Рцон диагноз невролога что это


Резидуальная церебральная органическая недостаточность (РЦОН) – патология, которая представляет собой результат отклонений в нервной системе ребенка, которые развивались либо еще в утробе матери, либо после рождения.

Это обусловлено поражением отдельных участков мозга, что, в свою очередь, выражается в симптомах, которые затрудняют процесс социализации ребенка и ограничивают его физические возможности.

Сущность и этиология РЦН

Резидуальную цереброорганическую недостаточность (РЦН) рассматривают в качестве остаточных проявлений, возникающих из-за поражения центральной нервной системы. Это может произойти в перинатальный (околородовой), родовой или младенческий период.

Абсолютно точного обоснования причин такой патологии, как церебральная недостаточность, официальная медицина предоставить не может.

Тем не менее, установлены факторы риска, который увеличивают риск развития РЦН. К ним относятся:

  • поздняя беременность (возраст женщины – 40 лет и более);
  • инфицирование будущей матери тем или иным вирусом (особенно, если это произошло в первом триместре, когда развивающийся плод наиболее уязвим);
  • проживание беременной в неблагоприятных экологических условиях;
  • пребывание беременной женщины в состоянии постоянного стресса или депрессии;
  • тяжелый физический труд в период беременности;
  • попытки прерывания беременности;
  • преждевременные роды;
  • злоупотребление будущей матерью алкоголем, прием наркотических веществ, курение;
  • отслоение плаценты, что провоцирует нарушение мозгового кровообращения и кислородное голодание плода;
  • травмирование ребенка при родах;
  • травмы головы, полученные ребенком после рождения;
  • введение в организм матери препарата для эффекта анестезии в ходе оперативных вмешательств, в том числе – при проведении кесарева сечения;
  • иммунологическая несовместимость матери и ребенка, которого она вынашивает.

Синдром церебральной недостаточности также может проявляться как наследственная патология.

Диагностировать подобное отклонение может детский невролог. Если не начать лечение ребенка в раннем возрасте, патология будет прогрессировать, а выраженность симптомов – становиться более яркой. Бороться с РЦН непросто. Ребенку понадобится нет только врачебная помощь, но и поддержка со стороны родителей, педагогов, психолога.

Проявления церебральной недостаточности у детей

Клиническая картина РЦН и ее выраженность зависят от локализации пораженного участка мозга.

Резидуальная церебральная недостаточность у детей выражается в следующих симптомах:

  • эмоциональная неустойчивость, ребенок чересчур раздражителен, капризен, его настроение меняется молниеносно, родители нередко упускают из вида этот симптом, списывая его на особенности возраста.
  • быстрая утомляемость, возникающая даже при незначительных нагрузках, в том числе – интеллектуальных.
  • ребенок скрипит во сне зубами, часто просыпается.
  • пассивность, сонливость, жалобы на головные боли и слабость;
  • чувствительность ребенка к изменениям погодных условий, то есть метеозависимость, у малышей наблюдаются скачки артериального давления, учащение пульса и даже обмороки;
  • нестандартные мимические проявления: дрожание век и губ, частое моргание, подергивание плечами;
  • нервный тик;
  • непереносимость шумов, громких и резких звуков, слишком яркого света;
  • непереносимость поездок в любом виде транспорта, ребенок ощущает тошноту вплоть до рвоты, дурноту;
  • конечности ребенка с диагнозом РЦОН часто бывают холодными, вне зависимости от того, насколько тепло в помещении или на улице, кожные покровы при этом могут приобретать мраморный оттенок.


Отдельно нужно отметить моторные нарушения, как яркий симптом церебральной недостаточности. Они могут выражаться либо в заторможенности, либо, наоборот, в импульсивности, гиперактивности.

Первое упомянутое состояние проявляется в пассивности, медлительности, быстрой утомляемости, второе – в неусидчивости, возбуждаемости, потребности в активном времяпровождении. Гиперактивных детей сложно привлечь к спокойной деятельности: даже уложить их спать – тяжелый труд.

