Чем отличается от хорея ямб

Ямб, конечно, отличается от хорея, поскольку это два разных стихотворных размера. Если в двусложной стихотворной строке, написанной ямбом, ударным является каждый второй слог, более длинный при произношении, а первый, короткий, является безударным, то в хорее все в точности до наоборот.

Приведу пример ямба, который широко использовал в стихосложении А.С. Пушкин:

Хорей — это двусложный стихотворный размер, в котором ударным является первый слог слова, а второй — безударным. В античном стихосложении это проявлялось в долготе слогов: первый долгий, а второй короткий.

Хорей используется во многих русских народных песнях.

Ямб и хорей — это двусложные, или двудольные стихотворные размеры. Главное их отличие в том, как падает ударение. Хорей — это размер с ударением на первом слоге, то есть, в стихотворении ударными являются нечетные (первый, третий, пятый)слоги. Если же ударение падает на четные (второй, четвертый, шестой)слоги, значит, стихотворение написано ямбом. Для наглядности можно обозначить ударный слог знаком «+», а безударный слог знаком «–». Вертикальная черта (/) будет отделять каждую пару ударных и безударных слогов. Вот так будет выглядеть стихотворение, написанное ямбом:

А вот такая схема получится для стихотворения, написанного хореем:

Для нас кажутся странными сетования великого Пушкина по поводу того, что Онегин не мог никак отличить ямб от хорея, несмотря на все старания его друзей. В XIX веке, видимо, в высшем обществе трудно было найти человека, который бы не различал такие простые стихотворные размеры и совсем не писал стихов, хотя бы в молодости. У всякой великосветской дамы, да и не только великосветской, был альбом, в который поклонники её красоты писали разного качества и свойства стихи, сочинённые экспромтом, потому что каждый из них обязательно изучал в лицее, гимназии или в университете секреты поэтики.

Сейчас дамам необязательно писать стихи. Зачем тогда знать ямбы и хореи, отличать их друг от друга и ещё от трех других стихотворных размеров?

Есть ряд причин, по которым полезно знать стихотворные размеры.

Первая — такая же, как и во времена Пушкина: понравиться даме сердца или просто соблазнить. Можно и кавалеру пару строк набросать. Вдруг поможет?

Третья — если у вас есть дети, рано или поздно они на уроках литературы будут изучать стихотворные размеры, в классе 5−6-м, или даже раньше. Может, чего не поймут. Естественно, обратятся к вам. И вы им выложите всё, что узнали из этой статьи.

Четвёртая — вдруг у вас талант, а вы и не знаете об этом. Неужели так и умрёт гениальный поэт для всего человечества?

Пятая — можно заработать, если начать писать стихотворные тексты для песен. Если вы слушаете попсу, то уже заметили, что делать это не так и сложно, — главное, знать стихотворные размеры, которые и создают ритм.

Ну, а теперь перейдём непосредственно к стихотворным размерам. Основных размеров всего пять: два двусложных и три трёхсложных. Двусложные состоят из двух слогов, трёхсложные — из трёх.

Более простые — двусложные. Это, как в строчке Пушкина, ямб и хорей. Отличаются они друг от друга тем, что ударение в этих размерах падает на разные слоги: у одного — на четные, у другого — на нечётные.

Если ударение падает на чётные слоги, то это ЯМБ. Вспомним школьные стихотворения.

МорОз и сОлнце. ДЕнь чудЕсный.
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный.

Для большей схематичности можно заменить безударный слог знаком -, а ударный +. Вертикальная черта (/) будет отделять каждую пару ударных и безударных слогов. Вот как будут выглядеть приведённые выше строки.
-+/-+/-+/-+/-
-+/-+/-+/-+/-
Получается, что это стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

В ХОРЕЕ наоборот — ударение падает на нечётные слоги. Опять Пушкин.

БУря мглОю нЕбо крОет, + — / + — / + — / + —
ВИхри снЕжные крутЯ… + — / + — / — — /+

Этот пример показывает всю гениальность поэта, который даже размером способен изобразить бурю.

Существует ещё множество разновидностей этих двух простых размеров: хориямб, хромой ямб или холиямб, ямбо-хорей или антиспаст. Но это неспециалисту уже знать необязательно.

