикой нервной системы человека является сила процесса возбуждения. Именно она отражает работу нервных клеток. На данной характеристике основано деление типов нервной системы на подвижный и инертный, сильный и слабый. Их основное различие – в работоспособности, оптимальной лишь в подходящих условиях. Это нужно учитывать педагогам, родителям и психологам: здесь особо важен индивидуальный подход и помощь в использовании сильных сторон ребенка и компенсации слабых.

Типы нервной системы у детей

  • бодр и полон энергии, уверен в себе, в своих знаниях. Иногда даже переоценивает свои возможности;
  • легко усваивает любые знания;
  • способен на протяжении длительного времени сосредоточенно заниматься уроками и любой другой интересной для него деятельностью;
  • легко включается в работу;
  • легко справляется с дополнительными нагрузками;
  • способен готовить уроки не только дома или в группе продленного дня, а и на перемене, в транспорте.
Читайте также:  Санатории с лечением нервной системы в крыму

  • необходимо тренировать у ребенка усидчивость, терпение относительно выполнения монотонной, однообразной, лишенной эмоций, возможностей для разрядки деятельности; также необходимо разнообразить его деятельность;
  • разрешать ученику непродолжительные перерывы, изменение видов деятельности;
  • по возможности контролировать выполнение любой поэтапной деятельности ребенка, специально тренировать способность постепенности, последовательности в работе.

  • спокойный, тихий, осторожный, послушный, старательный;
  • эффективно, вдумчиво, с удовлетворением работает при выполнении знакомой деятельности. Способен проводить глубокий, всесторонний анализ и обдумывание учебного материала;
  • легко усваивает хорошо систематизированный материал;
  • при превентивном обучении повышается трудоспособность ребенка.
  • излишне впечатлителен;
  • имеет частые перепады расположения настроения, подавленное состояние в случае неудачи;
  • не может заниматься несколькими видами деятельности;
  • имеет низкую трудоспособность и быструю утомляемость в случае продолжительной работы;
  • недостаточно уверен в себе;
  • недостаточно сосредоточен;
  • чаще всего такой ребенок плохо усваивает знания в классе, на уроке и восполняет пробелы добросовестной, скрупулезной домашней работой, с удовлетворением использует энциклопедии и словари.
  • предоставляйте ребенку достаточно времени на подготовку и обдумывание вопросов, на выполнение и проверку задач;
  • привлекайте ребенка к широкому кругу занятий и давайте ему возможность ощутить свои сильные стороны;
  • широко используйте упорядоченную учебную деятельность;
  • из-за быстрой утомляемости разрешайте делать перерывы для отдыха, другой деятельности, например физические упражнения;
  • по возможности опрашивайте ребенка в начале урока и в начале школьного дня;
  • не заставляйте отвечать новый изучаемый материал;
  • используйте медленный темп умственной деятельности;
  • не сильно критикуйте ребенка в случае неудач.

  • непоседлив, несобран, не может сосредоточиться на уроке. Его постоянно что-то отвлекает, долго не может собраться и приняться за работу;
  • ему скучно заниматься какой-то одной деятельностью;
  • не составляет для себя никаких расписаний и графиков;
  • способен на ходу принимать решения, быстро приспосабливается к новым условиям;
  • нередко отмечается чрезмерной двигательной активностью, поспешностью, нетерпеливостью;
  • имеет живой и яркий язык, его речь быстрая, порой неразборчивая;
  • легко схватывает информацию, может быстро выполнять задачи, мгновенно отвечать на устные вопросы;
  • охотно принимает участие в разнообразной работе, может успешно выполнять задачи в случае высокого темпа деятельности;
  • быстро переключает внимание на новую деятельность, легко переходит к новой работе;
  • отдает предпочтение объяснению нового материала, чем повторению уже пройденного. Чтение приносит ему удовлетворение, если он впервые читает книгу;
  • способен довольно быстро усвоить новый материал, независимо от темпа его представления;
  • не любит что-нибудь обдумывать в спокойной обстановке.

