Правополушарный вариант высшей нервной деятельности

Оба больших полушария выполняют важные функции. Правое полушарие воспринимает мир таким, каков он есть, во всем многообразии, левое полушарие упрощает мир, чтобы его можно было изучать и как-то менять. Без правого полушария мы бы превратились в роботов, без левого — не смогли анализировать и действовать, мир превратился бы в хаос.

Левое полушарие из всего разнообразия связей и отношений, выбирает простые, непротиворечивые и на их основе создает однозначно понимаемый смысл, благодаря которому достигается полное взаимопонимание между людьми. Например, 2+2=4. Такая однозначность и определенность позволяет анализировать, делать логические выводы. При этом контекст, затрудняющий понимание смысла, конкретность, ясность картины, вносящий противоречие, беспощадно исключается. Например, логическому мышлению недоступно, как человека можно одновременно и любить, и ненавидеть.

Преобладание левополушарного мышления обедняет человека, лишает его сочности восприятия, понимания всей полноты неисчерпаемо богатого мира и радости от вовлеченности в него. В каждом случае решения внутренних или межличностных противоречий, есть различные нюансы, которые невозможно свести к общему знаменателю логики. Поэтому доминирование логического, формального мышления может приводить к тупиковым и неразрешимым умозаключениям.

У правого полушария прямо противоположное левому назначение. Оно мгновенно воспринимает реальность во всем богатстве противоречивых, неопределенных и многозначных связей и образует многоликий смысл.

Многим из нас знакома тщетность попытки пересказать эмоционально насыщенное событие, оставившее след в душе. Мы пытаемся передать нюансы, но они невыразимы в словах, и в итоге, получается поделиться впечатлением, но и оно в словах выглядит блеклым подобием того, что мы пережили, видели или ощущали. Потому что нехудожественная речь строится по законам левополушарного мышления.

Правое полушарие все объединяет, создавая неповторимый сплав. Именно правое полушарие способно к созданию многозначных связей и выявлению новых, и соединению их с существующим опытом (что и составляет основу озарений).

Благодаря образному мышлению удается на иррациональном уровне разрешать внутренние конфликты, которые с логических позиций выглядят тупиковыми.

Неполноценность или неразвитость правополушарного мышления (образного) является проявлением не только психических и соматических (телесных) расстройств, но и важным звеном в механизме развития этих нарушений.

Уже на первом году жизни мы получаем опыт в символическом виде. Этот опыт запоминается психикой, и на его основе формируется представления о самом себе, об окружающем мире, об отношениях с ним. Эти представления существенно влияют на наше поведение, отношения и здоровье. И самое грустное, что эти представления нами могут не осознаваться, а значит и изменить то, что мы не знаем, трудно. Если эти представления негативные, то мы будем стремиться к соответствию внутреннего и внешнего — будем отказываться от успеха, здоровья, благополучной семьи и т.д.

Внутренние образы влияют на нас не менее активно, чем любой внешний предмет. Из психофизиологических исследований: образы жизненно важных событий и объектов могут вызывать такие же поведенческие реакции, как и восприятие этих же событий и объектов наяву.

Символический мир, мир культуры способен оказывать на наше развитие более существенное воздействие, чем самые серьезные реальные события.

Информация, попадая в правое полушарие (если по каким-то причинам не была вовремя осознана) хранится в закодированной форме и недоступна для левого полушария (сознания).

Внутренний мир сокровенен, в него не залезешь с микроскопом, это мир открывается только посредством образов.

Правое полушарие — источник бессознательной мотивации (желания действовать), оно автоматическое. Если там все в порядке — мы успешно достигаем своих целей, как на автопилоте. Но если там существуют убеждения противоположные нашим сознательным целям, то никакими уговорами, внушениями, изменением поведения исправить наши бессознательные установки невозможно.

Проблема, которую мы гоняем по кругу своего мысленного лабиринта, не решается. Если мы, в ходе долгих усилий и анализа, поймем, что нас неправильно воспитали родители, мама нас не так пеленала — это ничего не изменит.

За счет чего происходят изменения при психотерапии? При психотерапии активизируется функция правого полушария мозга, которая была заблокирована из-за активности левого (мысленного анализа). И мы сходим с узкоколейной логики и расширяем свое понимание проблемы. Правополушарная способность к установлению разнообразных связей, к многозначному мышлению позволяет разрешать личные вопросы.