Проголосовали 209 человек

171
13
23
1
1

Войти через социальные сети:

Надежда Лимонникова, спасибо за такой доступный ликбез в области литературы! Хотя Ваши доводы мне показались несколько неубедительными, но я-то, как филолог, не могу отрицать нужности классификации стихов по размерам. Не думаете ли Вы, что стоило бы дать определение стопе? Ведь несведущему человеку понять значение этого термина сложнее, чем, скажем, термина «двусложный размер». А ещё я прибавила бы в противоположность песенному спокойствию ямба несколько слов о лёгкости и игривости хорея, а также для пущей упорядоченности упомянула бы в связи с греческими сатирическими ямбами о происхождении этого термина от имени мифической девушки Ямбы, которая рассмешила такими стишками горюющую Деметру.

Алина Кудрявцева, эта статья была написана так давно. Мы с удовольствием почитаем Ваш более подробный материал на эту тему.

Есть ряд причин, по которым полезно знать стихотворные размеры..
ну чтож.. рассмотрим Ваши причины и насколько они весомые..

Первая – если для признания в любви и/или комплимента и/или знака внимания, то там не будут смотреть на проффесионализм и будут рады даже просто «рифмоплётству», если красиво будет звучать, теоретические познания в стихотворных размерах не обязательны, так же как иногда люди, не знающие нот, могут сочинить приятную на слух композицию

Вторая – думаю всем в компании будет глубоко фиолетово на то, что Вы разбираетесь в размерах стихотворных, скорее они сочтут Вас занудой, ну только если это не компания литераторов, это аналогично если строитель в компании скажет: «ой, кран за окном, кстати, а знаете как называется небольшой кран внутри завода».. звучит нелепо.. аналогично и со стихотворными размерами.. только в среде любителей этого дела, это может оказаться «фишечкой», в остальных случаях пользы от этого мало, как бы не навредить..

Читайте также:  Можно ли умереть от нервов

Третья – на том уровне, в котором это надо в школе, можно разобраться с этим за минут 10, а то и меньше, ибо сами когда-то в школе учились, да и просто за жизнь образованнее и мудрее стали, нам многие вещи понять проще чем детям.. надо будет помочь ребёнку — быстро прогляжу учебник (на крайняк в интернет или словарик загляну, если учебника нету, хотя раз ребёнок в школе это изучает, то скорее всего будет учебник) разберусь и поясню своими словами, чтобы ему было легче

Четвёртая – от того что я поизучаю стихотворные размеры во мне проснётся талант? смешно.. если есть задатки таланта, то можно просто попробовать «рифмоплётничество» и если будет получаться, то тогда есть смысл поучить теорию, а так.. с таким же успехом можно сказать о любой области, мол может мне выучить то-то, а вдруг у меня к тому задатки, может поизучать, например стили живописи, какие есть приёмы, пофиг что я сантехник и тд.. можно кучу примеров придумать из головы..

Пятая – тут скорее опять же — надо иметь хоть немного влечение к этому, если есть влечение, тогда можно и поизучать, а просто, «на всякий случай» забивать себе этим голову нет смысла, к тому же, если послушать современную попсу, то там не то что качество самого смысла хромает, то там и размеры не соблюдаются, а иногда даже рифма отсутствует..

Но это неспециалисту уже знать необязательно.
то же можно сказать и про основные стихотворные размеры, если я услекаюсь техникой, люблю читать прозу (и то не всякую) и абсолютно не заинтересован в стихах, то мне изучать это не имеет смысла, это для меня не обязательно, конкретно про Ваши доводы/призывы я высказался выше

Все, что вы хотели знать о хорее (а также ямбе, дактиле, амфибрахии и анапесте), но боялись спросить

Нижеследующее — это попытка максимально просто описать, что такое стихотворный размер и какие основные размеры бывают. Многое из этого я написал раньше в комментариях, но потом (почему-то) подумал, что это может быть интересно еще кому-то.

Скорее всего, те кому это было интересно — и так все прекрасно знают. Однако, как говорили Энрико Ферми и Стивен Вайнберг, никогда не следует недооценивать удовольствие, которое мы получаем, услышав что-нибудь нам уже известное.

Дисклеймер: я не филолог и даже не поэт, так что этот пост — от любителя для любителей. Если кто-то из профессионалов или более продвинутых любителей исправит или дополнит — буду благодарен.

Сначала несколько элементарных вещей, упоминаю их просто для дальнейшего контекста.

У каждого слова есть определенное количество слогов, равное количеству гласных звуков. Внутри каждого слова есть ударение. Есть простые слова с одним ударением (оборОна), а есть сложные слова с несколькими ударениями (оборОноспосОбность). Сложных слов с несколькими ударениями мало, и в стихах они встречаются редко.

Что со всем этим делают писатели?

