Моторная афазия что это такое

Афазия — это полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями коры больших полушарий головного мозга, чаще всего возникает после перенесенного инсульта, опухолях мозга или черепно-мозговой травмы. Ее развитие зависит от локализации мозгового поражения. Афазия бывает различных форм и степени тяжести — от незначительных затруднений в артикуляции или названии предметов до полной потери понимания речи или речевого выражения мысли.

Формы афазии

Существует несколько форм афазии, однако можно выделить две основных формы афазии:

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия Вернике — это нарушение понимания речи, как чужой, так и собственной при сохранении способности говорить. Возникает при повреждении левой височной доли головного мозга. Как правило больной говорит довольно охотно и много, однако в связи с утратой понимания того, что он слышит, он не понимает ни себя, ни окружающих. Форма сенсорной афазии характеризуется двумя основными чертами:

  • речь больного непонятная окружающим ввиду отсутствия в ней смысла (непонимание собственной речи приводит к потерю контроля над ней, больной изобретает новые слова, заменяет буквы или слоги в существующих, меняет слова местами, произносит несвязные между собой вереницы слов и предложений)
  • речь окружающих и собственная непонятна больному (в связи с нарушением восприятия звука, потерей различия звукового состава слов, больной не понимает смысла в том, что он слышит)

Моторная афазия

Моторная афазия Брока — это нарушение способности говорить при сохранении способности понимать речь. Возникает при повреждении лобной доли головного мозга (двигательного речевого центра Брока). Больной с трудом произносит или не произносит слова, в основном произносит простые слова или по слогам. Основными чертами формы моторной афазии являются:

  • речь больного плохо различима, однако чаще понятна и имеет смысл, сопровождается красноречивыми жестами (больному с трудом дается произношение и переход от одного слова к другому)
  • речь окружающих для больного понятна хорошо

Лечение афазии

Лечение афазии в большинстве случаев проходит успешно. Существуют специальные программы восстановления речи при разных формах афазии, которые носят дифференцированный характер. Логопед в процессе индивидуальной работы с больными афазией модифицирует имеющиеся в арсенале дефектологии приемы и методы коррекционно — педагогической работы, привнося свой индивидуальный опыт.

Лечение афазии заключается отнюдь не только в восстановлении способности, но и в восстановлении пораженной части головного мозга, являющейся причиной расстройства речи.

Выделяют несколько форм афазии, которые характеризуются нарушением либо понимания речи, либо ее воспроизведения. При тяжелых случаях афазии у человека нарушается способность как понимать окружающих, так и говорить. Это речевое расстройство чаще возникает у лиц пожилого возраста как следствие тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга.

У детей афазию диагностируют, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речью. При этом афазия приводит к нарушению дальнейшего ее развития, иногда к распаду сформированной речи. Афазия часто приводит к глубокой инвалидизации.

Возможности компенсации речевых и психических нарушений у детей и взрослых резко ограничены. Взрослые с афазией, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Непонимание окружающих, невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.

Одна из важнейших специфических, наиболее сложноорганизованных человеческих форм деятельности, использующая языковые средства — это речевая функция. Она является организующей и связующей другие психические процессы (мышление, восприятие, память произвольное внимание, воображение), а также разносторонней, но, в то же время, единой функциональной системой разных процессов нервной системы, которые осуществляются совместной деятельностью различных участков головного мозга.

Важными компонентами этой единой совокупности, позволяющей осуществлять процессы общения с помощью языка, являются письмо и чтение. С языком и речью непосредственно связано мышление человека. Смысл речи выражается посредством построения фразы, грамматической конструкции, акцентов и ударений. Важная ее характеристика — семантика (смысл), которая заключается в словах и соотношениях слов, а также в системном словесном ряде, в который включено конкретное слово.

