Скрипка и немножко нервно маяковский анализ

История создания

Это было одно из ранних произведений Маяковского. Стремясь утвердить принципиально новую эстетику в поэзии, он соединял несопоставимое и добивался потрясающего эффекта: его образы граничили с безумием и в то же время были максимально точными, выверенными, сильными.

Литературное направление: модернизм (футуризм).

Литературный жанр: стихотворение.

Вид лирики: философская.

Фактически данное стихотворение описывает беседу музыкальных инструментов оркестра. Парадоксально, что в этой беседе участвует и лирический герой стихотворения. Мы можем предполагать, что в стихотворении описаны те впечатления, которые герой испытывал при прослушивании симфонической музыки.

Метрика

Размер: акцентный стих.

Рифма: смешанная.

Тропы и фигуры речи

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите литературное направление, к которому следует отнести творчество Владимира Маяковского (в том числе и это стихотворение).

Ответ. Футуризм.

Меню статьи:

Об истории создания шедевра

Лингвистические казусы, впрочем, встречаются не только у Маяковского. ХХ век – это эпоха экспериментов. В философии со смыслами играет Жиль Делез, а в литературе – например, Антон Чехов. Писатель как-то раз выдал забавный каламбур:

Шел дождь и два студента: один в калошах, другой – в университет…

Современники Маяковского рассказывали, что поэт был завсегдатаем баров и разнообразных кафе, где играла живая музыка. Там литератор декламировал свои произведения, наслаждался приятным времяпрепровождением, слушал игру музыкантов, наконец, обедал или ужинал. Часто Маяковский пробовал блюда под звуки скрипок. Голос этого инструмента нарушал общий монотонный ритм оркестра.

Тогда-то писателю и пришла в голову идея написать такое произведение:

Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски…

Далее Маяковский обратился к аллегории. Это прием, который позволяет условно изображать в произведениях искусства отвлеченные идеи. Аллегория устанавливает тесные связи с аналогией. Так поэт выстраивает образную канву музыкального оркестра. В этом оркестре слышатся звуки разных инструментов: скрипки, геликона, барабана, тарелки. Аллегорический прием, между тем, вызывает у читателя совсем другие образы. Скрипка дергается и ревет, барабан шмыгает, геликон кричит. Маяковский наделяет инструменты человеческим характером. Под масками инструментов на самом деле скрываются образы людей.

Стихотворение Маяковского “Лиличка” – это некая литературная форма любви, так как поэт вдохновлялся на создание новаторских произведений искусства. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Экспериментальный характер проявился с помощью самой формы стиха. Это произведение – один из наиболее ярких примеров подобной экспериментальности. Маяковский вводит в текст разные по длине строки. Автор демонстрирует свое мастерство выстраивать ритмическую структуру, расставлять логические ударения, акценты в необходимых местах. Подобные произведения получили название тонических – то есть таких, которые основываются на ударениях.

Читайте также:  Нервная трубка у плода когда формируется

Маяковский в роли экспериментатора расширил художественный потенциал лирики. Позже находки русского автора отразились в произведениях футуристов и шестидесятников.

Коллеги героини, между тем, проявили безразличие к просьбе скрипки.

Писатель представляет картину отчужденности, равнодушия, неприятия. Скрипка рыдает, но музыкальные инструменты демонстрируют разную реакцию на эмоции героини.
Наконец, барабан не выдерживает и произносит:

Хорошо, хорошо, хорошо.

Этот грузный и тучный инструмент понимает скрипку, желая помочь коллеге. Один в поле не воин: другие инструменты не поддерживают барабан.

Поддержка требует нравственных усилий. Сочувствие барабана превращается в предательство. Герой устает, прерывает речь скрипки и уходит.

А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел…

Музыкальные инструменты (кроме скрипки) в произведении воплощают глупость, грубость, отсутствие чуткости, агрессию. Другие герои из оркестра – это образы плотского, бездуховного начала.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка

Единственный человек, понимающий потуги музыкального инструмента-одиночки, – это сам герой (автор).

Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору –
а доказать ничего не умею.

Маяковский обращается к просторечным и разговорным словам. Эти средства повышают эмоциональность, выразительные возможности произведения.

