Акустико-мнестическая афазия возникает при

Процесс слухового, акустического запоминания является прямым продолжением процесса восприятия, т. е. акустико-гностического анализа звукового состава слова. Любое внешнее воздействие, а тем более необходимость запомнить следующее слово, по смыслу не связанное с предыдущим словом, отвлечение на него внимания, неизбежно тормозит и блокирует акустико-мнестические процессы.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области (А. Р. Лурия, 1969, 1975; Л. С. Цветкова, 1975) (рис. 18, поля 21 и 37).

А. Р. Лурия считает, что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозностью слуховых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово. Это нарушение проявляется также при повторении серий слогов и слов.

Нарушение понимания. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех не связанных по смыслу слов (например: рука — дом — небо; ложка —- диван.кот; лесдомухо и т. д.). Обычно больные повторяют первое и последнее слово, в более тяжелых случаях — лишь одно слово из заданной серии слов, объясняя это тем, что не запомнили все слова. При повторном прослушивании они также не удерживают либо их последовательность, либо опускают одно из них.

Нарушение слухоречевой памяти наблюдается и при других формах афазий, однако при акустико-мнестической афазии это нарушение речевой памяти является основным дефектом, так как оказываются сохранными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. У больных наблюдается повышенная речевая активность, компенсирующая трудности коммуникации.

Л. С. Цветкова (1975) объясняет невозможность удержания речевого ряда не только тормозительно слухоречевой памяти, но и сужением ее объема.

При втором варианте акустико-мнестической афазии, так называемой оптической афазии, трудности удержания на слух смысловой стороны речи заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его зрительным представлением. Объясняется эта слабость зрительных представлений тем, что задневисочные отделы (поле 37, по Бродману) являются смежными с затылочными, оптико-гностическими отделами. Снижение оптико-мнестических процессов приводит к тому, что зрительное представление о предмете становится неполным. При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их опознания детали. Так, человек может недорисовать носик у чайника, гребешок у петуха, ручку у чашки. Характерно, что недорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны, специфичны именно для них, а с другой — связаны с многозначностью слова (например, слова: носик, гребешок, ручка). Больной вместо петуха рисует неопределенной формы птицу, вместо чайника нечто похожее на сахарницу, вместо чашки миску или стакан и т. д.

Нарушение экспрессивной речи. При этой форме афазии экспрессивная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания. Речь при акустико-мнестической афазии, как и при акустико-гностической афазии, сохраняет свой выраженный предикативный характер.

Нарушение номинативной функции речи при акустико-мнестической афазии проявляется не только в трудностях при назывании, но и в подборе слов в собственной речи, в рассказах по картинкам и т. д. При рассказе по серии сюжетных картинок, пересказе текста, в спонтанной речи существительные замещаются местоимениями. Аграмматизм при акустико-мнестической афазии характеризуется смешением флексий глаголов и существительных в роде и числе.

При акустико-мнестической афазии возникают значительные трудности в понимании читаемого текста. Это объясняется тем, что печатный текст состоит из предложений значительной длины, и тем, что удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевой памяти.

Таким образом, при акустико-мнестической афазии нарушения слухоречевой памяти вторично приводят к трудностям нормальной реализации письма, чтения и счета.

Акустико–мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области (поля 21,37). В ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвало повышенной тормозимостью слуховых следов.

Для акустико–мнестической афазии характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения 3-4 не связанных по смыслу слов. У больных наблюдается повышенная речевая активность, компенсирующая трудности коммуникации.

Читайте также:  12 пара черепных нервов

При акустико–мнестической афазии в письменной речи больше, чем в устной, выступают явления экспрессивного аграмматизма, номинативная сторона письменной речи оказывается более сохранной. При данном виде афазии возникают значительные трудности в понимании читаемого текста.

Основными задачами коррекционно-педагогической работы являются преодоление нарушений слухоречевой памяти, восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета, а также преодоление амнестических трудностей и элементов экспрессивного аграмматизма.

В преодолении речевых расстройств при акустико-мнестической афазии логопед использует механизмы кодирования замысла речевого высказывания, описания признаков предмета, введение слова в различные контексты, составления внешних опор, позволяющих больному удерживать различный объем слуховой нагрузки.

Восстановление слухоречевой памяти происходит с опорой на зрительное восприятие. Рекомендуется проводить ряд упражнений, включающих анализ близких по форме предметов, в которых изменение или отсутствие одной из деталей меняет функцию предмета, его содержание и обозначение.

