Детский церебральный паралич неврология

Глава 20. Детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич – термин, объединяющий группу непрогрессирующих заболеваний головного мозга, возникших вследствие недоразвития или повреждения структур мозга в антенатальный, интранатальньгй и ранний постнатальный периоды, характеризующихся двигательными расстройствами, нарушениями позы, речи, психики.

Частота детского церебрального паралича составляет 1,7—3,3 на 1000 детского населения и 1,7—5,9 на 1000 родов.

Этиология и патогенез. Факторы, детерминирующие структурно-функциональные изменения в мозге, в 80 % случаев действуют в процессе внутриутробного развития плода, в 20 % – постнатально. Среди патогенных факторов, повреждающих мозг внутриутробно, ведущая роль принадлежит инфекциям (грипп, краснуха, токсоплазмоз), соматическим и эндогенным заболеваниям матери (врожденные пороки сердца, хронические заболевания легких, сахарный диабет, гипо– и гипертиреоз и др.), иммунологической несовместимости крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам), профессиональным вредностям, алкоголизму. Из факторов, вызывающих поражение мозга в процессе родов, основное значение имеют родовая травма, асфиксия в родах, в раннем послеродовом периоде – энцефалиты.

Изменения в нервной системе связаны с гипоксией и метаболическими расстройствами, оказывающими прямое и опосредованное (через продукты нарушенного метаболизма) влияние на развитие и функцию мозга.

Патоморфология. Многообразие вредных факторов и различные периоды их действия определяют вариабельность степени выраженности структурных дефектов мозга. У 30 % детей с церебральным параличом обнаруживаются аномалии мозга – микрополигирия, пахигирия, порэнцефалия, агенезия мозолистого тела, являющиеся результатом поражения мозга в ранней стадии онтогенеза. При микроскопическом исследовании определяются пролиферация глии и дегенерация нейронов. В ряде случаев обнаруживаются грубые очаговые дефекты – атрофический лобарный склероз, атрофии клеток базальных ганглиев и зрительного бугра, гипофиза, мозжечка. Атрофический лобарный склероз проявляется массивной локализованной атрофией лобной доли, недоразвитием коры головного мозга, среднего мозга. Поражение базальных ганглиев и зрительного бугра характеризуется разрастанием миелиновых волокон с кольцеобразным расположением их вокруг сосудов. Обычно эти изменения происходят при ядерной желтухе. В мозжечке обнаруживаются недостаточная миелинизация проводящих путей, изменение нейронов.

Классификация. В зависимости от особенностей двигательных, психических и речевых расстройств выделяются пять форм: 1) спастическая диплегия; 2) двойная гемиплегия; 3) гиперкинетическая форма; 4) атонически-астатическая форма; 5) гемиплегическая, или гемипаралитическая, форма.

Различают три стадии течения заболевания: 1) раннюю; 2) начальную хронически-резидуальную; 3) конечную резидуальную. В конечной стадии определяют I степень, при которой дети овладевают навыками самообслуживания, и II степень – некурабельную, с глубоким нарушением психики и моторики.

Клинические проявления. Спастическая диплегия (болезнь Литтла). Наиболее распространенная форма детского церебрального паралича. Характерными особенностями являются спастическая тетраплегия (диплегия) или тетрапарез с преимущественной локализацией в ногах, психические и речевые расстройства. Наиболее отчетливо спастическая диплегия проявляется к концу первого года жизни. У детей задерживается формирование статических и локомоторных функций, выпрямляющих рефлексов туловища. Мышечный тонус значительно повышен во всех конечностях. Особенно выражено повышение тонуса в сгибательных группах мышц рук, а также разгибательных и приводящих мышцах ног. Вследствие повышения мышечного тонуса ограничиваются активные движения ребенка, возникает вынужденное положение конечностей. В положении лежа руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, ноги вытянуты, разогнуты в тазобедренных и голеностопных суставах, приведены друг к другу, иногда перекрещены. При попытке поставить ребенка на ноги он упирается на носки, а ноги при этом перекрещиваются. Движения в проксимальных группах мышц затруднены, а в дистальных сохранены. Повышение мышечного тонуса с возрастом способствует возникновению тугоподвижности, контрактур в крупных суставах. Постоянное напряжение пяточного (ахиллова) сухожилия и усиленная опора на носки приводят к грубым деформациям стоп.