Заподозрить РЦН у ребенка школьного возраста можно, если он не может срисовывать отдельные элементы по предоставленному образцу, пропускает буквы или целые слоги при чтении.

Кроме того, есть также внешние признаки церебральной недостаточности у ребенка. Это:

  • излишне выдвинутая вперед верхняя челюсть;
  • деформации черепа;
  • широко расставленные глаза.

Дети с РЦН часто впадают в депрессии, при этом ведут себя агрессивно, а также устраивают истерики. У них плохой аппетит. Иногда могут наблюдаться такие явления, как усиленное потоотделение, судороги, озноб.

Последствия неконтролируемого развития патологии

Если синдром церебральной недостаточности не подвергается комплексному лечению, впоследствии это может выразиться в таких
осложнениях:

  • замедленное развитие речевого аппарата;
  • сложности в выработке навыков чтения и письма, счета;
  • артикуляционные отклонения;
  • легко развивающаяся зависимость от токсических веществ и алкоголя.

Диагностика отклонения и современное лечение

Диагностические обследования ребенка с подозрением на церебральную недостаточность должны быть нацелены на определение природы и этиологии отклонения.

Читайте также:  Нервная ткань строение и функции

В данном случае применяются такие клинические методы исследования:

  1. Электроэнцефалография мозга. Это – чувствительный метод исследования работы головного мозга на основе изучения
    электрических импульсов, которые исходят из отдельных его областей. Процедура характеризуется практически полным отсутствием противопоказаний к проведению.
  2. Эхоэнцефалография. Головной мозг исследуется с помощью звуковых волн, которые отражаются от поверхностей мозговых оболочек, костей черепа, мягких покровов головы. Благодаря этой процедуре получают возможность выявить патологические изменения или процессы в структуре мозга.
  3. Реоэнцефалография сосудов головного мозга. Процедура позволяет оценить состояние кровообращения и качество кровотока по магистральным сосудам.

Разумеется, помимо перечисленных методов диагностики, ребенок нуждается в осмотре опытного невролога.

Как только диагноз будет определен, специалист назначит адекватное лечение. В его комплекс входят такие мероприятия:

  1. Лекарственная терапия. В данном случае показан прием аминокислот (в частности, глицина, лецитина, фолиевой и глутаминовой кислот), гепатопротекторов, спазмолитиков, а также непрямых антигипоксантов – веществ, способствующих насыщению организма кислородом и уменьшению потребности в нем. Кроме того, при РЦН принимают ноотропные препараты, которые оказывают нейротрофическое и нейропротекторное воздействие непосредственно на центральную нервную систему. Благодаря этому нормализуются процессы тканевого метаболизма.
  2. Витаминотерапия. Особый упор делают на витамины В6 и В11.
  3. Транскраниальная микрополяризация. Эта процедура оказывает лечебное воздействие на нервные клетки головного мозга.
    Происходит это благодаря использованию постоянного тока минимальной силы. Польза процедуры заключается в том, что происходит стимуляция развития нервной ткани и создание новых связей между клетками. При проведении транскраниальной микрополяризации ребенку надевают на голову специальную шапочку с проводами. Процедура не доставляет никаких неприятных ощущений;
  4. Лечебный массаж, техника выполнения которого подходит для коррекции расстройств центральной нервной системы. Он способствует улучшению кровообращения, укрепляет мышцы, помогает восстанавливать нервную ткань и в целом повышает жизненный тонус ребенка.
  5. Мягкие техники мануальной терапии. Они улучшают прохождение нервных импульсов, стимулируют циркуляцию крови, стабилизируют эмоциональное состояние пациента и помогают устранить последствия стрессов. Необходимую программу терапии определяет специалист.
  6. Также в лечебных целях ребенку могут порекомендовать занятия плаванием.

