Детский церебральный паралич причины возникновения

Многие родители с нетерпением ожидают появления малыша. Но не всегда он рождается здоровым. Под воздействием разных факторов нарушается его развитие и ребенок появляется на свет с разными патологиями. Детский церебральный паралич (ДЦП) включает в себя комплекс разных симптомов. Его отличительная черта — это двигательные нарушения разной степени выраженности.

Общая характеристика

Болезнь была описана еще в XIX веке британским врачом Литтлом. Он полагал, что развитию патологии способствует неправильное течение родов и сильная гипоксия плода. Чуть позже Зигмунд Фрейд выдвинул гипотезу, что проблема кроется в повреждении структур головного мозга. По его мнению, это происходит в период внутриутробного развития. Версию Фрейда подтвердили исследования, которые были проведены в 1980 году.

Иногда ДЦП путают с детским параличом, который возникает после полиомиелита, но это далеко не одно и то же. В основе ДЦП всегда лежат двигательные нарушения, проявляющиеся по-разному:

  • в напряжении;
  • спастических сокращениях;
  • непроизвольных движениях;
  • ограничении подвижности;
  • нарушениях походки.

Помимо этого, наблюдаются проблемы со зрением, слухом, речью. Часто ДЦП сопровождается отклонениями в умственном развитии и эпилепсией. При тяжелых формах возможны проблемы с мочеиспусканием, приемом пищи.

Отсутствие прогрессирования — вот что значит ДЦП. Все повреждения в головном мозге носят точечный характер. С возрастом симптомы проявляются ярче, но течение болезни остается все тем же.

Причины появления

Нельзя однозначно определить, по какой причине возникает ДЦП. В группу риска входят недоношенные дети — среди них заболевание встречается намного чаще, чем среди тех, кто рожден в срок. Почти половина случаев приходится на преждевременные роды.

Внутриутробные повреждения ЦНС — еще одна причина, почему появляется ДЦП. Вызвать их и негативно повлиять на плод может ряд проблем, перенесенных женщиной во время беременности:

  • инфекции (токсоплазмоз, сифилис, герпес и другие);
  • соматические болезни матери (сахарный диабет, гипотиреоз и т. д. );
  • травмы.

Детский церебральный паралич у детей может развиться и из-за гипоксии. При кислородном голодании в первую очередь страдают участки мозга, которые отвечают за обеспечение двигательных рефлекторных механизмов и равновесие. При их повреждении возникают полные или частичные параличи, гипо- или гипертонусы.

К факторам риска относят любые проблемы в родах. Это и узкий таз, и неправильное положение плода, стремительные или затяжные роды и т. д. Раньше был распространен миф, что ДЦП возникает из-за родовых травм. На самом деле это единичные случаи. Чаще всего причина кроется в нарушениях внутриутробного развития. По статистике, у мальчиков болезнь встречается чаще чем у девочек.

Основная классификация

Вид ДЦП напрямую зависит от тяжести поражения головного мозга. Самая легкая форма — это спастическая диплегия. Она же самая распространенная. При ней поражаются двигательные центры, что приводит к парезам ног.

Если повреждено только одно полушарие, то врачи говорят о гемиплегической форме ДЦП. Для этого диагноза характерны парезы руки и ноги, затрагивающие противоположную сторону. Например, если повреждено левое полушарие, то страдает правая рука и нога.

При затрагивании подкорковых структур появляется гиперкинетическая форма. Она сопровождается непроизвольными движениями, усиливающимися при усталости или волнении ребенка.

Атонически-астатическая форма появляется из-за поражений в области мозжечка. Для нее характерна мышечная атония, проблемы с координацией и статикой.

Самая тяжелая форма ДЦП — двойная гемиплегия. При ней нарушается работа всего головного мозга. Последствия такого тотального поражения проявляются полной мышечной ригидностью. Больной ребенок не может двигаться, сидеть, перемещаться и даже удерживать голову.

Характерные симптомы

Первый характерный симптом ДЦП — нарушение формирования двигательных навыков. Малыш не переворачивается, не ползает, не держит голову и даже не пытается хватать игрушку руками. Он не может осознанно управлять своим телом. Косвенно на проблемы может указывать то, что если младенца поставить на ножки, то он будет опираться на носки, а не на всю стопу.

