Как укрепить нервную систему ребенка

Что, где, когда?

– Это тики, или по-другому – навязчивые состояния, – объясняет детский психиатр, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ Владислав Брагинский.

Они бывают у детей 5-11 лет. Мальчики страдают ими в 4 раза чаще, чем девочки. И подвержен тикам чуть ли не каждый десятый ребенок, в общем, нередкая напасть.

Тики никогда не тревожат ребенка во время сна. Зато усиливаются от волнения, возбуждения. В привычной обстановке они менее заметны, носят сглаженный характер. На интеллектуальные способности тики никак не влияют, человек может в детстве ими страдать, но прекрасно мыслить и во взрослой жизни дорасти хоть до академика.

Вызывают это расстройство разные причины, поэтому и прогноз, и лечение при тиках – тоже разные.

Психиатры их делят на два основных типа:

● невротические (по новой международной классификации – транзиторные, преходящие);

● и неврозоподобные (хронические).

Тик от испуга

Допустим, ваш совершенно здоровый, спокойный ребенок испугался чужой собаки, которая бросилась на него во дворе, или строгой учительницы, устроившей ему разнос перед всем классом, и теперь у него дергается глаз, или мышца щеки, или он делает такие движения шеей, как будто освобождается от тесного воротничка. Это тик невротический. Несмотря на устрашающее название, невротический тик – простой вариант. Он возникает от внешней травмы – испуга, стресса, напряжения – и лечится врачом за пару недель, от силы за пару месяцев. После лечения исчезает бесследно.

Что требуется в этом случае от родителей?

● Показать ребенка врачу.

● Создать дома спокойную обстановку.

● Не загружать несчастного усиленными занятиями по математике, иностранным языкам, информатике.

● Если тики вызваны школьными конфликтами, поговорить с учителем, чтобы не относился слишком строго.

Но навязчивые состояния этого типа встречаются не так уж часто, они составляют только 10% от всех тиков.

Причина и повод

Иное дело странное покашливание, которое возникло как-то у моего сына. Тут можно и не догадаться, что это тик. Таких неврозоподобных, хронических навязчивых состояний большинство, по словам Владислава Брагинского, среди тиков они занимают 85-90%. Причина их – слабость нервной системы ребенка. Она возникает, когда у мамы сложно протекает беременность, или из-за проблем во время родов (например, у младенца была асфиксия – кислородное голодание, или роды были затяжные, со стимуляцией, или пришлось делать кесарево сечение, или накладывать щипцы. ), или из-за болезней самого малыша в первые месяцы жизни – болезни тоже изменяют реактивность нервной системы.

Часто он начинается с реального события: у ребенка, например, ячмень, который все время ощущается, мешает, от этого ребенок часто моргает. Потом ячмень проходит, а моргание превращается в навязчивое, неконтролируемое действие. Или у моего сына, например, был бронхит. Два месяца со времени болезни прошло, все анализы крови хорошие, а кашель тянется и тянется.

Ребенок понимает, что тики – движения необычные, болезненные. Он часто стесняется их, на людях пытается сдерживаться, но от этого испытывает огромное внутреннее напряжение, которое его страшно утомляет. Попытки контролировать тики кончаются тем, что они только усиливаются.

Неврозоподобные тики лечатся трудно, долго. Могут то возникать, то на месяц или на полгода пропадать, потом возвращаться вновь даже без видимого толчка, например повинуясь сезонным колебаниям. Время обострения тиков – весна и осень.

Как лечить

Хотя медицина и утверждает, что тики – это не на всю жизнь, ребенка надо лечить, а значит, обязательно показать врачу: психиатру или психоневрологу, психотерапевту.

Во-первых, для того, чтобы убедиться, что ваш случай – всего лишь слабость нервной системы, а не симптомы серьезных душевных болезней. Врач может об этом судить, изучив, в обрамлении каких других расстройств наблюдается тик. Например, неврозоподобные тики сочетаются с быстрой утомляемостью, раздражительностью, слезливостью, изменчивостью настроения, плохим сном.

Надо исключить редкий тип таких навязчивых состояний, при которых тики с годами усложняются.

