Особенности высшей нервной деятельности человека

Поведение человека связано с условно-безусловной деятельностью. На основе безусловных рефлексов, начиная с раннего детского возраста, у ребенка вырабатываются условные рефлексы. По мере его развития, общения с людьми и влияния внешней среды в больших полушариях головного мозга постоянно возникают временные связи между различными центрами. Главное отличие высшей нервной деятельности человека — это мышление и речь, которые появились в результате трудовой общественной деятельности. Благодаря слову возникают обобщенные понятия и представления, способность к логическому мышлению. Как раздражитель слово вызывает у человека большое количество условных рефлексов. На них базируются обучение, воспитание, выработка трудовых навыков, привычек. Основываясь на развитии речевой функции у людей, И.П. Павлов создал учение о первой и второй сигнальных системах. Первая сигнальная система существует и у человека, и у животных. Эта система, центры которой находятся в коре головного мозга, воспринимает через рецепторы непосредственные, конкретные раздражители внешнего мира — предметы или явления (сигналы). У человека они создают материальную основу для ощущений, представлений, восприятий, впечатлений об окружающей природе и общественной среде, и это составляет базу конкретного мышления. Но только у человека существует вторая сигнальная система, связанная с функцией речи, со словом слышим (речь) и видим (письменно).

Для человека слово — это не только, сочетание звуков или изображение букв, но прежде всего форма отображения материальных явлений и предметов окружающего мира в понятиях и мыслях. При помощи слов образуются общие понятия. Посредством слова передаются сигналы о конкретных раздражителях, и в этом случае слово служит принципиально новым раздражителем — сигналом сигналов.

Благодаря второй сигнальной системе используется общественный опыт поколений, усваиваемый с помощью языка и речи. Через нервную систему слова действуют на функции внутренних органов, благодаря чему слова используют психотерапевты для лечения функциональных расстройств. Точно также слова могут вредно действовать на здоровье. Отсюда вытекает необходимость осторожного использования их в общении, особенно при общении врача и пациентов.

Речь и мышление. Речь появилась в результате общения людей в процессе труда. Значение слова не сводится только к общению, а составляет основы отвлеченного (абстрактного) мышления и определяет поведение людей. Слово как орудие речевого мышления позволило человеку отвлекаться от конкретных предметов и явлений, анализировать, обобщать их и тем самым проникать в их сущность, лучше разбираться в многообразных явлениях жизни. Человек различает в явлениях и предметах окружающего мира горазда больше любого животного, так как к деятельности органов чувств присоединяется деятельность мышления. Мышление — это работа мозга, в результате которой человек может при помощи слов и образов представить и выразить самые различные состояния своего организма и свое отношение к реально существующим и мнимым предметам и явлениям действительности. Из этого вытекает, что существенную роль в этой главнейшей функции мозга человека играют слова и образы, т.е. временные связи, сформированные в результате сочетаний непосредственных и словесных раздражений с самыми различными формами деятельности организма. Мышление дает гигантские преимущества человеку, который в процессе общественного развития создал искусственную материальную и духовную культуру на естественной основе. Вместе с тем он колоссально развил и обогатил свой внутренний мир, свои способности, свою активность, свои взаимоотношения с другими людьми, выработал устойчивые черты своего характера. Головной мозг человека представляет собой центр мышления, и связанный с мышлением центр речи.

Сознание как функция мозга. Многочисленные анализаторы отражают различные стороны окружающей действительности активно, вызывая у человека различные чувства и переживания. Человек не просто видит, слышит, осязает, воспринимает запахи, но и оценивает эти явления, осмысливает их. Одно и то же явление природы по-разному переживается разными людьми. Разные чувства и мысли говорят о том, что каждый человек по-своему, субъективно отражает явления внешнего мира. На все то, что человек воспринимает из окружающей его действительности, он немедленно или, напротив, с отсрочкой более или менее длительной, отвечает различными действиями. Эти действия могут быть разными по своему характеру — импульсивными, или непроизвольными, возникающими как непосредственный ответ на полученные раздражения из окружающей среды или же задержанными, продуманными, произвольными, выражающими понимание человеком того, что произошло и определенное отношение к происшедшему. В этом случае человек проявляет осознанное отношение к действительности. Его действиями руководит сознание.

