Нервные клетки не восстанавливаются миф или реальность

  • 7 Сентября, 2018
  • Болезни нервной системы
  • Владимир Стороженко

Наука не стоит на месте. Постоянно открываются новые факты об окружающем нас мире. Однако не менее интересны исследования организма человека. Одним из известных утверждений является высказывание ученых, что нервные клетки не восстанавливаются. Эта гипотеза была общепринятой длительное время. Однако множество проведенных опытов, применение совершенного оборудования позволило опровергнуть известное утверждение. Восстанавливаются или нет нервные клетки, будет подробно рассмотрено далее.

Что такое нервные клетки?

Много лет ученые предостерегали людей о том, что нервничать нельзя. Это пагубно и, что самое главное, необратимо сказывается на работе нейронов головного мозга. Итак, нервные клетки не восстанавливаются – миф или реальность? Чтобы вникнуть в этот вопрос, следует рассмотреть особенности этой системы человеческого организма. Нервные клетки – это нейроны. Они составляют нервную систему. В нашем организме их находится около 10 млрд. Причем все они между собой связаны.

Сегодня можно с уверенностью сказать: утверждение о том, что нервные клетки не восстанавливаются – миф.

Взаимодействие между нервными клетками происходит по сети из нервов. Они передают информацию о внешних и внутренних условиях организма. Система выполняет несколько сложных функций.

Особенности нервной системы

Много лет ученые пытались получить ответ на вопрос, почему нервные клетки не восстанавливаются. Поэтому работы в данном направлении проводились постоянно. Со временем стало понятно, что гипотеза ошибочная. Нервные клетки выполняют ряд важных функций. Основными из них являются следующие:

  • Объединение. Все органы и системы человеческого тела функционируют как единое целое. Такая взаимосвязь обеспечивается корректной работой нервной системы.
  • Переработка информации. Она поступает через внешние и внутренние рецепторы.
  • Передача информации. После обработки данных происходит ее передача соответствующим клеткам, органам и тканям.
  • Развитие. При усложнении условий окружающей среды совершенствуется, усложняется и нервная система.

Такой сложный механизм не может не регенерироваться. Поэтому ответ на вопрос, восстанавливаются ли нервные клетки у человека, был найден в 1998 году. Данные об исследовании Э. Гоулди и Ч. Гросса стали новой ступенью развития медицины, психологии. Они были опубликованы в 1999 году.

Опыты проводились на зрелых обезьянах. Было доказано, что в мозге приматов ежедневно образуются новые нейроны. Этот процесс непрерывно длится до самой смерти. В 2014 году было принято утверждение, что человеческий мозг развивается не только в детском и подростковом возрасте, но и в течение всей жизни. Основным фактором развития являются эмоции.

Как проходит восстановление?

Рассматривая вопрос о том, восстанавливаются ли нервные клетки, стоит отметить, что этот процесс протекает с разной скоростью под воздействием разных факторов. Во-первых, на это влияет возраст, а во-вторых, образ жизни человека и его окружающая среда. Нейроны восстанавливаются, но довольно долго.

Ускорить процесс регенерации можно в определенных условиях. Интеллектуальный труд влияет на это. Какие нервные клетки восстанавливаются? Процессы регенерации происходят только в тех отделах мозга, которые связаны с новыми занятиями и работой мысли. По данным Всемирного конгресса психиатров, который состоялся в 2014 году, ускорить процесс регенерации нейронов можно в следующих ситуациях:

  • решение сложных задач (не обязательно математических);
  • экстремальная ситуация, из которой человек стремится найти выход;
  • планирование, при котором нужно учитывать множество исходных данных;
  • при задействовании памяти, особенно кратковременной;
  • при решении вопросов пространственной ориентации.

Именно в этих случаях человек начинает усиленно думать. Ему нужно найти выход из ситуации, принять сложное решение. В этот момент силы организма направлены на создание новых нейронных сетей. Это стимулирует работу мозга, заставляя нервные клетки регенерироваться быстрее.

С возрастом процесс регенерации может замедлиться. Однако даже в глубокой старости этот процесс не прекращается полностью.

