У ребенка повышенная нервная возбудимость

Часы работы: с 10:00 до 21:00
Выходной — воскресенье

В настоящее время, возбудимость (гиперактивность) у детей рассматривается как болезнь, а не как дурное воспитание.

Причинами гиперактивности у детей могут быть различные факторы, которые причиняют вред центральной нервной системе, как во время ее формирования (во время внутриутробного развития), так и позже. К таким факторам относятся: повреждающие нервные клетки агенты (алкоголь, наркотики и другие токсины), перенесенные во время беременности инфекционные заболевания, плохое питание, механическая травма или асфиксия при рождении, серьезная болезнь или механическое повреждение черепа в детском возрасте.

Очень многое зависит от того, в какой среде растет ребенок, а именно семейная атмосфера, стиль воспитания, качество удовлетворения основных психологических потребностей ребенка.

Развитию гиперактивности ребенка способствуют такие способы проведения свободного времени, как просмотр телевизора и компьютерные игры, большинство из которых содержат элементы насилия. Быстрый темп жизни также сказывается на нервной системе детей. Часто родители очень заняты и не могут уделить много времени своим детям, поэтому придерживаются агрессивной модели межличностных контактов и досуга, предложенного средствами массовой информации. Все это особенно вредно для детей.

Повышенная возбудимость у детей включает одну или все сферы жизни ребенка: физическую, познавательную, эмоциональную. Дети не в состоянии оставаться неподвижным, постоянно должны двигаться, бегать, размахивая руками, подпрыгивать и даже во время сидения, качать ногами, раскачиваться на стуле, кивать или перебирать пальцы рук.

Что касается умственной сферы, ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, не может сосредоточиться. Наименьший звук отвлекает его от деятельности. Иногда, кажется, что ребенок делает десять вещей сразу. Часто допускает неточности из-за невнимательности, поспешно, поверхностно решает задачи.

Повышенная возбудимость у детей в эмоциональной сфере выражается главным образом в перепадах настроения, иногда очень сильными эмоциональными реакциями, повышенной экспрессией чувств, большую чувствительность к происходящему в окружающей среде. Ребенок не может управлять эмоциями. Он бурно реагирует на малейшие провокации.

У детей постарше повышенная нервная возбудимость может проявляться неусидчивостью, вспыльчивостью, иногда им трудно сосредоточиться, длительно концентрировать внимание. Зачастую творческие дети проявляют все симптомы повышенной возбудимости.

Часто, родители в такой ситуации, не могут помочь ребенку самостоятельно, в таком случае следует обратиться к специалисту.

Повышенная нервно-рефлекторная возбудимость ребенка требует коррекции и лечения. Несмотря на все трудности, такой ребенок должен быть окружен спокойной, теплой, дружественной атмосфере в семье. Любые проблемы следует решать, когда ребенок успокоится и сможет адекватно понять и оценить произошедшую ситуацию. Необходимо воздержаться от применения физического наказания, которое только усугубит проблему. У такого ребенка особо обострено чувства собственного достоинства.

Гиперактивный ребенок должен иметь четкую и последовательную систему правил, регулирующих повседневную жизнь. Среди прочего, просто необходимо наладить режим дня ребенка. Это очень важно. Каждый день вашего ребенка должен проходить более или менее однообразно. Кроме того, все члены семьи должны принимать и применять существующую систему правил и обязанностей.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал что-то, то давайте подробное последовательное описание того, что он должен сделать. Помните, что наилучшего результата можно достичь хорошим примером для подражания.

Важно изолировать гиперактивных детей от различных раздражителей, так как даже тихий посторонний звук может отвлечь их от работы. Например, детская должна быть окрашена в белый цвет, без картин, плакатов на стенах. Интерьер комнаты должен быть простым. Даже самые обычные школьные принадлежности должны быть удалены с рабочего стола и находиться вне поля зрения ребенка.

Проблема в том, что такие дети могут легко стать возбуждаться в различных ситуациях. Им быстро надоедает однообразие, скука и они начинают драку. Они не терпят насмешек и поэтому часто не любят своих сверстников. Гиперактивные дети имеют ярко выраженное чувство справедливости, как правило, бурно реагируют на несправедливость.

Повышенная возбудимость у детей растет с каждым годом, такое состояние без использования соответствующей терапии может привести к необратимым изменениям в их психике и поведении. Впоследствии, будет трудно что-либо исправить или ликвидации, поэтому, когда родители понимают, что есть некоторые трудности в поведении ребенка, они должны обратиться за помощью к специалисту.

