Ребенок раздражительный нервный что делать

Когда в семье появляется ребенок, хочется воплотить все мечты по воспитанию идеального члена семьи и вырастить настоящего помощника, чтобы он был счастливым, понимающим, спокойным и дружелюбным.

Кажется все так просто, но в наше время все чаще можно столкнуться с обратной стороной медали. Маленький член семьи начинает агрессивно отвечать на внешнее воздействие, появляются проблемы в общении с другими детьми, при контакте с родными, страдает здоровье.

Родители начинают искать способы устранения проблемы в интернете, книгах, у знакомых, врачей, так не разобравшись в истинных причинах такого поведения.

Такой способ ничуть не упрощает ситуацию, а иногда даже усугубляет ее, ведь причина и следствие всегда идут рядом и нужно заручиться выдержкой и стойкостью, чтобы ситуация стала понятной в своих истоках. Когда это случится, тогда уже можно говорить об исправлении поведения и прийти к результативности.

Что такое нервное поведение ?

Нервность проявляется по-разному. Естественно, что капризность для детей вполне естественная вещь. До 3-х лет, пока формируется основные механизмы личности, им сложно выразить свои эмоции, переживания, страхи и желания. В связи с этим можно заметить повышенную возбудимость. Патологической она становится когда:

  • Интерес малыша быстро переключается, внимание рассеяно и он не может длительное время заниматься одним делом. Одна из причин такого поведения-синдром дефицита внимания. При этом он импульсивен и гиперактивный.
  • Речь становится чрезмерно быстрой и неразборчивой. Он может часто перебивать собеседника, слишком ярко выражать эмоции, не замечая ничего вокруг и не контролируя себя.
  • При повышенной нервозности страдает здоровье. Это может проявляться в бессоннице или повышенной сонливости, нервном тике, потере аппетита, недержании мочи, слабом иммунитете и других неприятных последствиях.
  • Частые перемены настояние, сменяющиеся усталостью на агрессию и наоборот. Перед сном малыш может проявлять чрезмерную капризность, плаксивость. Повышен эмоциональный отклик на происходящее.
  • Мнительность и неуверенность в себе.

Главное вовремя заметить подобные симптомы и быть готовыми к тому, что придется менять не только жизнь юного члена семьи, но и свою.

Причины изменения в поведении из-за физических потребностей

Очень важно создавать все необходимые условия для полноценного развития младенца и его комфортной жизни, в окружении тепла и заботы. Дети в возрасте одного года вероятнее всего испытывают неудобства бытового характера, из-за которых может изменяться их нрав.

Тревожные расстройства возникают если:

  • Не соблюдается режим дня.
  • Ему не обеспечивается длительный сон в спокойной тихой обстановке;
  • Питание, которое он получает, неполноценное. Нехватка витаминов и макроэлементов сильно влияют на нервную систему и, как следствие, личность малыша.
  • Физические нагрузки недостаточны или чрезмерны;
  • Не соблюдаются правила гигиены.

Так, неправильное питание и недостаток внимания могут служить спусковым механизмом к агрессивным действиям, нервности и других проблемам психоэмоционального характера, приводящим к проблемам со здоровьем.

Но иногда, первопричины могут не зависеть от факторов внешней среды, воли взрослых и не могут решиться изменением порядка дня. Вот некоторые из них:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Ранее перенесенные инфекционные заболевания;
  • Травмы головного мозга;
  • Врожденные нарушения в работе нервной системы и др.

Эти причины имеют более серьезный характер и могут поддаваться лечению только под контролем узконаправленного врача или психолога.

К счастью, родители чаще всего сталкиваются с пробелами в воспитании и взаимоотношениях с карапузом. Тогда натуру малыша можно корректировать собственными усилиями.

Советы психолога в решении проблемы

Развитие ситуации и устранение оснований для девиантного поведения, вызвавших нервозность, зависит в первую очередь от реакции старших членов семьи на происходящее. Психологи советуют с терпением и пониманием относится к выходкам малыша и срывам по пустякам.

В ответ на проявление агрессии с его стороны нужно проявлять спокойствие и ни в коем случае не повышать тона, не унижать достоинство ребенка и не применять грубую силу. В момент вспышки лучше всего пойти на встречу и узнать причины такого поведения.

Психологи предлагают использовать несколько методик:

  • Предложите заняться рисованием. Пусть он нарисует на листе свою причину срыва, а потом разорвет его.
  • Попробуйте отвлечь отпрыска и переключить его внимание на другое занятие или событие.
  • Увлеките его спортивной игрой или упражнениями.

