Афазия сенсорная что это такое

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

афазия сенсорная — (a. sensoria) А., проявляющаяся утратой способности понимания речи … Большой медицинский словарь

афазия сенсорная транскортикальная — (a. sensoria transcorticalis; син. Вернике транскортикальная сенсорная афазия) А. с., проявляющаяся нарушением понимания устной речи при сохранности возможности повторения сказанного другим лицом, списывания и письма под диктовку; наблюдается при … Большой медицинский словарь

афазия сенсорная корковая — (а. sensoria corticalis; син.: афеместезия устар., Вернике афазия, глухота словесная) А. с. с вторичным нарушением экспрессивной речи (логорея, вербальные парафазии); наблюдается при локализации очага поражения в заднем отделе верхней височной… … Большой медицинский словарь

афазия сенсорная субкортикальная — (a. sensoria subcorticalis) А. с. с нарушением понимания устной речи и невозможностью повторения сказанных больному слов и письма под диктовку при сохранности экспрессивной устной и письменной речи и понимания прочитанного; наблюдается при… … Большой медицинский словарь

афазия — (от греч. а отрицат. частица и phasis проявление) нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности. Проявляется в… … Большая психологическая энциклопедия

Афазия Вернике — Receptive aphasia Области Брока и Вернике МКБ 10 … Википедия

Афазия акустико-гностическая — См. Афазия сенсорная … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Афазия Вернике — См. Афазия сенсорная … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

АФАЗИЯ — (от греч. а отрицат. частица и phasis речь), расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться фразами и словами как средством выражения мыслей. А. необходимо отграничить от некоторых расстройств речи у душевнобольных, к рые иногда… … Большая медицинская энциклопедия


Что такое афазия? Это патология, при которой очень трудно или совершенно невозможно произносить слова с сохранением возможности произнесения некоторых звуков и пониманием человеческой речи. Если заболевание переходит в самую тяжелую форму, то речь пропадает полностью, человек начинает общаться с другими людьми мимикой и жестами. Даже если пациент восстановится, то у него остаются сложности с произношением трудных высказываний или при повторе различных фраз и слов. Искажение устной речи, которое спровоцировано развитием афазии, часто сочетается с аграфией, представляющей собой нарушение правильного письма, когда заметны двигательные нарушения рук.

Формы патологии

В зависимости от того, какая конкретно зона коры головного мозга повредилась, выделяют следующие формы афазии:

  • Эфферентная моторная афазия – это расстройство функции речи, которое возникает в результате поражения нижних отделов лобной мозговой доли. Больному крайне тяжело произносить даже самые простые слова, он разговаривает короткими и обрывистыми фразами, опуская союзы и предлоги. Но при этом сохраняется понимание речи окружающих.
  • Афферентная моторная афазия – это такая патология, при которой больной с трудом произносит необходимые звуки.
  • Сенсорная афазия – это расстройство речи, которое возникает в результате повреждения височной доли головного мозга. Сенсорная форма патологии характеризуется тем, что больной способен произносить длинные фразы, но они совершенно бессмысленны. Человек не может воспринимать и понимать обращенную к нему чужую речь.
  • Амнестическая афазия – возникает из-за поражения внутренних отделов височной доли. Такая форма патологии характеризуется тем, что больной начинает забывать названия привычных предметов и не может понять смысла обращенных к нему сложных предложений.

В клинической практике чаще всего встречается сочетание сенсорной и моторной формы афазии.

Причины развития патологии


Основной причиной возникновения моторной или сенсорной афазии считается органическое поражение коры головного мозга. Обычно развитию патологии способствуют сосудистые нарушения головного мозга. Чаще всего сенсорная афазия или другие формы болезни наблюдаются у тех пациентов, которые перенесли геморрагический или ишемический инсульт. Необходимо отметить, что у больных после геморрагического инсульта диагностируют тотальную или смешанную форму афазии, а после перенесенного ишемического инсульта обычно возникает сенсорная или моторная афазия.

Другими причинами развития патологии являются черепно-мозговые травмы и хирургические вмешательства. Расстройство функции речи возникает при воспалительных процессах в головном мозге, которые провоцируют энцефалит и менингит, опухолевые новообразования, прогрессирующие патологии центральной нервной системы. Афазию способна вызвать эпилепсия, которая неизбежно приводит к нарушению нормального функционирования мозга, а также болезнь Крейцфельда-Якоба, проявляющаяся разнообразной неврологической картиной из-за прогрессирующего слабоумия, вызванного поражением мозга инфекционной природы.