Часто болезнь сопровождается парезами — частичными параличами. Они могут захватывать одну или обе конечности, из-за нарушения двигательной активности мышц возникают проблемы с произношением. Иногда парезы затрагивают гортань и глотку, что приводит к дисфагии — таким детям требуется особое питание.

При детском церебральном параличе обычно появляются нарушения мышечного тонуса. Мышцы могут быть либо чрезмерно напряжены (гипертонус) либо расслаблены (гипотонус). Физическое развитие пораженных конечностей будет отставать от условно здоровых — ноги и руки будут тонкими, короткими. Все это приводит к нарушениям скелета:

  • сколиозу;
  • деформациям грудной клетки;
  • контрактурам суставов.

Появление деформации в скелете приводит к развитию болевого синдрома. Чаще всего он локализуется в области плеч, груди и стоп.

Гиперкинезы при ДЦП выражаются в том, что больной ребенок совершает непроизвольные движения — внезапно поворачивает голову, делает кивки, гримасничает и многое другое. Все это осуществляется без контроля со стороны сознания. При атонически-астатической форме появляются раскоординация движений, неустойчивость походки, тремор, падения с положения стоя.

Вторичные признаки

Признаки ДЦП заключаются не только в двигательных нарушениях. При этом заболевании у большого количества пациентов наблюдаются проблемы со зрением — косоглазие, низкая острота зрения и т. п. В некоторых случаях появляется глухота или тугоухость.

Из-за ограниченной подвижности возникают функциональные расстройства ЖКТ, эндокринной и мочеполовой систем. В тяжелых случаях наблюдаются поражения органов дыхания.

Со стороны психического развития тоже есть отклонения. Они выражаются в разной степени умственной отсталости, задержке психического развития, нарушениях восприятия и поведенческих проблемах. Однако последние исследования показали, что у 35% больных нормальный интеллект, а у 30% — лишь легкая степень интеллектуальных нарушений. Это означает, что такие дети вполне способны к обучению.

Для ДЦП характерно речевое нарушение — дизартрия. Она бывает нескольких форм. Самая тяжелая — анартрия. Для нее характерна полная неспособность к речевой деятельности. Согласно исследованиям Мастюковой Е. М., у большинства детей с церебральным параличом отмечается задержка речевого развития — поздно появляется гуление и лепет, голосовая активность слабая и низкая. Медленно накапливается активный словарь, затрудняется формирование фраз и предложений.

Из-за нарушения двигательной активности мышц звуки произносятся искаженно или полностью отсутствуют. При псевдобульбарной дизартрии наблюдается тонус речевой мускулатуры. Язык и губы напряжены. Помимо проблем со звукопроизношением, наблюдаются трудности с дыханием и голосообразованием.

При мозжечковой дизартрии возможны толчкообразный темп речи, асинхронность дыхания, фонации и артикуляции. К концу фразы голос затихает.

Для детей с ДЦП характерны нарушения звукового анализа слов. Им сложно выделить звуки на слух, повторять слоги. Медленно происходит накопление лексики, с трудом формируются:

  • абстрактные понятия;
  • восприятие форм и размеров;
  • пространственно-временные представления;
  • построение предложений.
Читайте также:  Список заболевания нервной системы

Больные дети с трудом осваивают чтение и письмо. Часто они страдают дисграфией и дислексией. Им тяжело дается связывание звука и образа буквы. В процессе чтения маленькие пациенты могут переставлять их местами, путать строчки, на письме часто наблюдается зеркальное отображение букв.

Способы диагностики

Пока не разработано специальных методик определения ДЦП. Обычно предположительный диагноз педиатр ставит при визуальном осмотре. Поводами для подозрений на заболевание служит низкий балл по шкале Апгар после рождения, отсутствие контакта с матерью и отставание в психофизическом развитии.

Насторожить может аномальная двигательная активность и нарушения мышечного тонуса. Для уточнения диагноза педиатр рекомендует обратиться к неврологу.

Чтобы назначить эффективное лечение ДЦП, необходимо провести дифференциальную диагностику, позволяющую отличить паралич других болезней. Для этого назначают электронографию, электроэнцефалографию, электромиографию. Все это позволяет отделить ДЦП от наследственных болезней, например. синдрома Луи-Бар и других.