Сухожильные и надкостничные рефлексы на руках и особенно ногах повышены, вызываются с расширенной рефлексогенной зоны. Возможны клонусы стоп, коленных чашечек, патологические сгибательные (Россолимо, Менделя – Бехтерева, Жуковского) и разгибательные (Бабинского, Оппенгейма, Шеффера, Гордона) рефлексы. Спастическая диплегия сочетается с гиперкинезами главным образом атетоидного и хореоатетоидного типа, синкинезиями. Гиперкинезы в руках и мимической мускулатуре лица преобладают над гиперкинезами в ногах. Атетоидный гиперкинез доминирует в пальцах, кистях, мышцах лица, хореический – в проксимальных отделах конечностей. Гиперкинезы усиливаются при волнении и ослабевают во сне, в состоянии покоя. Степень выраженности гиперкинезов прямо коррелирует с тяжестью поражения нервной системы.

Развитие речи у детей со спастической диплегией задерживается. Речевые расстройства проявляются дизартрией, алалией. Гиперкинезы артикуляционной и дыхательной мускулатуры делают речь смазанной, толчкообразной. Интеллект в большинстве случаев снижен. Дети с трудом концентрируют внимание на занятиях, быстро истощаются, отвлекаются. Как правило, не могут самостоятельно организовать игру, не владеют собой. Память снижена. Судорожные пароксизмы при спастической диплегии встречаются реже, чем при других формах детского церебрального паралича.

В первые месяцы жизни чаще возникают генерализованные пароксизмы, затем характер их варьирует. Наличие судорог ухудшает прогноз.

Двойная гемиплегия. Наиболее тяжелая форма детского церебрального паралича. Характерными особенностями являются спастическая тетраплегия или тетрапарез с преимущественной локализацией в руках и неравномерным поражением сторон, выраженные психические и речевые расстройства. Заболевание проявляется в первые месяцы жизни. В положении ребенка на спине обращает на себя внимание ограничение его активности. Вследствие высокого мышечного тонуса в конечностях руки согнуты в локтевых суставах, приведены к туловищу, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах или, наоборот, разогнуты. Статические и локомоторные функции у детей с двойной гемиплегией не формируются. Они не овладевают навыками сидения, самостоятельной ходьбы. Тяжелые двигательные расстройства сочетаются с ранними контрактурами суставов, костными деформациями.

Сухожильные рефлексы очень высокие. Выявляются патологические кистевые и стопные рефлексы. Часто выражен симптомокомплекс псевдобульбарного паралича, что обусловливает затруднение приема пищи, нарушение функций артикуляционного аппарата.

Речевые расстройства при двойной гемиплегии проявляются задержкой речевого развития, малым словарным запасом, псевдобульбарными дизартриями. Речь обычно смазанная, гнусавая, плохо понятная, нередко отмечается неправильное произношение звуков. Изменен темп речи. Слова и звуки произносятся либо чрезмерно громко, быстро, либо слабо, медленно.

Интеллект значительно снижен. Мышление замедленно, инертно, память ослаблена. Часто наблюдаются расторможенность, эйфория, апатико-абулические нарушения, отмечаются судорожные припадки. Как и при спастической диплегии, они влияют на прогноз заболевания.