Общая характеристика афазии

Речевая система как сложная в функциональном отношении конструкция состоит из афферентных (от рецепторного аппарата к нервному центру) и эфферентных (от нервного центра к рабочим органам) нервных проводниковых систем. Речевое восприятие осуществляется путем анализа и синтеза частей (элементов) потока звука с помощью участия звеньев зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов. Процессы словесного же произношения представляют собой систему артикуляционных координированных движений. Последние сформированы в предшествующем опыте пациента, а афферентной основой их функционирования являются слуховой и кинестетический (относящийся к движению, моторный) анализаторы.

Чаще всего патология развивается в результате:

  • нарушения мозгового кровообращения (инсульт) ишемического или геморрагического типа (афазия после инсульта встречается у 15-38% больных);
  • травматического повреждения головного мозга или хирургического вмешательства на нем, трепанации черепа;
  • развития опухоли мозга;
  • инфекционных заболеваний головного мозга (энцефалит, менингоэнцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс мозга);
  • паразитарных инвазий — в тех случаях, если локализация паразитов в процессе цикла их развития включает мозговые ткани;
  • хронических прогрессирующих заболеваний центральной нервной системы, например, очаговые формы болезни Альцгеймера и болезни Пика.

Речь, как очень сложная психическая деятельность, подразделяется на различные формы и виды. В соответствии с психологической структурой ее подразделяют на:

  • экспрессивную, которая произносится вслух;
  • импрессивную, представляющую собой речевое восприятие других людей.

Экспрессивная речь состоит из таких этапов, как замысел высказывания, внутренняя речь, стадия внешнего развернутого высказывания. Многие патологические процессы отражаются в нарушениях темпа, плавности, ритма этого вида речи. Она может становиться, например, прерывистой, замедленной, скандированной (при болезни Паркинсона) или с запинаниями на первых слогах (при атрофических возрастных процессах в головном мозге).

Особенности импрессивной речи, или процессов понимания обращенного речевого высказывания, заключаются в понимании устной (чтение) и письменной речи. Психологическая структура этого вида состоит из следующих этапов:

  1. Первичного восприятия речевой информации.
  2. Декодирования этой речевой информации, представляющего собой анализ состава буквенной или звуковой форм.
  3. Соотношения информации с определенными смысловыми категориями.

В обобщенном виде можно сказать, что смысл импрессивной речи состоит в реакции человека на смысл слов. Речевое понимание возможно при нормальном функционировании центра Вернике, являющегося центральным звеном речевого слухового анализатора.

У детей с умственной отсталостью поражение этого центра является причиной нарушения понимания смысла обращения к ним. Ведущий симптом — разной степени расстройство восприятия звукового состава слова, то есть фонематического восприятия. Это проявляется отсутствием реакции на слова и вообще на словесные конструкции, затрудненностью слухового восприятии устного обращения, избыточной чувствительностью к громким звукам, более лучшим восприятием негромкой и даже шепотной речи.

При упрощенном обобщении различных видов афазии их условно группируют в три вида расстройств:

  1. Экспрессивной речи, или нарушение воспроизведения при ее понимании.
  2. Импрессивной речи, то есть ее понимания.
  3. Называния предметов при сохранении способности к пониманию и воспроизведению, но утрате в коре головного мозга основы (матрицы) формулировки слова. В этом случае больной правильно описывает назначение предмета, но не помнит его названия.
Читайте также:  Мотаю нервы сколько вам клубочков

Эти формы афазии называют (соответственно) моторной, сенсорной и амнестической. На установлении одной из этих форм и их разновидностей базируются диагностика локализации, объема поражения, а значит и предположительный прогноз патологического состояния.

Таким образом, афазия характеризуется разрушением речевого мышления, которое заключается как в нарушенном понимании больным человеком обращенной к нему речи, так и различными собственными речевыми дефектами. Этот синдром, именуемый еще сенсомоторной афазией, возникает в результате поражения коры и определенных зон подкорковых структур в левом (у правшей) полушарии головного мозга. При этом в симптоматике синдрома имеет преобладающее значение один из компонентов — моторный, при котором нарушена экспрессивная речь, или сенсорный, представляющий собой расстройство речи импрессивной.

