Основные периоды онтогенеза нервной системы

Онтогенез, или индивидуальное развитие организма, делится на два периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Первый продолжается от момента зачатия и формирования зиготы до рождения; второй — от момента рождения и до смерти.

Пренатальный период в свою очередь подразделяется на три периода: начальный, зародышевый и плодный. Начальный (предимплантационный) период у человека охватывает первую неделю развития (с момента оплодотворения до имплантации в слизистую оболочку матки). Зародышевый (предплодный, эмбриональный) период — от начала второй недели до конца восьмой недели (с момента имплантации до завершения закладки органов). Плодный (фетальный) период начинается с девятой недели и длится до рождения. В это время происходит усиленный рост организма.

Постнатальный период онтогенеза подразделяют на одиннадцать периодов: 1-й — 10-й день — новорожденные; 10-й день — 1 год — грудной возраст; 1—3 года — раннее детство; 4—7 лет — первое детство; 8—12 лет — второе детство; 13—16 лет — подростковый период; 17—21 год — юношеский возраст; 22—35 лет — первый зрелый возраст; 36—60 лет — второй зрелый возраст; 61—74 года— пожилой возраст; с 75 лет — старческий возраст, после 90 лет — долгожители. Завершается онтогенез естественной смертью.

Пренатальный период онтогенеза начинается с момента слияния мужских и женских половых клеток и образования зиготы. Зигота последовательно делится, образуя шаровидную бластулу. На стадии бластулы идет дальнейшее дробление и образование первичной полости — бластоцеля.

Затем начинается процесс гаструляции, в результате которого происходит перемещение клеток различными способами в бласто-

А—А’— уровень поперечного среза; а — начальный этап погружения медуллярной пластинки и формирования нервной трубки: 1 — нервная трубка; 2 — ганглиозная пластина; 3 — сомит; б — завершение образования нервной трубки и погружение ее внутрь зародыша: 4 — эктодерма; 5 — центральный канал; 6 — белое вещество спинного мозга; 7 — серое вещество спинного мозга; 8 — закладка спинного мозга; 9 — закладка головного мозга

цель, с образованием двухслойного зародыша. Наружный слой клеток называется эктодерма, внутренний — энтодерма. Внутри образуется полость первичной кишки — гастроцель. Это стадия гаструлы. На стадии нейрулы образуются нервная трубка, хорда, сомиты и другие эмбриональные зачатки. Зачаток нервной системы начинает развиваться еще в конце стадии гаструлы. Клеточный материал эктодермы, расположенный на дорсальной поверхности зародыша, утолщается, образуя медуллярную пластинку (рис. 17, 2). Эта пластинка ограничивается с боков медуллярными валиками. Дробление клеток медуллярной пластинки (медуллобластов) и медуллярных валиков приводит к изгибанию пластинки в желоб, а затем к смыканию краев желоба и образованию медуллярной трубки (рис. 16а, 1). При соединении медуллярных валиков образуется ганглиозная пластина, которая затем делится на ганглиозные валики.

1 — нервный гребень; 2 — нервная пластина; 3 — нервная трубка; 4 — эктодерма; 5 — средний мозг; 6 — спинной мозг; 7 — спинномозговые нервы; 8 — глазной пузырек; 9 — передний мозг; 10 — промежуточный мозг; 11 — мост; 12 — мозжечок; 13 — конечный мозг

Одновременно происходит погружение нервной трубки внутрь зародыша (рис. 16в; 17, 3).

Однородные первичные клетки стенки медуллярной трубки — медуллобласты — дифференцируются на первичные нервные клетки (нейробласты) и исходные клетки нейроглии (спонгиобласты). Клетки внутреннего, прилежащего к полости трубки, слоя медуллобластов превращаются в эпендимные, которые выстилают просвет полостей мозга. Все первичные клетки активно делятся, увеличивая толщину стенки мозговой трубки и уменьшая просвет нервного канала. Нейробласты дифференцируются на нейроны, спонгиобласты — на астроциты и олигодендроциты, эпендимные — на эпендимоциты (на этом этапе онтогенеза клетки эпендимы могут образовывать нейробласты и спонгиобласты). При дифференцировке нейробластов отростки удлиняются и превращаются в дендриты и аксон, которые на данном этапе лишены миелиновых оболочек. Миелинизация начинается с пятого месяца пренатального развития и полностью завершается лишь в возрасте 5—7 лет. На пятом же месяце появляются синапсы. Миелиновая оболочка формируется в пределах ЦНС олигодендроцитами, а в периферической нервной системе — Шванновскими клетками.