МРТ головного мозга позволяет определить органические изменения и пороки развития. Для полной диагностики может потребоваться консультация разных специалистов — офтальмолога, психиатра, логопеда, ортопеда и других.

Терапия при ДЦП

Как такового лечения ДЦП не существует. Оно применяется эпизодически и направлено на купирование тех или иных симптомов. При сочетании с эпилепсией врач назначает антиконвульсанты, при гипертонусе — антиспастические препараты. При развитии болевого синдрома целесообразно использовать спазмолитические и обезболивающие лекарства. В случае необходимости назначаются антидепрессанты, ноотропы, транквилизаторы и т. п.

Иногда необходимо прибегнуть к хирургическому лечению, направленному на избавление от суставных контрактур, что может расширить границы двигательной активности. Для снижения деформации скелета хирурги удлиняют конечности, пересаживают сухожилия и т.д.

Большую роль в лечении играет физиотерапия. Электрофорез, водолечение и грязевые компрессы помогают снизить мышечное напряжение. Оксигенобаротерапия (воздушная среда с повышенным содержанием кислорода) позволяет активизировать регенеративные и дезинтоксикационные процессы в организме. Ванны с теплой водой можно делать в домашних условиях. В качестве добавок используют травы, эфирные масла и другие компоненты. Они позволяют снижать гиперкинезы и спастику.

К спорным методам лечения относят анималтерапию. Для нее используют разных животных — дельфинов, лошадей, собак. Адаптивная верховая езда позволяет ребенку почувствовать движения лошади, и он непроизвольно пытается повторить их. Насыщенные тактильные ощущения дают хорошую стимуляцию головного мозга, а общение с животными — положительные эмоции. Во время сеанса инструктор дает разные задания, разговаривает с ребенком, тем самым способствуя его развитию.

Для исправления нарушений речи требуется помощь логопеда. Специалист для снятия тонуса речевой мускулатуры использует специальный массаж руками либо специальными металлическими зондами. Помимо этого, проводится артикуляционная гимнастика и упражнения для развития речи.

Реабилитация больного

ДЦП относится к категории неизлечимых патологий, но при сопутствующей реабилитации можно снизить проявление многих симптомов. Проведение разных мероприятий значительно улучшает жизнь ребенка, поэтому лечить его нужно начинать сразу после уточнения диагноза.

Грамотная программа реабилитации направлена на снижение вероятности деформации скелета, невралгического дефицита. Ребенка учат навыкам самообслуживания и адаптируют к жизни в обществе.

Благоприятное время для развития познавательных процессов — до восьми лет. В этот период реабилитация должна проходить по максимуму. Программа всегда разрабатывается индивидуально. Помимо тяжести формы ДЦП, она учитывает сопутствующие нарушения. Тяжелее всего реабилитации поддаются лица с сочетанным дефектом: нарушения зрения и интеллекта, слуха и интеллекта и т. п. Аккуратнее всего обращаются с детьми, которые страдают эпилепсией, так как стимулирующая терапия может вызывать припадки.

Очень важны ежедневные ЛФК и массаж, подобранные индивидуально для каждого ребенка и усложняющиеся по мере улучшения состояния. Родителям целесообразно самим обучиться основным навыкам, обратившись к профессионалам, и контролировать четкость и регулярность проведения процедур. В специальных лечебных центрах есть разные приспособления и тренажеры.

Хорошо помогают и пневмокомбинезоны. Они фиксируют суставы и растягивают мышцы. Некоторые модели способствуют выработке правильного двигательного стереотипа и снижению спастики мышц. Эти приспособления стимулируют нервную систему ребенка, и он начинает осваивать новое.

При необходимости ортопеды советуют технические средства реабилитации — ходунки, протезы, вставки в обувь, коляски и т. п. Все это позволяет компенсировать двигательные нарушения и снизить негативные воздействия деформации скелета. Важно подбирать средства индивидуально и правильно использовать.

Социальная помощь

Важная часть реабилитации больного — адаптация к жизни в обществе. Для успешности этого мероприятия родители должны прикладывать максимум сил, стараясь привить ребенку все навыки самообслуживания и не демонстрируя своей жалости к больному сыну или дочери. При необходимости можно обратиться за помощью к психологу.