Во-вторых, когда диагноз станет ясен, врач назначит лечение.

Для начала это могут быть физиопроцедуры: хвойные ванны (они очень хорошо действуют на 5-6-летних детей), успокоительный чай, электросон, электрофорез с бромом. Все это расслабляет нервную систему. Полезен массаж воротниковой зоны – он улучшает кровоснабжение мозга. Хорошо на ночь попить теплое молоко с медом – оно тоже успокаивает. Одними такими простыми средствами можно достичь многого.

При тиках полезна психотерапия или психокоррекция. Это и гипноз, для ребят постарше – аутотренинг – умение самовнушением помочь себе расслабиться, и специальные дыхательные упражнения для релаксации – всему этому ребенка научит врач.

И кроме лечения словом нужны лекарства: витамины, препараты, улучшающие питание мозга, его обмен веществ, седативные средства.

А родителям можно посоветовать:

● Создайте дома спокойную обстановку.

● Следите, чтобы ребенок со слабой нервной системой обязательно высыпался.

● Ему нужен щадящий режим и полноценный отдых в выходные дни.

● Особенно берегите его нервную систему после болезни: даже пустячная простуда делает ее уязвимой еще на две недели.

● И не обсуждайте его тики. Чем больше вы о них говорите, тем ребенку становится хуже. Он и так понимает, что с ним что-то неладно, и ждет от вас помощи.

Кстати

Виды навязчивых движений:

  • Моргание
  • Подергивание щеки, плеча, ноги
  • Заведение глаз вверх
  • Навязчивый кашель
  • Навязчивые глотательные движения
  • Нахмуривание лба
  • Шумное дыхание
  • Втягивание живота
  • Выбрасывание руки в сторону

Личное мнение

Иосиф Пригожин:

– Психологическое состояние ребенка во многом зависит от атмосферы в семье. Если атмосфера добрая, любящая, то и особых проблем с нервными перевозбуждениями у детей не будет.

Читайте также:  Невролог в 2 месяца что проверяет

Темпы современного мира, к сожалению, сказываются не только на взрослых людях, но и на детях. Нынешнее поколение гораздо быстрее взрослеет, учится и получает массу информации. Естественно, это огромный стресс для детей и нервная система будет реагировать соответствующим способом.

Чаще всего родители замечают у ребенка нарушение режима бодрствования и сна, смену настроения и частые его перепады. Фактически это проявляется плаксивостью, чувствительностью, раздражительностью. Нервный ребенок постоянно расстраивается по мелочам, имеют место аффективные вспышки ярости и даже агрессии. Из-за подобного состояния страдает самочувствие и здоровье, как самого малыша, так и его близких. При этом разговоры и развлечения не успокаивают. Именно поэтому, в таких случаях ищут средства и методы, как успокоить разбушевавшиеся нервы, уравновесить процессы возбуждения и торможения ЦНС.

Нормализация режима дня

Основная проблема в том, что в детском возрасте практически все препараты имеют негативное влияние на развитие детского организма, в том числе на психическое здоровье. Это значительно сужает круг лекарственных средств, которые могут быть использованы с этой целью. Несмотря на это, каждый родитель должен знать, как укрепить нервную систему ребенка.

Чаще всего нарушения в поведении ребенка наблюдаются из-за нарушения нормального распорядка дня. Например, ребенок заигрался, поздно лег спать и целый день потом вялый и уставший. Или же, если длительность сна недостаточна на протяжении некоторого времени, то появится раздражительность, капризы и другие признаки плохого поведения. У ребенка биоритмы ещё не так стабильно установлены и могут легко нарушаться. Более того, это вызывает значительные изменения в поведении и эмоциональной сфере ребенка.

Некоторые дети предпочитают вечером посидеть дольше и утром подольше поспать. Другие же ложатся очень рано, но с утра встают раньше всех. Это физиологические особенности организма ребенка и не следует кардинально перекраивать этот график. Корректировать его нужно лишь тогда, когда есть значительные расхождения со стандартными часами отдыха и бодрствования. Таким образом, правильный уход за детьми поможет укрепить их нервную систему.