В процессе эмбрионального развития формируются отростки и у клеток макроглии (астроцитов и олигодендроцитов). Клетки микроглии образуются из мезенхимы и появляются в ЦНС вместе с прорастанием в нее кровеносных сосудов.

Клетки ганглиозных валиков дифференцируются сначала в биполярные, а затем в псевдоуниполярные чувствительные нервные клетки, центральный отросток которых уходит в ЦНС, а периферический — к рецепторам других тканей и органов, образуя афферентную часть периферической соматической нервной системы. Эфферентная часть нервной системы состоит из аксонов мотонейронов вентральных отделов нервной трубки.

В первые месяцы постнатального онтогенеза продолжается интенсивный рост аксонов и дендритов и резко возрастает количество синапсов в связи с развитием нейронных сетей.

Эмбриогенез головного мозга начинается с развития в передней (ростральной) части мозговой трубки двух первичных мозговых пузырей, возникающих в результате неравномерного роста стенок нервной трубки (архэнцефалон и дейтерэнцефалон). Дейтерэнцефалон, как и задняя часть мозговой трубки (впоследствии спинной мозг), располагается над хордой. Архэнцефалон закладывается впереди нее. Затем в начале четвертой недели у зародыша дейтерэнцефалон делится на средний (mesencephalon) и ромбовидный (rhombencephalon) пузыри. А архэнцефалон превращается на этой (трехпузырной) стадии в передний мозговой пузырь (prosencephalon) (рис. 17, 9). В нижней части переднего мозга выпячиваются обонятельные лопасти (из них развиваются обонятельный эпителий носовой полости, обонятельные луковицы и тракты). Из дорсолатеральных стенок переднего мозгового пузыря выступают два глазных пузыря. В дальнейшем из них развиваются сетчатка глаз, зрительные нервы и тракты.

На шестой неделе эмбрионального развития передний и ромбовидный пузыри делятся каждый на два и наступает пятипузырная стадия (рис. 17).

Передний пузырь — конечный мозг — разделяется продольной щелью на два полушария. Полость также делится, образуя боковые желудочки. Мозговое вещество увеличивается неравномерно, и на поверхности полушарий образуются многочисленные складки — извилины, отделенные друг от друга более или менее глубокими бороздами и щелями (рис. 18). Каждое полушарие разделяется на четыре доли, в соответствие с этим полости боковых желудочков делятся также на 4 части: центральный отдел и три рога желудочка. Из мезенхимы, окружающей мозг зародыша, развиваются оболочки мозга. Серое вещество располагается и на периферии, образуя кору

больших полушарий, и в основании полушарий, образуя подкорковые ядра.

Задняя часть переднего пузыря остается неразделенной и называется теперь промежуточным мозгом (рис. 17, 10). Функционально и морфологически он связан с органом зрения. На стадии, когда границы с конечным мозгом слабо выражены, из базальной части боковых стенок образуются парные выросты — глазные пузыри (рис. 17, 8), которые соединяются с местом их происхождения при помощи глазных стебельков, впоследствии превращающихся в зрительные нервы. Наибольшей толщины достигают боковые стенки промежуточного мозга, которые преобразуются в зрительные бугры, или таламус. В соответствии с этим полость III желудочка превращается в узкую сагиттальную щель. В вентральной области (гипоталамус) образуется непарное выпячивание — воронка, из нижнего конца которой происходит задняя мозговая доля гипофиза — нейрогипофиз.