Афазию необходимо дифференцировать с такими речевыми расстройствами, возникающими при поражениях мозга, как:

  • расстройства в произношении без нарушений слухового речевого восприятия, а также речевого восприятия в письменном виде и при чтении (дизартрии);
  • отсутствие или грубое врожденное нарушение речи при наличии нормального слуха и первичного интеллекта, обусловленное поражением речевых центров в коре мозга (алалии).

Формы и признаки моторной афазии

При локальных нарушениях мозгового кровообращения клинические проявления расстройства речи совпадают, как правило, с зоной мозга, подверженной угнетению. В соответствии с существующей классификацией различают семь форм патологии, три из которых — это различные формы моторной афазии, представляющей собой расстройство экспрессивной речи. Другими словами, больной с моторной афазией страдает нарушением членораздельной речи из-за повреждения соответствующего центра головного мозга.

Формы ее следующие:

  1. Моторная афферентная, или моторная афферентная кинестетическая (артикулярная).
  2. Моторная эфферентная, или моторная афазия Брока (вербальная).
  3. Моторная динамическая как один из двух типов транскортикальной моторной афазии.

Достаточно часто встречаются и комплексные (смешанные) формы афазий. На развитие определенной формы, характер течения патологии и сроки излечения моторной афазии влияют, в основном, такие факторы, как:

  • локализация очага поражения и степень его обширности;
  • характер нарушения кровообращения участков головного мозга;
  • степень возможности осуществления компенсаторных функций неповрежденными участками мозга, что зависит от их состояния.

В основном от этих факторов зависит и степень тяжести (перечислены в подразделе каждой из этих форм) патологического состояния — может возникать грубая (и даже полная) или частичная моторная афазия.

Эта форма представляет собой одно из наиболее тяжелых речевых нарушений. Она часто сочетается с эфферентной формой. При таком сочетании развивается настолько грубая моторная афазия, что ее преодоление представляет собой особенно сложный и длительный процесс.

Она возникает в случаях поражения патологическим процессом постцентральной зоны головного мозга в области ее нижних отделов, вторичных речевых зон коры головного мозга, расположенных в левой (у правшей) нижнетеменной области, находящейся кзади от ролландовой (центральной) извилины. Эти вторичные зоны имеют непосредственную и тесную связь с вторичными зонами (полями), которые характеризуются четким соматотопическим строением.

Афферентно-моторная афазия характеризуется выпадением участка афферентной кинестетической (обратная связь между мышцами и ощущениями) речевой системы. Иными словами, при патологии в процессе речевого акта исчезают четкие ощущения, то есть звено проведения потока импульсов, от проприорецепторов аппарата артикуляции к соответствующим отделам коры головного мозга.

Разумеется, здоровый человек в процессе произношения тех или иных слов не осознает ощущений, поступающих в его мозг. Тем не менее, роль кинестетической речевой афферентации очень велика как в случаях формирования речи в детском возрасте, так и при произношении слов и обеспечении нормальной речевой функции.

При рассматриваемой форме патологии происходит расстройство всей в целом речевой системы — нарушается произношение слов, одни звуки речи или буквы (при письме) заменяются другими (литеральные парафазии). Это происходит из-за сложностей с дифференциацией звуков, близких по своей артикуляции (артикулёмы). Они необходимы при произношении звуков и целостных слов, в чем и заключается первичный дефект. Литеральные парафазии приводят к искажению слов.


Афферентно-моторная афазия обусловлена угнетением нижних отделов в постцентральной извилине и прилегающих нижнетеменных отделов (40, 7 поля по Бродману)

Существенным является то, что такие больные близкие между собой артикулёмы не только неверно произносят, но и воспринимают неправильно. Это объясняется тесным взаимодействием теменных артикуляторных зон с воспринимающими височными зонами. Афферентная форма характеризуется расстройством всех видов речи — спонтанной, автоматизированной, повторной, номинативной (называния).