Для хорошей социальной адаптации нужны специализированные садики и школы. Они включают в себя создание специальной среды для развития. Грамотные педагоги и медицинские работники помогают детям справляться с проблемой. Но у такого подхода есть один серьезный недостаток: больные дети привыкают общаться в ограниченном кругу друзей и в итоге оказываются отвергнутыми здоровым обществом.

Для снижения этой проблемы в последние годы начали вводить инклюзивное образование, при котором дети с ОВЗ могут обучаться в обычных общеобразовательных учреждениях. Это позволяет им контактировать со здоровыми детьми и стать частью социума.

ДЦП (детский церебральный паралич) – это название целой группы неврологических нарушений, которые возникают в результате поражения структур мозга у ребенка во время беременности и в первые недели жизни. Обязательным клиническим компонентом являются двигательные нарушения, кроме которых зачастую имеются речевые и умственные расстройства, эпилептические припадки и нарушения эмоционально-волевой сферы. ДЦП не имеет прогрессирующего характера, однако его симптомы часто остаются с человеком на всю жизнь и становятся причиной инвалидности. Из этой статьи Вы узнаете о причинах, клинических проявлениях и методах лечения ДЦП.

При детском церебральном параличе всегда имеется структурно-морфологическое поражение головного мозга, то есть четкая анатомическая основа клинических симптомов. Такая зона возникает в результате действия какого-либо причинного фактора и не распространяется на другие отделы мозга (поэтом в случае с ДЦП и говорят о непрогрессирующем характере течения). Поскольку за каждой зоной головного мозга закреплена определенная функция, то при ДЦП эта функция утрачивается.

Несмотря на современные достижения в области медицины, распространенность ДЦП продолжает оставаться высокой и составляет 1,5-5,9 на 1000 новорожденных детей. Частота ДЦП среди мальчиков несколько выше, чем среди девочек. Соотношение составляет 1,33:1.

Причины ДЦП

В основе любого случая ДЦП лежит патология нейронов, когда у них имеются структурные нарушения, не совместимые с нормальным функционированием.

Читайте также:  У подростка нервный тик

ДЦП может быть вызвано действием неблагоприятных факторов в самые различные периоды формирования головного мозга — с самого первого дня беременности, в течение всех 38-40 недель беременности и первых недель жизни, когда мозг ребенка очень раним. По статистике в 80% случаев причина подействовала во внутриутробном периоде и в родах, остальные 20% приходятся на период после родов.

Так что же может вызвать ДЦП? Наиболее частыми причинами являются:

  • нарушение развития структур головного мозга (в результате передающихся из поколения в поколениегенетических нарушений, спонтанных мутаций генов);
  • нехватка кислорода (гипоксия головного мозга): острая (асфиксия в родах, преждевременная отслойка плаценты, стремительные роды, обвитие пуповиной) или хроническая (недостаточный кровоток в сосудах плаценты из-за фетоплацентарной недостаточности);
  • перенесенные внутриутробно и в первые месяцы жизни инфекционные заболевания (внутриутробные инфекции, особенно группа ТОРЧ (TORCH), менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты, арахноидиты);
  • токсическое воздействие на ребенка (алкоголь, курение, наркотики, сильнодействующие лекарственные средства, профессиональные вредности, радиация);
  • механические травмы (внутричерепная травма в родах);
  • несовместимость матери и плода по различным причинам (резус-конфликт, конфликт по группе крови с развитием гемолитической болезни);
  • хронические заболевания матери (сахарный диабет, бронхиальная астма, пороки сердца).

Особый риск имеют дети, родившиеся недоношенными. Среди них распространенность ДЦП значительно выше по сравнению с доношенными детьми. Также риск выше у детей с массой тела при рождении меньше 2000 г., у детей от многоплодной беременности (двойни, тройни).