Чтобы активизировать функции правого полушария (бессознательного) необходимо побыть в диалоге с собой. Наше бессознательное подготавливает нам события, действия, идеи, но мы пока об этом не знаем, мы не видим весь этот процесс подготовки, пока оно нам не выдаст готовый, зрелый плод своей работы.

Неоправданные требования среды приводят к чрезмерному психоэмоциональному напряжению, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности.

Во избежание массового удушья личностным ростом предлагаю простое человеческое развитие.

Нервная система требует отдыха, бесконечные стимулы истощают ее. Мозг необходимо беречь, постоянное напряжение ведет к сбою и нарушениям. Жить в постоянном ускорении и стрессе невозможно. Нужно находить время для себя, побыть с собой в диалоге и тогда, все, за чем мы гнались, само догонит нас.

В диалоге с собой происходит то же, что и в кабинете у психолога. Мы вступаем в диалог, и благодаря функции больших полушарий, находим в себе ответы на свои вопросы. И есть масса вопросов и задач, которые можно и нужно решать самостоятельно.

Уже около полувека известно, что два полушария головного мозга человека неравноценны. Левое полушарие больше склонно к логическому мышлению, а правое — более эмоционально.

Читайте также:  Воспаление глазного нерва симптомы и лечение

Американский психолог Пол Торренс первым исследовал большие группы людей, определяя, какой тип мышления у них преобладает — лево- или правополушарный. Набрав большую статистику, он выделил четыре типа мышления:

левополушарный, с преобладанием логики и анализа;

правополушарный, с преобладанием эмоций, интуитивного и образного подхода к проблемам;

смешанный, когда то или иное полушарие «включается» в зависимости от ситуации;

интегрированный, когда оба подхода используются одновременно.

Психолог подчеркивает, что ни один из этих типов мышления не хуже и не лучше другого. Они имеют свои преимущества и недостатки, точно так же, как четыре человеческих темперамента — флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики.

Предлагаемый тест основан на методике Торренса и позволяет вам самостоятельно определить, к какому типу относится ваше мышление. Прочитав перечисленные ниже 120 вариантов характеристики мышления и поведения, подчеркните наиболее подходящий вам вариант — А, В или С. В конце каждого варианта ответа стоит буква — П (правый), Л (левый) или И (интегрированный). Ответив на все 40 вопросов, подсчитайте, сколько букв П, Л и И вы набрали.

1. А) Чтобы что-то запомнить или усвоить, мне надо специально изучать эту информацию — Л

В) Я хорошо запоминаю различные факты и детали без специального изучения вопроса — П

С) В разных случаях бывает по-разному — И

2. А) Я люблю фантастику — П

B) Предпочитаю реалистическую литературу — Л

C) Люблю и ту и другую — И

3. А) Иногда я люблю помечтать, а иногда строю вполне реалистичные, деловые планы — И

B) Больше люблю мечтать — П

C) Предпочитаю реалистическое планирование — Л

4. А) Читая или занимаясь умственной работой, я люблю слушать музыкальные записи или радио — П

B) Читать или работать я могу только в полной тишине — Л

C) Если я читаю просто для развлечения, то могу одновременно слушать музыку или радио, но при умственной работе или чтении учебника мне требуется полная тишина — И

5. А) Если бы я был писателем, я работал бы в жанре художественной литературы — П

B) Я писал бы только о том, что произошло на самом деле — Л

C) Я мог бы работать в обоих жанрах — И

6. А) Обсуждать свои психологические проблемы и трудности я бы предпочел в группе людей, которым тоже свойственны эти проблемы — П

B) Я бы предпочел делиться своими психологическими проблемами наедине со специалистом — Л

C) Оба варианта мне подходят — И

7. А) Когда я рисую, то предпочитаю рисовать «из головы», используя собственное воображение и идеи — П

B) Я больше люблю копировать, вставляя кое-что от себя — Л

C) Мне нравится и то и другое — И

8. А) По-моему, меня легко можно загипнотизировать — П

B) Наверное, меня можно загипнотизировать, но не без труда — И

C) Вряд ли я поддаюсь гипнозу — Л

9. А) Я одинаково люблю остросюжетные приключенческие рассказы и истории о таинственном и сверхъестественном — И