Читайте также:  Нервная дрожь в теле причины

Третий мозговой пузырь превращается в средний мозг (рис. 17, 5), который развивается наиболее просто и отстает в росте. Стенки его утолщаются равномерно, а полость превращается в узкий канал — Сильвиев водопровод, соединяющий III и IV желудочки. Из дорсальной стенки развивается четверохолмие, а из вентральной — ножки среднего мозга.

Ромбовидный мозг делится на задний и добавочный. Из заднего формируется мозжечок (рис. 17, 12) — сначала червь мозжечка, а затем полушария, а также мост (рис. 17, 11). Добавочный мозг превращается в продолговатый мозг. Стенки ромбовидного мозга утолщаются — как с боков, так и на дне, только крыша остается в виде тончайшей пластинки. Полость превращается в IV желудочек, который сообщается с Сильвиевым водопроводом и с центральным каналом спинного мозга.

В результате неравномерного развития мозговых пузырей мозговая трубка начинает изгибаться (на уровне среднего мозга — теменной прогиб, в области заднего мозга — мостовой и в месте перехода добавочного мозга в спинной — затылочный прогиб). Теменной и затылочный прогибы обращены наружу, а мостовой — внутрь (рис. 17; 18).

Структуры головного мозга, формирующиеся из первичного мозгового пузыря: средний, задний и добавочный мозг — составляют ствол головного мозга (trùncus cerebri). Он является ростральным продолжением спинного мозга и имеет с ним общие черты строения. Проходящая по латеральным стенкам спинного мозга и стволового отдела головного мозга парная пограничная борозда (sulcus limitons) делит мозговую трубку на основную (вентральную) и крыловидную (дорзальную) пластинки. Из основной пластинки формируются моторные структуры (передние рога спинного мозга, двигательные ядра черепно-мозговых нервов). Над пограничной бороздой из крыловидной пластинки развиваются сенсорные структуры (задние рога спинного мозга, сенсорные ядра ствола мозга), в пределах самой пограничной борозды — центры вегетативной нервной системы.

Производные архэнцефалона (telencephalon и diencéphalon) создают подкорковые структуры и кору. Здесь нет основной пластинки (она заканчивается в среднем мозге), следовательно, и нет двигательных и вегетативных ядер. Весь передний мозг развивается из крыловидной пластинки, поэтому в нем имеются лишь сенсорные структуры (см. рис.18).

Постнатальный онтогенез нервной системы человека начинается с момента рождения ребенка. Головной мозг новорожденного весит 300—400 г. Вскоре после рождения прекращается образование из нейробластов новых нейронов, сами нейроны не делятся. Однако к восьмому месяцу после рождения вес мозга удваивается, а к 4—5 годам утраивается. Масса мозга растет в основном за счет увеличения количества отростков и их миелинизации. Максимального веса мозг мужчин достигает к 20—29 годам, а женщин к 15—19. После 50 лет мозг уплощается, вес его падает и в старости может уменьшиться на 100 г.

Основные термины и понятия:

Внести в свой терминологический словарь основные термины темы: нейробласты, спонгиобласты, астроцитобласты, медулобласты, развитие нервной системы, онтогенез нервной системы.

  1. Онтогенез нервной системы

Нервная система начинает развиваться на 3-й недели внутриутробного развития из эктодермы (наружного зародышевого листка), расположенную над закладкой хорды. Нервная пластинка прогибается, ее края смыкаются, и образуется нервная трубка, которая отделяется от эктодермы и погружается под нее. Нервная трубка расширяется на переднем конце, из которого позднее формируется головной мозг. Остальная часть нервной трубки преобразуется в спинной мозг.

В начале формирования стенка нервной трубки состоит из слоя цилиндрических клеток нейроэпителия, окружающего полость – центральный канал нервной трубки. По мере деления клеток стенка нервной трубки утолщается. Слой клеток, прилежащих к центральному каналу, называется эпендимным. Эти клетки дают начало почти всем клеткам нервной системы. Каждая зачатковая клетка делится на две дочерних. Одна из них мигрирует в вышележащие слои и становится нейробластом. Нейробласты претерпевают изменения, образуя характерные отростки, и дифференцируются в зрелые нервные клетки – нейроны.