Нередко отмечается и нарушение неречевых (оральных) способностей к осуществлению целенаправленных последовательных действий (праксис) — облизывание губ, надувание одной и обеих щек, высовывание языка и т. д. Несмотря на примитивность этих оральных движений, тем не менее, их выполнение очень часто невозможно в связи с вообще трудным произвольным управлением ротовым аппаратом.

Таким образом, отличительной чертой афферентной кинестетической моторной афазии является нарушенная кинестетическая афферентация оральных (ротовых) движений, в результате чего больной утрачивает возможность выполнять по заданию движение артикуляционными органами (губами, языком и т. д.). Поскольку мышечные парезы, которые способны ограничивать объем артикуляционных движений, отсутствуют, то движения артикуляции непроизвольного характера сохраняются.

Такое нарушение называют оральной апраксией. Она является основой апраксии артикуляционной, которая непосредственно влияет на произнесение речевых звуков. В зависимости от степени выраженности последней эта патология может проявляться:

  • отсутствием артикулированной речи;
  • искажением воспроизведения артикуляционных поз;
  • поисками артикуляций;
  • вторичным системным нарушением других сторон речевой функции.

Степени тяжести моторной афферентной афазии:

Это патологическое состояние имеет, преимущественно, острый характер развития и развивается, обычно, в результате нарушения кровообращения в бассейне средней мозговой артерии. Эта форма речевого расстройства, как правило, сочетается с гемипарезом, более выраженным на лице и руке.

Моторная афазия Брока возникает при поражении нижних отделов коры мозга в премоторной области, заднего отдела нижней лобной извилины 44 – 45-го полей, называемых зонами Брока, в преобладающем полушарии (у правшей – левого, у левшей – правого). Посредством этой области мозга обеспечивается плавная смена орально-артикуляционных актов, что является необходимым условием артикуляционных слияний и формирования последовательно организованных рядов.


Зоны Брока и Вернике

Степени тяжести эфферентной моторной афазии:

  1. Грубая — невозможность спонтанной и распад автоматизированной речи.
  2. Средняя — аграмматизм (трудность в восприятии или высказывании предложений) спонтанной речи, возникновение персевераций в случаях называния или повторения, присутствие в диалоге эхолаличных ответов, представляющих собой автоматическое повторение услышанных фраз или слов при отсутствии их глубокого смыслового понимания.
  3. Легкая — в случаях называния отмечается отсутствие в словах плавных артикулярных переходов. Непосредственно речь развернутая, отмечаются незначительные трудности произношения.
Читайте также:  Как восстановиться после нервного срыва

Краткая обобщающая сравнительная характеристика эфферентной и афферентной моторной афазии:

Расстройство развивается в случае локализации очага поражения в области, расположенной кпереди от зоны Брока. Эта область соответствует передним и средним отделам нижней лобной извилины, находящейся в преобладающем полушарии мозга. Названная область мозга ответственна за активацию, регуляцию и планирование речевой деятельности.

Динамическую форму как один из двух вариантов (динамический и классический), отличающихся только расстройством экспрессивной речи, включает в себя транскортикальная моторная афазия. Кроме того, оба варианта по описанию почти полностью идентичны. Наиболее часто динамическая моторная афазия развивается при остром нарушении кровообращения в бассейне передней мозговой артерии (левой). Одним из основных признаков является нарушение речевой активации, или инициативы. В связи с этим еще одно название нарушения — дефект речевой инициативы.

Больному для речевого инициирования всегда необходимо побуждение, дополнительный импульс, начальная стимуляция. После одного или двух повествовательных коротких ответов больной обычно замолкает, а для продолжения повествования ему необходима дополнительная, повторная стимуляция. Создается впечатление, что он не желает вступать в разговор и общаться с собеседником. Характерными являются эхолалии (механическое непроизвольное повторение сказанного собеседниками или посторонними), их число нарастает по мере утомления.

Нарушения речевой моторики у таких больных отсутствуют, сохранено также и понимание устной речи. При сохраненной способности произнесения всех звуков и слов мотивация к речи у них резко снижена, что особенно проявляется при спонтанном повествовании, требующем постоянного стимулирования. В то же время, повторная и автоматизированная речь, а также назывательная, или номинативная функция речи при динамической моторной афазии сохранены или нарушены очень незначительно.