Негативные факторы в процессе регенерации

Кроме стресса разрушительное действие на нейроны оказывают бессонница, радиация, хроническое недосыпание, употребление алкоголя, никотина и наркотических веществ. Негативных факторов множество. Процесс восстановления клеток нервной системы называется нейрогенезом. Именно он способствует правильному функционированию всего организма человека. Если нервные клетки погибают в большом количестве, этот процесс следует немедленно остановить. Через время появятся новые нейроны. Состояние пациента при этом улучшится.

Совет врачей

Чтобы избежать негативных последствий, врачи советуют следующее:

  • не стоит ставить перед собой невыполнимые цели;
  • нужно организовывать свою жизнь правильно, придерживаться правильного режима сна и бодрствования;
  • пассивный образ жизни так же вреден, как и стрессы;
  • нужно найти смысл своего существования, стремиться к чему-то;
  • создавайте новые социальные связи, поддерживайте старые знакомства;
  • улучшайте отношения с людьми, особенно с теми, с кем часто общаетесь;
  • дополнительные материальные затраты не нужны для восстановления нервной ткани;
  • возникающие проблемы нужно решать, даже если задача сложная;
  • учеба в любом возрасте нужна;
  • получение новой информации, ее обдумывание способствует регенерации нервных клеток.

Ум нужно тренировать, подобно мышцам. Только нагрузка должна быть особой. Нужно тренировать память, стараясь запомнить в день определенное количество новой информации. Учите стихи, читайте книги, интересные журналы, интересуйтесь новыми открытиями и обдумывайте новую информацию. Это является обязательным условием тренировки.

Некоторые факты

Сколько восстанавливаются нервные клетки? Это самый интересный вопрос в нейрогенезе. Именно от скорости регенерации зависит состояние памяти человека, правильное функционирование всей нервной системы. Без сомнения, в детском возрасте этот процесс происходит гораздо быстрее. В старческом возрасте регенерация замедляется. Однако далеко не каждый человек в преклонном возрасте теряет память и приобретает диагноз старческого слабоумия.

Чтобы в этом разобраться, следует рассмотреть общепринятые факты. Проведенные исследования доказали, что ежедневно в организме человека образуется до 700 новых нейронов. Этого достаточно, чтобы за год обновилось 1,75% клеток. Некоторые люди интересуются, восстанавливаются ли нервные клетки у женщин. Стоит сказать, что на процессы регенерации ни в коем случае не влияет гендерная принадлежность. У женщин и мужчин этот процесс протекает одинаково и может замедляться или ускоряться под воздействием названных выше факторов.

С возрастом скорость восстановления снижается. Однако новые нейроны не отличаются в младенчестве или в старости. Их качество всегда одинаковое. Однако с возрастом жизненный цикл клетки удлиняется.

Гибель нейронов неизбежна

Если вам говорят: нервные клетки не восстанавливаются, это, как уже было доказано учеными, ложь. Однако не стоит думать, что гибель нейронов является противоестественным процессом. Разрушение нервных клеток запрограммировано в нас самой природой. Ежедневно в нашем организме погибает большое количество нейронов. Считается нормальным, если в год мозг человека теряет 1% нейронов от их общего количества.

Интересен факт, что подобным качеством обладают далеко не все живые существа на планете. Например, у червей, некоторых моллюсков, насекомых существует определенное количество нервных клеток. Такие живые существа рождаются с четко установленным числом нейронов. С таким же количеством нервных клеток они и умирают. Поэтому подобные виды не способны к обучению. Они не меняют поведения. Любые отклонения в нервной системе, изменении количества клеток, приводят к гибели особи.

Особенности построения системы нервных связей

По этой причине клетки, которые не участвуют в обмене информацией, не имеют связей, уничтожаются организмом.

Активнее нейроны гибнут у детей

Рассматривая, восстанавливаются или нет нервные клетки, стоит рассмотреть еще один факт. Нейроны постоянно появляются и гибнут. В детском возрасте процесс разрушения нервных клеток протекает гораздо быстрее. Мы рождаемся на свет с большим запасом нейронов. 70% из них погибает еще до рождения. Это нормально.

В детском возрасте способность к обучению максимальная. Именно поэтому мозг малыша имеет такой огромный резерв нервных клеток. В процессе обучения незадействованные нервные клетки отмирают, снижая нагрузку на организм. Именно такое многообразие открывает перед человеком возможность не только обучаться, но еще до рождения вырабатывать свою индивидуальность.