Сознание — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: восприятий, ощущений, представлений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщенная форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных. Сознание играет решающую роль в любом виде человеческой деятельности. Еще до того, как приступить к какой-либо деятельности, человек обдумывает предварительно ее план, избирает необходимые средства труда, вступает в общение и деловые связи с другими людьми, если работа носит коллективный характер, проверяет свои успехи на промежуточных этапах труда, исправляет допущенные ошибки и настойчиво преодолевает препятствия, оказавшиеся на пути к поставленной цели. Сознание освещает весь путь этой деятельности. Отсюда и характеристика такой деятельности как сознательной. Сознание опирается на множество врожденных и выработанных механизмов, приемов труда, выработанных в истории человеческой культуры, которые протекают бессознательно и подсознательно. Кора головного мозга является контрольным звеном отбора информации, регуляции эмоций и сознания.

Читайте также:  Детская люберецкая больница неврологическое отделение

Социальная обусловленность поведения человека. Человек — существо общественное. На его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволяющим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд, который в известном смысле слова, как выразился Энгельс «создал самого человека». Благодаря труду человек научился использовать природу для удовлетворения своих потребностей и одновременно развивать свои естественные физические и умственные способности. Это позволило человеку намного увеличить свои естественные силы и возможности, в особенности развить свое мышление.

В процессе общения, которое развилось в условии общественного производства, когда нужно было координировать трудовые усилия его участников, возник язык как особая форма сигнализации, заменяющая и обобщающая все другие формы сигналов. История человечества развивалась не гладким путем, не без препятствий и трудностей. Несправедливость присвоения результатов труда наложила свою печать на душевный мир людей, причинив им огромные страдания. Вследствие этих причин, в человеке наряду со многими ценными качествами сохраняются и отрицательные черты характера и поведения, которые не всегда поддаются высокой регулирующей функции сознания. Человек активно организует свои взаимоотношения с окружающей его природой и социальной средой. Это не простое отражение действительности, а результат сложной переработки ее в сознании человека, результат высшей нервной деятельности человека.

Сон его значение и гигиена. По теории, разработанной И.П. Павловым, сон — это глубокое охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток. Он охватывает большие полушария, средний и промежуточный мозг. Во время сна резко падает активность многих физиологических процессов, продолжают свою деятельность лишь отделы стволовой части головного мозга, регулирующие жизненно важные функции — дыхание, сердцебиение, но их функция снижена. Центр сна находится в гипоталамусе промежуточного мозга, в передних ядрах. Задние ядра гипоталамуса регулируют состояние пробуждения и бодрствования. Электрофизиологические исследования последних лет показали, что во сне происходят сложные физиологические процессы, преобразующие полученную во время бодрствования информацию. Поэтому представления о сне как отдыхе носят относительный характер. Записи электроэнцефалограмм во время сна свидетельствуют о наличии физиологической активности в нейронах коры, значит во время сна происходит переработка информации: анализ, запоминания, эмоциональные переживания. При этом мозг словно отфильтровывает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти.

В жизни человека сон является ничем не заменимой потребностью, его отсутствие так же плохо сказывается на здоровье, как и голодание. Недосыпания сопровождаются снижением работоспособности, ослаблением защитных сил. Глубокий сон — лучший отдых для нервной системы. Сон широко применяется как лечебное средство в психиатрических клиниках, при лечении гипертонии и других заболеваний. Для полного отдыха нервной системы необходимо чтобы сон был не менее 7 часов для взрослого человека и 8-9 часов для подростков, предпочтительно в ночное время. Отход ко сну и подъем должны быть в одно и то же время. Помещение для сна нужно проветривать, постель должна быть удобной.

Общие закономерности ВНД у человека и животных едины, однако ВНД человека имеет существенные отличия.