Другие потомки зачатковых клеток остаются прикрепленными к внутренней мембране и образуют длинные радиальные отростки, достигающие наружной мембраны нервной трубки. Они называются спонгиобластами. Спонгиобласты играют значительную роль в формировании нервной ткани, так как именно по их отросткам мигрируют дифференцирующие нервный клетки. Ориентируясь на ход отростков спонгиобластов, нервные клетки формируют отростки и занимают свое окончательное местоположение, определяющее их будущие связи с другими нервными клетками и их функцию. Позже спонгиобласты дифференцируются в глиальные элементы.

В дальнейшем часть спонгиобластов теряет связь с наружной мембраной нервной трубки: они остаются прикрепленными к внутренней мембране и образуют клеточную выстилку центрального канала и желудочков зрелого мозга – эпиндиму. Эпиндимные клетки имеют реснички и поэтому способствуют течению спинномозговой жидкости в полостях мозга.

Другие развивающие спонгиобласты теряют связь как с внутренней, так и с наружной мембранами нервной трубки и становятся астроцитобластами, из которых развиваются астроциты. Клетки, теряющие связь с внутренней пограничной мембраной, называются медуллобластами и дифференцируются в олигодендроциты. Астроциты и олигодендроциты представляют собой два типа глиальных клеток (из трех).

Таким образом, почти все клетки нервной ткани имеют общее происхождение (эктодермальное) и дифференцируются в два типа клеток: нейроны и нейроглию.

Одновременно с делением клеток головной конец нервной трубки подразделяется на три отдела – первичные мозговые пузыри. Соответственно они называются передний (I пузырь), средний (II пузырь) и задний (III пузырь) мозг. В последующем развитии передний мозг делится на конечный (большие полушария) и промежуточный мозг. Средний мозг сохраняется как единое целое, а задний мозг делится на два отдела, включающих мозжечок с мостом и продолговатый мозг. Это 5-пузырчатая стадия развития мозга. К 4-й недели внутриутробного развития формируются теменной и затылочный изгибы, а в течение 5-й недели – мостовой изгиб.

Читайте также:  Вши от нервов миф или реальность

Вначале поверхность больших полушарий гладкая. Первыми на 11-12 неделе внутриутробного развития закладывается боковая борозда (Сильвиева), затем центральная (Ролландовая) борозда.

Увеличение массы мозга в пренатальный период происходит в основном за счет увеличения количества нейронов и количества глиальных клеток.

Таким образом, развитие головного мозга в пренатальный период происходит непрерывно и параллельно, однако характеризуется гетерохронностью.

В таблице 1 отражены основные этапы развития нервной системы зародыша и плода.

Основные этапы развития нервной системы в пренатальный период

Возраст зародыша, нед. Развитие нервной системы
2,5 Намечается нервная борозда
3,5 Образуется нервная трубка и нервные тяжи
Образуется 3 мозговых пузыря; формируются нервы и ганглии
Формируются 5 мозговых пузырей
Намечаются мозговые оболочки
Полушария мозга достигают большого размера
В коре появляются типичные нейроны
Формируется внутренняя структура спинного мозга
Формируются общие структурные черты головного мозга; начинается дифференцировка клеток нейроглии
Различимы доли головного мозга
20-40 Начинается миелинизация спинного мозга (20-я неделя), появляются слои коры (25 недель), формируются борозды и извилины (28-30 недель), начинается миелинизация головного мозга (36-40 недель)

Ведущую роль в росте и развитии нервной системы во внутриутробный период играют генетические факторы. Вес мозга новорожденного в среднем составляет примерно 350 г.

Морфо-функциональное созревание нервной системы продолжается в постнатальный период. Уже к концу первого года жизни вес мозга достигает 1000 г, тогда как у взрослого человека вес мозга составляет в среднем 1400 г.

Следовательно, основное прибавление массы мозга приходится на первый год жизни ребенка.