Функции погибших нейронов берут на себя оставшиеся клетки, образовавшие связи. При этом они увеличиваются в размерах, образуя новые связи. Один живой нейрон способен заменить 9 погибших клеток.

Постепенно у детей процесс гибели клеток замедляется, хотя и не останавливается. Если его не нагружать новой информацией, количество нейронов будет постепенно сокращаться. При этом количество связей с другими клетками будет увеличиваться. Это также вполне нормальный процесс.

Архитектура связей нервной системы оттачивается с годами. У пожилого человека, который пользуется полученным в ходе своей жизни опытом, нейронов меньше, чем у ребенка. Но при этом он может соображать быстрее. В ходе умственной деятельности пожилого человека информация передается быстро и точно именно благодаря правильно отточенной системе нейронных связей.

Чтобы система не деградировала, не разрушалась в старости, человек требует обучения. Он должен тренировать свой мозг. В противном случае начинается процесс свертывания активности. Начинается старение, которое завершается смертью.

Чем меньше интеллектуальная, физическая нагрузка, тем процесс деградации происходит быстрее.

Как образуются нейроны?

Отвечая на вопрос, восстанавливаются или нет нервные клетки, стоит рассмотреть механизм их образования. Они не появляются в результате деления, как другие клетки организма. Процесс образования нейронов называется нейрогенезом. Он наиболее активен во время внутриутробного развития. Сначала происходят процессы деления нейронных стволовых клеток. Они мигрируют, дифференцируются. После этого из таких клеток появляются нейроны.

Эти клетки образуются всего в 3 областях. Одна из них связана с памятью – гиппокамп, вторая – с обонянием (обонятельные луковицы). Также в период полового созревания накапливаются нервные клетки в миндалине и в связанных с ней областях.

Рассмотрев, восстанавливаются или нет нервные клетки, можно однозначно ответить, что они восстанавливаются. Процесс этот проходит с неодинаковой интенсивностью. Чтобы его ускорить, нужно нагружать мозг новой информацией, вступать в социальные связи, особенно налаживать отношения с близкими людьми. Недостаток питательных веществ (витаминов, кислорода, микроэлементов) ведет к гибели нейронов.

Различные нарушения нервной системы встречаются у 15-20% населения. Эти нарушения могут проявляться вегето-сосудистой дистонией, хронической утомляемостью, депрессией, сонливостью днем и бессонницей ночью, страхами, тревогой, безволием, головными болями, раздражительностью, повышенной чувствительностью к погодным изменениям и другими симптомами, носящими индивидуальный характер.

Несмотря на убедительные научные данные, повсеместно распространены устаревшие, примитивные или ошибочные представления о причинах и способах устранения этих состояний. К сожалению, этому в немалой степени способствует и отсутствие должной эрудиции среди медработников. Мифы в данной области знаний крайне живучи и приносят немалый вред хотя бы потому, что не оставляют ничего другого, кроме как мириться с возникшими нервными расстройствами (миф — широко распространённое, массовое заблуждение, преподносимое как научный факт) Наиболее стойкие и распространенные заблуждения состоят в следующем.

Прежде чем перейти к фактам, опровергающим эту точку зрения, можно поставить простые вопросы о том, что нужно лечить, если рыба в пруду больна — рыбу или пруд? Может быть, заболевания внутренних органов вредят только им самим? Возможно ли, чтобы нарушение деятельности какого-либо органа никак не отражалось на состоянии организма?

Очевидно, нет. Но нервная система человека — такая же его часть, как сердечно — сосудистая, эндокринная или любая другая. Имеется целый ряд заболеваний, возникающих непосредственно в мозге. Именно для их лечения должны приниматься лекарства, напрямую влияющие на мозговую ткань. При этом, несравнимо более часто нервно-психологические проблемы являются следствием общих нарушений физиологии или биохимии организма. Например, хронические заболевания внутренних органов имеют очень важное свойство: все они, так или иначе, нарушают мозговое кровообращение. Кроме этого, каждый из этих органов способен оказывать свое, особое влияние на нервную систему — в силу тех специфических задач, которые он выполняет в организме.