Главная и отличительная черта этой формы заключается в нарушении последовательности в организации речевого высказывания. Она является не простым затруднением в процессе построения фраз, а представляет собой более глубокие расстройства, при которых самостоятельные высказывания почти отсутствуют.

Специфическое отсутствие грамотности у них проявляется в использовании шаблонных фраз, пропуске местоимений и предлогов. Особенные трудности связаны с актуализацией глаголов. При просьбе назвать существительные и глаголы пациент может вспомнить несколько слов-существительных, но ни единого глагола. В то же время, отмечаются возможность письма под диктовку и сохранность чтения.

Степени тяжести динамической афазии:

Лечение моторной афазии (общие принципы)

Речевые нарушения создают значительные ограничения в плане взаимодействия с социальной средой, приводят к инвалидности и к снижению качества жизни не только самих больных, но и окружающих их близких людей, увеличивают материальные затраты на лечение и уход, обусловливают депрессивное состояние, значительно затрудняют процессы восстановления и ухудшают общий прогноз заболевания. При сравнении пациентов с инсультом без афазии и с таковой отмечено, что в числе вторых вынужденная длительность пребывания на стационарном лечении и смертность более высокие.

Прогноз, степень восстановления и сроки реабилитации зависят, в основном, от таких факторов, как:

Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на то, каким будет процесс восстановления — самостоятельным и бесконтрольным, что может приводить к невозможности полного восстановления речевой функции, или управляемым, направленным, то есть логопедическим. Очень важным является их адекватное сочетание.

Лечебно-реабилитационные методы восстановления речи должны быть комплексными и включать в себя:

  • лечение основной патологии;
  • фармакологическую поддержку;
  • физиотерапию (транскраниальная стимуляция постоянным током и транскраниальная магнитная стимуляция — стимулируют синаптическую активность зон);
  • лечебную физкультуру и массаж;
  • интенсивные логопедические упражнения;
  • помощь психотерапевта и психиатра.

Главной задачей медикаментозной терапии является восполнение дефицита в организме биологически активных веществ, влияющих на передачу и прохождение нервных импульсов (нейротрансмиттеров), а также являющихся неспецифическими стимуляторами высших, умственных процессов в головном мозге.

В этих целях рекомендуется назначение некоторых препаратов, являющихся модуляторами различных систем нейротрансмиссии, из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, дофаминергических средств, акатинола (Мемантин), ноотропов (Пирацетам, Ноотропил, нейропротекторов (Целлекс) — преимущественно молодым. Всесторонним эффектом характеризуется препарат цитиколин (Цераксон). Кроме того, назначаются препараты, улучшающие мозговой кровоток (Пентоксифиллин) и средства, способствующие метаболическим процессам.

Кроме того, к настоящему времени стало совершенно очевидным, что только при раннем начале коррекционно-логопедических занятий можно рассчитывать на положительные стойкие результаты лечения. Процесс логопедического восстановления речевой функции должен начинаться уже в острый период заболевания (с 7-10-го дня после инсульта) и длиться от 6-и месяцев до 2-3-х и более лет, то есть в течение всего периода восстановления, пока остаются речевые нарушения.

I

Афазия (aphasia; греч отрицательная приставка а- + phasis речь)

полная или частичная утрата понимания речи окружающих или (и) способности пользоваться собственной речью при сохранности слуха и функции артикуляционного аппарата. При А. наблюдается нарушение возможности использовать при общении и понимать языковые символы — асимболия. Выделяют амнестическую, моторную, сенсорную и тотальную А.