Таким образом, если в пренатальном периоде развитие нервной системы происходит под контролем генотипа и практически не зависит от влияния внешней окружающей среды, то в постнатальный периоде все большую роль играют внешние стимулы.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Из какого зародышевого листка образуется нервная система?
  2. Назовите основные стадии развития нервной системы.
  3. Из 5-го пузыря какой отдел нервной системы образуется?
  4. Какие отделы головного мозга образуются из 4-го пузыря?
  5. Какие борозды закладываются первыми в пренатальный период?
  6. В чем проявляется гетерохронность развития нервной системы?
  7. Каков вес головного мозга новорожденного?
  8. Каков средний вес головного мозга взрослого человека?
  9. К моменту рождения сформирован ли общий план строения нервной системы?

Дата добавления: 2015-08-08 ; просмотров: 13180 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

НЕВРОПАТОЛОГИЯ КАК НАУКА

Невропатология (от греч. neuron – нерв, pathos – болезнь, logos – наука) – раздел медицинской науки, которая изучает болезни нервной системы (НС)

Невропатология изучает:

— причины заболеваний НС (этиология);

— механизмы развития болезней (патогенез);

— симптомы поражения различных отделов ЦНС и ПНС (периферической);

— распространенность заболеваний НС в различных климатографических зонах, среди людей разного возраста и различных профессий;

— влияние НС на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие, печень).

Невропатология разрабатывает:

— методы диагностики, лечения, профилактики болезней НС;

— принципы организации специализированной медицинской помощи в зависимости от формы заболеваний, возрастных и профессиональных особенностей.

Невропатология – часть неврологии – науки о структуре и функциях НС.

Последние годы – стремительный прогресс в познании структурно-функциональной организации НС: многочисленные новые данные, сформулированы гипотезы;

— созданы концепции, объясняющие закономерности работы нервных клеток, нервных центров и системной деятельности мозга в целом;

— установлено, что НС осуществляет регуляцию основных функций организма;

— поддерживает постоянство его внутренней среды (гомеостаз);

— играет важную роль в приспособлении к условиям жизни;

— проводится исследование высокоорганизованных функций: речи, памяти, поведения;

— используются современные электрофизиологические, биохимические, морфологические и нейропсихологические методы исследования;

— НС изучается на молекулярном, клеточном и субмикроскопическом уровнях;

— широко применяются современные методы математического моделирования;

— совершенствуются представления о заболеваниях НС, принципах их диагностики и лечения;

— определена связь невропатологии с эволюционной теорией: изучаются эволюционно-возрастные аспекты невропатологии;

— центральное место – проблема влияния возрастных изменений на развитие мозга ребенка и специфику поражения его НС.

Невропатология детского возраста – самостоятельная отрасль.

Задачи: — изучение НС детей различных возрастных групп;

— разработка нормативов НПР ребенка;

— выявление причин задержек или “искажений” развития;

— изучение заболеваний НС;

— разработка методов лечения.

Разделы детской невропатологии:

перинатальная неврология – исследует особенности формирования НС в раннем периоде в нормальных и неблагоприятных условиях;

геридитарная неврология – изучает наследственные болезни;

отоневрология – исследует сочетанные поражения НС, органа слуха и вестибулярного аппарата;

офтальмоневрология – изучает поражения НС и органа зрения;

педагогическая неврология – изучает особенности НС применительно к проблемам обучения детей, в т.ч. страдающих различнвми нарушениями слуха, зрения, двигательной сферы, речи, отстающих в умственном развитии.

Знание основ невропатологии – необходимая предпосылка для любого вида педагогической работы, особенно с детьми, страдающими патологией речи, органов чувств, двигательными нарушениями, задержкой нервно-психического развития.

ФИЛОГЕНЕЗ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

История развития нервной системы (НС) в процессе эволюции живой природы (филогенез) позволяет понять многие закономерности ее функционирования. Становление функций НС в процессе индивидуального развития (онтогенез) в некоторой степени повторяет этапы филогенеза, но имеет и ряд отличительных особенностей.