Участие родителей в лечении ребенка

Ребенок с РЦН должен постоянно ощущать поддержку со стороны родителей, иначе процесс коррекции будет неполноценным.

Родители в обязательном порядке должны организовать четкий режим дня ребенка и контролировать его соблюдение. Неукоснительное следование правилам приведет нервную, эндокринную и иммунную системы в состояние стабильности. Переход к такому режиму должен быть постепенным, не резким.

Также родители должны стремиться к тому, чтобы ребенок расширял круг своего общения. С этой целью его можно записать в спортивную секцию или на какой-нибудь кружок. Так можно достичь сразу двух целей: внедрить ребенка в коллектив и дать ему возможность развивать свои таланты. При выборе рода деятельности необходимо учитывать пожелания и интересы ребенка.

Церебральная недостаточность, хотя и возникает из-за нарушений нервной системы, не является приговором для ребенка. Он будет вполне способен обучаться, общаться, делать карьеру и создавать семью в дальнейшем. Единственное условие для этого – своевременное лечение и глубокая вовлеченность родителей в этот процесс.

Консультирует Ольга Александровна Львова, ассистент кафедры неврологии детского возраста и неонатологии УрГМА.

К тому моменту, когда ребенок идет в школу или садик, нервная система созревает настолько, что малыш готов овладевать новыми навыками, умениями, готов усваивать большое количество информации. Но на эти годы также приходятся критические этапы для развития головного мозга, и иногда организм вынужден делать шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед.

Перечислим основные симптомы, наличие которых является поводом для обращения к детскому неврологу. Постарайтесь собрать максимум информации, эти сведения могут понадобиться врачу для того, чтобы правильно поставить диагноз.

Различные нарушения сна.
Ребенок с трудом засыпает или встает утром, просыпается ночью или во время дневного сна от малейшего шума, крутится во сне, вздрагивает без причины, скрипит зубами.

Головные боли.
Обратите внимание, в какое время суток они чаще беспокоят ребенка, где локализуются: в районе лба, висков, затылка. Чем сопровождается головная боль: тошнотой, рвотой, обмороками. Какими домашними средствами и лекарствами (запомните название!) вы пытались лечить ребенка и помогали ли они.

Читайте также:  Нервный тик нижнего века причины лечение

Обмороки.
Являются также поводом обращения к кардиологу.

Метеозависимость.

Укачивание в транспорте.

Повышенная утомляемость
Ребенок приходит после школы и ложится спать, после отдыха чувствует себя хорошо.

Энурез.
Дневной или ночной после того, как ребенку исполнилось три года, и независимо от того, происходит это один раз в месяц или ежедневно. Не замалчивайте эту проблему, обязательно расскажите неврологу, так же как о встречающемся достаточно редко, но имеющем место недержании кала (это также повод для обращения к хирургу).

  • пропускает буквы, слоги при чтении и письме,
  • путает похожие буквы (например, б и в, д и б, ш и щ) или «отзеркаливает» (пишет в другую сторону) буквы,
  • не может срисовать узор по подобию.

Наиболее часто встречающийся диагноз после консультации детского невролога — резидуальная церебральная органическая недостаточность (сокращенно РЦОН или РЦН), поэтому мы подробнее расскажем именно о ней.

Повышение внутричерепного давления. Если диагноз поставлен на основании только клинических симптомов, советуем провести дополнительные исследования: сделать эхоэнцефалограмму (М-Эхо), электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и посмотреть глазное дно. На основании полученных результатов невролог назначит курс препаратов. Чаще всего это будет комплексная программа из вазоактивных препаратов (регулируют тонус сосудов и микроциркуляцию крови в головном мозге), витаминов группы В и ноотропов (улучшают процессы мышления), изредка требуется назначение мочегонных средств.

Астенический синдром. При данном заболевании ребенок быстро утомляется, после школы приходит вялый. Иногда астенический синдром выражается не сонливостью, а головной болью, которая проходит без приема препаратов после отдыха или сна.

