Сравнительная таблица форм афазии

Скачать:

Вложение Размер
afaziya.docx 16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика моторных афазий афферентного и эфферентного типов

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

Поражение нижних отделов постцентральной зоны левого доминантного (у правшей) полушария.

Нижнетеменная зона коры головного мозга.

Поражение нижних отделов премоторной зоны левого, доминантного (у правшей) полушария головного мозга.

Заднелобные отделы коры головного мозга.

Нарушение кинестетических ощущений, что приводит к нарушению тонких артикуляторных движений (оральной апраксии), проявляющейся в невозможности найти нужное положение губ, языка при произнесении звука, слов. Непроизвольно эти движения могут быть выполнены, т.к. не имеется парезов, ограничивающих объём оральных движений.

Патологическая инертность раз возникших стереотипов, появляющихся из-за нарушения смены иннерваций, что ведёт к нарушению своевременного переключения с одной серии артикуляционных движений на другую.

В тяжёлых случаях больные не могут произнести не только слово, но и отдельные звуки.

При средней и лёгкой степени тяжести афазии больной не может быстро и без напряжения артикулировать звуки и слова. Замена одних звуков другими (глухих звонкими и наоборот), по месту и способу образования :

Экспрессивная речь предполагает наличие кинетической цепи артикуляторных движений:

  1. Постоянное торможение предыдущих движений и переход к следующим.
  2. Серийную организацию артикуляторных движений.
  3. Серийную организацию фонетической структуры слова и определённую серию звуков и их определённую последовательность (крот-корт, сорт-трос).
  4. Неправильное ударение в словах.

Полное отсутствие устной речи или обилие литеральных парафазий. Нарушается произношение звуков и замена одних звуков другими (глухих звонкими и наоборот), по месту и способу образования :

Взрывных б-п, д-т, г-к;

Щелевых в-ф, с-з, ш-щ;

  1. Персеверации. Произношение отдельных звуков сохранно. Устная речь нарушается при переходе к серийному произношению звуков, слов. Из-за грубых нарушений 9персевераций) становится невозможным конструирование и произношение предложений.
  2. Нарушение просодики:

Интонационной выразительности, ритмико-мелодической структуры, ударения.

Нарушено звено звукоразличения в структуре слова, т. е. нарушение сенсо-моторного уровня её организации в звене кинестетического анализа звуков, что ведёт к нарушению создания моторной программы речи.

Симптом трудности включения в активную речь. При диалоге, в спонтанном высказывании не могут начать фразу. При произнесении первого слова могут произнести и всю фразу (средняя и лёгкая степени тяжести),

В тяжёлой степени – грубые нарушения речи.

Чтение может быть относительно сохранным. Письменная речь нарушается очень грубо.

Нарушение чтения (алексия) и письма (аграфия), что обусловлено нарушением звуко-буквенного состава слов.

Восстановление речевой функции

(специфические задачи, связанные с преодоление первичного речевого дефекта )

Восстановление артикуляторных схем отдельных звуков, следовательно, устранение латеральных парафазий, возникающих на основе смешения близких по артикуляции звуков.

Восстановление способности переключения с одной артикуляции на другую, с одного фрагмента слова на другой, что тесно связано с задачей восстановления кинестетических двигательных мелодий слов и фразы, а также внутренней линейной синтаксической схемы фразы.

Методические рекомендации. М. Министерство здравоохранения СССР-1985.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка вводного урока по компьютерной графике для учащихся 8 класса.

Сравнение старых и новых правил аттестации учителей. Подготовлено центром развития методических и управленческих кадров Иркутского ИПКРО.

Презентация включает материал об открытии галогенов, строении атомов, физических и химических свойствах галогенов с видеоопытами , влиянии галогенов на организм человека, кроссворд по теме.

В презентации отражены все этапы исследования с фото и выводами.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов. В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п.

Вопросы теоретических основ восстановительного обучения и научного обоснования дифференцированного подхода к методам восстановления речи при афазии являются важнейшим аспектом проблемы восстановления .

Из опыта работы учителя-логопеда с больными, перенёсшими инсульт и имеющими в анамнезе речевое заключение: моторная афазия афферентного и эфферентного типа.

Справочная таблица содержит классификацию афазий их области поражения, факторы, центральный симптом, клиническую картину и клинико-психологические характеристики.

Центральный механизм (фактор)

Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом)

Задняя треть верхней височной извилины левого полушария (41, 42, 22). Данные поля имеют тесные связи с нижними отделами премоторной области (44, 46, 10).

Нарушение акустического анализа и синтеза звуков речи, проявляющееся в нарушении фонематического слуха. Нарушение различения звуков.

Нарушение понимания речи по типу отчуждения смысла слов; нарушение понимания обращённой речи (импрессивной речи).

— Трудности дифференциации фонем (оппозиционных и дизъюнктивных), но в первую очередь оппозиционных!