Чаще всего лечение нервного ребенка сводится к соблюдению определенного режима дня. Малышам это не всегда нравится, поэтому коррективы в досуг лучше вносить в форме игры, планирования совместного досуга.

Не нужно оказывать давление и принуждать и без того переживающего стресс сына или дочери. Все должно быть плавно и мягко, ненавязчивость станет основным залогом эффективности.

В какой-то момент стоит просто поговорить и объяснить, почему стоит делать так, а не иначе и почему теперь лучше будет вместе выполнять определенные новые задачи. Нервный темперамент требует особого отношения.

Родителям придется научить в первую очередь себя терпимости и найти больше времени, которое они будут уделять малышу. Вместо того, чтобы чадо в очередной день просидело за экраном телевизора, лучше будет пойти с ним на прогулку по парку или поиграть в настольные игры, заняться творчеством и т.д.

Всем членам семьи придется приложить усилия, изменить свою жизнь, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой и укрепить его нервную систему. Только тогда в доме вновь будет витать атмосфера семейного уюта и благополучия.

Профилактика

Большинство проблем с поведением возникает из-за семейных конфликтов, недостатка внимания со стороны взрослых и проведенного времени вместе, тотального контроля и других крайностей, которые могут не замечать родители. Поэтому следует всегда считаться с чувствами ребенка и чаще беседовать с ним о том, что его может беспокоить.

Читайте также:  Что принимать при нервном истощении

Помните, наилучшей профилактикой психологических проблем в семье является благоприятная обстановка и добродушный эмоциональный настрой членов семьи.

Известно, что характер ребенка изменяется по мере его взросления, эти изменения в характере происходят довольно плавно и зачастую незаметно для близких и окружающих. Гораздо заметнее происходит смена эмоционального состояния, связанная с так называемым переходным возрастом.

Но только ли переходный возраст опасен частыми сменами в психо — эмоциональном поведении? Что делать — ребенок стал раздражительным и нервным?

К сожалению вспышки раздражительности и гнева, отчаяния, обиды, перемежающиеся проявлениями бурной радости и буйной активности могут встречаться и до и после переходного возраста. Когда Вы замечаете, что ребенок систематически, именно постоянно, раз за разом, превратив это в систему, спорит по любому поводу, дерзит, бывает часто напряжен и раздражителен с близкими, или же агрессивен с посторонними, то возникает вероятность, что это оппозиционно-вызывающее расстройство. Для определения состояния ребенка и своевременного исправления этого расстройства не стоит пренебрегать жалобами и замечаниями учителей на то, что ребенок стал неусидчивым, невнимательным, плохо внушаемым, раздражительным, навязчивым или дерзким в поведении. Ведь Ваш ребенок проводит в школе большую часть активного дневного времени и его поведение постоянно находится в зоне внимания учителей. Нередко оппозиционно-вызывающее расстройство встречается и в дошкольном возрасте.

Иногда родители считают, что ребенок раздражителен, потому, что просто избалован, и с возрастом все изменится. Бывает и так. На слуху случаи, когда шестилетнего ребенка отдали в первый класс школы, но он не готов к распорядку занятий и своим поведением даже срывает уроки. Таким детям рекомендуют подождать годик вне школы, а когда на следующий год ребенок вновь идет в школу, то его как будто подменили. Он и внимателен, и усидчив, и выполняет все от нег требующееся. Тем не менее, за психо-эмоциональным состоянием детей необходим постоянный контроль, чтобы не упустить время, когда необходимо вмешательство профессионального психолога.

Конечно, не стоит ставить такой неприятный диагноз самим, ведь вспышки поведенческой агрессии встречаются у многих детей, как реакция на внешние и раздражители и порой это нормально. Ведь все до одного дети стремятся делать все самостоятельно, без опеки и помощи взрослых. Но протесты по поводу лишения их самостоятельности выражаются у всех по-разному. Отрицание, плач или неуемная истерика — все это протестные выражения. И все же такое поведение ребенка — это повод обратиться за помощью к специалисту психологу. Ведь своевременная диагностика, и вовремя начатое лечение синдрома оппозиционно-вызывающего расстройства, более гарантированно поможет ребенку справиться с ситуацией, восстановить взаимоотношения с родителями и близкими, со сверстниками и друзьями, с учителями и одноклассниками, улучшить усидчивость и внимательность и даже, не отстать в развитии.