Различные тики или лишние движения. Ребенок моргает или передергивает плечами, шмыгает носом, дергает уголком рта. Движения напоминают мимические, но совершаются они не в то время, когда уместны.

Вегетативные проявления. Диагноз ставится при наличии метеозависимости и укачивания в транспорте, у ребенка также могут быть влажные или холодные, иногда «мраморные» руки и ноги.

В дошкольном возрасте диагноз гиперактивность* ставится редко в силу того, что гиперактивность крайне трудно отличить от свойственной малышам высокой подвижности. Поэтому с жалобами на чрезмерную активность чаще обращаются в школьные годы, когда неуемная энергия ребенка начинает создавать проблемы ему и окружающим. Что может послужить поводом для обращения к неврологу? Школьник не может сосредоточиться, чтобы прочитать абзац, очень легко отвлекается (увидел в окне птичку и побежал на нее смотреть, забыв про домашнее задание). Ребенок не может высидеть 45 минут урока, невнимателен, рассеян. Иногда создается ощущение, что он не слышит обращенную к нему речь, поэтому взрослые вынуждены постоянно повторяться. Такие дети зачастую стремятся к формальному лидерству, но у них нет настоящих лидерских качеств, и они стараются достичь желаемого первенства кулаками, из-за чего в школе автоматически зачисляются учителями в ранг хулиганов.

* подробнее про гиперактивность мы планируем рассказать в одном из ближайших номеров журнала «Я — Мама».

Общие рекомендации, выполнение которых поможет сократить период адаптации вашего ребенка к детскому саду и школе

Посетите врача, проведите назначенные исследования и настройтесь на регулярные курсы лечения. Проблема обратима, но ведь она формировалась в течение вашей беременности, родов, и до консультации невролога, вероятно, прошел ни один год. За единственный курс нервная система не восстановится, потребуется долговременное последовательное лечение. Обычно проводится два-три курса в год, и чаще в межсезонье, когда обостряются все заболевания и начинается, заканчивается учебный год.

Организуйте четкий режим дня, соблюдайте его даже в выходные дни и каникулы. Это поможет стабильной и слаженной работе нервной, иммунной и эндокринной систем. Если ребенок не приучен ложиться спать в девять вечера, постепенно (!) переводите его на засыпание вовремя. Ни в коем случае не играйте в активные игры перед сном, что нередко случается, если папа приходит с работы поздно. За полтора-два часа до сна выбирайте спокойные занятия: рисуйте, складывайте кубики, читайте. Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры и смотреть телевизор, особенно в темноте (яркие вспышки и мелькание кадров истощают нервную систему). Крайне важно сохранить в режиме дня школьника с астеническим синдромом дневной сон: после отдыха он легко справится с домашним заданием.

Читайте также:  Стала очень нервной и раздражительной что делать

Обязательно запишите сына или дочь в секцию или кружок, учитывайте при этом желание ребенка (младший школьник в состоянии ответить на вопрос, чем он хочет заниматься в свободное время). Не слишком загружайте ребенка в погоне за его прекрасным будущим, даже младшему школьнику нужно достаточно времени, чтобы отдохнуть, поиграть, пообщаться с родителями. Будет очень хорошо, если выбранное занятие связано с физической активностью. Детям с гиперактивностью показаны бег, лыжи, плавание, теннис — те виды спорта, которые дают большие физические монотонные нагрузки и где соревнование с ровесником-партнером не стоит на первом месте (как в борьбе, фехтовании).

Перед детьми с гиперактивностью нельзя ставить глобальные задачи, например, убрать комнату. Делите задание на маленькие этапы: попросите сначала убрать игрушки. После того как ребенок выполнил задание, обязательно его похвалите! Гиперактивные дети на отрицательные формулировки не реагируют, так же как не понимают сути любого наказания, и обязательно найдут положительный момент даже в своем стоянии в углу.