Гиперкинетическая форма. Характерны непроизвольные атетоидные движения, нарушение мышечного тонуса, речевые расстройства. Непроизвольные насильственные движения в тяжелых случаях появляются в грудном возрасте, но у большинства детей при умеренном поражении нервной системы гиперкинезы возникают в конце 1-го – начале 2-го года жизни. Гиперкинезы локализуются в дистальных отделах конечностей, мимической мускулатуре лица, мышцах туловища, шеи. При тяжелых формах непроизвольные движения медленны, наблюдаются главным образом в кистях и стопах, при относительно легких развиваются быстро, внезапно, охватывают мышцы шеи, плеч, туловища, типа торсионного спазма. Эмоциональные переживания усиливают движения, а физиологический покой, спокойная обстановка ослабляют непроизвольные движения.

Читайте также:  Общее количество пар черепно мозговых нервов

Мышечный тонус в течение первого года жизни периодически меняется. Типичны быстрые полярные изменения его за короткий период (перемежающиеся спазмы, дистония). У детей 1-го месяца жизни наблюдается мышечная гипотония. Со 2-го месяца жизни отмечаются дистонические атаки, во время которых происходит внезапное повышение мышечного тонуса. сменяющееся снижением. Сухожильные рефлексы нормальны или повышены. Речевые расстройства проявляются задержкой формирования речи, нарушением артикуляции, темпа речи. Как правило, речь при гиперкинетической форме детского церебрального паралича замедленная, монотонная, невнятная, иногда представляет набор трудноразличимых звуков. Интеллект может страдать незначительно. Судорожные пароксизмы редки.

Атонически-астатическая форма. Характерными особенностями являются мозжечковые расстройства. С рождения наблюдается генерализованная мышечная гипотония. Задерживается формирование статических и локомоторных функций. Дети со значительным опозданием по сравнению с физиологической нормой начинают садиться, стоять, ходить. В вертикальном положении вследствие мышечной гипотонии наблюдается переразгибание в коленных суставах. Сухожильные и периостальные рефлексы могут быть сохранными, что отличает данную форму от спинальных амиотрофий. Нарушения координации и статики движений становятся заметными при развитии произвольных движений. Типичны интенционный тремор, дисметрия, атаксия. Интеллект страдает незначительно. В ряде случаев у детей с атонически-астатической формой имеются умеренные гиперкинезы и признаки пирамидной недостаточности.

Гемиплегическая форма. Характерными особенностями являются односторонний парез руки и ноги по центральному типу, преимущественно выраженный в руке, судорожные пароксизмы, психические и речевые расстройства. В тяжелых случаях гемиплегическая форма диагностируется с рождения. Признаки двигательной недостаточности пораженных конечностей обнаруживаются по ограничению объема спонтанных активных движений. Гемипарез в конечностях сочетается с поражением по центральному типу VII и XII пар черепных нервов. Мышечный тонус в первые 2—3 мес. жизни снижен. Повышение мышечного тонуса происходит медленно. Выраженным оно становится к 1—1,5 годам жизни, когда ребенок начинает ходить. Увеличение мышечного тонуса в сгибателях руки и разгибателях ноги определяет классическую позу Вернике – Манна.

Сухожильные и периостальные рефлексы обычно высокие с обеих сторон, но на стороне поражения выше. На стороне гемипареза выявляются также патологические кистевые и стопные рефлексы. Редко наблюдаются чувствительные нарушения по проводниковому типу. Речевые расстройства проявляются псевдобульбарной дизартрией. Интеллект и память, как правило, снижены. Внимание неустойчиво, дети быстро истощаются. Психическая активность снижена. Судороги обычно генерализованные, реже парциальные, встречаются в 40—50 % случаев. Они влияют на психическое развитие и прогноз болезни.