Преодоление отчуждения смысла сложных по слоговой структуре слов осуществляется путем их послогового прослушивания и повторения. Трудности нахождения нужного слова преодолеваются путем расширения, а иногда и сужения смысловых границ слова, т. е. путем уточнения и систематизации их значений.

Восстановление письменного высказывания является одной из форм закрепления доступных результатов по преодолению амнестических расстройств.

Нарушение согласования в роде и числе главных членов предложения преодолевается путем замены существительных местоимений существительными, составления фраз по опорным словам, умением заканчивать предложение, ставить пропущенные предлоги и флексии существительных.

ДИАГНОСТИКА.

Акустико-мнестическая афазия характеризуется наличием нескольких центральных механизмов, лежащих в основе ее возникновения: нарушение слухоречевой памяти, сужение объема акустического восприятия и нарушение зрительных предметных образов-представлений.

При данной форме афазии дефект проявляется в потере способности к удержанию в памяти воспринятой на слух информации.

В собственной речи больных – словарный дефицит.

Экспрессивная речь. Экспрессивная речь представлена короткими фразами, но они разнообразны по своей лексико-грамматической структуре. Особо трудно для больных – продуцирование малоиспользуемых слов. Трудности в назывании предметов.

Письменная речь. Письмо опережает устную речь.

Пересказ. Пересказ затруднен. Качество будет зависеть от длины и сложности.

Чтение. Чтение как функция не страдает.

Счет. Дефекты счета, обусловленные трудностями удержания в памяти арифметических действий.

КОРРЕКЦИЯ. МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Задачи коррекционной работы: преодоление нарушений слухоречевой памяти, восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета, а также преодоление амнестических трудностей и элементов экспрессивного аграмматизма.

В коррекции используется механизм кодирования замысла речевого высказывания, описания признаков предмета, введения слова в различные контексты, составление внешних опор, позволяющих больному удерживать различный оббьем слухоречевой нагрузки.

Стадии восстановительной работы.

I. Восстановление слухоречевой памяти.

2. предметные картинки используются в виде стопки. Больной, прослушав серию названий предметов, находит их изображения и откладывает в сторону.

3 слуховые диктанты – предлагаются фразы, состоящие из двух, трех, четырех слов, с опорой на сюжетную картинку, а позже без нее.

II. Преодоление отчуждения смысла сложных по слоговой структуре слов осуществляется путем их послогового прослушивания и повторения.

IV. Восстановление письменного высказывания

V. Преодоление нарушения согласования в роде и числе главных членов предложения – замена существительных местоимениями и местоимений существительными, составление фраз по опорным словам, заканчивание предложений, вставка пропущенных предлогов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Среди ряда афатических расстройств акустико-мнестическое занимает особое место.

О том, что собой представляет акустико-мнестическая афазия, отчего и при каких проблемах в организме возникает данное поражение памяти, к каким нарушениям приводит, каковы особенности диагностики и коррекции, пойдет речь ниже.

Характеристика расстройства

Акустико-мнестическая афазия является одним из видов афатических расстройств. Обусловлена недостаточностью слухоречевой памяти. Для патологии характерно затрудненное понимание и воспроизведение речи. Однако речевой дефект проявляется не грубо. Приводит к нарушению ранее сформированной речевой функции.

Что является причиной?

Появление нарушения – результат поражения определенных участков коры головного мозга. Патология возникает в височной части доминантного полушария, в ее средне-задних отделах. Это так называемые 21 и 37 цитоархитектонические поля Бродмана. У большинства людей доминирующим является левое полушарие.

Читайте также:  Неврологическая больница в сомово

Нарушение работы этих отделов может произойти из-за ухудшения кровообращения в этом месте, воспалительных процессов, травматизации.

В результате последней нарушается целостность или происходит сдавливание структур мозга:

Инсульт. Самый частый фактор афазии данного вида. Инсульт по ишемическому типу приводит к недостаточности снабжения кровью и кислородному голоданию мозговой коры.

При геморрагческом инсульте кровь, вытекшая из поврежденных сосудов, сдавливает ткани мозга.