Имеется официальная статистика, согласно которой у лиц с хроническим течением этих заболеваний, нервно-психические отклонения отмечаются в 4 — 5 раз чаще, чем среди всего населения в целом. Весьма показателен эксперимент, когда паукам вводили кровь здоровых людей, после чего в жизнедеятельности насекомых не отмечалось никаких изменений. Но, когда паукам вводили кровь, взятую от психически больных, поведение членистоногих резко менялось. В частности, они начинали совершенно иначе плести паутину, которая становилась уродливой, неправильной и ни на что не годной (при расстройствах некоторых органов в крови человека могут находиться десятки веществ, которые и сегодня не могут быть идентифицированы).

Сведения о том, что заболевания внутренних органов нарушают работу мозга, накапливались очень долго. Эти сведения подтверждались, в частности, слишком малой эффективностью общеоздоровительных мероприятий, применяемых при ослаблении нервной системы, тогда как прицельное лечение нарушенных органов приводило к ее скорой реабилитации.

К сожалению, знания такого рода изложены лишь в специальной научной литературе. К еще большему сожалению, выявление и лечение хронических, вялотекущих заболеваний отнюдь не относится к приоритетам современной поликлинической медицины.

Заметим, что нарушения в разных зонах мозга вызывают самые различные изменения в психологии человека. Так, при нарушениях в одной из таких зон начинают резко преобладать инстинкт самосохранения, беспричинная тревога и страх, а отклонения в работе других зон делают людей слишком смешливыми. Вообще, важнейшие психологические характеристики личности в огромной, превалирующей степени зависят от особенностей работы некоторых мозговых структур. При помощи электроэнцефалограмм, например, было выявлено, каким образом влияет на личностные качества человека преобладающая у него частота биоэлектрической активности мозга:

— лица с хорошо выраженным альфа-ритмом (8-13 Гц) — это активные, стабильные и надежные люди. Для них характерны высокая активность и упорство, точность в работе, особенно в условиях стресса, хорошая память;

— лица с преобладающим бета-ритмом (15-35 Гц) демонстрировали низкую концентрацию внимания и неаккуратность, допускали большое количество ошибок при низкой скорости работы, обнаруживали низкую устойчивость к стрессу. Кроме этого, было выявлено, что лица, у которых нервные центры работали в унисон друг с другом в передних отделах мозга — характеризовались выраженной авторитарностью, независимостью, самоуверенностью, критичностью. Но по мере того, как этот унисон смещался назад, к центральной и теменно-затылочной областям мозга (соответственно 50 и 20 % испытуемых), эти психологические качества претерпевали изменения вплоть до прямо противоположных. Проведенное в США исследование объяснило, например, почему подростки, в большей степени, чем взрослые, склонны к рискованным поступкам: употреблению наркотиков, случайным половым связям, вождению автомобиля в нетрезвом виде и пр. Изучив данные энцефалограмм, ученые пришли к выводу, что у молодых людей, по сравнению со взрослыми, значительно уменьшена биологическая активность в тех участках мозга, которые отвечают за принятие осмысленных решений.

Методом позитронной томографии были получены сведения о том, что каждому типу характера здоровых людей соответствуют определенные особенности кровотока в различных областях мозга (то же, к слову, лежит и в основе деления людей на две большие группы — интровертов и экстравертов) .

По схожим, независимым от нас причинам возникают индивидуальные особенности походки, почерка и многое другое. При всем этом, можно легко избавиться от многих нежелательных черт своего характера, если устранить те препятствия, которые мешают нормальной работе нервных клеток. Как именно — в моей книге.

Также, персоналу кардиологических стационаров хорошо известны отнюдь не единичные эпизоды, когда их пациенты продолжали курить, даже находясь под угрозой повторных инфарктов. Исходя из таковых реалий, лицам со сниженной адаптивностью, намеревающимся отказаться от курения, предварительно рекомендуется прием препаратов, искусственно улучшающих работу мозга — вплоть до антидепрессантов. Примерно таким же образом обстоят дела и с алкогольной зависимостью. Попутно заметим, что приспособительные возможности небезграничны и у лиц со здоровой нервной системой. Например, одна из пыток, применяемых криминалитетом, состоит в насильственных инъекциях тяжелых наркотиков, после чего человек становится наркоманом. Дальнейшее известно.

Все вышесказанное, впрочем, никоим образом не отменяет эффективности описанных в книге методов, способных восстановить силу и нормальную адаптивную способность нервных клеток.