Диагностика и дифференциальный диагноз. Диагноз детского церебрального паралича ставится на основании семейного анамнеза и данных клинического осмотра. В первые месяцы жизни детский церебральный паралич может быть заподозрен при отсутствии либо задержке основных безусловных рефлексов, позднее – при появлении мезэнцефальных позотонических установочных рефлексов, асимметрии мышечного тонуса, отклонении его от физиологической нормы (мышечная гипотония или умеренная гипертония), ограничении объема спонтанных движений, асимметрии в движениях, треморе пальцев, атетоидных гиперкинезах. Эти признаки и отягощенный анамнез беременности (инфекции, интоксикации, резус-конфликт матери и плода) являются факторами риска развития детского церебрального паралича, что служит основанием для наблюдения за ребенком. Окончательный диагноз формируется после года, когда двигательные, речевые и психические нарушения становятся отчетливыми.

Дифференцировать детский церебральный паралич следует от наследственных заболеваний, хромосомных синдромов, опухолей нервной системы, нейроинфекций. При дифференциальной диагностике необходимо учитывать данные генеалогического анамнеза, сведения о течении беременности, возраст больных, клиническую симптоматику (характер двигательных расстройств и изменений мышечного тонуса), эффективность терапии, особенности течения.

Большинство форм наследственно-дегенеративных заболеваний отличается отягощенным семейным анамнезом (наличие в семье родственников, страдающих аналогичным заболеванием), полисистемным поражением нервной системы и внутренних органов, прогредиентным течением. У больных с хромосомными синдромами характерный внешний вид, имеются множественные пороки развития. Опухоли головного мозга, как правило, сочетаются с общемозговой и очаговой симптоматикой, течение их прогрессирующее.

Течение и прогноз. Течение детских церебральных параличей обычно регредиентное, с постепенным улучшением. Исключением являются случаи с судорогами. Прогноз определяется степенью поражения мозга. При детском церебральном параличе, возникшем вследствие действия повреждающего фактора в ранние сроки беременности, имеются более глубокие нарушения в нервной системе и прогноз серьезен.

Лечение. Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, этапным, длительным. Раннее лечение детского церебрального паралича предусматривает своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций позы, ротации, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка. Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.

Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, массаж, занятия с логопедом, медикаментозную терапию, а в случае необходимости хирургическое лечение контрактур. (При болезни Литтла в отдельных случаях возникают показания для операции на корешках конского хвоста.)

Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости. Улучшение психического развития детей достигается назначением глутаминовой кислоты, церебролизина, аминалона, пиридитола (энцефабола). Стимулируют и улучшают обмен веществ также витамин В12, пирогенал.

Детский церебральный паралич — что это такое

ДЦП (расшифровывается как детский церебральный паралич) – это непрогрессирующее поражение ЦНС, недоразвитие головного мозга, проявляющееся различными двигательными нарушениями, интеллектуальными расстройствами, эпилепсией, проблемами с равновесием.

Согласно данным мировой статистки церебральный паралич встречает с частотой от 1,7 до 7 случаев на 1000 детей в возрасте от рождения до одного года. В Российской Федерации по разным сведениям этот показатель составляет от 2,5 до 6 случаев на 1000 детей. Около 50% больных появились на свет с ДЦП в результате преждевременных родов.

Классификация детского церебрального паралича

В неврологии с учетом локализации пораженного участка головного мозга выделяют пять видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия. Самая распространенная форма, встречает в 40-80% от общего числа случаев. Болезнь развивается из-за поражения двигательных центров, в результате чего возникают парезы (больше выражены в нижних конечностях).
  • Гемипаретическая форма ДЦП. Формируется из-за поражения двигательных центров только одного полушария. Проявляется парезом ноги или руки со стороны, противоположной распространению патологического процесса.
  • Гиперкинеичсекая форма (25% случаев). Обусловлена повреждением подкорковых структур. Среди ее признаков – непроизвольные движения (гиперкинезы), которые усиливаются, если ребенок устал или нервничает.
  • Атонически-астатическая форма (10%). Возникает при нарушениях в области мозжечка. Характеризуется нарушением координации, статики, а также мышечной атонией.
  • Двойная гемиплегия. Самая тяжелая форма ДЦП у детей. Является следствием полного поражения обеих полушарий мозга, приводящего к мышечной ригидности. Больные не могут сидеть, стоять и даже самостоятельно держать голову.
Читайте также:  Нервные срывы во время беременности

В клинической практике встречаются и смешанные варианты детского церебрального паралича, для которых характерны симптомы сразу нескольких форм болезни. Так, очень часто спастическая диплегия сочетается с гиперкинетической формой.