Живая ткань обладает свойством раздражимости, т.е. способностью реагировать на внешние воздействия. Возникновение нервных клеток означало появление специализированного аппарата для приема, накопления и перераспределения раздражающих стимулов, сначала в масштабе отдельных зон, а затем всего организма. Образование связей между нервными клетками и формирование примитивной НС привело к новому уровню интеграции организма.

Примитивная НС устроена по принципу синцития, т.е. клеточной сети, причем возбуждение может распространяться в любом направлении, нервный импульс адресован всем. При такой структуре невозможна тонкая координация реакций, но все же обеспечивается участие всего организма в той или иной реакции. Накопление возбуждения в такой нервной сети уже создает предпосылки для следовых реакций, своеобразной памяти.

Дальнейшее усложнение НС заключается во все большей специализации нервных клеток, в появлении аффективных (воспринимающих) и эффективных (реализующих) систем. Формирование рецепторов – особых нервных окончаний со специфической функцией, расположенных на периферии и воспринимающих раздражение, означало дифференцированное восприятие сигналов, настройку на прием определенных раздражителей. Специализация нервных клеток сопровождалась появлением синапсов, обеспечивающих одностороннее проведение нервных импульсов. Возникают примитивные кольцевые структуры регуляции.

В ходе эволюции формируются автономные нервные узлыганглии, осуществляющие регуляцию одной или нескольких функций. Региональный принцип иннервации: каждый нервный узел соответствует определенной области, определенному сегменту тела. Благодаря ганглиозной НС возможны сложные формы реагирования: в ганглиях заложены разнообразные программы действия. Однако сегменты связаны между собой недостаточно и еще не выражено координирующее влияние какого-либо одного центра. (Пример – мир насекомых).

Читайте также:  Нервное перенапряжение как снять

В дальнейшем развитие НС шло по пути нарастающего доминирования головных отделов, что привело к формированию головного мозга, коры больших полушарий как наивысшего отдела ЦНС – принцип цефализации (encephalon – головной мозг).

Наибольшей сложности НС достигает у млекопитающих: значительное развитие коры б/п, а также связей, соединяющих оба полушария, формирование проводящих систем.

Для НС человека характерно максимальное развитие коры б/п, особенно лобных долей. Поверхность коры головного мозга – 11/12 всей поверхности мозга, причем 30% — лобные доли.

Проводящие системы мозга у человека достигают наивысшего развития.

Цефализация НС в процессе эволюции характеризовалась образованием в головном мозге центров, которые подчиняли себе нижележащие образования. Между этими центрами автоматической регуляции различных функций организма также существует некоторая субординация, иерархия. Большое значение приобретает вертикальная организация интеграции и управления, т.е. постоянная циркуляция импульсов между выше- и нижележащими отделами.

Считалось, что высшие нервные центры оказывают постоянное тормозящее влияние на низшие, поэтому при поражении высших отделов растормаживаются низшие уровни интеграции – теория диссолюции (поражение эволюционно молодых центров приводит к активизации эволюционно более старых отделов, т.е. наблюдается как бы обратный ход эволюционного процесса). Но высшие центры не только тормозят деятельность низших; снижается гибкость регулирования, автоматизм становится примитивным и грубым. Кроме того, активизация нижележащих центров может выступать как проявление компенсаторных процессов.

В иерархии нервных центров особое место занимает кора б/п. Благодаря поступлению информации от всего организма, от различных функциональных систем в коре возможны наиболее сложная аналитико-синтетическая деятельность по переработке информации, образование связей, позволяющих закреплять индивидуальный опыт, и блокирование тех связей, которые утрачивают свое значение.

ОНТОГЕНЕЗ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

НС плода начинает развиваться на ранних этапах эмбриональной жизни. Из наружного зародышего листка – эктодермы – образуется утолщение – нервная трубка. Головной ее конец развивается в головной мозг, остальная часть – в спинной мозг.

У недельного эмбриона намечается незначительное утолщение в оральном (ротовом) отделе нервной трубки. На 3-й неделе зародышевого развития в головном отделе нервной трубки образуются три первичных мозговых пузыря (передний, средний и задний), из которых развиваются главные отделы головного мозга – конечный, средний, ромбовидный мозг.