Полноценный рацион

С пищей в организм ребенка должны поступать полезные вещества, микроэлементы, витамины. Они включаются в метаболизм и обеспечивают правильное функционирование всех органов и систем. Так как в детском возрасте активно развивается нервная система, то большинство этих веществ используется для её поддержания.

Существует ряд продуктов, которые негативно влияют на нервную систему ребенка. Именно поэтому, лечение должно исключать их влияние на организм. По возможности, следует ограничивать количество в рационе малыша:

  • газированных и сладких напитков с консервантами;
  • ароматизаторов, красителей;
  • генномодицифированных продуктов;
  • полуфабрикатов;
  • соленой и острой пищи.

Для укрепления нервной системы следует обеспечивать организм ребенка витаминами, которые так важны для правильного формирования психики малыша. Рекомендуют витамины для нервной системы группы В, так как они благотворно влияют на психоэмоциональное состояние.

Витамины для укрепления нервной системы:

  • Тиамин. Иначе это вещество называют В1. Это природный антидепрессант, который значительно улучшает самочувствие и настроение, полезен для мозга. Принимает участие в усваивании магния, который влияет на возможность ребенка учиться чему-то новому. Содержится в рисе, гречке, бобовых.
  • Рибофлавин или В2. Обеспечивает организм ресурсами для продолжительной умственной деятельности. В случае его нехватки работоспособность значительно снижается. Содержится в молоке, орехах и печени.
  • Никотиновая кислота или В3. Один из самых важных витаминов для нормального развития и функционирования нервной системы человека. Повышает устойчивость к некоторым психическим заболеваниям, уравновешивает биохимические процессы в головном мозге.
  • В5. Способствует формированию реакции на острые изменения во внешнем мире. С его помощью человек правильно реагирует на стресс. В случае недостатка этого витамина выстоять в таких ситуациях сложнее. Он помогает, как восстановить нервную систему после стрессов, так и улучшить самочувствие ребенка после него.
  • Пиридоксин. Витамин В6 отвечает за самочувствие ребенка и хороший крепкий сон. Помогает восстанавливать функции ЦНС после отдыха. Его недостаток проявляется бессонницей и раздражительностью. Содержится в орехах, морской рыбе.
  • В7. Этот витамин представляет собой метаболит для обмена глюкозы в организме. Так как, клетки головного мозга питаются исключительно этим веществом, то его количество всегда должно присутствовать на определенном уровне.
  • Фолиевая кислота или В9. Отвечает за процессы памяти и способность учиться. Для ребенка недостаток этого вещества может обернуться плохой успеваемостью, невнимательностью и снижением работоспособности. Содержится в морской капусте, моркови.
  • Аскорбиновая кислота или витамин С. Обеспечивает заряд бодрости для повышения работоспособности и самочувствия ребенка. Защищает от стрессов и умственного переутомления. Содержится в черной смородине и цитрусовых.
  • Ретинол или витамин А. Улучшает сон ребенка, внимание. В случае его нехватки наблюдается рассеянность, неспособность собраться. Содержится в моркови, облепихе.

Немедикаментозные успокоительные средства

Естественно, прежде чем использовать фармакологические препараты, можно обратиться за помощью к народной медицине или фитотерапии. Их арсенал состоит из множества средств на природной основе, которые не имеют эффекта привыкания, быстро действуют и не вызывают побочных эффектов. Более того, эти средства можно использовать с самого маленького возраста, просто нужно учитывать некоторые особенности.

Даже деткам до 1 года можно использовать специальные ванночки с отварами трав. Они приносят долгожданное успокоение, выделяя специфические вещества, обладают приятным ароматом, ухаживают за кожей и улучшают самочувствие ребенка. Необходимо правильно подобрать нужный сбор трав.

Успокаивающие ванны нужно проводить обязательно перед ночным сном, так как практически сразу после процедуры малыш крепко уснет.

Собирать растения для ванн можно самостоятельно, а можно купить в аптеке. Они там в готовом виде и некоторые даже распределены по сборам. Грудничков до 1 года желательно купать с отваром одного растения. Сборы можно применять также деткам постарше.