К сожалению, достоверно не известны причины возникновения и развития этого заболевания. Одни ученые мужи говорят, что причины такого синдрома в нарушении нормальной работы нейромедиаторов мозга, передающих колебания и импульсы между нервными клетками. Другие утверждают, что виновата наследственность и генная предрасположенность. Третьи, привычные винить во всем внешние факторы, видят причину в экологии, или во влиянии социального окружения ребенка, обстановки в доме и семье, и далее по цепочке: в детском саду, школе, колледже, институте.

Кроме объяснения причин раздражительности и неадекватного поведения ребенка синдромом оппозиционно-вызывающего расстройства, существуют еще две теории асоциального поведения детей.
1. Первая гласит, что ребенок к 5-7 годам, в силу разных причин, может задержаться в своем развитии на уровне 2-3 лет. В этом случае все просто объясняется — это асоциальное поведение закономерно и соответствует уровню его развития. Ведь 2-3 летний ребенок еще не может полноценно воспринимать логических доводов и в полной мере экстраполировать на себя, получаемый жизненный опыт.
2. Другая теория гласит, что асоциальное поведение детей заложено в неверном воспитании, отсутствии внимания и любви родителей, либо в чрезмерном внимании. Случаи когда, либо родители практически отсутствуют и совсем не занимаются ребенком, либо когда они слишком хлопотливы и строги, когда не дают ребенку проявлять самостоятельность.

Если ребенок ведет себя намного раздраженнее и агрессивнее своих сверстников, если эти отклонения систематически, если они продолжается длительнее 6 месяцев, то, наверное, стоит отвести к врачу-психологу на обследование. Ниже перечислены поведенческие типы и схемы, которые по отдельности никак не могут служить подтверждением болезни, но вкупе говорят о возможном синдроме оппозиционно-вызывающего расстройства у детей:

— ребенок практически не контролирует себя;
— ребенок чрезмерно агрессивен;
— ребенок всегда спорит с родителями и другими взрослыми, не слушается;
— специально вызывает раздражение других людей;
— не умеет играть и вообще общаться с другими детьми, сверстниками;
— часто нервничает или злится, порой совершенно без причины;
— очень упрямый;
— часто встречаются припадки истерии;
— не хочет учиться, не хочет вообще ничего делать с другими и по расписанию;
— очень долго помнит обиды и часто напоминает о них обидчикам.

В случае если в поведении ребенка замечены четыре и более из нижеперечисленных схем поведения, это прямое показание для обращения за помощью к дипломированному психологу и психиатру.

Читайте также:  Туннельный синдром лечение локтевого нерва

В каких случаях необходимо участие психиатра? Каким образом родителям ребенка не ошибиться и определить его заболевание? Проблема отделения зерен от плевел стоит в этом вопросе особенно остро. Поскольку определение оппозиционно-вызывающего расстройства осложнено тем, что большинство современных детей симптоматически ведут себя достаточно вызывающе, и даже, агрессивно, воспитаны без чувства уважения к старшим. В связи с изложенным, нужно не просто рассматривать поведение самого ребенка, но и тщательно изучить поведенческие факторы его окружения.
При обращении к детскому психологу или психиатру, им сначала выявляются возможные сопутствующие хронические заболевания. Это могут быть и психиатрические расстройства — дефицит внимания, тревожность или расстройство поведения. Сопутствующие синдрому оппозиционно-вызывающего расстройства, другие заболевания должны быть подвергнуты одновременному излечению. Во время лечения следует устранить причины подобных расстройств, например, переехать в другой район или перевести ребенка в другую школу. Параллельно необходимо ласково, но требовательно общаться с ребенком, настраивать его на необходимость лечения, объяснять суть его болезни и логику излечения.
Обычно лечение заключается в комплексе лекарственной терапии, сочетающееся с психотерапией, тестами и беседами психолога с ребенком и его родителями. Для положительного и скорого результата, родители обязаны научиться устанавливать эмоциональную связь с ребенком, особенно с ребенком в переходном возрасте, научиться быть справедливыми, внимательными, заинтересованными и неравнодушным к чаяниям и проблемам ребенка. Кроме того, опытный психолог научит родителей и близких ребенка заново установить нормальную, здоровую психо-эмоциональную атмосферу в семье, научит эффективно разрешать различные конфликтные ситуации без лишних споров и эксцессов.

О трудностях и осложнениях после увеличения груди здесь. Коррекция молочных желез маммопластикой — проблемы и осложнения.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о решении проблемы повышенной возбудимости детей. Бывает, что поведение ребёнка меняется постепенно, малыш всё больше нервничает, а бывает, что состояние сильной раздражительности возникает спонтанно, когда, на взгляд родителей, ничего не предвещает беду. Но, как известно, дыма без огня не бывает. И на самом деле такая повышенная возбудимость в большинстве случаев является ответной реакцией организма на какой-то раздражитель, а, следовательно, можно найти причину, которая вызывает такое поведение. В этой статье мы об этом поговорим, а также о том, как себя вести, чтоб не допустить подобных изменений в характере малыша и что делать, если ребёнок уже стал раздражительным и нервным.