Например, одна из них — незаметное ослабление работы щитовидной железы (гормоны, вырабатываемые данной железой — тот же керосин, которым брызгают на сырые дрова) В результате обмен веществ и энергии в организме и мозге замедляется, становясь неполноценным. Очень часто, к сожалению, подобные причины нервных расстройств игнорируются психиатрами и врачами других специальностей. Для справки — до 14% пациентов, направляемых к психиатрам или психотерапевтам по поводу слабости или депрессии, на самом деле страдают только от сниженной деятельности щитовидной железы.

Связь: substant@mail.ru. Это единственный адрес, с которого данная книга может быть получена легально, в полной и доработанной авторской версии.

Доктор медицинских наук В. ГРИНЕВИЧ.

Крылатое выражение «Нервные клетки не восстанавливаются» все с детства воспринимают как непреложную истину. Однако эта аксиома — не более чем миф, и новые научные данные его опровергают.

Природа закладывает в развивающийся мозг очень высокий запас прочности: при эмбриогенезе образуется большой избыток нейронов. Почти 70% из них гибнут еще до рождения ребенка. Человеческий мозг продолжает терять нейроны и после рождения, на протяжении всей жизни. Такая гибель клеток генетически запрограммирована. Конечно же погибают не только нейроны, но и другие клетки организма. Только все остальные ткани обладают высокой регенерационной способностью, то есть их клетки делятся, замещая погибшие. Наиболее активно процесс регенерации идет в клетках эпителия и кроветворных органах (красный костный мозг). Но есть клетки, в которых гены, отвечающие за размножение делением, заблокированы. Помимо нейронов к таким клеткам относятся клетки сердечной мышцы. Как же люди умудряются сохранить интеллект до весьма преклонных лет, если нервные клетки погибают и не обновляются?

Одно из возможных объяснений: в нервной системе одновременно «работают» не все, а только 10% нейронов. Этот факт часто приводится в популярной и даже научной литературе. Мне неоднократно приходилось обсуждать данное утверждение со своими отечественными и зарубежными коллегами. И никто из них не понимает, откуда взялась такая цифра. Любая клетка одновременно и живет и «работает». В каждом нейроне все время происходят обменные процессы, синтезируются белки, генерируются и передаются нервные импульсы. Поэтому, оставив гипотезу об «отдыхающих» нейронах, обратимся к одному из свойств нервной системы, а именно — к ее исключительной пластичности.

Смысл пластичности в том, что функции погибших нервных клеток берут на себя их оставшиеся в живых «коллеги», которые увеличиваются в размерах и формируют новые связи, компенсируя утраченные функции. Высокую, но не беспредельную эффективность подобной компенсации можно проиллюстрировать на примере болезни Паркинсона, при которой происходит постепенное отмирание нейронов. Оказывается, пока в головном мозге не погибнет около 90% нейронов, клинические симптомы заболевания (дрожание конечностей, ограничение подвижности, неустойчивая походка, слабоумие) не проявляются, то есть человек выглядит практически здоровым. Значит, одна живая нервная клетка может заменить девять погибших.

Но пластичность нервной системы — не единственный механизм, позволяющий сохранить интеллект до глубокой старости. У природы имеется и запасной вариант — возникновение новых нервных клеток в головном мозге взрослых млекопитающих, или нейрогенез.

Первое сообщение о нейрогенезе появилось в 1962 году в престижном научном журнале «Science». Статья называлась «Формируются ли новые нейроны в мозге взрослых млекопитающих?». Ее автор, профессор Жозеф Олтман из Университета Пердью (США) с помощью электрического тока разрушил одну из структур мозга крысы (латеральное коленчатое тело) и ввел туда радиоактивное вещество, проникающее во вновь возникающие клетки. Через несколько месяцев ученый обнаружил новые радиоактивные нейроны в таламусе (участок переднего мозга) и коре головного мозга. В течение последующих семи лет Олтман опубликовал еще несколько работ, доказывающих существование нейрогенеза в мозге взрослых млекопитающих. Однако тогда, в 1960-е годы, его работы вызывали у нейробиологов лишь скепсис, их развития не последовало.