Автор отводит в своем творчестве отдельное место рифме. Слова, наделенные наибольшей значимостью, писатель помещает в конец рядков. Рифмы русского автора отличаются богатством и запоминаемостью. Литератор пользуется неравносложными и составными рифмами. С помощью перечисленных средств писатель достигает живости, интонационного родства с разговорной речью. Также такие приемы усиливают лиричность, делают стих душевнее.

Маяковский возвращает порядок в последних строках произведения. Писатель говорит, что музыканты рассмеялись. И это значит, что ожидания читателя оправдались. Страдания скрипки понимает лишь герой, который остро чувствует голос индивидуальности в толпе обывателей. Герой тянется и жмется к скрипке, словно ища спасения от посредственности общества. Впрочем, этот мезальянс не пугает героя. Маяковский пишет о родственности скрипки и героя, которые понимают бестолковость ора и крика. Ни автор, ни музыкальный инструмент не способны доказать свою правоту. В итоге, Маяковскому надоедает прилагать усилия, растрачивать нервы, рвать голосовые связки. Автор предлагает героине решение проблемы:

Знаете что, скрипка?
Давайте –
будем жить вместе!
А.

В центре лирического повествования находится проблема одиноких людей. Эта тематика не нова для литературы. Непревзойденным мастером образного представления одиночества считался Лермонтов. В текстах Маяковского одиночество предстает в новых, необычных и ярких ипостасях.

Читайте также:  Что это такое хорея

Произведение основывается на сопоставлении автором себя (образ скрипки) и обывателей, толпы (образ оркестра). Автор использует прием антитезы, чтобы подчеркнуть этот контраст. Литератор противопоставляет скрипку другим инструментам в оркестре, а себя – музыкантам. Текст остро отразил волнения самого писателя, трагизм жизни Маяковского.

Одиночество представлено в широком контексте. Маяковский затрагивает проблему собственного одиночества, а также одиночества всех людей в целом. Экспериментальный характер произведения заставляет автора прибегать к необычным способам презентации этого состояния души. Поэт ощущал обособленность, отчужденность от людей, отделенность от социума. Конец текста дает надежду на обретение человека, способного понять чувства и мироощущение автора:

Экспериментальные формы и крайняя эмоциональность творения не помешала писателю выстроить последовательную композицию. Сюжет развивается динамично и постепенно. Намек на ведущую тему наблюдается уже с первых строк текста. Повествование развивается, чувства накаляются. Наконец, кульминация – это своеобразный эмоциональный взрыв. Спасителем катастрофической ситуации становится поэт. Герой не боится выразить чувства скрипки, несмотря на смех окружающих людей. Желание обрести родственную душу часто слышится в раннем творчестве экстравагантного литератора.

Произведение относится к жанру лирических текстов. Маяковский использует вещи, чтобы через их образы передать собственные чувства. Прием олицетворения наделяет вещи свойствами и характерами живых существ.

Литератор нередко вводил в свои тексты неологизмы – это одна из черт экспериментальной и футуристической литературы. Неологизмами называются слова с сильным самобытным характером. В целом, все произведения Маяковского представляют собой приемы новаторства в литературе.

Фантастический, абсурдный и вместе с тем совершенно реальный с психологической точки зрения мир предстает в этом стихотворении.

Участниками полилога и необычной истории становятся инструменты театрального оркестра: скрипка, барабан, геликон, лирический герой, музыканты.

Поэт рисует образ скрипки как существа нежного, нервного, по-детски непосредственного, не получающего понимания у громких и грубых собратьев. Ее беззащитность и единственность подчеркнуты тем, что только у нее одной отсутствует речевая партия. За скрипку говорит поэт, изображая ее поведение и выражая реакции: издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась по-детски.

Читайте также:  Парез возвратного гортанного нерва

Внутренние колебания лирического героя выражены Маяковским, через систему жестов и алогичного выкрика:

шатаясь полез через ноты,

сгибающиеся от ужаса пюпитры,

бросился на деревянную шею.

В искреннем признании лирический герой обнаруживает свою боль:

«Знаете что, скрипка? Давайте —

будем жить вместе!

Читайте также:
Adblock
detector