Причины раздражительности

Важно учитывать возраст ребёнка, когда начались изменения в характере, и появилась сильная раздражительность. Это связано с тем, что разные возрастные периоды могут иметь отличительные причины, провоцирующие то, что малыш становится очень нервным.

  1. Период до трёхлетнего возраста. Причиной могли послужить:
  • длительная родовая деятельность, которая сопровождалась асфиксией у малыша;
  • неблагоприятные условия окружающей среды, в которых находилась мамочка в момент вынашивания беременности;
  • раздражительность может быть симптомом развития эндокринных заболеваний;
  • начало патологических процессов органов нервной системы;
  • болезни сердечно – сосудистой системы;
  • длительный период прорезывания первых зубов;
  • требование от ребёнка того, что ему не под силу;
  • постоянный пример родителей, которые проявляют свою раздражительность.
  1. Дети от четырёх до шести лет. Причинами повышенной раздражительности являются:
  • тотальный контроль;
  • завышенные требования.

Такое отношение к малышу данного возрастного периода может привести к нанесению ран самому себе или издевательствам над теми, кто слабее.

  1. Возраст от семи лет до подросткового периода. Характерными причинами становятся:
  • напряжённые отношения с одноклассниками или сверстниками во дворе, состояние постоянного стресса;
  • неуважение учителей, высмеивание ребёнка;
  • завышенные ожидания родителей, которые хотят видеть в своём ребёнке отличника.
  1. Подростковый период характеризуется такими причинами раздражительного поведения:
  • гормональные изменения в организме;
  • проблемы в отношениях со сверстниками, особенно с девочками;
  • неуверенность в своих силах.

Также можно выделить основные причины, независимо от возрастных периодов. Если ребёнок с раннего детства постоянно раздражительный, то, возможно, имеет место генетическая предрасположенность. В других случаях самыми частыми причинами становятся:

  1. Недостаток внимания. Ребёнок своим поведением хочет сделать всё, чтоб его, наконец, заметили. Так происходит, когда родители заняты своими делами и практически не проводят с малышом времени.
  2. Желание ребёнка быть независимым и самостоятельным. Оно и так проявляется, а если дома сильный контроль каждого движения и поступка малыша, ситуация усугубляется.
  3. Когда каждый родитель пытается воспитывать ребёнка по-своему.
  4. Если ребёнка превозносят, все вокруг него бегают. А потом что-то меняется, он идёт в коллектив, где много таких же малышей или у него появляется младший братик, сестричка. И всё внимание переходит к нему. Вот тогда и начинаются приступы раздражительности.
  5. Постоянные ссоры в семье, в которые поневоле втянут малыш. Оказывают серьёзную нагрузку на психику ребёнка и на его нервное состояние.

К счастью, мой сын рос нормальным ребёнком, без изменений в поведении. А вот в моём детстве был соседский мальчик, которого раздражало всё вокруг. Ему тогда было десять лет. Сначала родители делали вид, что ничего страшного не происходит. Его мама говорила, что, видимо, это раньше времени начался переходной возраст, поэтому он так себя ведёт. Но потом все соседи начали ей говорить, что это не нормально и, если она не в силах сама справится, должна обратиться к психологу. В итоге, встреча со специалистом состоялась.

Оказалось, что мальчика регулярно позорила перед всем классом учительница физкультуры. Дело в том, что Петя был худеньким и слабеньким, не мог вскарабкаться по канату или отбить мяч во время волейбола, да и вообще, все занятия проходили провально. И вместо того, чтоб поддержать ребёнка, помочь ему освоиться, укрепить мышечную систему, педагог смеялась и позорила его перед всем классом, нанося сильный удар по психике ребёнка.

Читайте также:  Может ли кашель быть от нервов

Оказалось, мальчик даже пытался прогуливать занятия, но злосчастная учительница его находила и вела на урок. Как только причина того, что Петя стал сильно нервным и раздражительным, была выявлена, проведена психологическая реабилитация – мальчик снова стал нормальным. Кстати, учительница так и осталась безнаказанной, директор не поверил словам Петиных родителей и сказал, что педагог она отличный, таких поискать ещё надо. И дети молчали, видимо было стыдно, ведь они тоже насмехались над мальчиком.