В дальнейшем передний и задний мозговые пузыри расчленяются каждый на два отдела. У 4-5 недельного эмбриона образуется пять мозговых пузырей: конечный, промежуточный, средний, задний и продолговатый. Впоследствии развиваются

из конечного мозгового пузыря — полушария головного мозга и подкорковые ядра,

из промежуточного – промежуточный мозг (зрительные бугры, подбугорье),

из среднего формируется средний мозг – четверохолмие, ножки мозга, сильвиев водопровод,

из заднего – мост мозга (варолиев мост) и мозжечок,

из продолговатого – продолговатый мозг.

Задняя часть миелэнцефалона плавно переходит в спинной мозг.

Из полостей мозговых пузырей и нервной трубки образуются желудочки головного мозга и канал спинного. В желудочках и спинномозговом канале циркулирует церебральная жидкость.

Нейроны развивающейся НС посредством своих отростков устанавливают связи между различными отделами головного и спинного мозга, а также входят в связь с другими органами. Чувствительные нейроны заканчиваются рецепторами – периферическими приборами, воспринимающими раздражение. Двигательные нейроны заканчиваются мионевральным синапсом – контактным образованием нервного волокна с мышцей.

К 3-му месяцу внутриутробного развития выделяются основные части ЦНС: большие полушария и ствол мозга, мозговые желудочки, а также спинной мозг. К 5-му месяцу дифференцируются основные борозды больших полушарий, однако кора остается еще недостаточно развитой. На 6-м месяце отчетливо выявляется функциональное превалирование высших отделов НС плода над нижележащими отделами.

Головной мозг новорожденного имеет относительно большую величину – 1/8 массы тела, т.е. около 400 г, причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек. Хорошо выражены борозды, крупные извилины, однако их глубина и высота невелики.

К 9 месяцам масса мозга удваивается – 800 г. К концу первого года – 1/11 – 1/12 массы тела.

К 3 годам масса мозга утраивается – 1200 г. К 5 годам – 1/13 – 1/14 массы тела.

К 20 годам масса мозга увеличивается в 4 –5 раз и составляет у взрослого 1/40 массы тела – 1600-2000г. Рост мозга происходит за счет миелинизации нервных проводников и увеличения размера нервных клеток. Наряду с ростом головного мозга меняются пропорции черепа.

Мозговая ткань новорожденного малодифференцированна. Корковые клетки, подкорковые узлы, пирамидные пути недоразвиты, плохо дифференцируются на серое и белое вещество. Нервные клетки плода и новорожденного расположены концентрированно на поверхности больших полушарий и в белом веществе мозга. С увеличением поверхности г/м нервные клетки мигрируют в серое вещество. Плотность мозговых сосудов увеличивается.

У новорожденных затылочная доля коры больших полушарий имеет относительно большее, чем у взрослого, размеры. Количество полушарных извилин, их форма, топографическое положение изменяются по мере роста ребенка. Наибольшие изменения происходят в первые 5-6 лет. Лишь к 15-16 годам отмечаются те же взаимоотношения, что и у взрослых. Боковые желудочки мозга сравнительно широкие.

Мозжечок у новорожденного развит слабо, имеет малую толщину и неглубокие борозды.

В послеродовом периоде изменяется и спинной мозг, его рост продолжается до 20 лет.

Периферическая нервная система новорожденного недостаточно миелинизирована, пучки нервных волокон редкие, распределены неравномерно. Миелинизация черепных нервов наиболее активно происходит в первые 3-4 месяца и заканчивается к 1 году, спинномозговых нервов — продолжается до 2-3 лет.

Вегетативная нервная система функционирует с момента рождения.

На ранних этапах эмбриогенеза между различными отделами НС формируются четко дифференцированные связи, создающие основу для жизненно необходимых врожденных реакций. Набор этих реакций обеспечивает первичную адаптацию после рождения (пищевые, дыхательные, защитные реакции).

Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 3695 | Нарушение авторских прав

Читайте также:
Adblock
detector