И только спустя двадцать лет нейрогенез был вновь «открыт», но уже в головном мозге птиц. Многие исследователи певчих птиц обращали внимание на то, что в течение каждого брачного сезона самец канарейки Serinus canaria исполняет песню с новыми «коленами». Причем новые трели он не перенимает у собратьев, поскольку песни обновлялись и в условиях изоляции. Ученые стали детально изучать главный вокальный центр птиц, расположенный в специальном отделе головного мозга, и обнаружили, что в конце брачного сезона (у канареек он приходится на август и январь) значительная часть нейронов вокального центра погибала, — вероятно, из-за избыточной функциональной нагрузки. В середине 1980-х годов профессору Фернандо Ноттебуму из Рокфеллеровского университета (США) удалось показать, что у взрослых самцов канареек процесс нейрогенеза происходит в вокальном центре постоянно, но количество образующихся нейронов подвержено сезонным колебаниям. Пик нейрогенеза у канареек приходится на октябрь и март, то есть через два месяца после брачных сезонов. Вот почему «фонотека» песен самца канарейки регулярно обновляется.

В конце 1980-х годов нейрогенез был также обнаружен у взрослых амфибий в лаборатории ленинградского ученого профессора А. Л. Поленова.

Откуда берутся новые нейроны, если нервные клетки не делятся? Источником новых нейронов и у птиц, и у амфибий оказались нейрональные стволовые клетки стенки желудочков мозга. Во время развития зародыша именно из этих клеток образуются клетки нервной системы: нейроны и клетки глии. Но не все стволовые клетки превращаются в клетки нервной системы — часть из них «затаивается» и ждет своего часа.

Как было показано, новые нейроны появляются из стволовых клеток взрослого организма и у низших позвоночных. Однако потребовалось почти пятнадцать лет, чтобы доказать, что аналогичный процесс происходит и в нервной системе млекопитающих.

Развитие нейробиологии в начале 1990-х годов привело к обнаружению «новорожденных» нейронов в головном мозге взрослых крыс и мышей. Их находили большей частью в эволюционно древних отделах головного мозга: обонятельных луковицах и коре гиппокампа, которые отвечают главным образом за эмоциональное поведение, реакцию на стресс и регуляцию половых функций млекопитающих.

Так же, как у птиц и низших позвоночных, у млекопитающих нейрональные стволовые клетки располагаются поблизости от боковых желудочков мозга. Их перерождение в нейроны идет очень интенсивно. У взрослых крыс за месяц из стволовых клеток образуется около 250 000 нейронов, замещая 3% всех нейронов гиппокампа. Продолжительность жизни таких нейронов очень высока — до 112 дней. Стволовые нейрональные клетки преодолевают длинный путь (около 2 см). Они также способны мигрировать в обонятельную луковицу, превращаясь там в нейроны.

Обонятельные луковицы головного мозга млекопитающих отвечают за восприятие и первичную обработку различных запахов, включая и распознавание феромонов — веществ, которые по своему химическому составу близки к половым гормонам. Сексуальное поведение у грызунов регулируется в первую очередь выработкой феромонов. Гиппокамп же расположен под полушариями мозга. Функции этой сложноорганизованной структуры связаны с формированием краткосрочной памяти, реализацией некоторых эмоций и участием в формировании полового поведения. Наличие у крыс постоянного нейрогенеза в обонятельной луковице и гиппокампе объясняется тем, что у грызунов эти структуры несут основную функциональную нагрузку. Поэтому нервные клетки в них часто гибнут, а значит, их необходимо обновлять.

Для того чтобы понять, какие условия влияют на нейрогенез в гиппокампе и обонятельной луковице, профессор Гейдж из Университета Салка (США) построил миниатюрный город. Мыши там играли, занимались физкультурой, отыскивали выходы из лабиринтов. Оказалось, что у «городских» мышей новые нейроны возникали в гораздо большем количестве, чем у их пассивных сородичей, погрязших в рутинной жизни в виварии.

Cтволовые клетки можно извлечь из мозга и пересадить в другой участок нервной системы, где они превратятся в нейроны. Профессор Гейдж с коллегами провел несколько подобных экспериментов, наиболее впечатляющим среди которых был следующий. Участок мозговой ткани, содержащий стволовые клетки, пересадили в разрушенную сетчатку глаза крысы. (Светочувствительная внутренняя стенка глаза имеет «нервное» происхождение: состоит из видоизмененных нейронов — палочек и колбочек. Когда светочувствительный слой разрушается, наступает слепота.) Пересаженные стволовые клетки мозга превратились в нейроны сетчатки, их отростки достигли зрительного нерва, и крыса прозрела! Причем при пересадке стволовых клеток мозга в неповрежденный глаз никаких превращений с ними не происходило . Вероятно, при повреждении сетчатки глаза вырабатываются какие-то вещества (например, так называемые факторы роста), которые стимулируют нейрогенез. Однако точный механизм этого явления до сих пор не ясен.