Амбивалентность поведения ребенка [лат. ambi — вокруг, около, с обеих сторон + valens (valentis) — крепкий, прочный, влиятельный] — индивидуальный и возрастной вариант конфликтного поведения ребенка по отношению ко взрослому, характеризуемый борьбой положительных и отрицательных тенденций. Возникает в раннем возрасте и проявляется в процессе коммуникативной деятельности.

Читайте также:  Проблемы с желудком на нервной почве

Амбивалентность поведения ребенка представляет собой целостный синдром, который проявляется в локомоциях детей, их эмоциональном состоянии, практических и аффективных связях с окружающими людьми, а также в характере ответа детей на воздействия взрослых: одновременном стремлении к взрослому и движении от него — робости, неуверенности, тревоге, плаче, в сочетании с интересом и положительном отношении к взрослым- отсутствии ситуативно-делового общения, характерного для этого возраста, низком уровне развития предметной деятельности- яркой избирательности во взаимоотношениях со взрослыми с преобладанием эмоционального общения в ущерб предметному взаимодействию. Этот синдром наблюдается примерно у трети детей. В его основе лежит конфликт между потребностью ребенка в общении со взрослым и отсутствием у него средств для установления контактов с окружающими людьми. Одной из причин его возникновения являются особенности семейного воспитания ребенка на первом году жизни, которое отличается гипертрофией эмоциональных связей между ребенком и взрослым и препятствует формированию практических контактов.

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

Процесс развития и воспитания ребенка предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка и создние взрослым условия, в которых ребёнок мог бы развиваться, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы.
Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения.
При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому. Наблюдая за его деятельностью, он постепенно присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития ребенка.
Гармоничное развитие детей школьного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Будем рады видеть Вас на семинаре.

Повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, нарушения сна, быстрая утомляемость — все перечисленные симптомы знакомы врачам не понаслышке. С подобными жалобами родители, уставшие от поведения собственных детей, нередко обращаются к педиатрам, неврологам и семейным врачам. Далеко не всегда оказывается, что у детей имеются выраженные расстройства нервной системы или психоэмоциональной сферы. Тем не менее в большинстве случаев пациентам педиатрического возраста нужна медицинская помощь.

Несколько более сложным представляется оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), поскольку эти пациенты требуют совместных усилий со стороны неврологов, психологов и психиатров. К сожалению, на сегодняшний день стимулирующих препаратов (риталина, метилфенидата), используемых в других странах мира при лечении СДВГ, в нашей стране нет [1, 2]. Вместо них применяются препараты ноотропного ряда (ноотропил, семакс, пантогам и т. д.) в комбинации с различными поливитаминными препаратами [3]. Средства, подобные упомянутым, должны назначаться исключительно врачами-неврологами (с контролем эффекта лечения, индивидуальным подбором дозировки и периодическим наблюдением).

В то же время существует ряд мягких седативных средств, которые при необходимости можно применять при описанных выше нарушениях у пациентов педиатрического возраста. В частности, детям раннего и дошкольного (а иногда и грудничкового) возраста российские медики чаще всего назначают препараты валерианы, пустырника и так называемую микстуру с цитралем. При этом цитраль, входящий в состав названной микстуры, играет второстепенную роль (он используется в качестве антисептического средства и консерванта). Рецепт этой микстуры может варьировать: валериана (экстракт корня или вытяжка) и/или пустырник, дистиллированная вода или 10%-ный раствор глюкозы, бромид натрия (с давних пор известно, что препараты брома обладают способностью концентрировать и усиливать в коре головного мозга процессы торможения), сульфат магнезии. Добавлять в микстуру антигистаминные средства не рекомендуется.

Валериана (лекарственная). Препараты на ее основе (изолированные настои, настойки, а также растворы в комбинации с другими комплексными средствами) уменьшают возбудимость ЦНС, вследствие чего их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, нарушениях сна и подобных состояниях. Уже давно доказано, что препараты валерианы снижают рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы и усиливают тормозные процессы в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга. При лечении детей раннего возраста чаще используют настои корня валерианы.

Пустырник (пятилопастный). В педиатрической практике используются настои, настойки и (реже) экстракты пустырника. Состав растения настолько сложен, что его до сих пор продолжают изучать. Считается, что седативный эффект настойки пустырника в 2-3 раза сильнее, чем настойки валерианы [6]. Поэтому препараты пустырника используют при повышенной возбудимости, неврастении и неврозах не только у детей и подростков, но и у взрослых. В отечественной медицине кроме валерианы и пустырника широко используется ромашка.