Моторная афазия (aphasia motoria) — нарушение устной речи при сохранности функций артикуляционного аппарата вследствие расстройства центральной регуляции произвольных речевых движений — речевой апраксии (Апраксия). А. бывает полной или частичной. В тяжелых случаях речь утрачивается полностью, и больной общается с окружающими лишь с помощью мимики и жестов. В более легких случаях сохраняется способность произносить звукосочетания и отдельные слова. Больной употребляет в разговоре простые короткие предложения, состоящие из имен существительных и инфинитивных форм глаголов — так называемый телеграфный стиль речи. Наблюдаются искажения слов в результате перестановок или пропусков отдельных звуков (букв) — литеральные парафазии, замены слов близкими по смыслу — вербальные парафазии. Характерной особенностью устной речи при моторной А. является нарушение грамматического строя речи — аграмматизм. Речь при моторной А. замедленная, подбор слов затруднен, характерны персеверации — повторения одних и тех же звукосочетаний, слов, фрагментов предложений. Нарушения устной речи при моторной А. нередко сочетаются с аграфией (нарушением возможности писать правильно по смыслу и форме при отсутствии расстройств двигательной функции руки) и алексией (потерей способности чтения). Ошибки в письменной речи сходны с теми, которые наблюдаются в устной речи больного. При письме возможны пропуски и перестановки слов и букв в словах, при чтении — неузнавание отдельных букв и слов. И при письме и при чтении могут отмечаться замена слов неадекватными по смыслу, ошибки в виде пропусков и перестановок букв в словах. Больной недостаточно понимает смысл прочитанного; чтение приобретает угадывающий характер.

При моторной А. имеет место комплексный распад устной и письменной речи, часто в сочетании с общей инактивностью больного и выраженной инертностью нервных процессов. Могут наблюдаться особые формы моторной А., когда нарушается только устная речь (чистая моторная афазия) при сохранности письменной речи, а также формы, при которых нарушены произвольная речь и письмо, а повторение и списывание сохранны. Моторная А. возникает при поражении коры третьей лобной извилины левого полушария головного мозга (центр Брока) и граничащих с ней корковых зон.

Читайте также:  7 пара черепно-мозговых нервов

Тотальная афазия (aphasia totalis) — полная потеря способности говорить и понимать обращенную речь. Возникает при обширных повреждениях доминантного полушария головного мозга с поражением моторных и сенсорных корковых зон речи (см. Речь).

При А. исследуют устную и письменную речь, фонематический слух, способности к звуковому анализу, пониманию обращенной речи, грамматической структуры предложений, фразеологических и лексикограмматических оборотов, пословиц, метафор. При исследовании экспрессивной речи предлагают задания на повторение числового ряда, дней недели, месяцев года, называние предметов, действий, составление предложений, рассказов по сюжетным картинкам и по серии картинок. Исследуется также чтение и письмо. Исследование речи обязательно при неврологическом обследовании больного с применением дополнительных методов диагностики основного заболевания.

Диагностика различных форм А. имеет топико-диагностическое значение и проводится с целью выявления очаговых поражений коры головного мозга (см. Кора большого мозга) различной локализации. При А. проводят в стационаре комплексное, поэтапное и дифференцированное лечение в зависимости от основного заболевания, формы А., возраста, соматического и неврологического статуса больного. Восстановительную логопедическую терапию при непрогрессирующих заболеваниях и резидуальных состояниях продолжают в поликлинике.

Библиогр.: Бадалян Л.О. Детская неврология, с. 190, М.,1984; Бейн Э.С. и Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий, София, 1970; лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики, М., 1975; Хомская Е.Д. Нейропсихология, с. 141, М., 1987.

II

Афазия (aphasia; греч. утрата речи, немота: А- + phasis речь; син. афразия — устар.)

нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь или пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

Афазия амнестическая (a. amnestica; син. А. номинативная) — А., проявляющаяся нарушением способности называть предметы при сохраненной возможности их охарактеризовать; при подсказывании начального слога или буквы больной вспоминает нужное слово.

Афазия Брока — см. Афазия моторная.

Афазия вербальная (a. verbalis) — см. Афазия моторная.

Афазия моторная (a. motoria; син.: А. вербальная, А. экспрессивная, Брока афазия) — А., проявляющаяся нарушением активной речи при сохранении понимания устной и письменной речи.