  • спокойный, но может принимать участие в активных играх;
  • сдержан, последователен,
  • впечатлителен, долго помнит неприятности, обиды, неудачи;
  • не способен выполнять разнообразную работу;
  • свободное время такого ребенка часто занято обучениям, он долго выполняет домашнее задание;
  • часто отвлекается на разные мелочи;
  • способен самостоятельно выполнять учебные задания, любит индивидуальную, независимую от класса и учителя работу, которую он может организовать произвольно;
  • активен при повторении пройденного материала, не сразу включается в новую деятельность;
  • любит спокойную рабочую атмосферу;
  • его активность нарастает медленно, но может сохраняться длительно;
  • с трудом отвечает на внезапно поставленный вопрос, нуждается во времени на обдумывание, тщательную подготовку;
  • его речь спокойная, неторопливая;
  • самостоятелен при выполнении задач.
  • с трудом выполняет работу, которая требует скорости и новой формы деятельности;
  • практически не работает на уроке во время опрашивания в быстром темпе;
  • не умеет быстро принимать решения;
  • имеет развитую долгосрочную, а не оперативную память;
  • может высказываемые интересные мысли, если они продуманы заранее;
  • любит заниматься своими делами наедине;
  • часто придерживается принятых стандартов, книжных формулировок, избегает импровизации;
  • любит систематизировать работу;
  • не отвлекаться на другие дела, разговор соседа, реплики учителя пока не закончит выполнение задания.опубликовано econet.ru.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

готовлюсь к экзамену.и вот статья интересная попалась.там и про энурез, недержание мочи… и про анонизм ранний.как бороться.почитайте интересно.хоть и много… Но для мальчиков особенно полезно… и девочек тоже))))я на воспитателя учусь и вот дети возраста дет.садовского особенно близки к этим проблемам.

кстати и написано про битье ногами о пол)))чего я боюсь)

Заболевания нервной системы у детей, их предупреждение

При детской нервности речь идет о функциональных нарушениях нервной системы, которые не связаны с ее органическими изменениями.

Причины, лежащие в основе неврозов:

1) наследственная предрасположенность (наличие в семье больных с заболеваниями ЦНС, алкоголиков, наркоманов и т.д.);

2) отсутствие или нарушение правильного режима;

3) заболевания острые и хронические;

4) всякие длительно действующие раздражители постоянные или сверхпороговые (длительный шум, нервные родители, подавление инициативы, насмешки со стороны окружающих, чувство страха);

5) отрицательные эмоции, которые могут иметь постоянный характер (положительные эмоции, даже при их большой силе, стрессовых состояний не вызывают), психические травмы.

В принципе неврозы излечимы, так как они в большинстве своем имеют функциональный характер.

Неврозы чаще развиваются у детей, имеющих слабый или легковозбудимый тип высшей нервной деятельности, когда они сталкиваются с сильными, сложными или длительно действующими раздражителями: долго не прекращающийся шум, неправильное поведение взрослых (частые ссоры, неровное отношение к детям — быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, бесконечные запреты, подавление инициативы и др.), а также частые перегрузки информацией: посещение кино, театров, просмотры телевизионных передач, которые перевозбуждают нервную систему ребенка. Нервные дети слабого типа заторможены, застенчивы, пугливы.

При легковозбудимой нервной системе тормозной процесс резко ослаблен: дети недисциплинированны, чрезмерно подвижны, вспыльчивы, агрессивны. У детей с уравновешенно подвижным и уравновешенно медленным типом высшей нервной деятельности невроз наблюдается значительно реже и проявляется менее заметно.

При неврозах у детей наблюдается не только повышенная нервность, но и расстройства функций разных органов (речи, мочевыделения, пищеварения и др.). Детям, страдающим неврозами, свойственны необоснованные страхи, нарушение сна, навязчивые движения, анорексия, рвота, энурез и т.д. У некоторых детей может быть лишь один из перечисленных симптомов, у других — несколько. Все расстройства нервной системы протекают на фоне резкого изменения поведения ребенка.