Привлеките на свою сторону учителя. Объясните, что агрессия вашего гиперактивного ребенка связана с особенностями его нервной системы, желанием быть первым. Пусть педагог позволит ему проявить свои интеллектуальные способности, дает поручения, связанные с физическими нагрузками, хвалит за правильно выполненные задания.

Свое заключение о готовности ребенка к школе помимо невролога дают психиатр, психолог и логопед. Психиатр при необходимости направляет на психолого-медико-педагогическую комиссию.

Комиссия даст рекомендации, по каким образовательным программам может заниматься ребенок, но право выбора учебного заведения остается за родителями. И тут серьезно подумайте: справится ли ваш ребенок, например, с повышенными нагрузками в лицее? Быть может, для его здоровья лучше пойти в обычную или коррекционную школу?

Этиология

Провоцирующими факторами развития патологии являются следующие состояния:

  • Первая беременность после 40 лет.
  • Во время вынашивания плода будущая мама перенесла инфекционное заболевание. Особенно малыш уязвим в I триместре.
  • Постоянное проживание в регионе с неблагоприятной экологической обстановкой.
  • Частое пребывание беременной женщины в состоянии стресса.
  • Депрессия.
  • В период гестации женщина подвергала организм высокоинтенсивным физическим нагрузкам.
  • Преждевременное начало процесса родоразрешения.
  • Женщина пыталась самостоятельно прервать беременность.
  • Табакокурение, употребление спиртосодержащих напитков и наркотических веществ в период вынашивания плода.
  • Отслоение плаценты.
  • Родовые травмы.
  • Иммунологическая несовместимость матери и ребенка.

У взрослых проявления болезни выявляются редко. Основной пусковой фактор развития недуга — травмы, которые были получены в раннем детстве. При этом последствия имеют отдаленный характер. Наиболее ярко симптомы проявляются у лиц, злоупотребляющих спиртосодержащими напитками.

Клинические проявления

Родителям важно знать, что РЦОН — это диагноз невролога, который ставится преимущественно в первые месяцы жизни ребенка. В связи с этим при появлении тревожных признаков необходимо показать малыша специалисту.

Клинические проявления патологии:

  • Раздражительность.
  • Капризность.
  • Частая смена настроения.
  • Повышенная степень утомляемости.
  • Беспокойный сон.
  • Скрежет зубами.
  • Пассивность.
  • Метеозависимость.
  • Тремор.
  • Повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам.
  • Тошнота и рвота во время поездок на любом виде транспорта.
  • Холодные конечности.
  • Деформации черепа, в том числе выдвинутая вперед верхняя челюсть.

Диагностика

Выявить патологию возможно в процессе проведения следующих исследований:

  • Электроэнцефалографии головного мозга.
  • Эхоэнцефалографии.
  • Реоэнцефалографии головного мозга.

На основании результатов диагностики врач составляет максимально действенную терапевтическую схему.

Лечение

  1. Прием медикаментозных средств (спазмолитиков, аминокислот, гепапротекторов, ноотропов, антигипоксантов).
  2. Витаминотерапия. Необходима для укрепления организма. Как правило, врачи назначают прием витаминов В11 и В6.
  3. Физиотерапия (транскраниальная микрополяризация).
  4. Массаж.
  5. Мануальная терапия.

Кроме того, положительной динамики возможно добиться, занимаясь плаванием.

Последствия

Игнорирование патологии приводит к потере способности обучаться. Кроме того, нередко недуг осложняется отклонениями артикуляционного характера. В результате ребенку становится крайне тяжело взаимодействовать с окружающим миром. Во взрослом возрасте для таких людей характерна замкнутость, депрессия, злоупотребление спиртосодержащими напитками.

В заключение

Резидуальная церебральная органическая недостаточность — это патология, развивающаяся на фоне поражения ЦНС. В большинстве случаев недуг диагностируется у детей вскоре после их рождения. При своевременном лечении прогноз благоприятный.

Читайте также:
Adblock
detector