А. Целенаправленная планируемая трудовая деятель­ность активно изменяет окружающий мир в соответствии с потреб­ностями общества: создание продуктов труда, жилища, орудия про­изводства и т. д. Труд человека качественно отличается от приспособительного поведения животных — оно направлено толь­ко на приспособление к природе.

Б. У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных — только первая. Представление о сигнальных си­стемах человека и животных обосновал И. П. Павлов. Поскольку существующие определения сигнальных систем отличаются друг от друга, предлагаем наш вариант. Первая сигнальная система — это система организма, обеспечивающая формирование конкретного (непосредственного) представления об окружа­ющей действительности и приспособительных реакций посред­ством условных связей. Сигналами первой сигнальной системы являются предметы, явления и их отдельные свойства (запах, цвет, форма и т.п.). Вторая сигнальная система — это система орга­низма, обеспечивающая формирование обобщенного представ­ления об окружающей действительности с помощью языка че­ловека.

Язык человека — средство общения людей друг с другом, глав­ной формой которого является письменная и устная речь, а также формулы и символы, рисунки, жесты, мимика.

Речь — форма общения людей друг с другом с помощью сигна­лов (слов) и обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, являющейся необходимой формой процесса мышления, и внешней (письменная и устная), с помощью кото­рой человек сообщает свои мысли другим людям. Речь — это одна из форм языка.

Хотя первая сигнальная система свойственна животным и че­ловеку, однако у человека благодаря тесному взаимодействию ее со второй сигнальной системой первая сигнальная система челове­ка качественно отличается от таковой у животных и несет на себе отпечаток культурно-исторических влияний.

Читайте также:  Калий с магнием для нервной системы

В. У человека имеется образное (конкретное) и абстрактное мышление, у животных только конкретное. Пер­вая сигнальная система обеспечивает образное (конкретное) мыш­ление и у человека, и у животных, вторая — абстрактное мышле­ние, только у человека. Ярким примером, свидетельствующим об отсутствии абстрактного мышления у животных, является поведе­ние обезьяны в лаборатории И. П. Павлова. Для достижения по­лезного результата (получения пищи) обезьяна научилась гасить огонь, заливая его водой из бака, который стоял на берегу, а обезь; яна сидела на плоту, где и должна была гасить огонь. Она каждый раз прыгала с плота в воду и ходила на берег за водой. Хотя плот был со всех сторон окружен водой, обезьяна не подозревала, что вода из озера обладает таким же свойством тушения огня, как и вода из бака.

Г. У человека имеются специфические, присущие толь­ко ему типы ВИД. Концепция И. П. Павлова о двух сигнальных системах действительности привела его к представлению о спе­циальных человеческих типах ВНД. В основу их деления по­ложены соотношения между первой и второй сигнальными системами. Преобладание первой сигнальной системы над второй характеризует художественный тип, при обратном соотно­шении — мыслительный тип, при их равенстве — средний тип. Художественный тип (преимущественно писатели, худож­ники, музыканты) характеризуется цельным восприятием действи­тельности. Мыслительный тип (преимущественно философы, ма­тематики) воспринимает окружающую действительность через словесные сигналы, т.е. дробит ее. Средний тип (промежуточный) характеризуется определенными свойствами мыслительного и художественного типов.

Д. У человека в отличие от животных наблюдается фун­кциональная асимметрия полушарий (литерализация функ-

ций), что в конце 60-х годов двадцатого столетия показал англий­ский психиатр С. Кенникот с помощью одностороннего выключе­ния у психических больных одного из полушарий электрическим током. На основании полученных наблюдений он сформулировал положение о левополушарных и правополушарных людях.

Леворукость и праворукость — один из фактов, свидетельству­ющих о латерализации функций; большинство людей правши.

Как правило, речевые центры располагаются лишь в левом полушарии. У некоторых левшей они находятся там же, а в других случаях либо в правом, либо в обоих полушариях. Левое полушарие специализируется в отношении не только речи, но и двигатель­ных актов (так как левая премоторная кора участвует в выработ­ке стратегии любого движения независимо от того, выполняется оно правой или левой стороной тела).