Почему рождаются дети с ДЦП – причины

Согласно современным научным данным ДЦП возникает из-за патологического воздействия повреждающих факторов на центральную нервную систему ребенка. В результате неправильно формируются либо полностью разрушаются отдельные участки мозга. Действовать эти факторы могут в перинатальном периоде (до появления ребенка на свет) или в первые четыре недели его жизни после родов. Самый опасный провокатор заболевания – гипоксия.

При ее развитии страдают участки мозга, отвечающие за обеспечение двигательно-рефлекторных механизмов и поддержание равновесия. Тогда наблюдаются типичные для ДЦП параличи, парезы, расстройства мышечного тонуса, непроизвольные двигательные акты.

В период внутриутробного развития на состоянии плода могут отразиться следующие патологические состояния:

  • инфекционные заболевания (краснуха, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис);
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • токсикоз;
  • нефропатия;
  • угроза прерывания беременности;
  • резус конфликт матери и плода;
  • перенесенные женщиной в период беременности физические травмы;
  • соматические заболевания беременной (гипотиреоз, сахарный диабет, приобретенные/врожденные пороки сердца, гипертония).

Факторы риска развития детского церебрального паралича

Риск рождения ребенка с ДЦП повышается при:

  • стремительных родах;
  • тазовом предлежании плода;
  • узком тазу матери;
  • крупном плоде;
  • затяжных родах;
  • интенсивной родовой деятельности;
  • продолжительном безводном периоде, предшествующем родам;
  • дискоординированной родовой деятельности.

В единичных случаях причиной ДЦП у детей является родовая травма.

В послеродовый период риск развития церебрального паралича у новорожденных увеличивается при:

  • гемолитической болезни ребенка (происходит токсическое поражение головного мозга по причине иммунологического конфликта матери и плода, несовместимости групп крови);
  • асфиксии (может быть обусловлена патологиями, имевшими место во время беременности, пороками развития легких, аспирацией околоплодных вод).

Симптомы ДЦП

Детский церебральный паралич проявляется разными симптомами. Клиническая картина всегда зависит от глубины и локализации поражения структур мозга. В первые дни жизни крохи могут наблюдаться следующие признаки:

  • застывание в одной позе;
  • непроизвольные движения (например, частое кивание головой);
  • асимметрия тела (одна ручка может быть сильно напряжена, а вторая неподвижна и расслаблена);
  • разная длина/толщина конечностей;
  • судороги;
  • беспокойный сон;
  • вялое сосание груди.

Примерно в 3 месяца симптомы ДЦП становятся более выраженными. Среди них:

  • задержка в формировании двигательных навыков;
  • неумение держать голову, переворачиваться;
  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • неспособность осознанно двигать конечностями;
  • неумение удерживать игрушки.

Если ребенка с ДЦП поставить на ножки, он сразу встает на цыпочки, а не на полную стопу.

Недостаточная иннервация речевого аппарата при болезни ДЦП обуславливает нарушения произносительной стороны речи. Парезы при параличе могут быть только с одной стороны или охватывать все конечности. Если наблюдается слабость мышц гортани и глотки, у пациента возникают проблемы с глотанием. Со временем диагностируется отставание паретичных конечностей в физическом развитии — они становятся тоньше и короче здоровых. Формируются типичные для детского церебрального паралича скелетные деформации (искривление грудной клетки, сколиоз).