Читайте также:  Что попить чтобы успокоить нервную систему и убрать тревогу и страх

Ромашка аптечная. Это лечебное растение применяется в виде отвара, настойки или чаев, поскольку является мягким седативным средством, эффективным при лечении нарушений сна, дисфункций желудочно-кишечного тракта и пр. Примером могут служить успокаивающий чай и чай из ромашки фирмы Хипп, которые можно рекомендовать в комплексном лечении проявлений перинатального поражения нервной системы с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, а также здоровым детям — для улучшения сна. В числе действующих компонентов ромашки можно назвать эфирное масло, азулен, флавоноиды, полисахариды, витамины и некоторые другие биологически активные вещества. Помимо приема внутрь, отвары ромашки удобно использовать в качестве наружного средства (ванны).

Мята перечная. Вытяжки из травы мяты перечной наряду с желчегонным, антисептическим и болеутоляющим эффектом обладают успокаивающими и спазмолитическими свойствами, а также оказывают рефлекторное коронарорасширяющее действие. Сходным эффектом обладает также мята лимонная (мелисса), которая, как и мята перечная, относится к эфиромасличным растениям. Мята и мелисса входят в состав детского чая Хипп, который можно рекомендовать как общеукрепляющее средство.

Боярышник (кроваво-красный, колючий и пятипестичный). Общеизвестны кардиотонические и спазмолитические свойства препаратов боярышника (за счет содержания тритерпеновых соединений и флавоноидов), используемые в терапии заболеваний сердечно-сосудистой системы. Но впоследствии было обнаружено, что настои и экстракты этого растения позволяют улучшить снабжение кислородом не только миокарда, но также и нейронов головного мозга. Седативная активность препаратов боярышника объективно доказана. Вследствие этого, а также по причине малой токсичности препаратов растения боярышник получил довольно широкое распространение в качестве успокоительного средства (настой цветков или плодов растения, настойка боярышника и т. д.).

Зверобой (продырявленный). Трава зверобоя обладает многосторонними фармакологическими свойствами, среди которых особого внимания заслуживает спазмолитический эффект, а также капилляроукрепляющее действие, типичное для соединений, содержащих витамин Р. Поэтому зверобой является ценным компонентом седативных лекарственных сборов и довольно широко используется в этом качестве.

В ряде случаев проблему беспокойного ребенка можно решить, не прибегая к назначению каких-либо медикаментозных средств. Этому способствуют некоторые режимные мероприятия (контроль за продолжительностью дневного и ночного сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание), закаливание, лечебные ванны (со сборами трав или солей), правильное воспитание, адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.

Иногда беспокойный ребенок является продуктом социальной депривации или гиперопеки в семье. Именно по этой причине детям дошкольного возраста рекомендуется посещать детские сады. Даже практика привлечения к воспитанию малыша нянь и гувернеров (популярная среди материально обеспеченных россиян) не в состоянии заменить общение ребенка с другими детьми, способствующее элементарному постижению норм социальной жизни.

Тем не менее врачам необходимо ориентироваться среди многочисленных медикаментозных препаратов, предлагаемых в качестве седативных средств. Лишь в этом случае можно обеспечить своевременную коррекцию возникших нарушений психоэмоциональной сферы. Концепция доказательной медицины подразумевает, что при принятии клинических решений следует руководствоваться наиболее достоверными и проверенными сведениями об эффективности назначаемого лечения [9].


Отклонение в поведении, связанные с излишней активностью, нервной возбудимостью нередко наблюдается у маленьких детей и подростков, чаще всего у мальчиков. Это вынуждает родителей обращаться за помощью к педиатрам, семейным врачам, детским психологам и невропатологам.

Нередко специалисты считают это состояние патологической гиперактивностью. Однако, если речь идет о легких проявлениях повышенной возбудимости, это не всегда результат расстройства центральной нервной системы, либо психоэмоциональной сферы ребенка.

Безусловно, если существуют серьезные проблемы с поведением, которые не поддаются контролю, возникают часто или присутствуют постоянно, если сопровождаются агрессивными проявлениями, ребенка следует показать специалисту.

Почему возникает повышенная нервная возбудимость у ребенка, как она проявляется? Что делать в этом случае, к какому специалисту обратиться? Поговорим сегодня об этом:

Почему возникает повышенная нервная возбудимость, причины ее какие?

Специалисты называют несколько причин такого поведения. Коротко рассмотрим основные:

— Очень часто неконтролируемое поведение становится следствием тех событий, что происходят вокруг. Например, это может быть реакцией на семейные проблемы. Очень часто скрытая депрессия у детей сопровождается нервными реакциями даже по незначительным поводам, агрессией и повышенной подвижностью. Особенно страдают чувствительные и мнительные дети.