Примером латерализации функций является то, что левое по­лушарие является базовой основой логического мышления, а пра­вое — образного (конкретного) мышления.

Накапливается все больше данных, говорящих, что правое по­лушарие справляется с определенными заданиями лучше, чем ле­вое. Таким образом, правильнее говорить не о доминировании по­лушарий вообще, а об их взаимодополняющей специализации с преобладанием речевых функций (как правило) у левого (Р. Шмидт, Г. Тевс, 1996).

Е. Социально-детерминированное сознание человека.

Сознание — это идеальное субъективное отражение с помо­щью мозга реальной действительности. Сознание является выс­шей функцией мозга. Оно отражает реальную действительность в различных формах психической деятельности человека, которыми являются: ощущение, восприятие, представление, мышление, вни­мание, чувства (эмоции) и воля. Нейрофизиологические основы сознания следующие.

1. Подключение сознания обычно достигается активацией боль­шого количества структур, где ведущее значение имеют кора боль­шого мозга с ближайшей подкоркой, лимбическая система, их вза­имодействие. Важнейшую роль играют восходящие активирующие влияния ретикулярной формации.

2. Для сознания необходим некий определенный уровень актив­ности ЦНС, соответствующий десинхронизированной ЭЭГ при бод­рствовании; слишком низкая нейронная активность (например, при наркозе или коме) с ним несовместима. С другой стороны, созна­ние невозможно и при чрезмерной активности нейронов — напри­мер, при эпилептических припадках (характеризующихся пиками

и волнами на ЭЭГ), оно может выключаться в состоянии ярости (состоянии аффекта).

3. Минимальный период времени активации мозговых структур для осознанного восприятия сигнала составляет 100-300 мс.

4. Полагают, что лобные доли имеют ведущее значение для про­явления высших психических функций. Поражение лобных долей у человека сопровождается психической неустойчивостью, эйфо­рией, раздражительностью. Отмечаются отсутствие твердых пла­нов, основанных на прогнозировании, наличие легкомыслия и гру­бости. Часто возникают настойчивые повторения действий, конфликты с окружающими.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Особенности характера и поведения, присущие каждому чело­веку, формируются на основе его высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов доказал, что в основе психической деятельности че­ловека лежит рефлекторная функция нервной системы. И. П. Пав­лов высшую нервную деятельность определил как функции коры больших полушарий мозга. Благодаря высшей нервной деятель­ности организм все время адаптируется (приспосабливается) к по­стоянно изменяющимся условиям внешней среды. Работа других отделов центральной нервной системы направлена на регуляцию функций внутри самого организма.

Когда человек ставит перед собой цель, он мысленно обдумыва­ет пути ее осуществления. Соответственно этому он и действует.

Для высшей нервной деятельности человека свойственны сознание, мышление, речь, память, способность работать, адаптация в обще­стве и т. д.

Читайте также:  Может ли пойти кровь из носа из-за нервов

Сознание — самая высшая функция мозга человека, способность мысленно отражать реальный окружающий мир. Сознание при­суще только человеку. Это показатель степени его знаний, твор­ческого диапазона, глубины мыслей.

С помощью сознания человек взаимодействует с окружающим миром, общается с другими людьми, усваивает и передает знания, навыки, опыт. Основной инструмент, с помощью которого люди общаются, — слово. Сознание тесно связано с процессами позна­ния. Охватывая такие способности, как восприятие, понимание, вни­мание, мышление, память, оно еще больше расширяет кругозор.

Восприятие и понимание — это отражение окружающих явле­ний и вещей с помощью органов чувств (анализаторов). Чем при­вычнее для нас объект, тем быстрее мы его узнаем. Так, мы узнаем популярную мелодию, даже если ее фальшиво играют или напева­ют. Восприятие одних и тех же вещей у каждого из нас свое (рис. 144, см. также рис. 150).