Ничего. Они составляют слова в предложения, редко заботясь о том, сколько слогов будет в каждом слове и где будут стоять ударения в словах. Поэтому у прозы никакого выраженного ритма нет. Просто монотонный накат волн на берег, музыкальный шум. Ценность прозы не в ритме, а в содержании. Бывают исключения, но они в нашем рассмотрении сейчас не важны.

А что с этим делают поэты?

1) Для них кроме смысла важен и так называемый “ритм” или “размер”. Можно считать эти слова синонимами. Ритм/размер – это просто периодичность ударений в тексте. А именно, количество слогов между ударениями. (Строго говоря, есть разные системы стихосложения. Здесь идет речь только о наиболее популярной в русском и многих других языках силлабо–тонической системе, от греческих слов «слог» и «ударение», которая и основана на такой периодичности.)

Можно представлять, что период – это колебание маятника или метронома в одну сторону (в физике это называется полупериодом, но это неважно, мы будем называть это периодом). Каждое колебание – это одно ударение или один стук. Период – это время между ударениями, или “единица стиха”, т.е. ударный слог + безударные слоги следующие за ним до следующего ударного слога.

Когда поэты собирают слова в строки, они следят за тем, сколько слогов у этих слов и на какие слога падают ударения. Они собирают слова в цепочки как в детских конструкторах, чтобы при такой стыковке у ударений в словах была периодичность, как у колебаний маятника. Другими словами, чтобы между ударениями в строке было фиксированное количество безударных слогов.

Для чего это делается – вполне понятно. Как и периоды/ритмы в музыке, ритм в стихотворении воздействует на человека на эмоциональном уровне (собственно, стихосложение и родилось из песен). Добавляет еще одно измерение к идее и содержанию стихотворения, дополнительные краски и чувства. К сожалению, многие начинающие поэты считают, что наличие ритма и рифмы – это единственные требования к стихам, но это уже другая история.

2) Периоды в стихах, как правило, бывают из двух, трех и четырех слогов. Период из двух слогов – значит есть ударный слог, потом безударный, потом снова ударный и т.д. Т.е. у нас повторяются два слога, в которых один слог будет ударным. Период из трех слогов – значит есть ударный слог, потом два безударных, потом снова ударный и т.д. Т.е. у нас повторяются три слога, в которых один слог будет ударным. Аналогично будет и с периодом из четырех слогов. Периоды из пяти и более слогов используются редко.

Читайте также:  Неврологический стационар на опалихинской

В одном периоде только одно ударение. Оно может приходиться на разные слоги в периоде, однако в рамках одного стихотворения ударение будет всегда на определенный слог в периоде: только на первый слог, или только на второй и т.д. Так делается для того, чтобы между ударениями было одинаковое расстояние. Ниже в пункте 4 эти периоды расписаны более подробно.

В стихосложении вместо “физического” слова период используется свое слово “стопа”. Это просто синоним слова период, ничего более. Ниже я буду употреблять “период” и “стопа” как синонимы. Любопытно, что одним из создателей теории стоп, как и вообще силлабо-тонического стихосложения в русском языке, является Ломоносов, который был и физиком, и филологом, и многим другим.

3) А теперь стоить обратить внимание на одно отличие ударений в стихах от ударений в прозе. Хотя у каждого слова и есть свое ударение, мы иногда в стихах эти ударения пропускаем. Например,
ШаганЭ ты моЯ, ШаганЭ.
Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил.

У слов “ты” и “мой”, если бы мы произносили их в прозе, были бы свои собственные ударения. Но в строках выше мы эти ударения пропускаем. Так сказать, закрываем на них глаза (или уши), игнорируем. Для чего мы это делаем? Чтобы у ударений в этих строках сохранялся период. В первой строке период состоит из трех слогов, во второй – из двух.

Вот и все основные идеи. Остальное – это просто разные виды такой периодичности, т.е. разное количество слогов в стопе и разные ударения внутри стоп.

4) Какие виды периодичности можно придумать? Это очень просто. Будем обозначать ударный слог как “1”, а безударный как “0” (обычно их обозначают как палочки и черточки, типа ‘ _ , или / — и т.д., но такие обозначения ИМХО менее удобны и наглядны):

10 10 10 10 .
01 01 01 01 .

100 100 100 .
010 010 010 .
001 001 001 .

и так далее. Можно настучать эти мотивы на столе, выделяя ударный слог более сильным стуком. Все названия типа “ямб”, “хорей” и т.д. придуманы просто для того, чтобы не рисовать каждый раз ритмы, как они нарисованы выше, а называть их стандартными названиями.