Читайте также:  Крапивница на нервной почве-лечение

— С первых лет жизни, на ребенка обрушивается огромное количество всяческой информации, меняющейся ежедневно. Различные занятия, кружки и секции, подготовка к школе и сама школьная программа, а также телевизор и компьютер – все это негативно влияет на еще неустойчивую нервную систему. Как результат, повышенная возбудимость нервной системы и повышенная физическая активность.

К другим причинам специалисты относят: недосыпание, недостаток отдыха и внимания родителей, плохое питание, длительное времяпрепровождение за компьютером или телевизором. Тут нужно особенно подчеркнуть увлечение детей компьютерными играми.

Как проявляется повышенная нервная возбудимость, симптомы на нее какие указывают?

Вообще, практически всем детям свойственна активность и непоседливость. У многих это является индивидуальной чертой характера. Поэтому не стоит путать обычного активного малыша с ребенком, страдающим нервным расстройством.

Например, дети могут быть шумными, иногда непослушными, когда проводят время с другими детьми. Однако, когда нужно сосредоточиться, например во время школьных занятий, они ведут себя вполне адекватно и прилежно учатся. В этом случае можно особо не тревожиться.

Но если и в процессе обучения ребенок невнимателен, не собран, не усидчив, не сдержан, отстает по школьным предметам, если регулярно конфликтует с товарищами и учителями, нужно обратить на это внимание и показать его невропатологу.

Дети с повышенной возбудимостью часто жалуются на головную боль. Родителей особенно должны насторожить расстройство сна и бессонница. Эти явления очень часто указывают на синдром повышенной возбудимости, требующий медицинской коррекции.

Как корректируется повышенная нервная возбудимость, лечение ее какое эффективно?

Если наблюдаются серьезные проблемы с нервной системой, ребенка нужно показать невропатологу. Для установления причины чрезмерной активности и повышенной нервной возбудимости доктор назначит обследование.

При выявлении определенных патологических нарушений, назначит необходимое медикаментозное лечение, скорее всего им будет рекомендоваться позитивная психотерапия, а также он даст соответствующие рекомендации по коррекции поведения.

Нужно помнить, что самостоятельно лечить ребенка успокаивающими препаратами, давать антидепрессанты, транквилизаторы или снотворные таблетки недопустимо. Их при необходимости назначит врач в индивидуальном порядке.

С учетом возраста ребенка, установленного диагноза, тяжести расстройства, обычно назначают следующие лекарственные препараты (короткими курсами с перерывами):

Седативные — Валокордин, Барбовал.
Седативные гомеопатические — Кардиоика, Успокой.
Метаболические — Глицин.
Кардиологические — Трикардин.
Ноотропы – Пирацетам.

При проведении коррекции нервной возбудимости, не связанной с патологией, врач может назначить растительные препараты, оказывающие мягкое, щадящее воздействие на детский организм.

Обычно назначают седативные натуральные средства: Ново-пассит и Персен (инструкция по применению каждого препарата перед его использованием должна быть изучена лично с официальной аннотации, вложенной в упаковку!). Также годятся средства на основе успокаивающих лекарственных растений:

Валериана (капли, настой, таблетки, чай). Препараты из этого растения, как изолированные средства лечения, так и в комплексе с другими средствами, широко применяют для коррекции нервных расстройств. Растение способствует снижению возбудимости ЦНС, устраняет нарушения сна, лечит бессонницу.

Пустырник. Препараты на его основе часто используют для лечения детей и подростков. Причем Седативный (успокаивающий) эффект пустырника на порядок сильнее действия валерианы.

Ромашка аптечная. Это мягкое седативное средство обычно применяют в виде чая или отвара. С помощью растения лечат нарушения сна, используют при болезни желудочно-кишечного тракта и т.д.

Причем, средства из ромашки не только принимают внутрь, но также используют для приготовления успокаивающих ванн.

В заключение нашего разговора отметим, что внимательные родители всегда замечают изменения в поведении своего ребенка. Если вы заметили первые неприятные симптомы повышенной возбудимости, примите несложные меры:

Отрегулируйте режим дня, следите чтобы ребенок спал не менее 8 часов. Не слишком его нагружайте, давайте достаточное время для отдыха.

Старайтесь больше проводить времени вместе, играйте, совершайте пешие прогулки на свежем воздухе. Не разрешайте подолгу сидеть за компьютером и телевизором. Ну, а при необходимости своевременно обращайтесь к специалистам.

Читайте также:
Adblock
detector