Афазия моторная корковая (a. motoria corticalis) — А. м., проявляющаяся нарушением устной речи (включая и внутреннюю речь), чтения и письма, обусловленная поражением коры речевой зоны лобной доли доминантного полушария головного мозга.

Афазия моторная субкортикальная (a. motoria subcorticalis; син.: А. моторная чистая, афемия — устар.) — А. м., проявляющаяся нарушением устной речи при сохранности внутренней речи, чтения и письма; обусловлена поражением белого вещества непосредственно под моторно-речевой зоной коры доминантного полушария головного мозга.

Афазия моторная транскортикальная (a. motoria transcorticalis) — А. м., проявляющаяся нарушением активной речи и письма при сохранности возможности повторения обращенной речи и переписывания текста, обусловленная поражением проводящих путей между моторно-речевой зоной коры доминантного полушария и другими областями коры головного мозга.

Афазия моторная чистая — см. Афазия моторная субкортикальная.

Афазия номинативная (a. nominationis) — см. Афазия амнестическая.

Афазия оптическая (a. optica) — А., проявляющаяся утратой способности называть предметы при их зрительном восприятии и сохранением возможности их называть при ощупывании.

Афазия проводниковая — моторная А., проявляющаяся нарушением возможности повторения слов и предложений при менее значительном нарушении активной речи и сохранности понимания обращенной речи; обусловлена поражением проводящих путей между слуховой и моторной речевыми зонами коры головного мозга.

Афазия семантическая (a. semantica) — сенсорная А., проявляющаяся нарушением понимания сложных логико-грамматических соотношений и связанных с ними мысленных операций при достаточной сохранности понимания значений отдельных слов; наблюдается при поражении коры теменно-затылочных отделов доминантного полушария головного мозга.

Афазия сенсорная (a. sensoria) — А., проявляющаяся утратой способности понимания речи.

Афазия сенсорная корковая (a. sensoria corticalis; син.: афеместезия — устар., Вернике афазия, глухота словесная —. с. с вторичным нарушением экспрессивной речи (логорея, вербальные парафазии); наблюдается при локализации очага поражения в заднем отделе верхней височной извилины коры доминантного полушария головного мозга.

Афазия сенсорная субкортикальная (a. sensoria subcorticalis) — А. с. с нарушением понимания устной речи и невозможностью повторения сказанных больному слов и письма под диктовку при сохранности экспрессивной устной и письменной речи и понимания прочитанного; наблюдается при поражении белого вещества головного мозга непосредственно под сенсорной речевой зоной доминантного полушария головного мозга.

Афазия сенсорная транскортикальная (a. sensoria transcorticalis; син. Вернике транскортикальная сенсорная афазия) — А. с., проявляющаяся нарушением понимания устной речи при сохранности возможности повторения сказанного другим лицом, списывания и письма под диктовку; наблюдается при поражении проводящих путей между задней и средней частью верхней височной извилины (зона Вернике) и другими областями коры головного мозга.

Афазия синтаксическая (a. syntactica) — А., проявляющаяся расстройством устной речи (аграмматизм, парафазии), нарушением понимания смысла слов, жаргонафазией при относительной сохранности письма.

Афазия смешанная (a. mixta) — А., характеризующаяся сочетанием отдельных проявлений моторной и сенсорной А.

Афазия темпоропариетальная (a. temporoparietalis) — сенсорная, чаще всего семантическая А., наблюдающаяся при поражении задних отделов нижней теменной дольки и височной доли доминантного полушария головного мозга.

Афазия тотальная (a. totalis) — сочетание моторной и сенсорной А. с утратой речи во всех ее проявлениях; наблюдается при острых нарушениях мозгового кровообращения.

Афазия центральная (истор.; a. centralis) — общее название проводниковой и некоторых видов сенсорной А. в классификации Гольдштейна.

Афазия экспрессивная (a. expressiva) — см. Афазия моторная.

Читайте также:
Adblock
detector