Ни одна из выше перечисленных причин не является ею как таковой на 100%. Это означает, что, к примеру, наличие сахарного диабета у беременной или перенесенный грипп не обязательно приведут к развитию у ребенка ДЦП. Риск рождения ребенка с ДЦП в таком случае выше, чем у здоровой женщины, но не более того. Конечно, комбинация из нескольких факторов значительно увеличивает риск патологии. В каждом индивидуальном случае с ДЦП редко можно уловить наличие лишь одной весомой причины, чаще в анамнезе обнаруживается несколько факторов.

Исходя из изложенных основных причин ДЦП, рекомендуется следующая профилактика этого состояния: планирование беременности с санацией хронических очагов инфекции, грамотное ведение беременности с тщательным и своевременным обследованием, а при необходимости и лечением, индивидуальная тактика проведения родов. Перечисленные факторы — наиболее эффективные меры профилактики ДЦП.

Симптомы

Симптомы ДЦП являются, в основном, двигательными нарушениями. Причем вид подобных нарушений и выраженность разнятся в зависимости от возраста ребенка. В связи с этим принято выделять следующие стадии заболевания:

  • раннюю – до 5 месяцев жизни;
  • начальную резидуальную – с 6 месяцев и до 3 лет;
  • позднюю резидуальную – после 3-х лет.

В раннюю стадию диагноз редко выставляется, потому что как таковых двигательных навыков в этом возрасте очень мало. Но, тем не менее, существуют определенные признаки, которые могут быть первыми симптомами:

  • задержка двигательного развития: существуют средние сроки появления определенных навыков (способность удерживать головку, переворачиваться с живота на спину, целенаправленно тянуться за игрушкой, сидеть, ползать, ходить). Отсутствие этих навыков в соответствующий временной промежуток должно настораживать врача;
  • у детей существуют безусловные рефлексы, которые угасают к определенному возрасту. Существование этих рефлексов после достижения такого возраста – признак патологии. Например, хватательный рефлекс (надавливание на ладонь ребенка пальцем вызывает захват этого пальца, сжимание ладони) в норме после 4-5 месяцев не встречается. Если он все же выявляется – это повод к более тщательному обследованию;
  • нарушение мышечного тонуса: повышенный или пониженный тонус может определить невропатолог при осмотре. Результатом изменения мышечного тонуса могут быть избыточные, бесцельные, внезапные или медленные, червеобразные движения в конечностях;
  • преимущественное использование одной конечности для осуществления действий. Например, в норме ребенок тянется к игрушке двумя руками с одинаковым рвением. Причем это не зависит от того, будет ребенок правшой или левшой в будущем. Если же он постоянно пользуется только одной рукой, это должно настораживать.

Детей, у которых при плановом осмотре у врача были выявлены какие-либо даже незначительные нарушения, необходимо осматривать каждые 2-3 недели. При повторных осмотрах обращают внимание на динамичность выявленных изменений (сохраняются ли нарушения, нарастают или уменьшаются), все ли двигательные навыки формируются с задержкой, или задержка одного из них была вариантом индивидуального развития.

Большая часть симптомов ДЦП появляется в начальный резидуальный период, то есть после полугода жизни. К таким симптомам относятся нарушения движений и мышечного тонуса, речи, умственного развития, слуха и зрения, глотания, мочеиспускания и дефекации, формирование контрактур и скелетных деформаций, судороги. То, какие именно симптомы будут выходить на первый план, зависит от клинической формы заболевания. Давайте ознакомимся с существующими клиническими формами ДЦП.

Всего выделяют 4 формы:

  • спастическая (спастическая диплегия, спастическая тетраплегия (двойная гемиплегия), гемиплегия);
  • дискинетическая (гиперкинетическая);
  • атаксическая (атонически-астатическая);
  • смешанная.

Это наиболее часто встречающаяся форма. Основными признаками являются нарушение мышечной силы и тонуса в конечностях. В зависимости от количества вовлеченных конечностей подразделяется на несколько подтипов.

Спастическая диплегия (болезнь Литтла) – характеризуется поражением всех четырех конечностей, с наибольшей выраженностью процесса в ногах, психическими, умственными и речевыми расстройствами. Наиболее четко симптомы заявляют о себе к концу первого года жизни. Мышечный тонус повышен во всех конечностях, но больше в ногах (преимущественно в сгибателях рук и разгибателях ног). Это приводит к ограничению движений, к формированию вынужденного положения конечностей. При попытке встать ноги не упираются всей стопой о поверхность, а становятся на носки, иногда перекрещиваются. Постоянное мышечное напряжение со временем приводит к формированию контрактур, вследствие чего суставы изменяют свою конфигурацию. Это еще больше затрудняет произвольные движения. Пяточное сухожилие укорачивается, стопы деформируются.

