Левополушарный тип высшей нервной деятельности

Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные — за отдельными деревьями не видят леса.
Б. Белый

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе дошкольных учреждений и школ довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

  • доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
  • доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
  • отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Левополушарный тип — доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты. Для успешной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина, работа в одиночку, вневременные задания. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности.

Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления.

Левополушарным легче писать, чем диктовать. Среди левополушарных — инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения.

Правополушарный тип — доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. «Правополушарные» склонны к отрицательным эмоциям, в том числе беспокойству и страху. Они лучше ориентируются в обстановке, более целостны в восприятии окружающего мира.

Формирование мотивации к обучению. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: «пятерка любой ценой». Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик еще и импульсивен.

Необходимо отметить, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Успешны в командных видах спорта .Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Как правило, правополушарные люди — целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.

Равнополушарный тип — отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.
Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Левое полушарие у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант, дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки. Левополушарные учащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети ошибки делают в словарных словах, а также в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, для них характерны пропуски, описки.

Причины школьных неврозов в младшем школьном возрасте.

Можно сказать, что в детстве мальчики более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального развития начинает лидировать. Мужчины становятся более левополушарными, чем женщины.

Однако врожденные предпосылки — это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных.

Родители, воспитывая ребенка, часто хотят получить определенный результат, ожидают от него одну реакцию, а получают, бывает, полностью противоположную.

В младшем школьном возрасте у детей могут возникать навязчивые опасения сделать что-либо не так, как нужно. Вслед за сомнениями в правильности своих действий приходит неуверенность и, вместе с этим, болезненно заостренное чувство долга, обязанности, ответственности. Чрезмерные требования к себе часто сочетаются с давлением родителей, обладающих гиперсоциальной направленностью личности.

Что происходит при этом с ребенком? Исчезает спонтанность, непосредственность чувств, умение быстро схватывать ситуацию, а вместо эмоций мы видим их суррогат — постоянное беспокойство и сомнения, тревожную мнительность. Таким образом, создается запредельный режим работы левого полушария. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому стрессу. Проявляется это в постепенно нарастающем чувстве усталости, расстройстве внимания, головных болях.

Родители и педагоги нередко расценивают невротические расстройства как отсутствие волевой (сознательной) регуляции поведения и усиливают моральные требования. В этом случае ребенок перестает усваивать не только требования, но и всю знаковую информацию: «не слышит», «не видит», «копается», постоянно испытывает усталость. Это вступает в действие защитная функция правого полушария, не допускающего осознания неприемлемых для него переживаний.

Читайте также:  Может ли сердце болеть из за нервов

Таким образом, при всех неврозах происходят нарушения межполушарного взаимодействия. Известно, что возникновению неврозов способствует левополушарный акцент в обучении. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении функций правого полушария.

Наряду со специализацией полушарий, мозг работает как единое целое. Родителям, общаясь с ребенком, полезно почаще вспоминать, что всем есть место под солнцем: лево-, право — и равнополушарным детям.

Помощь должна выражаться в психологической разгрузке. Детям необходимы яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции и возврат к чувству радости жизни.

Практические рекомендации для учителей и родителей

Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.

2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.

3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.

4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.

5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестает вас слушать и слышать.

6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.

7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

8. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.

9. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной» грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.

10. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.

11. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.

12. Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться.

13. Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей деятельности.

14. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

15. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.