Предварительно следует залить измельченные растения кипятком и настоять. После этого процедить, отстоять и можно применять, доливая в теплую воду.

Читайте также:  Невролог что проверяет в 3 месяца

Чаще всего, в качестве лекарственного растения применяют валериану, хвою, лаванду, мяту, крапиву. Они помогают успокоить нервную систему ребенка, расслабляют и дарят крепкий сон. Седативный эффект достигается из-за целебных свойств растений, приятного аромата. Процедуру может дополнять музыка релакс.

Рецепты лечения с помощью сборов трав для ванн:

  • Пустырник, спорыш, седативный сбор №2. Все эти ингредиенты можно найти в аптеке в готовом сушеном виде. Следует взять по одной столовой ложке каждого, залить стаканом кипятка и дать настояться. Когда остынет — процедить и можно использовать. Обычно, данной настойки хватает на 10 литров воды в ванночке. Длительность такой процедуры не должна превышать 15 минут. Повторять следует через день.
  • Календула, душица, мята. Нужно 50 грамм данного сбора залить 3 литрами кипяченой воды. Затем настаивать около 30 минут и процедить. Хватает на 10 литров воды в ванночке. Процедуру проводить перед сном два раза в неделю. Продолжительность курса не больше месяца.
  • Валериана, пустырник, чабрец. На литр кипяченой воды используют 3 столовых ложки такого сбора. Настаивать нужно 1 час, затем процедить и можно использовать. Повторять каждый день перед сном не больше 5-7 процедур.

Успокоительные фармакологические препараты

Также можно использовать успокоительные или седативные средства для нервной системы ребенка, которые представлены фармакологическими препаратами. Их применение без назначения врача крайне опасно и может вызвать нежелательные последствия, поэтому обязательно следует обращаться за помощью к специалисту.

Лечение с помощью препаратов возможно только с 5-летнего возраста и только определенными препаратами. Большинство сильнодействующих успокаивающих запрещены до 16 лет.

Чаще всего используют валериану в таблетках, пустырник в настойке или таблетках, персен, ново-пассит, нервофлукс. Лечение с помощью таких препаратов допустимо детям, так как все они имеют растительное происхождение.

В некоторых случаях есть основания использовать ноотропные препараты — психостимуляторы, улучшающие когнитивные функции коры головного мозга ребенка. Чаще всего применяют Фенибут, Пантогам. Лечить с помощью таких лекарств может только квалифицированный врач, так как нужно учитывать их особенности взаимодействия с другими препаратами и возможные побочные явления.

Укрепление организма и нервной системы ребенка — важный аспект ухода за ребенком. Для профилактики развития в будущем разнообразных психических расстройств, следует во время обратить внимание на проблему, если она имеется. В случае наличия серьезных симптомов, нужно обязательно обратиться за помощью, так как они могут указывать на серьезную патологию, которая требует правильного лечения.

Нервная система у ребенка, в особенности младше 5 лет, еще слишком слабая. Поэтому не стоит удивляться, если малыш начинает капризничать без видимой на то причины, вздрагивать от появления любого источника шума, у него трясется подбородок. Причем успокоить его оказывается очень нелегко. С чем может быть связана подобная реакция? Как лечить и укрепить нервную систему ребенка?


У детей и взрослых особенности нервной и сердечно-сосудистой системы совершенно разные. Регуляция нервных путей до 3-5 лет еще незрелая, слабая и несовершенна, но является анатомо-физиологической особенностью его организма, объясняющей, почему им быстро надоедает даже любимое занятие, игра, им крайне сложно усидеть на одном месте во время одних и тех же монотонных занятий. Так отличается нервно-психическое развитие детей.

Примерно с 6 месяцев ребенок уже становится личностью, до того дети в основном еще отождествляют себя с мамой. Общаясь с малышом и воспитывая его, родители обязаны учитывать особенности и тип нервной системы маленького человека и, конечно же, анатомо-физиологические особенности своего ребенка.