В) Предпочитаю приключения — Л

С) Больше люблю таинственные истории — П

10. А) В школе я одинаково относился к алгебре и геометрии — И

B) Предпочитал алгебру — Л

C) Предпочитал геометрию — П

11. А) Если мне придется раскладывать по порядку какие-либо предметы, например, приводить в порядок библиотеку или коллекцию марок, я расположу их в хронологическом порядке — Л

B) Я больше люблю сортировать предметы так, чтобы были наглядно видны связи, существующие между ними — П

C) Одинаково хороши оба способа классификации — И

12. А) Я хорошо запоминаю тексты и произнесенные слова — Л

B) У меня хорошая музыкальная память — П

C) Я хорошо запоминаю и слова и мелодии — И

13. А) Обычно я завершаю свои дела к указанному сроку — И

B) Планируя свои дела, я исхожу прежде всего из их количества, а уж во вторую очередь учитываю сроки — Л

C) Мне бывает трудно соотнести свои дела с каким-либо определенным режимом дня — П

14. А) Мое настроение часто меняется — П

B) Перемены настроения редки — И

C) У меня почти всегда ровное настроение — Л

15. А) Я люблю общаться с животными — П

B) Я не очень легко нахожу взаимопонимание с животными — И

C) Мне довольно трудно общаться с животными — Л

16. А) Я одинаково отношусь к кошкам и собакам — И

B) Больше люблю кошек — П

C) Больше люблю собак — Л

17. А) В компании я люблю балагурить — П

B) Смотря по обстоятельствам, я могу быть серьезным, могу много шутить и веселиться — И

C) Не люблю излишнего веселья — Л

18. А) Я часто рассеян, как бы отсутствую, витаю в облаках — П

B) Такая рассеянность находит на меня лишь иногда — И

C) Я практически всегда сосредоточен, крепко стою на земле — Л

19. А) В телерекламе меня привлекают красиво снятые кадры, приятные цвета, чувственные образы и сцены — П

Читайте также:  Нервы ты бы о уела

B) В рекламе я ценю информативность, которая позволяет сравнить разные товары и сделать свой выбор — Л

C) Люблю красивую и оригинальную рекламу, но в основном она все же влияет на меня своей информативностью — И

20. А) Когда мне объясняют, как действует тот или иной прибор, я одинаково хорошо воспринимаю и словесные пояснения, и наглядную демонстрацию — И

B) Предпочитаю, чтобы мне наглядно показали, как он работает — П

C) Лучше пусть объяснят на словах — Л

21. А) Мне безразлично, есть ли иллюстрации в художественной литературе, которую я читаю — И

B) Предпочитаю книги без отвлекающих иллюстраций — Л

C) Беллетристика должна быть иллюстрированной — П

22. А) Я с одинаковым удовольствием прочту повесть или посмотрю ее экранизацию — И

B) Предпочитаю прочесть — Л

C) Лучше посмотрю кинофильм — П

23. А) Меня одинаково привлекают ритмичные танцы и поэзия — И

B) Ритмичные танцы мне больше нравятся — П

C) Поэзия больше меня привлекает — Л

24. А) В балете я предпочитаю современное, нетрадиционное течение — П

B) Если балет — то только классический — Л

C) Я не отдаю предпочтения ни классическому, ни современному танцу — И

25. А) Люблю общаться с людьми — П

B) Люблю посплетничать об отношениях между знакомыми — Л

C) Я люблю и общение и пересуды о человеческих контактах — И

26. А) Думать я предпочитаю лежа — П

B) Удобнее думать сидя — Л

C) В этом отношении у меня нет предпочтений — И

27. А) Я с удовольствием стал бы музыкальным критиком — Л

B) Я хотел бы быть композитором — П

C) И та и другая профессия одинаково хороши в моих глазах — И

28. А) Думая о последствиях моих поступков, я опираюсь в основном на интуицию — П

B) Прежде всего я трезво и логично оцениваю последствия своих решений и поступков — Л