Перед учеными встала задача показать, что нейрогенез идет не только у грызунов, но и у человека. Для этого исследователи под руководством профессора Гейджа недавно выполнили сенсационную работу. В одной из американских онкологических клиник группа больных, имеющих неизлечимые злокачественные новообразования, принимала химиотерапевтический препарат бромдиоксиуридин. У этого вещества есть важное свойство — способность накапливаться в делящихся клетках различных органов и тканей. Бромдиоксиуридин включается в ДНК материнской клетки и сохраняется в дочерних клетках после деления материнской. Патологоанатомическое исследование показало, что нейроны, содержащие бромдиоксиуридин, обнаруживаются практически во всех отделах мозга, включая кору больших полушарий. Значит, эти нейроны были новыми клетками, возникшими при делении стволовых клеток. Находка безоговорочно подтвердила, что процесс нейрогенеза происходит и у взрослых людей. Но если у грызунов нейрогенез идет только в гиппокампе, то у человека, вероятно, он может захватывать более обширные зоны головного мозга, включая кору больших полушарий. Недавно проведенные исследования показали, что новые нейроны во взрослом мозге могут образовываться не только из нейрональных стволовых, но из стволовых клеток крови. Открытие этого феномена вызвало в научном мире эйфорию. Однако публикация в журнале «Nature» за октябрь 2003 года во многом остудила восторженные умы. Оказалось, что стволовые клетки крови действительно проникают в мозг, но они не превращаются в нейроны, а сливаются с ними, образуя двуядерные клетки. Затем «старое» ядро нейрона разрушается, а его замещает «новое» ядро стволовой клетки крови. В организме крысы стволовые клетки крови в основном сливаются с гигантскими клетками мозжечка — клетками Пуркинье, правда, происходит это довольно редко: во всем мозжечке можно обнаружить лишь несколько слившихся клеток. Более интенсивное слияние нейронов происходит в печени и сердечной мышце. Пока совершенно непонятно, какой в этом физиологический смысл. Одна из гипотез заключается в том, что стволовые клетки крови несут с собой новый генетический материал, который, попадая в «старую» клетку мозжечка, продлевает ей жизнь.

Итак, новые нейроны могут возникать из стволовых клеток даже в мозге взрослого человека. Этот феномен уже достаточно широко применяется для лечения различных нейродегенеративных заболеваний (заболеваний, сопровождающихся гибелью нейронов головного мозга). Препараты стволовых клеток для трансплантации получают двумя способами. Первый — это использование нейрональных стволовых клеток, которые и у эмбриона, и у взрослого человека располагаются вокруг желудочков головного мозга. Второй подход — использование эмбриональных стволовых клеток. Эти клетки располагаются во внутренней клеточной массе на ранней стадии формирования зародыша. Они способны превращаться практически в любые клетки организма. Наибольшая сложность в работе с эмбриональными клетками — заставить их трансформироваться в нейроны. Новые технологии позволяют сделать это.

В некоторых лечебных учреждениях в США уже сформированы «библиотеки» нейрональных стволовых клеток, полученных из зародышевой ткани, и проводятся их пересадки пациентам. Первые попытки трансплантации дают положительные результаты, хотя на сегодняшний день врачи не могут разрешить основную проблему подобных пересадок: безудержное размножение стволовых клеток в 30-40% случаев приводит к образованию злокачественных опухолей. Пока не найдено подхода к предотвращению подобного побочного эффекта. Но, несмотря на это, трансплантация стволовых клеток, несомненно, будет одним из главных подходов в терапии таких нейродегенеративных заболеваний, как болезни Альцгеймера и Паркинсона, ставших бичом развитых стран.

«Наука и жизнь» о стволовых клетках:

Белоконева О., канд. хим. наук. Запрет для нервных клеток. — 2001, № 8.

Белоконева О., канд. хим. наук. Праматерь всех клеток. — 2001, № 10.

Смирнов В., акад. РАМН, член-корр. РАН. Восстановительная терапия будущего. — 2001, № 8.

Читайте также:
Читайте также:  Нервный тик как снять
Adblock
detector