В некоторых случаях детский церебральный паралич протекает с ограничением пассивных движений в суставах паретичных конечностей, что еще больше усугубляет имеющиеся двигательные нарушения. Деформации скелета и расстройства моторики при заболевании приводят к появлению хронических болей в шее, плечах, ступнях и спине. Среди прочих симптомов ДЦП у детей:

  • функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта;
  • косоглазие;
  • непроизвольные двигательные атаки (кивки и повороты головы, гримасы на лице, подергивания, вычурные движения и позы);
  • недержание мочи;
  • расстройства дыхательной функции;
  • эпилепсия (у 20-40% больных);
  • проблемы со зрением (60% пациентов);
  • полная глухота или тугоухость;
  • эндокринные патологии (у половины детей диагностируются ожирение, задержка роста, гипотиреоз и пр.).

Детский церебральный паралич нередко сопровождается олигофренией (степени могут быть разными), расстройствами восприятия, задержкой психического развития, нарушением способности к обучению. У 35% больных детей уровень интеллекта нормальный, у 33% отмечаются незначительные отклонения в умственном развитии.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Диагностика детского церебрального паралича

На сегодняшний день не существует специальных диагностических критериев ДЦП, но некоторые симптомы сразу обращают на себя внимание врача. Среди них:

  • низкий бал по шкале Апгар (выставляется сразу после рождения ребенка);
  • нарушение тонуса мышц;
  • ненормальная двигательная активность;
  • отставание ребенка в психофизическом развитии;
  • отсутствие контакта с близкими родственниками, матерью.

При выявлении данных признаков ребенка направляют на консультацию к детскому неврологу.

В ходе диагностики ДЦП могут использоваться различные электрофизические методы обследования:

  • электромиография;
  • электроэнцефалография;
  • исследование вызванных потенциалов;
  • электронейрография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция.

Данные процедуры позволяют дифференцировать детский церебральный паралич от наследственных неврологических патологий, проявляющихся на первом году жизни, — синдрома Луи-Бара, врожденной миопатии, атаксии Фредрейха и других.

МРТ головного мозга и нейросонография направлены на выявление:

  • сопутствующих ДЦП органических изменений (атрофия зрительного нерва, очаги кровоизлияний, ишемия);
  • пороков развития головного мозга (врожденная гидроцефалия, микроцефалия).

Во время обследования маленького пациента может потребоваться помощь детского офтальмолога, эпилептолога, детского отоларинголога, психиатра, логопеда, детского ортопеда. Если нужно отличить детский церебральный паралич от различных обменных и наследственных нарушений, используются:

  • биохимические анализы;
  • генетические исследования.

Лечение ДЦП

Отвечая на вопрос, лечится ДЦП или нет, нужно сказать, что все зависит от формы болезни и выраженности ее симптомов. В не самых сложных случаях, если приложить максимум усилий, родители могут научить ребенка полностью себя обслуживать и вести обычный образ жизни. Однако нередки ситуации, когда пациенты с диагнозом ДЦП практически не покидают собственного дома (специального лечебного учреждения) и полностью зависят от своих родных или обслуживающего медперсонала.

Своевременно начатые реабилитационные мероприятия позволяют развить у больного интеллектуальные, моторные и речевые навыки. Доказано, что наиболее активное развитие познавательных процессов и головного мозга, приобретение базовых и интеллектуальных умений происходит в возрасте до восьми лет. Поэтому с момента постановки диагноза и до восьми лет нужно особенно интенсивно заниматься реабилитацией.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная восстановительная программа. При ее составлении врач учитывает не только тяжесть и степень поражения головного мозга, но и наличие:

  • расстройства интеллекта;
  • эпилепсии;
  • нарушений зрения, слуха;
  • индивидуальных проблем.

Сложнее всего заниматься с детьми, у которых ДЦП сочетается с нарушениями интеллекта и познавательной деятельности (в том числе из-за глухоты или слепоты). При их реабилитации используются специальные методики, которые помогают врачу контактировать с ребенком. При лечении ДЦП с симптомами эпилепсии обычно проводится стимулирующая терапия, которая вызывает различные осложнения.