Дети-сангвиники всегда находятся в движении, они полны сил и энергии, веселые и без труда переключаются с любого занятия, которым в данный момент занимались на другое. Флегматики отличаются работоспособностью и спокойствием, однако они чересчур медлительны. Холерики энергичны, но им сложно себя контролировать. Также их непросто успокоить. Меланхоличные дети – застенчивые и скромные, обижаются даже на малейшую критику со стороны.

Развитие нервной системы у детей разного возраста

Нервная система ребенка всегда начинает свое развитие еще задолго до его рождения. Еще на 5 месяце его внутриутробной жизни происходит ее укрепление вследствие обволакивания нервного волокна миелином (другое название — миелинизация).

Миелинизация нервных волокон разных отделов мозга происходит в разные периоды в закономерном порядке и служит показателем начала функционирования нервного волокна. В момент рождения миелинизация волокон еще не является законченной, ведь не все разделы мозга могут еще полноценно функционировать. Постепенно процесс развития происходит абсолютно в каждом отделе, благодаря чему устанавливаются связи между разными центрами. Подобным образом идет формирование и регуляция детского интеллекта. Малыш начинает распознавать окружающие его лица и предметы, понимает их назначение, хотя незрелость системы все еще хорошо заметна. Миелинезация волокон системы полушарий считается законченной еще на 8 месяце внутриутробного развития плода, после чего она в течение многих лет происходит в отдельных волокнах.

Потому не только миелинизация нервных волокон, но и регуляция и процесс развития психического состояния и анатомо-физиологические особенности ребенка и его нервной системы проходят в процессе его жизнедеятельности.

Заболевания

Врачи утверждают, что нельзя назвать ни одного детского заболевания с отсутствием физиологических особенностей и изменений в работе сердца либо ЦНС. Подобное утверждение в особенности касается детей до 5 лет, и чем ребенок младше, тем своеобразнее проявление реакций со стороны сосудов и ЦНС.

К подобным реакциям относятся нарушения дыхания и кровообращения, амимия лицевых мышц, кожный зуд, трясется подбородок, другие физиологические симптомы, свидетельствующие о поражении мозговых тканей. Заболевания ЦНС бывают самые разные, и каждая отличается своими признаками. Лечить ее незрелость, соответственно, их тоже нужно по-разному. И помните: заниматься самолечением ни в коем случае нельзя!

  • Полиомиелит – возникает под действием фильтрующего вируса, который попадает в организм перорально. Среди источников заражения выступают сточные воды и продукты питания, среди которых и молоко. Антибиотиками лечить полиомиелит не получится, они на него не действуют. Данному заболеванию свойственна повышенная температура тела, разнообразное наличие признаков интоксикации и различных вегетативных расстройств — зуда, дермографизма кожного покрова и повышенной потливости. Прежде всего, данный вирус негативно влияет на кровообращение и дыхание.
  • Менингококковый менингит, возбудителем которого выступает менингококк, обычно встречается у детей младше 1 года – 2 лет. Вирус является неустойчивым и поэтому обычно во внешней среде под воздействием различных факторов довольно быстро погибает. В организм возбудитель попадает через носоглотку и крайне быстро распространяется на весь организм. С началом заболевания происходит резкий скачок температуры, появляются геморрагические высыпания, вызывающие зуд кожи, который не удается успокоить.
  • Гнойный вторичный менингит – встречается наиболее часто у детей младше 5 лет. Развивается данное заболевание после среднего гнойного отита стремительно, с резким подъемом температуры тела больного, беспокойством у детей, головной болью, возможен зуд. Опасно оно вероятностью проникновения вируса в оболочки головного мозга.
  • Острый серозный лимфоцитарный менингит отличается мгновенным развитием своих симптомов. Температура тела буквально за минуты поднимается до показателей в 39-40 градусов. Больной ощущает сильную головную боль, которую не удается успокоить даже таблетками, возникает рвота и кратковременная потеря сознания ребенка. Но внутренние органы болезнь не затрагивает.
  • Острый энцефалит – появляется у ребенка в случае развития соответствующей инфекции. Вирус оказывает негативное влияние на стенки сосудов, вызывая нарушения в работе сердца и другие физиологические нарушения. Заболевание протекает достаточно тяжело. Одновременно у больного поднимается температура тела, наблюдается потеря сознания, появляется рвота, кожный зуд, а также судороги, бред и другие симптомы психического характера.
Читайте также:  Очень нервная и раздражительная при беременности

Любое подозрение на какое-либо из вышеописанных заболеваний — повод срочно вызвать врача, предварительно успокоив ребенка.