Сухожильные рефлексы повышаются, выявляются патологические стопные и кистевые признаки (Бабинского, Гордона, Жуковского и другие).

Возможно появление непроизвольных движений (гиперкинезов) в конечностях, причем чаще они развиваются в мышцах лица и рук. Иногда это вызывает негативную реакцию окружающих, потому что, например, гиперкинезы в области лица могут выглядеть как гримасничанье, поддразнивание. Гиперкинезы усиливаются при волнении, уменьшаются во сне.

Нарушения речи выражаются в смазанности, нечеткости, логопедических дефектах. Причем с возрастом без соответствующего лечения это не проходит.

Умственные и психические проблемы проявляются нарушением концентрации внимания, плохой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Обычно умственные нарушения не ярко выражены. Поэтому при хорошем функционировании верхних конечностей такие люди вполне адаптируются в социуме, приобретают профессию и обслуживают себя.

Читайте также:  Изжога может быть изжога на нервной почве

Спастическая тетраплегия или двойная гемиплегия характеризуется равномерным поражением всех четырех конечностей или более выраженным нарушением движений в руках. Это наиболее тяжелая форма ДЦП, потому что, как правило, сопровождается выраженными умственными, психическими, речевыми расстройствами, судорожным синдромом. Умственные нарушения достигают степени олигофрении, речь может вообще иметь вид нечленораздельного мычания. Наряду с этим наблюдаются нарушение зрения из-за атрофии зрительных нервов (что нельзя скорригировать ношением очков или линз), косоглазие, нарушение слуха. Симптомы при этой форме заболевания заметны уже в первые месяцы жизни. Сухожильные рефлексы очень высокие, выявляется множество патологических признаков со стоп и кистей. Такие дети не умеют сидеть и тем более ходить. Выраженные двигательные нарушения приводят к раннему формированию контрактур многих суставов, деформации позвоночника. Больные требуют постоянного, пожизненного постороннего ухода.

Гемиплегия означает наличие у больного мышечной слабости с одной стороны – левой или правой. То есть парез захватывает одноименные руку и ногу, причем часто в руке он более выражен, чем в ноге. Дети с такой формой учатся сидеть и ходить, овладевают навыками самообслуживания, но значительно позже своих сверстников. С самого рождения заметно отставание пораженных конечностей от здоровых. Когда ребенок уже ходит, в глаза бросается характерная поза – пораженная рука согнута и прижата к телу (рука просящего), а нога выпрямлена и не сгибается при передвижении. Кроме двигательных нарушений при гемиплегии обнаруживают судорожные приступы, умеренные или незначительные умственные нарушения. Если судорожные припадки возникают часто, они могут стать причиной значительного снижения интеллекта.

Характеризуется наличием непроизвольных движений – гиперкинезов. Обычно эти симптомы появляются уже после года. Движения могут быть самыми разнообразными: червеобразные движения в пальцах рук, махи и имитация бросков руками, скручивание туловища вокруг своей оси, гримасничанье. Непроизвольное сокращение мышц гортани может приводить к появлению неконтролируемых звуков и выкриков. При эмоциональном перенапряжении гиперкинезы усиливаются, в состоянии покоя и сна исчезают.

Гиперкинезы сопровождаются снижением мышечного тонуса. Периодически возникают эпизоды внезапного повышения тонуса, у детей первых месяцев жизни это называется дистоническими атаками.

Наблюдается задержка формирования двигательных навыков: удержание головы, переворачивание, сидение, ползание, ходьба становятся возможными позже, чем у сверстников. Тем не менее, такие дети со временем овладевают навыками самообслуживания и не нуждаются в посторонней помощи.

При дискинетической форме может нарушаться речь. Обычно слова произносятся медленно, не совсем внятно, с нарушением артикуляции.

Интеллект практически не страдает.