Остановимся на особенностях поведения нервных детей. Большинству нервных детей свойственны повышенная эмоциональность, неустойчивость внимания, частые капризы. Они обидчивы, реагируют на шум, яркий свет, изменения температуры воздуха, прикосновение к телу шерсти, меха. Периоды возбуждения у них сменяются периодами угнетения, вследствие чего настроение и поведение их все время меняются. Другие дети совершенно не могут управлять своими эмоциями: у них часты вспышки гнева, агрессии; инстинкты (пищевые, половые) берут над ними полную власть.

Постоянные запреты у некоторых детей вызывают бурный протест (ребенок кричит, топает ногами, пытается драться), способствуют возникновению упрямства. В этих случаях дети стремятся во всем поступать наперекор взрослым: отказываются от пищи, одевания, прогулок, бросают подаренные им игрушки, на все предложения взрослых отвечают отказом. Такое поведение ребенка называется негативизмом.Повелительный тон, насилие взрослых при проявлении ребенком негативизма не только не помогут, Но и усилят это болезненное состояние. В случаях проявления упрямства лучше либо не обращать на ребенка внимания, либо переключить его на другую деятельность.

Читайте также:  Презентация нервная система человека

Существует три основных типа неврозов у детей: истерия, неврастения и неврозы навязчивых состояний.

Истерия— заболевание, возникающее в связи с психотравмирующей обстановкой. Она может возникнуть у детей с особым складом характера, склонным к истерическим проявлениям, и ранее здоровых под влиянием тяжелых психотравмирующих условий. Истерия рассматривается как своего рода защитная реакция на какую-либо психологическую вредность. Это своего рода сознательная попытка разрешить различные трудности и конфликты путем ухода в болезнь.

Неврастения— одна из форм неврозов, при которой повышенная возбудимость сочетается с раздражительностью, слабостью, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, неустойчивым настроением. Развивается неврастения в случае, если ребенок живет в постоянном чувстве страха, неуверенности в себе, тревоге, напряжении. Причиной истерии может стать излишняя мягкотелость в воспитании, а неврастения встречается в семьях с излишне строгим воспитанием.

Различают две формы неврастении: гиперстеническую и астеническую. Для первой характерны повышенная возбудимость, вспыльчивость, упрямство и другие симптомы, для второй — плаксивость, боязливость, повышенная утомляемость. Довольно часто обе формы сочетаются. Нарушение сна — одно из наиболее ранних и специфических проявлений неврастении. Больной неврастенией ребенок может испытывать ряд тревожащих его ощущений: головные боли, сердцебиение, дрожания, жара в различных участках тела. Детей с неврастенией нельзя держать в постоянном чувстве страха, вызывать у них чувство жалости для послушания (начнет презирать родителей за слабость), не говорить о болезнях, так как подробное словесное описание может привести к симптомам заболевания.

Неврозы навязчивых состояний у детей раннего и дошкольного возраста чаще всего проявляются в виде навязчивых страхов или навязчивых движений. Последние формируются преимущественно у детей старше 4 лет, но некоторые элементы навязчивых движений могут быть замечены и раньше. У детей младшего возраста любая неожиданность может вызвать испуг: внезапно выскочившая из-за угла собака, громкий звук, неожиданная потеря равновесия и пр. Такой испуг совершенно естествен и у здоровых детей и быстро проходит. У нервного ребенка чувство пережитого испуга может остаться и трансформироваться в чувство страха. Такие дети боятся выйти во двор, где их испугала собака, пугаются громких звуков (даже повторных), боятся домашних животных, безобидных насекомых, незнакомых людей, ветра, грозы и т.д. Никакие уговоры, ласки и даже наказания не могут преодолеть этот страх, а иногда даже усиливают его. По-видимому, если какое-либо явление, заключающее в себе угрозу, сочетается одновременно с другим, вполне безобидным, то последнее приобретает характер условного раздражителя, появление которого и вызывает страх у ребенка.