Популярные материалы

Левополушарный тип высшей нервной деятельности. Специфические типы высшей нервной деятельности

У людей есть и так называемые специфические типы ВНД, что связано с наличием у человека второй сигнальной системы. И. П. Павлов дополнительно ввел в классификацию типов ВНД критерий особенностей взаимоотношений у конкретного человека первой и второй сигнальных систем и выделил три специфических типа:

  • — мыслительный — это тип людей с преобладанием роли второй сигнальной системы в их жизни и деятельности, склонности к отвлеченному, абстрактному мышлению с помощью понятийного аппарата, слова. Нередко это люди-прагматики, рационалисты, способные к научному творчеству и прогнозированию. В современной терминологии это так называемый левополушарный психотип человека. Людей с выраженными мыслительными функциями около 15%, но лишь 4-5% таких людей создают научные теории, являются движителями научного прогресса человечества;
  • — художественный — присущ людям, у которых ведущую роль в жизни и деятельности играет первая сигнальная система. Это выражается в склонности к образно-эмоциональному мышлению, более целостному, чем у мыслителя, восприятию картины мира, окружающей действительности. Для них характерны высокая острота, сила, яркость и полнота, целостность непосредственного восприятия действительности. Они в большей степени предрасположены к творчеству в области искусства. Людей с выраженным художественным типом ВНД также около 15%, но лишь 4-5% таких людей создают подлинные шедевры искусства (в живописи, музыке, поэзии и других видах художественного творчества). Это — правополушарный психотип человека: ведущую роль в жизнедеятельности играет правое полушарие головного мозга;
  • — средний тип, в котором деятельность первой и второй сигнальных систем более или менее уравновешена и в тех или иных обстоятельствах на первый план может выйти любая из них. Большинство людей принадлежит к этому типу ВНД — около 70% населения.

Как определить тип нервной системы. Типы темперамента: Меланхолик, Флегматик, Сангвиник, Холерик |

Типы высшей нервной деятельности животных.

Образы, картины поведения как нас самих, так и близких к нам высших животных, с которыми мы находимся в постоянных жизненных отношениях (как, например, собак), представляют огромное разнообразие, прямо необозримое, если брать поведение в его целом, во всех его мельчайших подробностях, как оно обнаруживается специально у человека. Но так как наше и высших животных поведение определяется, управляется нервной системой, то есть вероятность свести указанное разнообразие на более или менее ограниченное число основных свойств этой системы с их комбинациями и градациями. Таким образом, получится возможность различать типы нервной деятельности, т. е. те или другие комплексы основных свойств нервной системы. Многолетнее лабораторное наблюдение и изучение огромного количества собак по методу условных рефлексов постепенно открывали нам эти свойства в их жизненных проявлениях и комбинациях. Эти свойства суть: во-первых, сила основных нервных процессов — раздражительного и тормозного, — постоянно составляющих целостную нервную деятельность; во-вторых, равновесие этих процессов; и, наконец, в-третьих, подвижность их. Очевидно, что все они, наличествуя одновременно, и обусловливают высшее приспособление животного организма к окружа-«Последние сообщения по физиологии и патологии высшей нервной деятельности. Сообщающим условиям, или, иначе говоря, совершенное уравновешение организма как системы с внешней средой, т. е. обеспечивают существование организма. Значение силы нервных процессов ясно из того, что в окружающей среде оказываются (более или менее часто) необычные, чрезвычайные события, раздражения большой силы, причем, естественно, нередко возникает надобность подавлять, задерживать эффекты этих раздражений по требованию других, так же или еще более могучих, внешних условий. И нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенства силы обоих нервных процессов. А так как окружающая организм среда постоянно, а часто — сильно и неожиданно, колеблется, то оба процесса должны, так сказать, поспевать за этими колебаниями, т. е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно.

Уже около полувека известно, что два полушария головного мозга человека неравноценны. Левое полушарие больше склонно к логическому мышлению, а правое — более эмоционально.

Читайте также:  Воспаление срамного нерва у женщин симптомы лечение

Американский психолог Пол Торренс первым исследовал большие группы людей, определяя, какой тип мышления у них преобладает — лево- или правополушарный. Набрав большую статистику, он выделил четыре типа мышления:

левополушарный, с преобладанием логики и анализа;

правополушарный, с преобладанием эмоций, интуитивного и образного подхода к проблемам;

смешанный, когда то или иное полушарие «включается» в зависимости от ситуации;

интегрированный, когда оба подхода используются одновременно.