— Трудности самостоятельного правильного произнесения фонем

— Нарушение экспрессивной речи

— Нарушение повтора слов и называния предметов (вследствие акустического дефекта)

— В грубых случаях трудности понимания обращённой речи не зависят от сенсибилизации условий

— Есть вторичные дефекты навыков чтения и письма вследствие нарушений операций звукового анализа и синтеза (парадигматические нарушения)

— Нарушение воспроизведения ритмов и ритмических структур

— Трудности операций устного счёта

— Нарушения функций памяти и внимания по модально-специфическому типу

— Сохранны: слуховой, зрительный, зрительно-пространственный, кинестетический и тактильный анализаторы.

— Сохранно восприятие интонационно-мелодической стороны высказывания (общий контекст высказывания доступен для понимания).

Средние отделы коры левой височной области, расположенные вне ядерной области слухового анализатора (верхние отделы 21 и частично 37). Эта область имеет тесные связи со слуховым и зрительным анализаторами и медиобазальными отделами височной коры.

Нарушение слухоречевой памяти и зрительных предметных образов представлений.

Нарушение понимания речи, приводящее к вторичным расстройствам устной спонтанной речи.

— Нарушения понимания речи и не грубо выраженный симптом отчуждения значения слов, засчёт сужения объёма акустического восприятия

— Негрубые нарушения устной речи

— Повышенная тормозимость следов памяти

— Парадигматические нарушения речи

Все нарушения носят модально специфический характер

— Нарушение слухоречевой памяти

— Дефекты оценки и воспроизведения ритмов

— Нарушения внимания по модально специфическому типу при сохранности анализаторных систем

— Сохранны: фонематический слух и артикуляторные функции;

— Интонационно-мелодическая сторона высказывания;

Задние нижние отделы височной области левого полушария (нижние отделы 21 и 37 полей на конвекситальной поверхности и нижние отделы 20 поля на конвекситальной и базальной поверхности).

Дефект оптического восприятия предмета в связи с трудностями выделения существенных признаков предмета вследствие слабости зрительных представлений.

Трудности называния предметов

— Опора на функциональное описание предмета

— Негрубые нарушения устной речи (паузы, спотыкания)

— В речи встречаются вербальные парафазии

— Трудности изображения предметов (невозможность выделить существенные признаки)

— Расстройства парадигматических аспектов речи

— Возможны дефекты памяти и внимания по модально-специфическому типу

— Функции зрительного и зрительно-пространственного, кинестетического и тактильного анализаторов;

— Фонематический слух и артикуляция;

— Восприятие и опора на интонационно-мелодическую сторону высказывания;

Нижнетеменные отделы (нижние отделы потцентральной области; 40 поле, примыкающее к 42 и 22). Данная область имеет тесные связи с височными зонами коры).

Нарушение кинестетических ощущений, обусловливающих дефекты выполнения тонких артикуляторных движений.

Нарушение правильного произнесения звуков, их замена → нарушение правильного произнесения слов.

— Трудности дифференциации артикулем

— Дефекты артикулирования звуков

— Нарушение устной экспрессивной речи

— Превалирование литеральных парафазий (вербальных парафазий нет)

— Трудности восприятия слов (первичного симптома отчуждения смысла слов нет).

— Дефекты кинестетического праксиса

— Возможны симптомы нарушения пространственной ораганизации

— Затруднён оральный праксис (тонкие артикуляторные движения языка; неспособность правильно поставить язык)

— Вторичные нарушения счёта и дефекты образной сферы

— Слуховой, двигательный и зрительный анализаторы;

— Восприятие интонационно-мелодической стороны речи и непроизвольный уровень организации высказывания.

Центральный механизм (фактор)

Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом)

Нижние отделы коры премоторной области (44 и частично 45 поле) ‒ задняя часть 3 лобной извилины. Эти поля имеют тесные связи с височными отделами коры.

Патологическая инертность раз возникших стереотипов засчёт нарушения смены иннерваций → нарушения переключений с одного артикуляторного движения на другое.

Персеверации в речевой и двигательной системах.

— Грубое нарушение в устной экспрессивной речи

— Речевые стереотипы (персеверации речи)

— Нарушение плавности речи при относительной сохранности автоматизированных речевых навыков

— Присутствие эмбол в речи

— Трудности включения в активную речь

— Нарушения просодики речи (интонационно-выразительной окраски речи)

— Наличие аграмматизмов в речи

— Вторичные расстройства чтения и письма

— Нарушение кинетического праксиса, в том числе по типу персевераций (навязчивого повторения)

— Нарушение координации движений

— Анализатор. системы (висок, темя, затылок);

— Конструктивная деятельность, оральный праксис;

— Понимание обращённой речи при относительной сохранности непроизвольной речи.

Зона ТРО на границе височных, теменных и затылочных областей. Третичные области коры 39, 40, часть 37 и 19 полей.

— Дефекты симультанного анализа и синтеза информации

— Нарушения пространственного восприятия.