Навязчивые состояния в виде движений могут носить самый разнообразный характер: подергивание головой, причмокивание, частое моргание и др. Судорожные проявления навязчивых состояний носят название тиков, которые проявляются в молниеносном сокращении мышц. Эти сокращения напоминают целесообразные движения. Всегда при внимательном наблюдении за ребенком можно установить первоначальную причину подобных явлений. Так, дети с мигательным тиком перенесли конъюнктивит с ощущением инородного тела в глазу, подергиванию головой предшествовал тесный воротник рубашки. При возникновении тиков ребенка необходимо направить к врачу, который назначит соответствующее лечение.

Онанизм, или мастурбация, — искусственное раздражение эрогенных зон с целью вызывания оргазма. Занятие онанизмом у детей вызывает приятные ощущения, которые ребенок впоследствии стремится возобновить, намеренно раздражая свои половые органы. Дети могут заниматься онанизмом не только в период полового созревания, но и в любом возрасте, даже в раннем.

В ряде случаев дети могут научиться онанизму у сверстников. Первый раз их толкает на это любопытство, стремление испытать новые ощущения, а впоследствии дурная привычка закрепляется

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что до 80 % детей дошкольного возраста занимаются онанизмом. У девочек первых семи лет вследствие более высоких темпов физического развит это явление встречается чаще, чем у мальчиков. Согласно существующему мнению, которое поддерживается большинством психологов и психоневрологов, онанизм не вреден, если он не становится навязчивой идеей и не мешает физическому и психическому развитию ребенка. Некоторая часть психологов рассматривает онанизм у детей в качестве возрастной особенности, обусловленной физиологическими причинами, которая не требует медицинского вмешательства.

Предупреждать и устранять эту дурную привычку у детей необходимо и возможно. Хороший эффект оказывают упорядоченный режим сна и бодрствования, сон на жесткой постели, мытье ног перед сном или на ночь прохладной водой, быстрый подъем с постели после пробуждения. Очень важно обеспечить ребенку достаточно подвижный образ жизни, общение с коллективом, приучать его к закаливанию и занятиям спортом.

Психиатры обычно рекомендуют меры воспитательной коррекции: наладить режим дня, больше бывать на свежем воздухе, правильно одевать ребенка (следить, чтобы он не перегревался).

Для предупреждения онанизма ребенка следует укладывать спать так, чтобы его руки находились поверх одеяла; одежда не должна быть тесной; нижнее белье надо менять 2 — 3 раза в неделю, а лучше ежедневно. В течение месяца следует сидеть рядом с ребенком до тех пор, пока он не уснет. Существенное значение в предупреждении онанизма у детей имеет изгнание глистов. Из пищевого рациона следует исключить блюда с острыми пряными приправами, крепкий чай, кофе, не перегружать желудок перед сном.

Настой из успокоительных трав, а также лечебные ванны, включающие валериану, пустырник, шалфей, зверобой, можно использовать только при согласовании с врачом, потому что у многих детей какой-то из компонентов сбора, например валериана, способен вызвать аллергию.

В большинстве случаев этого достаточно, чтобы избавить ребенка от этой дурной привычки. Если все перечисленное не помогает и ребенок продолжает с упорством заниматься онанизмом, необходимо проконсультироваться с детским психоневрологом.