1 1 1 1 1 1 . это Брахиколон (это и остальные названия размеров произошли от соответствующих греческих слов). Это редкий размер, в котором в стихотворении только слова из одного слога. У каждого слова будет свое ударение, т.е. все слоги в стихотворении будут ударными. Например, ДЕнь — нОчь, гОд прОчь. МИг — вЕк, бЫл — нЕт. В таком размере стихи писать сложно, и выглядит он слишком монотонно, хочется большего разнообразия.

10 10 10 10 . это Хорей. Ударение упало на первый слог в строке, потом на третий, на пятый. т.е. на все нечетные слоги. Например, «БУря мглОю нЕбо крОет».
01 01 01 01 . это Ямб. Ударение упало на второй слог, потом на четвертый, на шестой. т.е. на все четные слоги. Например, «Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил». Весь Евгений Онегин написан ямбом (точнее – четырехстопным ямбом; что такое “четырехстопный”, см. ниже в пункте 5).
У хорея и ямба период одинаковый — два слога (поэтому эти размеры называются двухсложными или двухдольными), просто ударение падает на разные слоги в этом периоде. Ямб — самый простой и популярный размер в русском стихосложении.

Период важен только внутри одной строки. На периодичность при переходе с одной строки на другую мы внимания не обращаем. Что выросло, то выросло. Например, у «Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил» строка заканчивается безударным слогом, а следующая строка тоже начинается с безударного слога, хотя в одной строке у ямба после безударного слога должен идти ударный. Это не проблема.

100 100 100 . это Дактиль. Например, «КрУтится, вЕртится шАр голубОй».
010 010 010 . это Амфибрахий. Например, «СижУ за решЕткой в темнИце сырОй».
001 001 001 . это Анапест. Например, «ШаганЭ, ты моЯ ШаганЭ».
У дактиля, амфибрахия и анапеста периоды тоже одинаковые – три слога (поэтому эти размеры называются трехсложными или трехдольными).

1000 1000 1000.
0100 0100 0100.
0010 0010 0010.
0001 0001 0001.
Здесь сразу четыре разных случая, но все они называются одним словом Пеон и различаются названиями: “пеон с ударением на первом слоге” (или “первый пеон”), “пеон с ударением на втором слоге” (или “второй пеон”) и т.д. Например, «Не дУмай о секУндах свысокА. НастУпит время, сАм поймёшь, навЕрное». Это второй пеон.

Запоминать все эти названия не обязательно, хотя и просто, их совсем мало. Но в любом случае, главное это понимать общий принцип, а он очень простой.

Поэты выбирают размер не случайно. Определенный размер это не просто заданный ритм, но и заданное настроение, которое должно сочетаться с идеей и содержанием стихотворения. Ямб — сильное и энергичное звучание. Хорей — более мягкий и плавный. Трехсложные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест) — гибкие, близки к разговорной речи. Пеон — часто философский и задумчивый. Конечно, бывают и исключения.

Все это, кстати, к рифме не имеет никакого отношения. У стихов должен быть размер безотносительно к тому, белые они или рифмованные. У последних будет особенность только в том, что рифмоваться должны ударные слоги.

5) Теперь остается только добавить, что стихотворения также различают по количеству периодов (стоп) в строке. Двухстопный – значит две стопы в строке. Трехстопный – три строки. Четырехстопный – четыре и т.д. Количество стоп — это уточнение размера в дополнение к обычному названию размера, типа ямб или хорей. Про конкретные стихотворения говорят не просто «написано ямбом», а, например, написано «четырехстопным ямбом».

Вот несколько примеров, любезно предоставленных нашим постоянным спонсором Иосифом Бродским:

Читайте также:  Болезни возникающие на нервной почве

У попа была собака.
Оба умерли от рака.
— Две слога в стопе и ударение на первом слоге. Значит это хорей.
— Четыре ударения в строке, т.е. четыре стопы в строке. Значит это четырехстопный хорей.

Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
— Две слога в стопе и ударение на втором слоге. Значит это ямб.
— Четыре ударения в строке, значит это четырехстопный ямб.

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать
— Три слога в стопе и ударение на третьем слоге. Значит это анапест.
— Два ударения в строке, значит это двухстопный анапест.

Количество стоп в строке, как и длина стопы, также влияет на стиль стихотворения. Четырехстопные размеры (особенно четырестопный ямб) – самые популярные и богатые с точки зрения возможностей, могут применяться почти во всех случаях. Пятистопные и шестистопные – немного торжественные и эпические, присущи поэмам, драмам и сонетам. При этом у длинных строк — пятистопных и шестистопных — часто посередине делают небольшую паузу, так называемую “цезуру”. Она обычно уместна и по смыслу, и по ритму — сложно ведь прочитать длинную строку без пауз. В результате, длинная строка делится на две полустроки, а, например, шестистопный ямб будет звучать как трехстопный.