C) Я обычно прибегаю и к первому, и ко второму способу — И

b А) Когда мне приходится кого-то выслушивать, я, как правило, слушаю внимательно — Л

B) Слушая кого-то, я переминаюсь с ноги на ногу, верчусь на стуле и постоянно отвлекаюсь — П

C) Я могу управлять своим вниманием, слушая длительные объяснения — И

30. А) Люблю анализировать прочитанную художественную литературу — Л

B) Литература — художественное произведение, и я воспринимаю ее чисто эмоционально- П

C) Верны оба утверждения — И

31. А) Смотря по ситуации, я могу вести себя как все либо выделяться своим нонконформизмом — И

B) Как правило, я не люблю выделяться своим поведением и поступаю как все — Л

C) Чаще я веду себя по-своему, не оглядываясь на других — П

b А) Я одинаково успешно выполняю как четко сформулированные служебные задания, так и дела, в которых приходится соображать самому по мере развития ситуации — И

B) Предпочитаю такие задания, в которых у меня больше простора для самостоятельных действий — П

C) Предпочитаю выполнять поручения, четко расписанные по пунктам, чтобы мне было ясно, что и как делать — Л

33. А) Изучая что-то новое, я люблю делать это путем свободного поиска — П

B) Я больше люблю учиться систематически, по плану — Л

C) Оба способа мне одинаково близки — И

34. А) Я хорошо запоминаю имена, названия, даты, телефонные номера — Л

B) Я хорошо запоминаю местоположение разных объектов и дорогу к ним — П

C) Оба типа информации я запоминаю хорошо — И

35. А) В книгах я ищу главным образом идеи — П

B) Я ищу в книгах главным образом факты и подробности — Л

C) И то и другое меня интересуют одинаково сильно — И

36. А) Я люблю излагать идеи в их логической последовательности — Л

B) У меня лучше получается показывать связь между разными идеями — П

C) Я одинаково успешно могу делать и то и другое — И

37. А) Я с одинаковым успехом могу кратко изложить прочитанное либо выделить основную идею текста — И

B) Предпочитаю кратко излагать — Л

C) Предпочитаю выделить основную идею-П

38. А) Я с одинаковым удовольствием могу выдвигать новые идеи и делать выводы — И

B) Выводы больше меня привлекают — Л

C) Поиск новых идей увлекает меня сильнее — П

39. А) К проблемам я подхожу рационально, логически — Л

B) Я разрешаю проблемы на основе интуиции — П

C) Я использую с одинаковым успехом оба способа — И

40. А) Мне одинаково приятно изобрести что-то новое или усовершенствовать уже известное — И

B) Я больше люблю «рационализаторские предложения» — Л

C) Изобрести что-то новое для меня интереснее — П

Оценить результаты можно по следующей таблице.

Предположим, отвечая на вопросы, вы набрали 10 Л. Находим 10 в крайней левой колонке и видим, что в колонке Л десятке соответствуют 92 очка. Десяти И соответствуют 76 очков, а десяти П — 92.

Читайте также:  Катя гопенко немного нервно

Если по какому-то показателю вы набрали в итоге 120 очков или больше, то именно этот тип мышления у вас преобладает: П — правополушарный, Л — левополушарный, И — интегрированный. Если же ни в одном из трех столбцов вы не набрали 120 очков, у вас смешанный тип мышления.

Кратко охарактеризуем эти типы.

Левополушарное мышление. Люди с таким типом мышления активно берутся за возникающие проблемы и решают их логично, охотно обсуждая и «проговаривая» эти проблемы. Интуицию они используют только в тех случаях, когда это абсолютно необходимо. Организуют свою жизнь на реалистичных началах, при принятии решений учитывают все фактические детали. Такой человек предпочитает держать свою жизнь под собственным контролем, охотно берет на себя ответственность и любит знать, кто за что отвечает. В своих действиях предсказуем. Высоко ставит свои обязанности, долг. У такого человека все направлено на эффективность, на достижение цели.

Правополушарное мышление. Этот человек предпочитает интуитивный и чувственный подход к проблемам. Логичная стратегия используется только в случае крайней необходимости. Высоко ставит идеальные и гуманистические цели и идеи, часто размышляет на общие темы «о главном». Не любит иметь над собой начальство, ценит собственную инициативу. Для него очень важны отношения с окружающими людьми.