Поэтому родителям больше ничего не оставалось делать, кроме как перевести Петю в другую школу и отдать мальчика в спортивную секцию, где он смог окрепнуть и стал даже участвовать на спортивных соревнованиях.

Признаки

  1. Малыш с избыточной возбудимостью будет в постоянном движении. Кажется, что его интересует всё вокруг, но это только видимость. Он не доводит начатое дело до конца, его хватает буквально на пять минут, потом он бросает одно дело и берётся за другое, с которого тоже переключается практически мгновенно.
  2. Когда ребёнок устаёт или при смене обстановки, появлении чужого человека, может вести себя сверхвозбуждённо и даже начинать кричать.
  3. Такие малыши постоянно что-то говорят, не умолкают. Очень часто задаются вопросы, причём по всякому пустяку, но ребёнок не дожидается ответов, переключается на другое занятие или задаёт уже новый вопрос.
  4. Возможно появление нервного тика, бессонницы, даже взрослый малыш может страдать энурезом.

Важно вовремя распознать такое состояние и начать действовать. Практически всегда такой процесс обратим, только в редких случаях виной может быть какое-то отклонение, порой неизлечимое.

Ребёнок стал нервным, что делать

  1. Изменение дневного распорядка. Если такой не имеется, то его создание. Очень важно, чтоб день раздражительного малыша был распланирован и включал в себя все необходимые занятия.
  2. Не стоит идти на поводу у ребёнка, который своими истериками или слезами пытается получить желаемое.
  3. Хвалите малыша за минуты спокойствия и правильного поведения. Если вы ставите ребёнку какие-то условия, придерживайтесь их. Если сказали, что через пять минут, если малыш не встанет с компьютера, то вы его выключите, значит так и делайте. Не нужно сначала угрожать ребёнку, а потом забывать о своих словах. Так малыш не будет серьёзно относиться к словам родителей, не станет с вами считаться.
  4. Не стоит категорично запрещать делать то или иное. Нужно постараться объяснить малышу причину такого запрета.
  5. Важно, чтоб у малыша были пропорциональными умственные и эмоциональные нагрузки.
  6. Если вы куда-то собираетесь с раздражительным ребёнком, не торопитесь, делайте всё постепенно. Спешка для таких детей не хороший советчик.
  7. Покажите малышу на личном примере, как можно справляться с непонятной ситуацией, как нужно вести себя в обществе.
  8. Не требуйте от ребёнка того, что он не в силах выполнить. Не нужно ставить завышенные планки. Пусть малыш развивается нормально, всему своё время. Хвалите его даже за маленькие достижения и не ругайте за наименьшие провалы.
  9. Старайтесь вовремя выявлять причину раздражительности малыша и начинайте правильно на неё реагировать. Ведь, если сейчас всё пустить на самотёк, упустить время, подобное поведение может стать привычным для ребёнка, и он таким и вырастит. Кроме того, это может оказать непоправимое влияние на нежную психику малыша, а, следовательно, скажется на его общем состоянии здоровья.

Профилактика

Гораздо проще не доводить до крайностей, не ждать, пока малыш станет истинным бунтарём и его раздражительности не будет предела, а своевременно позаботиться о правильном поведении и воспитании ребёнка.

Так меры, направленные на предостережение развития повышенной раздражительности, в себя включают:

  1. Минимизируйте тотальный контроль. Очень важно, чтоб малыш, который хочет совершать самостоятельные поступки, смог этого достичь. Когда вы перекрываете ребёнку кислород, не даёте поступать, как он считает нужным – вызываете сильную раздражительность.
  2. Подружитесь с собственным малышом. Очень важно быть другом для своего ребёнка. Малыш должен видеть, что его понимают и поддерживают.
  3. Старайтесь избегать ссоры и конфликты в семье. Ребёнок очень чувствительно всё воспринимает и начинает остро реагировать на проявления подобного типа.
  4. Важно уметь идти на компромиссы. Случается, что папа отстаивает свою точку зрения, а мама – свою. Родители не приходят к согласию, а всё это происходит на глазах малыша и ребёнок становится нервным и раздражительным.

Теперь вам известно, что может вызывать повышенную раздражительность и лишнюю нервность даже у самого спокойного малыша. Возьмите это на заметку и соблюдайте все меры, чтоб не допустить такого с вашим ребёнком. Также вы теперь знаете, что делать, если ребёнок уже чересчур раздражительный. Придерживайтесь рекомендаций и у вас всё наладится. Здоровья вам и вашим деткам!

Читайте также:
Adblock
detector