Расстройство речи у детей, посещающих детское учреждение, требует особого внимания. Таких детей могут дразнить в группе другие дети, что может вызвать у нездорового ребенка чувство неполноценности, постоянной угнетенности; ребенку с расстройством речи могут подражать здоровые дети, особенно заиканию. Чаще всего заикание возникает в период становления речи (от 2 до 3 лет), когда ребенок начинает произносить слова и фразы. При заикании дети по несколько раз повторяют первые звуки или первоначальные слоги либо делают внезапную остановку в начале, середине слова, иногда фразы. Дыхание у ребенка становится неровным, прерывистым. Речь часто сопровождается рядом непроизвольных движений: подергивание мышц лица, зажмуривание глаз, высовывание языка, движения рук и ног. Чувствуя это, ребенок боится говорить, предпочитает молчать или говорит шепотом. Иногда вместо слов он пытается объясняться жестами. Заикающиеся дети застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей. Такого ребенка изолировать от детей всей группы не следует (только ребенка с крайне тяжелым заиканием переводят в логопедические группы или сады). Воспитатели должны разъяснить здоровым детям, что дефект речи у их товарища исправится, если они к нему будут хорошо относиться. Разговаривать с таким ребенком надо спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги, не говорить при нем о его недостатке. По поводу заикания необходимо посоветоваться с врачом-невропатологом, показать ребенка специалисту-логопеду.

Читайте также:  Дыхательная гимнастика для расслабления нервной системы

Существует явная наследственная предрасположенность к первичной, функциональной форме ночного энуреза. Если один из Родителей страдал этим недугом, то вероятность появления у ребенка составляет 45%, а если оба родителя — 75%.Заболевание чаще возникает у детей с отягощенным анамнезом (токсикоз у матери во время беременности, угроза выкидыша, слабость родовой деятельности, асфиксия, низкая оценка по шкал Апгар и др.). Энурез может быть также следствием психологической травмы, конфликтов в семье, неправильно прививаем навыков опрятности, общей задержки физического развития.

Есть сведения о наличии двух хромосом, которые могут вызвать генетическую предрасположенность к развитию энуреза.

Вторичная, или органическая, форма энуреза встречается при дефектах развития, наличии патологических изменений спинного мозга.

Энурез оказывает отрицательное влияние на психику ребенка. Дети стыдятся своего состояния, стремятся его скрыть, болезненно реагируют на насмешки товарищей, упреки взрослых, у них развиваются робость, неуверенность в себе.

Низкая самооценка может отрицательно повлиять на развитие ребенка и вызвать психологические нарушения в последующей жизни.

Существует две точки зрения на предмет необходимости подъема детей ночью.

Согласно первой из них, принудительное пробуждение ребенка во время ночного сна недопустимо, так как это вызывает нарушение структуры сна и затрудняет выработку и закрепление активного пробуждения в ответ на позыв к мочеиспусканию.

При появлении у ребенка энуреза ни в коем случае нельзя его упрекать, стыдить, запугивать, заставлять застирывать свое белье. Надо убедить его в том, что это явление не результат плохого поведения, а заболевание, от которого можно полностью излечиться. Ребенка следует как можно быстрее показать врачу и начать серьезно лечить. В настоящее время специалистами осуществляется комплексное лечение энуреза современными фармацевтическими препаратами с большим терапевтическим эффектом (адиуретин, минирин).

Детей с энурезом нельзя наказывать за ночное недержание мочи. Необходимо заботиться, чтобы эта проблема не подавляла ребенка психически. Огромное значение имеет эмоциональный настрой в семье. Надо понимать, как важно для ребенка чувствовать заботу, нежность, ласку и доброту со стороны обоих родителей. Нетрудно представить, как ребенок переживает и стыдиться этого. Родители в такой ситуации должны проявить терпение, уделять больше внимания ребенку, помочь ему почувствовать, что он, Несмотря ни на что, любим и всегда найдет у них поддержку.

Функциональная форма энуреза может исчезнуть даже без медикаментозного лечения к 16—18 годам у юношей и у девушек с появлением первых менструаций. Вместе с тем от энуреза страдает примерно от 0,5 до 1 % взрослого населения.

Депрессивные расстройства у дошкольников встречаются гораздо чаще, чем их диагностируют. Признаки таких расстройств обнаруживают у каждого третьего ребенка, количество таких детей постоянно растет.