  • Черепно-мозговые травмы. К поражению, полученному во время самой травмы, присоединяется отек, который давит на мозговые структуры. Также может начаться воспалительный процесс.
  • Внутримозговые опухоли. Любые образования (как злокачественного, так и доброкачественного характера) приводят к нарушению мозговой деятельности из-за увеличивающегося давления на соседние участки и сосуды, от которых они питаются. Если опухоль прорастает в саму структуру мозга, происходит разрушение последней.
  • Заболевания инфекционной природы. Любые воспаления вещества головного мозга или его оболочек (энцефалиты, менингиты, церебральные абсцессы) становятся причиной нарушения функции нейронов, которые участвуют в процессе речеобразования. Воспаления приводят к отекам, сдавливанию, что влечет нарушение связей между нейронами.
  • Прогрессирующие дегенеративные процессы. Ряд заболеваний (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, лейкоэнцефалит Шильдера), которым сопутствует поражение определенных большеполушарных долей и разрушение миелиновой оболочки нервных волокон, на начальных стадиях вызывает акустико-мнестическую дисфункцию.
  • Патогенез

    У людей, страдающих акустико-мнестической афазией, нарушается слухоречевая память. Предположительно, это происходит из-за чрезмерной тормозимости слухоречевых следов.

    Т.е., следовая деятельность не нарушается (следы фиксируются, не забываются), а притормаживается, заглушается дальнейшей информацией. Повторить отдельное слово больному легче, чем серию. Кроме того, у человека снижается объем слухоречевой памяти, что усугубляет ситуацию.

    Часто при поражении 37 поля Бродмана нарушается его связь со структурами затылочной доли, которые несут на себе оптико-гностическую нагрузку, т.е. отвечают за зрительное и познавательное восприятие, отсюда и возникает акустико-мнестическая афазия.

    Основные симптомы и центральный механизм патологии


    Импрессивная речь нарушена, но негрубо, т.е. страдает понимание услышанного. Больному сложно соотнести зрительный образ предмета и его языковую оболочку, появляются трудности в понимании смысла высказывания.

    Отличительной чертой акустико-мнестической афазии является следующее: когда человек слышит новые слова, он забывает те, что были услышаны до этого. Это затрудняет понимание общего смысла высказывания.

    Больному сложно разгадать скрытый подтекст услышанного, иносказания, аллегорические отсылки. При этом короткие, ситуативные высказывания доступны для понимания. Иначе обстоит дело с осмыслением развернутой речевой продукции.

    При грубой акустико-мнестической афазии спонтанная речь — это короткие фразы, запас слов скудный. Больному сложно подобрать нужное слово. При легкой степени речь более развернута, однако тяжело даются высказывания с придаточными конструкциями, причастными и деепричастными оборотами.

    Кроме того, для симптоматической картины при акустико-мнестической афазии характерны вербальные парафазии, трудность понимания речи в условиях повышенной сложности (быстрый темп, одновременное предъявление двух речевых сообщений), затруднение письма под диктовку, симптом отчуждения значения слова.

    Какие симптомы не относятся к этой патологии:

    • нарушение фонематического слуха;
    • нарушение звукоразличения;
    • литеральные парафазии;
    • бессвязная, непродуктивная разговорная речь.

    Осложнения и их особенности

    Если терапия афазии была начата несвоевременно или отсутствовала вовсе, больному становится все сложнее общаться с окружающими. К основному заболеванию присоединяется социальная дезадаптация. Нарушается умение выполнять ранее доступные действия: писать, читать, выполнять арифметические действия.

    Трудности понимания и речевого производства ведут к постоянному напряжению, повышению раздражительности, нервозности. Возможны депрессивные состояния.

    Диагностические мероприятия

    Диагностика акустико-мнестической формы афазии требует участия разных специалистов и проведения комплекса исследований. Больного должны проконсультировать невролог, психиатр, логопед, афазиолог, нейропсихолог. На основе собранных анамнестических данных ставится диагноз.

    Неврологическую основу постановки диагноза составляет выявление патологии черепных нервов, наличия спастического гемипареза, нарушение рефлексов. Также проводится обследование познавательных возможностей, чтобы исключить психические отклонения.


    Особенности речевой деятельности выявляют логопед и афазиолог. При обследовании у больного с акустико-мнестической дисфункцией обнаружатся вербальная парафазия, дислексия, дисграфия, аграмматизмы в речи.

    Читайте также:  Неврологические проявления остеохондроза позвоночника

    Также специалисты обратят внимание на уровень слухоречевой памяти. Больному предлагается запомнить и воспроизвести цепочку из десяти коротких слов, не связанных между собой. Часто испытуемый вспоминает только 1 слово из предложенных, последнее.

    Еще одно задание: даются 2 группы лексических рядов по 3 слова в каждом. Их нужно также запомнить и пересказать. Чаще всего больные не справляются с заданием: неправильно группируют слова, затрудняются вспомнить, что именно называлось.