Смешанная стратегия мышления. Такие люди в зависимости от ситуации используют то правополушарное, то левополушарное мышление. Чем больше очков вы набрали в таблице по графе Л или П, тем больше склонность к соответствующему типу мышления. Такой человек имеет тенденцию к непредсказуемости.

Интегрированный тип мышления. У такого человека одновременно и одинаково сильно работают оба полушария. Если по одной из граф Л и П вы набрали больше очков, чем по другой, это означает, что в принципе соответствующий тип мышления у вас преобладает и в некоторых случаях эта тенденция может проявиться — например, при решении особо сложных проблем.

Независимо от того, какой тип мышления у вас преобладает, вы можете научиться и другим стилям. Как видно на примере людей с интегрированным или смешанным типом мышления, человек способен одинаково эффективно использовать и логику, и интуицию. Если вы склонны к логическому подходу к проблемам, попробуйте включить интуицию. Если многое у вас построено на эмоциях и интуиции, попробуйте применить логический анализ.

По материалам журнала «Omni» (США).

О работе двух полушарий

Исследователь процессов интеллекта и творчества Пол Торренс был в числе первых, кто обратил внимание на особенности работы полушарий головного мозга человека. Учёный провёл эксперимент, в ходе которого было установлено 4 типа мышления:

  • левополушарное мышление — то, которое строится на логике и анализе
  • правополушарное мышление – где мыслительным процессом движут эмоции, интуиция и образы
  • смешанное мышление – где в равной степени активно и правое, и левое полушарие, каждое из которых включается в нужный момент
  • интегрированное мышление – когда правополушарное и левополушарное мышление работают одновременно.

Торренс подчёркивал, что среди выделенных типов мышления нет хороших и плохих: каждый имеет свои преимущества и недостатки. Однако учёные в последнее время всё больше придают значение развитию именно правополушарного мышления.

Как узнать, какое полушарие преобладает?

Узнать, какое полушарие у вас доминирует можно с помощью специальных тестов. А самый простой способ это выяснить – прислушаться к себе. Если вы полагаетесь на интуицию при принятии решений, доверяете своим чувствам и ощущениям, если не особенно стремитесь к лидерству и управлению человеческими ресурсами, если музыка способна вызвать у вас переживания, а кинолента – сильные эмоции, — у вас преобладает деятельность правого полушария. Если же вам нравится быть лидером и организатором, Вам не сложно произнести убедительную речь, вы склонны анализировать любую проблему, раскладывая её на составляющие, — у вас левополушарный тип мышления.

Характеристики правополушарного мышления

Зачем развивать правополушарное мышление?

В последнее время актуализировался вопрос интенсивного развития правополушарного мышления. К примеру, способность образно и комплексно мыслить, быстро генерировать идеи – важнейшие навыки современного топ-менеджера, который работает зачастую в условиях хаоса и стресса. Крупнейшие компании – банки, ритейлеры, производители – не пренебрегают развитием интуитивно-сенсорного мышления своих сотрудников, в том числе и руководящего состава. Следовательно, правополушарное мышление следует развивать для того, чтобы преуспеть и улучшить качество жизни.

Упражнения для активизации правого полушария

Начните тренировку правого полушария с помощью несложных упражнений, которые выполняются в паре.

Вначале зрительные образы: банан, река, лес, цветок, пчела, красный, игра, ласковый, мастерить, плести.

Далее – слуховые образы: шум моря, звук движущегося трамвая, звуки фортепиано, звон колокольчика, порывы ветра, падающие капли, чириканье воробьёв, эхо, шёпот.

Телесные образы: поглаживание меха, тающая снежинка, тёплый пар, хождение по мягкому ковру, горячая вода, острая игла, рыбная чешуя, мягкий пух.

И в конце – обонятельные и осязательные образы: аромат свежей розы, запах сена, запах хвои, вкус только что разрезанного апельсина, ломтик шоколада, канапе с красной крупной икрой.

Удачи в развитии правополушарного мышления! Ваше мнение: каким образом правополушарное, интуитивно-образное мышление связано с лидерством?

Читайте также:
Adblock
detector