Выявить депрессивное расстройство в дошкольном возрасте очень сложно, так как в отличие от взрослых, у которых депрессия исходит на всех уровнях (интеллектуальном, эмоциональном, моторном), у детей симптомы этого заболевания маскируются: многими неприятными ощущениями или поведенческими нарушениями. Наиболее часто такие дети жалуются на боли в животе, головные боли, усталость, плохой сон и отсутствие аппетита. Они становятся капризными, плаксивыми, теряют интерес к играм, общению. Изменяется их внешний вид: они отличаются бледностью кожных покровов, вялостью, шаркающей походкой, производят впечатление человека, страдающего тяжелым заболеванием.

У многих детей депрессивное состояние проявляется в ярко выраженной тревоге, нарастающей, как правило, в вечернее время. Неопределенная, беспредметная тревога, сопровождающаяся общим беспокойством, превращается часто в конкретный страхах (мама потеряется, не придет в детский сад).

Для детей с депрессией характерна повышенная слезливость. Причем чем меньше ребенок, тем сильнее это проявляется (повышенная чувствительность, жалостливость, одушевление неживых предметов). Дети в состоянии депрессии не отпускают от себя мать, просят взять их на руки; в их речи появляются младенческие интонации. У младших дошкольников, страдающих депрессией, также наблюдаются расстройства речи и мышления. Это выражается в односложности ответов, замедленности речи, отказе от игр, требующих даже минимального умственного напряжения и внимания, нежелании слушать чтение книг, даже ранее любимых.

Старшие дети очень быстро выключаются из процесса обучения: отвлекаются на занятиях, демонстрируют нежелание заниматься, с трудом вспоминают выученные ранее стихотворения и усвоенный материал. У них возникают или возобновляются вредные привычки. Чем более запущено состояние, тем более регрессируют навыки и умения. Как правило, такие дети становятся изгоями: их не понимают взрослые, отвергают сверстники.

В состоянии депрессии у детей возникает повышенное стремление к рисованию, причем они изображают свои страхи (Бабу Ягу, пожар, чудовищ); выбирают карандаши темных цветов (черный, синий, коричневый; иногда черный и красный). Это свойственно депрессивным состояниям злобной направленности. При депрессивных состояниях с преобладанием заторможенности и вялости рисунки просты, схематичны; для них характерны слабый нажим карандаша, незаконченность штриховки; цвет, как правило, один: синий или черный. Такие дети очень эмоциональны, впечатлительны и беззащитны. Они не могут постоять на себя, ответить за оскорбление, теряются (молчат или горько плачут).

Дети в состоянии депрессии не могут сразу начать или вовремя закончить какое-либо дело, переключиться с одного дела на другое. Это объясняется повышенным чувством долга, боязнью сделать что-то не так, растерянностью от неожиданно данного задания, флегматическими чертами темперамента, переутомлением, неуверенностью в своих силах и нерешительностью. Пытаясь доказать свою правоту и встречая еще большее непонимание, такие дети впадают в состояние аффекта, которое проявляется в отчаянии, а затем в отказе от контактов, капризах, страхах, подавленности, чувстве обособленности, непонятности и одиночества. На этой основе развиваются настороженность, недоверчивость и эгоцентризм. Депрессия развивается также из-за неуверенного характера взаимоотношений детей с близкими взрослыми, а также психологической неготовностью к дошкольному учреждению.

Даже при правильно и своевременно поставленном диагнозе назначенное лечение будет малоэффективным, если не изменить условия жизнедеятельности детей. Специализированных дошкольных учреждений для детей с эмоциональной неустойчивостью не предусмотрено; спецгрупп на базе массовых детских садов нет, так как пограничное психическое состояние, к которым относятся депрессии, не считается болезнью в традиционном понимании. Поэтому воспитатели и педагоги должны взять на себя особую психотерапевтическую — роль путем установления контактов с родителями и создания комфортной атмосферы в группе.

Читайте также:
Adblock
detector