Психолог подчеркивает, что ни один из этих типов мышления не хуже и не лучше другого. Они имеют свои преимущества и недостатки, точно так же, как четыре человеческих темперамента — флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики.

Предлагаемый тест основан на методике Торренса и позволяет вам самостоятельно определить, к какому типу относится ваше мышление. Прочитав перечисленные ниже 120 вариантов характеристики мышления и поведения, подчеркните наиболее подходящий вам вариант — А, В или С. В конце каждого варианта ответа стоит буква — П (правый), Л (левый) или И (интегрированный). Ответив на все 40 вопросов, подсчитайте, сколько букв П, Л и И вы набрали.

1. А) Чтобы что-то запомнить или усвоить, мне надо специально изучать эту информацию — Л

В) Я хорошо запоминаю различные факты и детали без специального изучения вопроса — П

С) В разных случаях бывает по-разному — И

2. А) Я люблю фантастику — П

B) Предпочитаю реалистическую литературу — Л

C) Люблю и ту и другую — И

3. А) Иногда я люблю помечтать, а иногда строю вполне реалистичные, деловые планы — И

B) Больше люблю мечтать — П

C) Предпочитаю реалистическое планирование — Л

4. А) Читая или занимаясь умственной работой, я люблю слушать музыкальные записи или радио — П

B) Читать или работать я могу только в полной тишине — Л

C) Если я читаю просто для развлечения, то могу одновременно слушать музыку или радио, но при умственной работе или чтении учебника мне требуется полная тишина — И

5. А) Если бы я был писателем, я работал бы в жанре художественной литературы — П

B) Я писал бы только о том, что произошло на самом деле — Л

C) Я мог бы работать в обоих жанрах — И

6. А) Обсуждать свои психологические проблемы и трудности я бы предпочел в группе людей, которым тоже свойственны эти проблемы — П

B) Я бы предпочел делиться своими психологическими проблемами наедине со специалистом — Л

C) Оба варианта мне подходят — И

7. А) Когда я рисую, то предпочитаю рисовать «из головы», используя собственное воображение и идеи — П

B) Я больше люблю копировать, вставляя кое-что от себя — Л

C) Мне нравится и то и другое — И

8. А) По-моему, меня легко можно загипнотизировать — П

B) Наверное, меня можно загипнотизировать, но не без труда — И

C) Вряд ли я поддаюсь гипнозу — Л

9. А) Я одинаково люблю остросюжетные приключенческие рассказы и истории о таинственном и сверхъестественном — И

В) Предпочитаю приключения — Л

С) Больше люблю таинственные истории — П

10. А) В школе я одинаково относился к алгебре и геометрии — И

B) Предпочитал алгебру — Л

C) Предпочитал геометрию — П

11. А) Если мне придется раскладывать по порядку какие-либо предметы, например, приводить в порядок библиотеку или коллекцию марок, я расположу их в хронологическом порядке — Л

B) Я больше люблю сортировать предметы так, чтобы были наглядно видны связи, существующие между ними — П

C) Одинаково хороши оба способа классификации — И

12. А) Я хорошо запоминаю тексты и произнесенные слова — Л

B) У меня хорошая музыкальная память — П

C) Я хорошо запоминаю и слова и мелодии — И

13. А) Обычно я завершаю свои дела к указанному сроку — И

B) Планируя свои дела, я исхожу прежде всего из их количества, а уж во вторую очередь учитываю сроки — Л

C) Мне бывает трудно соотнести свои дела с каким-либо определенным режимом дня — П

14. А) Мое настроение часто меняется — П

B) Перемены настроения редки — И

C) У меня почти всегда ровное настроение — Л

15. А) Я люблю общаться с животными — П

B) Я не очень легко нахожу взаимопонимание с животными — И

C) Мне довольно трудно общаться с животными — Л

16. А) Я одинаково отношусь к кошкам и собакам — И

B) Больше люблю кошек — П

C) Больше люблю собак — Л

17. А) В компании я люблю балагурить — П

B) Смотря по обстоятельствам, я могу быть серьезным, могу много шутить и веселиться — И