Суммируя, можно прийти к следующей иерархии “структурных единиц” в стихотворении: слог – стопа – строка – строфа. С точки зрения ритма и смыслового содержания, наиболее важная структурная единица это строка. В строфе обычно 4 строки, но может быть меньше или больше. Например, строфа сонета состоит из 14 строк, как и известная “Онегинская строфа» (иногда говорят, что строфа сонета состоит из нескольких “обычных” строф). В песнях строфы называются куплетами.

6) Как и во всех правилах, при определении размера бывают особые случаи. Например, какой размер у следующего стихотворения?
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана

Если поставить ударения так, как их и произносят в жизни, то получится
НочевАла тУчка золотАя
На грудИ утЕса-великАна

Какой это размер? Что-то непонятное. В таких случаях филологи добавляют “мнимые” ударения следующим образом:
НОчевАла тУчка зОлотАя
НА грудИ утЕса-вЕликАна

и, соответственно, называют это “хореем с пропусками ударений”. И даже придумали для этого специальное слово Пиррихий. Это встречается сплошь и рядом, особенно у двухсложных стоп, т.е. ямба и хорея. И понятно почему: мало у каких слов есть только одно или два слога, а значит в большинстве слов не получится выдерживать двухсложный ритм “ударение через одно”. А иногда бывает и противоположная ситуация: не пропускаются ударения, а добавляются дополнительные. Это называется Спондей.

Как в таких случаях определять размер? Добавить мнимые ударения или убрать лишние, чтобы получился постоянный период в каждой строке, как выше с золотой тучкой. И посчитать, что после этого получится.

7) Наконец, иногда размер в стихотворении может меняться, т.е. в разных строках он может быть разным. Обычно при этом сохраняется “тип” размера, т.е. длина стопы (например, ямб или хорей), но в разных строках будет разное количество стоп. Это нормально, просто такой прием. Он встречается, например, в баснях:
На Ель ворОна взОбралАсь,
ПозАвтракАть совсЕм уж сОбралАсь
— В первой строке четырехстопный ямб, во второй – пятистопный.

а также у нашего постоянного спонсора (у которого встречается все, что только можно придумать):
Я входИл вместо дИкого звЕря в клЕтку,
выжигАл свой срОк и кликУху гвоздЕм в барАке,
— В первой строке четырехстопный анапест, во второй – пятистопный.

Заодно, последние две строки иллюстрируют еще один особый случай: немного “грязный” размер, когда ритм/период выдерживается не вполне строго. Не просто отсутствующие или лишние ударения (как в пиррихии и спондее), а разное количество слогов в стопах. Но нашему спонсору это позволительно. Чередование и смешение размеров встречаются у него часто, но очень гармонично, он много и успешно экспериментировал. Нарушать правила надо уметь.

8) И, очень конспективно, о стихотворных размерах (тоже силлабо-тонических) в английском языке:
— «Размер» это metre (или meter в американском английском), а стопа — metric foot, что логично.
— Названия размеров звучат похоже: iambus, trochee, etc. Они образованы от тех же греческих слов, что в русском языке, но на английском произносятся в соответствии с особенностями английского языка.
— Названия для «двухстопный», «трехстопный» и т.д., в отличие от принципа этих названий на русском языке, тоже используются греческие, т.е. не twofeet или threefeet, а dimeter, trimeter, etc. При этом «шестистопный» на английском это hexameter. Наверное помните, что античные стихи это гекзаметры. И понятно почему, в античности стихи в основном писались шестистопным размером.
— Меньше строгость к соблюдению ритма, т.е. гораздо чаще, чем в русском языке, встречается «грязный» размер, когда количество слог в стопе непостоянно. Часто, но не всегда, такие места сглаживаются при чтении вслух за счет изменения произношения некоторых слов, а именно — проглатывания или растягивания некоторых слогов. Сначала это может казаться немного странным, нужно привыкнуть. Это не результат небрежности поэтов, просто такие особенности языка и его восприятия и произношения.
— Гораздо чаще встречаются белые стихи, чем в русском стихосложении. Например, большинство трагедий и комедий Шекспира написаны пятистопным нерифмованным ямбом (сонеты он писал в рифму).

Вот, собственно, и все. Теперь вам любая поэзия по плечу. Профит!

Читайте также:
Adblock
detector