Нарушение понимания логико-грамматических конструкций

Нарушение понимания конструкций, отражающих:

I. Флективные отношения.

— Три вида грамматических конструкций флексий:

1. афлективные конструкции (в которых нет окончаний)

— конструкции сравнения (больше\меньше)

— конструкции по типу двойного отрицания

— конструкции родительного падежа

— Кроме того ‒ трудности в осмыслении синонимов, омонимов

II. Инвертированные конструкции.

— нарушения пространственного симультанного анализа, смыслового строения речи

— затруднения номинативной функции речи (подсказка работает)

— парадигматические нарушения речи

-Сохранна: отражённая речь (может повторить).

— Дефекты пространственного фактора и трудности ориентации в пространстве

— Нарушения операций устного счёта

— Нарушения конструктивного рпаксиса; праксиса позы

— Возможны дефекты схемы тела

— Нарушения наглядно-образного мышления

— Слуховой, зрит. и тактильн. анализаторы;

— Доступно понимание речи и восприятие интонационно-смыслового аспекта речи.

Центральный механизм (фактор)

Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом)

Премоторная область, примыкающая к зоне Брока спереди с сверху (9, 10, 46 поля).

Дефект активного программирования высказывания, протекающего во внутренней речи в звене переструкткрирования высказывания.

Нарушение продуктивной активной речи (трудности активного высказывания)

— Трудности самостоятельного развёртывания речевого высказывания

— Наличие малопродуктивной, стереотипной речи

— Вречи превалируют шаблоны

— Трудности составления сукцессивного высказывания

— Нарушения просодики (интонации) речи

— Лёгкая дисфункция лексико-грамматического структурирования

— Нарушения функций памяти\внимания

— Сенсорные и моторные компоненты речи;

Как при динамической афазии

Дефекты грамматического структурирования

Трудности грамматического оформления речевого высказывания

— Аграмматизмы в речи (по типу сокращения числа синтаксических моделей предложений)

— Трудности словообразования, использования флексий и т.п.

— Нарушения активной речи, просодики речи

— Патологическая инертность в грамматических операциях

— Стереотипность и шаблонность речи

— Ошибки программирования развёрнутого высказывания (не грубые)

Как при динамической афазии + сохранность формирования единого связного текста.

Она встречается чаще всего. Чаще это комбинации сенсорных и акустико-мнестических афазий, переднего аграмматизма и динамических.

Афазия-системное нарушение речи, сотсоящее в полной или частичной потери речи и обусловленное локальными поражениями одной или неск зон мозга.
Классификация афазий А.Р.Лурия (анализаторная):

1.Моторная
1.1моторная афферентная афазия
(нарушается афферентный праксис=кинестетический); артикуляция носит парадигматич характер.
Центр механизм – нарушение афферентного праксиса (кинестетич праксиса).
Теряют возможность совершать движения по заданию языком или др органами артикуляции. Непроизвольно легко выполняют, поскольку не имеют никаких парезов, ограничивающих объем движения.
Лежит в основе артикуляц апраксии:
-отсутствие артикулемм,
-искажение произнесения (литеральные парафазии),
-поиски артикуляции.
Локализация очага поражения: поражение нижн отделов постцентральной зоны левого доминант полушария у правшей.
Нейропсихологич синдром: входят нарушения моторной экспрессивной речи, вторич нарушения импрессивной речи, нарушения чтения, письма, вторичн нарушения счета, особенности нарушения в двигат сфере (нарушения пальцевого праксиса, праксиса позы).

1.2моторная эфферентная афазия
(Эфферентная афазия Брока, корковая моторная афазия Брока)-нарушение кинетич праксиса
Очаг поражения: зона Брока, 44 поле, зад часть нижн лобной извилины, премоторная зона.
Централ механизм – патологическая инертность раз возникших стереотипов.
Центр дефект – нарушение своевременного переключения с одной серии артик движений на другую. Орал праксис (кинестезия) сохранен. Отд позу может, не может переключиться.
Нейропсих синдром: нарушение экспрессивн речи, испрес речи, нарушение чтения (алексия), наруш письма, предм действий (апраксия).

Наруш динамич программирования ,структурир речи

Очаг поражения: задние лобные отделы доминантного полуш кпереди от зоны Брока

Центр механизм-наруш внутр речи, ее предикативности

Центр дефект-наруш продуктив актив речи, невозможность активного высказывания при сохранности стереотипной речи. Проявл в реч спонтанности и инактивности

1) хар-ся преимущ наруш ф-ии реч программирования в связи с чем больные пользуются готовыми речевыми штампами, кот не требуют программирования. Бедность словаря

2) наруш ф-ии граммат структурирования. Экспрессивный аграмматизм согласных, аграмматизм типа телеграфного стиля.

В обоих случаях произносит моторных трудностей не набл-ся.

Чтение и письмо относительно сохранны. Речь больных плохо артикулирована, интонационно не окрашена, большие паузы между словами. Понимание речи не страдает. Уменьшение беглости речи, особенно при назывании глаголов, телеграфный стиль. Наруш предикативности речи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Читайте также:
Читайте также:  Сыпь от нервов на теле
Adblock
detector