C) Не люблю излишнего веселья — Л

18. А) Я часто рассеян, как бы отсутствую, витаю в облаках — П

B) Такая рассеянность находит на меня лишь иногда — И

C) Я практически всегда сосредоточен, крепко стою на земле — Л

19. А) В телерекламе меня привлекают красиво снятые кадры, приятные цвета, чувственные образы и сцены — П

B) В рекламе я ценю информативность, которая позволяет сравнить разные товары и сделать свой выбор — Л

C) Люблю красивую и оригинальную рекламу, но в основном она все же влияет на меня своей информативностью — И

20. А) Когда мне объясняют, как действует тот или иной прибор, я одинаково хорошо воспринимаю и словесные пояснения, и наглядную демонстрацию — И

B) Предпочитаю, чтобы мне наглядно показали, как он работает — П

C) Лучше пусть объяснят на словах — Л

21. А) Мне безразлично, есть ли иллюстрации в художественной литературе, которую я читаю — И

B) Предпочитаю книги без отвлекающих иллюстраций — Л

C) Беллетристика должна быть иллюстрированной — П

22. А) Я с одинаковым удовольствием прочту повесть или посмотрю ее экранизацию — И

B) Предпочитаю прочесть — Л

C) Лучше посмотрю кинофильм — П

23. А) Меня одинаково привлекают ритмичные танцы и поэзия — И

B) Ритмичные танцы мне больше нравятся — П

C) Поэзия больше меня привлекает — Л

24. А) В балете я предпочитаю современное, нетрадиционное течение — П

B) Если балет — то только классический — Л

C) Я не отдаю предпочтения ни классическому, ни современному танцу — И

Читайте также:  Отделы нервной системы человека

25. А) Люблю общаться с людьми — П

B) Люблю посплетничать об отношениях между знакомыми — Л

C) Я люблю и общение и пересуды о человеческих контактах — И

26. А) Думать я предпочитаю лежа — П

B) Удобнее думать сидя — Л

C) В этом отношении у меня нет предпочтений — И

27. А) Я с удовольствием стал бы музыкальным критиком — Л

B) Я хотел бы быть композитором — П

C) И та и другая профессия одинаково хороши в моих глазах — И

28. А) Думая о последствиях моих поступков, я опираюсь в основном на интуицию — П

B) Прежде всего я трезво и логично оцениваю последствия своих решений и поступков — Л

C) Я обычно прибегаю и к первому, и ко второму способу — И

b А) Когда мне приходится кого-то выслушивать, я, как правило, слушаю внимательно — Л

B) Слушая кого-то, я переминаюсь с ноги на ногу, верчусь на стуле и постоянно отвлекаюсь — П

C) Я могу управлять своим вниманием, слушая длительные объяснения — И

30. А) Люблю анализировать прочитанную художественную литературу — Л

B) Литература — художественное произведение, и я воспринимаю ее чисто эмоционально- П

C) Верны оба утверждения — И

31. А) Смотря по ситуации, я могу вести себя как все либо выделяться своим нонконформизмом — И

B) Как правило, я не люблю выделяться своим поведением и поступаю как все — Л

C) Чаще я веду себя по-своему, не оглядываясь на других — П

b А) Я одинаково успешно выполняю как четко сформулированные служебные задания, так и дела, в которых приходится соображать самому по мере развития ситуации — И

B) Предпочитаю такие задания, в которых у меня больше простора для самостоятельных действий — П

C) Предпочитаю выполнять поручения, четко расписанные по пунктам, чтобы мне было ясно, что и как делать — Л