Читайте также:  5 пара черепно-мозговых нервов

Массаж и ЛФК составляют основу реабилитационного лечения при ДЦП. Очень важно, чтобы они проводились каждый день. Поэтому родителям детей с церебральным параличом рекомендуется овладеть навыками проведения лечебной физкультуры и массажа. Тогда ни смогут самостоятельно заниматься с ребенком в периоды между запланированными курсами профессиональной реабилитации.

Для максимально эффективных занятий ЛФК и проведения сеансов механотерапии используются специальные аппараты и приспособления, имеющиеся в реабилитационных центрах. Среди последних разработок, помогающих улучшить состояние здоровья детей, — костюмы, которые уменьшают спастику мышц и обеспечивают выработку правильного двигательного стереотипа, а также пневмокомбинизоны, которые надежно фиксируют суставы и растягивают мышцы. Названные реабилитационные средства помогают задействовать большое количество компенсаторных механизмов нервной системы, что позволяет ребенку освоить новые, недоступные для него ранее, движения.

Относятся к реабилитационным мероприятиям и технические средства – вставки в обувь, ортодезы, ходунки, костыли, инвалидные коляски. Они компенсируют имеющиеся у пациента двигательные нарушения, деформации скелета и укорочения конечностей. Важно, чтобы ребенок был обучен использованию данных средств.

Больные с дизартрией в обязательном порядке занимаются с логопедом-дефектологом для устранения нарушений речи.

Лечение ДЦП с помощью лекарственных препаратов

Медикаментозное лечение детского церебрального паралича направлено на устранение неприятных симптомов или их купирование. Также оно позволяет предотвратить возникновение осложнений.

  • Если ДЦП протекает параллельно с эпилепсией, используются антиконвульсанты (препараты противосудорожного действия).
  • Если повышен мышечный тонус, назначаются антиспастические средства.
  • Если наблюдается хронический болевой синдром, применяются спазмолитики и обезболивающие лекарства.

Также в медикаментозную терапию детского церебрального паралича могут входить:

  • метаболические препараты (АТФ, аминокислоты, глицин);
  • антидепрессанты;
  • прозерин;
  • нейролептики;
  • транквилизаторы;
  • ноотропы;
  • сосудистые препараты.

Хирургическое лечение ДЦП

Хирургическое лечение детского церебрального паралича проводится при спастических формах заболевания, реже – при спастико-атактической и спастико-гиперкинетической. Чаще подвергаются операционному воздействию нижние, а не верхние конечности.

Задачи, которые ставит перед собой хирург, занимающийся лечением ребенка с ДЦП:

  • Улучшение сенсомоторной афферентации.
  • Повышение статики и функциональной активности путем изменения положения суставов (вывихи, подвывихи, контрактуры).
  • Косметическая коррекция.
  • Профилактика возникновения вторичных осложнений ДЦП.
  • Облегчение ухода за больными с тяжелой формой заболевания.

Показания к операции могут быть:

  • Абсолютными:
    — вывих тазобедренного сустава;
    — угроза вывиха тазобедренного сустава.
  • Относительными:
    — коррекция фиксированных деформаций и контрактур, не поддающихся длительному консервативному лечению.

Селективная спинальная ризотомия

Суть операции состоит в выборочном иссечении гиперактивных нервов, находящихся у основания позвоночного столба. В результате снижается количество импульсов, которые достигают мышцы через нервы. Ризотомия позволяет снизить выраженность болевых ощущений в одной или сразу в обеих конечностях.

К потенциальным побочным эффектам данного вида хирургического лечения относятся:

  • онемение рук/ног;
  • потеря чувствительности;
  • дискомфорт в той области, где были иссечены нервы.

На портале DocDoc представлены лучшие центры хирургии, в которых оказывают квалифицированную помощь по самым сложным вопросам.