    Для обследования слухоречевой памяти на текст предлагается прослушать небольшой отрывок, пересказать его и ответить на вопросы. Для фиксирования оптико-гностических нарушений больному предлагают нарисовать, к примеру, чашку или чайник. При наличии патологии на изображениях будут отсутствовать детали: ручка или носик.

    Магнитно-резонансная томография покажет наличие опухолевых образований, очагов воспаления, дегенеративные изменения, повреждения травматического характера.

    Для исследования сосудов назначают УЗДГ, дуплексное сканирование, МР-ангиографию. Эти исследования дают возможность подтвердить или опровергнуть цереброваскулярную патологию. Также показывают особенности мозгового, коллатерального кровообращения, наличие окклюзии сосудов.

    Чтобы проверить подозрение на нейроинфекцию, проводится люмбальная пункция. Во время процедуры у пациента берется цереброспинальная жидкость. Лабораторное исследование материала покажет, присутствует ли воспалительный процесс, определит возбудителя, наличие раковых клеток, признаки кровоизлияния.


    Симптомы акустико-мнестического расстройства при поверхностном изучении можно спутать с признаками других речевых нарушений. Поэтому важно уделить особое внимание сбору анамнеза.

    Так, отличие афазии данного вида от моторной заключается в активности спонтанной речи. При акустико-гностической афазии, в противовес мнестической, высказывание менее законченное, имеются литеральные парафазии. Также необходимо разграничивать афазию и нарушения познавательной деятельности.

    Лечение и коррекция

    Лечение генерального заболевания, явившегося первопричиной афазии, должно проводиться параллельно с коррекционным воздействием на речь пациента.

    Последствия инсульта требуют тромболитической либо гемостатической терапии. Хирургическое вмешательство и радиотерапию назначают при опухолевых процессах или гематомах мозга. Антибиотикотерапия проводится для устранения нейроинфекционных заболеваний.

    Начинать заниматься желательно с момента выявления заболевания. Первоначально больному предлагают опираться на зрительное восприятие, после этого проводят небольшие диктанты на слух. Постепенно должна возрастать сложность предлагаемых упражнений.


    На занятиях с логопедом проводится работа по расширению объема восприятия речи. С этой целью даются задания:

    1. Выполнить 2-3-шаговые инструкции (списать слова, предварительно сгруппировав их по темам).
    2. Показать части предметов, которые предъявляются в связке по два, по три.
    3. Прослушать текст и ответить на вопросы.

    Страдающему акустико-мнестической формой афазии полезно заучивать и вспоминать речевые ряды, стихи, песни, составлять предложения по опорным словам. Чтобы преодолеть сложность в подборе слов для высказывания, можно проводить сопоставление синонимических рядов, антонимических пар, уточнять смысл лексем.

    Экспрессивная речь тренируется в заданиях:

    1. Составить рассказ по сюжетным картинкам.
    2. Пересказать текст по плану.
    3. Написать письмо.

    Терапевтические мероприятия акустико-мнестической афазии подразумевают восстановление функционирования нейронов и связей между ними. Лечение лучше всего проходит на фоне стимулирования обменных процессов в мозговых структурах.

    Врач назначает больному ноотропы (Пирацетам, Ноотропил, Мемотропил, Нооцетам, Ноопепт, Пантогам, Мексидол), нейрометаболические препараты (гамма-аминомасляная кислота), а также средства для улучшения работы сосудов (Винпоцетин, Кавинтон, Бравинтон).

    Прогноз и профилактика проблемы


    Прогнозы при акустико-мнестическом типе афазии можно ставить, зная генез заболевания и учитывая время, когда было начато лечение.

    Нередко после инсультов, черепно-мозговых травм, энцефалита люди восстанавливают речевую функцию. Однако этому предшествует длительный терапевтический период.

    Если афазия остается невыявленной, не подвергается коррекционному воздействию, то речевая патология приобретет стойкий характер. Самые неблагоприятные прогнозы даются при афазии, возникшей в результате опухоли или поражения мозговых структур.

    Профилактические меры предусматривают своевременно начатое лечение цереброваскулярных заболеваний, выявление онкологического фактора, предупреждение травматизма, укрепление иммунитета.

    Акустико-мнестическая форма афатического расстройства не всегда означает окончательный приговор. Если диагноз поставлен правильно и своевременно начато лечение, то больной имеет высокие шансы на сохранение полноценной деятельности.

    Полезное видео

    Интересно об акустико-мнестической афазии:

    Читайте также:
    Adblock
    detector