33. А) Изучая что-то новое, я люблю делать это путем свободного поиска — П

B) Я больше люблю учиться систематически, по плану — Л

C) Оба способа мне одинаково близки — И

34. А) Я хорошо запоминаю имена, названия, даты, телефонные номера — Л

B) Я хорошо запоминаю местоположение разных объектов и дорогу к ним — П

C) Оба типа информации я запоминаю хорошо — И

35. А) В книгах я ищу главным образом идеи — П

B) Я ищу в книгах главным образом факты и подробности — Л

C) И то и другое меня интересуют одинаково сильно — И

36. А) Я люблю излагать идеи в их логической последовательности — Л

B) У меня лучше получается показывать связь между разными идеями — П

C) Я одинаково успешно могу делать и то и другое — И

37. А) Я с одинаковым успехом могу кратко изложить прочитанное либо выделить основную идею текста — И

B) Предпочитаю кратко излагать — Л

C) Предпочитаю выделить основную идею-П

38. А) Я с одинаковым удовольствием могу выдвигать новые идеи и делать выводы — И

B) Выводы больше меня привлекают — Л

C) Поиск новых идей увлекает меня сильнее — П

39. А) К проблемам я подхожу рационально, логически — Л

B) Я разрешаю проблемы на основе интуиции — П

C) Я использую с одинаковым успехом оба способа — И

40. А) Мне одинаково приятно изобрести что-то новое или усовершенствовать уже известное — И

B) Я больше люблю «рационализаторские предложения» — Л

C) Изобрести что-то новое для меня интереснее — П

Оценить результаты можно по следующей таблице.

Предположим, отвечая на вопросы, вы набрали 10 Л. Находим 10 в крайней левой колонке и видим, что в колонке Л десятке соответствуют 92 очка. Десяти И соответствуют 76 очков, а десяти П — 92.

Если по какому-то показателю вы набрали в итоге 120 очков или больше, то именно этот тип мышления у вас преобладает: П — правополушарный, Л — левополушарный, И — интегрированный. Если же ни в одном из трех столбцов вы не набрали 120 очков, у вас смешанный тип мышления.

Кратко охарактеризуем эти типы.

Левополушарное мышление. Люди с таким типом мышления активно берутся за возникающие проблемы и решают их логично, охотно обсуждая и «проговаривая» эти проблемы. Интуицию они используют только в тех случаях, когда это абсолютно необходимо. Организуют свою жизнь на реалистичных началах, при принятии решений учитывают все фактические детали. Такой человек предпочитает держать свою жизнь под собственным контролем, охотно берет на себя ответственность и любит знать, кто за что отвечает. В своих действиях предсказуем. Высоко ставит свои обязанности, долг. У такого человека все направлено на эффективность, на достижение цели.

Правополушарное мышление. Этот человек предпочитает интуитивный и чувственный подход к проблемам. Логичная стратегия используется только в случае крайней необходимости. Высоко ставит идеальные и гуманистические цели и идеи, часто размышляет на общие темы «о главном». Не любит иметь над собой начальство, ценит собственную инициативу. Для него очень важны отношения с окружающими людьми.

Смешанная стратегия мышления. Такие люди в зависимости от ситуации используют то правополушарное, то левополушарное мышление. Чем больше очков вы набрали в таблице по графе Л или П, тем больше склонность к соответствующему типу мышления. Такой человек имеет тенденцию к непредсказуемости.

Интегрированный тип мышления. У такого человека одновременно и одинаково сильно работают оба полушария. Если по одной из граф Л и П вы набрали больше очков, чем по другой, это означает, что в принципе соответствующий тип мышления у вас преобладает и в некоторых случаях эта тенденция может проявиться — например, при решении особо сложных проблем.

Независимо от того, какой тип мышления у вас преобладает, вы можете научиться и другим стилям. Как видно на примере людей с интегрированным или смешанным типом мышления, человек способен одинаково эффективно использовать и логику, и интуицию. Если вы склонны к логическому подходу к проблемам, попробуйте включить интуицию. Если многое у вас построено на эмоциях и интуиции, попробуйте применить логический анализ.

По материалам журнала «Omni» (США).

Читайте также:
Adblock
detector