Ортопедическая хирургия при ДЦП

Ортопедическая хирургия используется при жесткости мышц в настолько тяжелой форме, что пациент вообще не может передвигаться из-за боли. Метод позволяет улучшить вид походки, сделать ее максимально приближенной к вертикальной.

Во время вмешательства врач удаляет сухожилия и мышцы, которые укорочены непропорционально. Сложность вызывает тот факт, что выявить именно те мышцы, которые нарушают походку, удается не всегда, ведь за движения человека отвечают более тридцати крупных мышц.

Поэтому до проведения лечения выполняется комплексный анализ, в котором задействуются специальные камеры. Они регистрируют активность больного. Установленные на тело силовые пластины определяют, где и когда ноги касаются земли, а записывающая техника регистрирует мышечную активность. Полученные с помощью такого анализа данные дают возможность грамотно идентифицировать проблемы с мышцами и понять, какие именно из них нужно удалить во время операции.

Стимуляция спинного мозга при детском церебральном параличе

Операция предусматривает введение электродов, осуществляющих селективную стимуляцию нервов, которые расположены у самого основания спинного мозга. Это позволяет подавить либо уменьшить их нервную деятельность. Метод используется только в том случае, если другие хирургические и консервативные методики не обеспечили положительной динамики в плане снижения выраженности болевых ощущений и расслабления мышц.

Физиотерапия при ДЦП

ЛФК и массаж при детском церебральном параличе рекомендуется сочетать с физиотерапевтическими методами. Особенно хорошо зарекомендовали себя:

  • электрическая стимуляция мышц и нервов;
  • оксигенобаротерапия;
  • грязелечение;
  • лекарственный электрофорез;
  • водолечение;
  • тепловые процедуры.

Также могут использоваться кислородные, хвойные, йодобромные, радоновые и скипидарные ванны. Теплая вода снижает выраженность гиперкинезов и мышечный тонус, за счет чего самочувствие больного на время улучшается.

Новым способом лечения ДЦП является анималотерапия, которая предусматривает контакт ребенка с животными. Отличных результатов помогают добиться:

  • дельфинотерапия;
  • иппотерапия (контакт с лошадями).

Опасность ДЦП

Прогноз при детском церебральном параличе зависит от формы болезни, беспрерывности, интенсивности и своевременности проводимой реабилитации. В отдельных случаях патология приводит к глубокой инвалидности. Однако нередки ситуации, когда ребенок при помощи родителей и врачей практически полностью компенсирует имеющиеся у него нарушения и в будущем ведет обычный образ жизни, работает, создает семью.

Профилактика ДЦП

Профилактика детского церебрального паралича в пренатальном периоде (во время беременности) предусматривает исключение внутриутробного страдания плода и грамотную организацию родов. Также внимание уделяется:

  • контролю веса ребенка (при рождении крупного плода высок риск получения родовых травм);
  • профилактике резус-конфликта;
  • выявлению и грамотному лечению хронических и острых заболеваний;
  • приему витаминов;
  • рациональному питанию;
  • прогулкам на свежем воздухе;
  • предупреждению преждевременных родов;
  • соблюдению показаний к кесареву сечению.

Профилактика ДЦП после родов предусматривает:

  • выкладывание новорожденного на животик;
  • отказ от тугого пеленания;
  • правильную организацию сна младенца (матрас должен быть жестким, подушку класть в детскую кроватку не нужно).

Если есть подозрение на родовую травму, важно:

  • не укладывать ребенка спать на спине (предпочтительнее на боку или на животе);
  • приучить ребенка спать на животе;
  • три-четыре раза в день подкладывать под поясницу ребенка на пять минут небольшой валик (позволяет сформировать правильный изгиб позвоночника);
  • ежедневно делать массаж всего тела;
  • учить ребенка плавать в ванне;
  • каждый день гулять с новорожденным на свежем воздухе.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Читайте также:
Adblock
detector