Внимание — это сосредоточенность на важных для человека пред­метах, явлениях. Осознанно воспринимаемые явления и события надолго остаются в памяти. Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо усилий, на основе интереса к оп­ределенным предметам и явлениям. Произвольное внимание — это способность сознательно удерживать внимание, т. е. длительно со­средоточиваться на предмете деятельности. Кроме того, немаловаж­ны объем, распределение, концентрация и пореключаемость вни­мания. Каждый человек должен совершенствовать и постоянно тре­нировать свое внимание.

Мышление — сложная функция мозга. Перед выполнением какой-

либо работы человек вначале обдумывает ее. С помощью мышления он вспоминает свойства, присущие вещам, явлениям, и их связи. В процессе мышления необходимые условия всесторонне анализируют­ся. дополняются, сравниваются с данными, которые находятся в па­мяти человека. Исполнение задуманного осуществляется с помощью общения людей друг с другом.

Мыслительные способности формируются у людей в результате тру­да. Они проявляются в отображении словами событий, происходящих вокруг, и способностью думать. Различают два вида мыслительных спо­собностей. Первый — с помощью системного мышления словами дока­зывать основные закономерности. Второй — с помощью художественно- образного мышления щ>едставлять перед глазами сравнительные обра­зы вещей, явлений и т. д. Системное словесное мышление обеспечивает левое полушарие мозга. Л правое полушарие мозга участвует в обра­ботке информации, полученной с помощью художественно-образного мышления.

Речь это вторая сигнальная система, присущая только чело­веку. Условным раздражителем этой системы является слово. Мозг воспринимает возбуждение, появившееся в результате сказанного слова, затем анализирует его и дает ответ. Слово является толч­ком для работы первой сигнальной системы. По мнению И. II. Пав­лова, слово — это «сигнал сигналов*. Появление второй сигналь­ной системы (речь) напрямую связано с трудовой деятельностью и общением. С помощью слова (устно, письменно) человек вспомина­ет определенные понятия и осмысливает их. Для животных слово характеризуется только как раздражитель. У человека с помощью слова и речи формируются сознание и мышление.

Память — одно из проявлений психических процессов. Человек со­храняет в памяти события, свидетелем которых он был, увиденное, услышанное и прочитанное. За счет памяти в мозге воссоздаются дав­но прошедшие события. Затем они обрабатываются и в нужное время используются. Способность сохранять в памяти события и предметы у каждого человека индивидуальна. Существуют разные виды памяти.

Механическая память запоминание информации без се осмыс­ливания, т. е. зубрежка. Она достигается в результате многократно­го повторения. Зазубренные данные в памяти долго не сохраняются.

Смысловая память человек запоминает, глубоко анализируя смысл информации. Он четко понимает ее и поэтому надолго сохра­няет в памяти.

Непроизвольная память человек не ставит перед собой цели за- помш!ть что-либо. События и данные, действуя особым образом на настроение человека, надолго остаются в памяти.

Произволышя память возникает осознанно, с определенной целью. Для этого человек использует различные способы и направляет всю свою энергию на запоминание.

По длительности хранения информации память бывает кратко- временная и долговременная. По типу чувствительных органов па­мять бывает зрительная, слуховая, обонятельная и т. д. Кроме того, память бывает моторная (двигательная), эмоциональная, образная, фотографическая и т. д. Все виды памяти тесно связаны между собой.

1) проявить особый интерес и выделить те данные, которые необ­ходимо запомнить;

2) сконцентрировать все свое внимание на материале, который за­поминаете. Сознательно направить всю свою энергию на данные, ко­торые запоминаете;

3) многократно повторить материал.

Главное — понять смысл данных, а затем время от времени повто­рять их.

Высшая нервная деятельность, сознание, внимание, мышление, j н>чь. память.

1. Назовите свойства, присущие высшей нервной деятельности чело­века.

2. Что понимают пол сознанием?

1. Механическая память. Пути улучшения памяти.

2. Дайте определение первой и второй сигнальным системам.

1. Значение высшей нервной деятельности.

2. В чем смысл того, что материал для запоминания надо сначала понять? Чем отличается механическая намять от смысловой?

Читайте также:
Adblock
detector