Эта форма возникает при преимущественном поражении связей мозжечка или лобных долей. С самого рождения мышечный тонус снижен. Все двигательные навыки формируются со значительным опозданием. Нарушаются координация и точность движений. Походка шатающаяся, попытки взять что-либо заканчиваются промахиванием и мимопопаданием. Возможно дрожание в конечностях. Иногда при этой форме возникают гиперкинезы. Умственные способности могут не нарушаться, а могут достигать различной степени олигофрении.

Эта форма диагностируется при наличии симптомов, характерных для двух и более клинических форм (описанных выше).

Лечение

Лечение ДЦП – процесс сложный и очень длительный. Эффект зависит от тяжести поражения нервной системы (клинической формы заболевания), срока диагностики заболевания, комплексности методов лечения, упорства и настойчивости родителей больного ребенка.

При ДЦП основная роль отводится немедикаментозным методам лечения, которые основываются на установлении мышечного стереотипа, правильной позы путем стимуляции оставшихся сохранными нервных структур головного мозга.

Среди всех методов лечения следует отметить следующие:

О методах массажа, особенностях его использования при ДЦП Вы можете узнать из одноименной статьи.

Лечебная гимнастика применяется как самостоятельно, так и в сочетании с Войт- и Бобат-терапией. Комплексы ЛФК разрабатываются индивидуально, направлены на снятие напряжения мышц, обучение координации и поддержание равновесия, устранение мышечной слабости. Условием для достижения эффекта является регулярность и систематичность занятий.

Войт- и Бобат-терапия – это тоже виды лечебной гимнастики. У истоков этих методик лежит стимуляция движений на основе имеющихся врожденных рефлексов. То есть обучение новым двигательным навыкам происходит благодаря тем рефлексам, которые есть у данного больного. Цель терапии – максимально приблизить двигательную активность больного к норме, сформировать двигательный стереотип пусть даже на основе патологических рефлексов.

Занятия с логопедом и психологом позволяют скорригировать общение с окружающими, социально адаптировать ребенка, расширить сферу его жизни.

Из медикаментозных средств основное внимание уделяется использованию препаратов, снижающих мышечный тонус, — Баклофен, Мидокалм, Сирдалуд. С этой же целью используют инъекции ботулотоксина (Ботокс, Диспорт) в мышцы.

Возможно применение препаратов, улучшающих метаболизм головного мозга и его кровообращение, но некоторые медики относятся скептически к подобным мерам, не видя результатов такого лечения.

Оперативная ортопедическая помощь заключается в устранении деформаций конечностей и суставов с целью облегчения передвижения и самообслуживания. Например, пластика ахиллового сухожилия способствует правильному опорному положению стопы.

Особую роль в лечении ДЦП играет использование вспомогательных приспособлений (технических средств реабилитации), которые не только максимально облегчают жизнь больному, но и осуществляют тренировку мышц. К таким средствам относят кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы (устройство для придания телу вертикального положения), кресла-сиденья для ванны, кресла-туалеты, специальные велосипеды и тренажеры для больных ДЦП, ортезы, туторы для придания правильного положения суставам и многое другое.

Большинство методов применяется как в специальных медицинских учреждениях для больных с ДЦП, так и дома. Благоприятное влияние оказывает санаторно-курортное лечение. Специальные санатории, ориентированные на больных с ДЦП, оснащены большим количеством необходимых приспособлений и позволяют осуществлять комплексное воздействие на патологический процесс. Комбинация физиотерапевтических методик с массажем, ЛФК, водными процедурами оказывает ощутимый лечебный эффект.

Из нетрадиционных методов лечения у больных с ДЦП используют анималотерапию – лечение с помощью животных. Чаще для этой цели применяют лошадей и дельфинов.

Эффективность лечения стволовыми клетками при ДЦП в настоящее время не доказана.

Детский церебральный паралич – комплекс различных неврологических симптомов, во главе которых стоят двигательные расстройства. Может сопровождаться умственными и речевыми нарушениями. Может протекать очень тяжело, но это не всегда приговор. Комплексное применение различных методик лечения способствует формированию двигательных навыков, приспособлению больного к существованию в обществе, обеспечивает возможность обучения и приобретения профессиональных навыков, а значит, делает жизнь полноценной.

Читайте также:
Adblock
detector