Поражение системы до рождения и после

Такой ребенок легко возбудим, часто беспричинно плачет, когда нервничает, у него трясется подбородок, иногда мучает кожный зуд, наблюдается косоглазие, запрокидывание головы, тонус мышц и другие физиологические симптомы психического расстройства. Во время истерик ребенка практически невозможно успокоить.

Укрепляем нервы

Существует целый комплекс способов укрепления. Он представляет собой долгий, но достаточно эффективный процесс, направленный и на успокоение малыша, и на общее улучшение его эмоционального, психического и нервного состояния. И прежде всего старайтесь окружать ребенка спокойными и уравновешенными людьми, готовыми моментально прийти ему на помощь.

Первое, с чего следует начать – учиться контролировать и регулировать детские эмоции и его анатомо-физиологическое и нервное состояние. Есть целый ряд упражнений, которые развивают мышцы ребенка и успокаивают его. К примеру, младенцу помогает катание на мяче. Желательно, чтобы во время выполнения упражнений рядом с малышом находились оба родителя. Именно совместные действия родителей придают их малышу уверенности в своих силах, в дальнейшем лишь положительно скажется на определении его места в обществе.

Следующий пункт комплекса – массаж с использованием различных масел, препятствующих зуду кожи. Сеанс массажа допустимо проводить лишь высококвалифицированным специалистом,хорошо знакомым со способами влияния на анатомо-психологическое состояние и физиологические процессы в организме человека. Благотворное влияние на детскую психику оказывает тихая и спокойная музыка, в особенности произведения Моцарта. Продолжительность одного подобного сеанса массажа должна составлять около 30 минут. В зависимости от психического состояния, нервной и сосудистой системой, ребенку назначают в разных случаях от 10 до 15 сеансов массажа. Оценка его психического состояния ставится доктором индивидуально.

Правильное питание

Правильное питание детей, особенно младше 5 лет, — один из основных способов укрепления нервной и сосудистой систем ребенка. Важно исключить из рациона малыша сладкие и газированные напитки, ароматизаторы и красители, полуфабрикаты, чье качество зачастую оставляет желать лучшего. Зато обязательно употребление яиц, жирных сортов рыбы, сливочного масла, овсянки, фасоли, ягод, молочных и кисломолочных продуктов, нежирной говядины.

Укреплению нервной, сосудистой и других систем и нормальному анатомо-физиологическому и психическому состоянию организма очень способствует прием витаминов. Особенно витаминизация актуальна в сезон простудных заболеваний, когда физиологические силы организма находятся на пределе. От недостатка витаминов в организме ухудшается память, настроение, общее состояние организма. Именно поэтому настолько важна регуляция количества витаминов и минералов в организме.

К примеру, дефицит кальция негативно отражается на общем состоянии. У ребенка наблюдается гиперреактивность, возможны нервные тики, судороги, кожный зуд.

Физическая активность

Регуляция работы сердечно-сосудистой и нервной системы, миелинизация нервных волокон связаны с физическими упражнениями. Они приводят организм в тонус и способствуют улучшению настроения, общего и анатомо-физиологического развития головного мозга, чем существенно уменьшают риск развития различных недугов нервной и сердечно-сосудистой систем. Лучше всего подходят плавание и йога — детям старшего возраста.

Еще с детства нам твердили о важности соблюдения режима дня — и не напрасно. Режим крайне важен детям. Позаботьтесь о полноценном сне ребенка, который оказывает значительное влияние на нервную и сердечно-сосудистую систему. Ложиться спать и просыпаться надо ежедневно в одно и то же время. Также насыщению организма кислородом, необходимым в анатомо-физиологическом развитии, способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Каждый родитель должен осознавать, что нервно-психическое развитие ребенка во многом зависит от него.

Читайте также:
Adblock
detector