Читайте также:  Неврологические боли в животе симптомы

В группу риска людей, у которых велика вероятность развития афазии, входят пожилые граждане, а также пациенты с генетической предрасположенностью к заболеванию. Также риск возникновения такой патологии значительно повышается при ревматических пороках сердца, гипертонии и перенесенных ишемических атаках.

Тяжесть течения афазии определяется индивидуальными особенностями организма больного, его возрастом, локализацией и степенью распространенности очага патологии. Если пациент страдает опухолью мозга, то моторная и сенсорная афазия начинает проявляться постепенно, а вот после черепно-мозговой травмы развитие недуга происходит резко. Заболевание, появившееся из-за кровоизлияния в мозг, характеризуется самым тяжелым течением.


Клиническая картина при афферентной моторной форме несколько иная. У больного наблюдается речевой эмбол, отсутствует понимание фраз других людей. Человек становится молчаливым, потому что осознает степень своего заболевания, а так как он не может произнести конкретные слова, то предпочитает промолчать.

Проявляется амнестическая афазия тем, что больной не в состоянии вспомнить названия привычных предметов и явлений, с трудом понимает сложные предложения в обращенной речи, различные метафорические и речевые обороты. Пациент не способен понять смысл прочитанного.

Тотальная форма недуга характеризуется нарушением всей речевой функции. Больной не понимает чужой речи и сам не может правильно воспроизвести собственную. Чтобы выразить свои мысли, он практически не пользуется словесными формами, а также испытывает трудности при чтении и письме.

Методы диагностики

Моторная и сенсорная афазия, а также другие формы патологии диагностируются после того, как будет проведено комплексное обследование у следующих врачей:


Специалисты в первую очередь изучают анамнез больного, учитывая симптомы и факторы, приведшие к этому заболеванию. Обязательно осуществляют неврологический осмотр, во время которого выявляют дефект речевой функции и другие неврологические признаки. Психолог оценивает речь больного и планирует будущий курс коррекции.

Дополнительные диагностические мероприятия заключаются в проведении электроэнцефалографии, чтобы оценить электрическую активность разных отделов мозга. Также применяют методы магнитно-резонансной и компьютерной томографии.

Для восстановления речевой функции требуется курс реабилитации, который включает в себя занятия с психологом и логопедом. Скорость восстановления во многом зависит от возраста пациента и степени тяжести недуга.

Таким образом, афазия – это довольно редкое заболевание, связанное с проблемами речи. Такая патология очень сложная, потому что включает в себя комплекс расстройств. Существуют различные разновидности афазии, а лечение заболевания должно быть комплексным.

Сенсорная афазия − речевое нарушение, имеющее общие признаки с алалией. Только алалию определяют у ребенка, а афазия возникает у взрослых людей после инсульта. При данном речевом нарушении человек не понимает обращенную к нему речь и сам не может общаться с окружающими. Специалисты в области дефектологии и логопедии изучают эту проблему, чтобы предложить наиболее эффективные пути коррекции.

Краткая характеристика механизма нарушения

Aphasia − это частичная или полная утрата речевой функции в результате поражения определенных участков головного мозга. Отмечается нарушение всех составляющих речи: фонетическая сторона, грамматический строй и т. д. Есть несколько форм этого дефекта, отличающихся механизмами нарушения и местом локализации.

Сенсорная афазия была исследована в 1874 году Вернике, который выяснил, что очаг поражения − задняя треть височной извилины левого полушария. Характерной особенностью этой формы является сложность понимания речи на слух. Между специалистами возникали споры о механизме нарушения анализа речи. Одни считали, что это только акустический (слуховой) аспект, другие полагали, что значение имеет и артикуляционная составляющая.

Причины возникновения сенсорной афазии:

  • инсульт;
  • опухоли нервной системы;
  • черепно-мозговые травмы.

Данное речевое нарушение связано с неврологией, поэтому только комплексная работа с участием различных специалистов поможет достичь хороших результатов.

Описание симптоматики

Главный симптом сенсорной афазии − полное или частичное непонимание человеком речи. Человеку кажется, что окружающие разговаривают с ним на непонятном языке. При этом он само слово слышит, но не соотносит его с предметом. У людей с сенсорной афазией снижен контроль за речью, поэтому трудности понимания они компенсируют большим количеством слов.

Читайте также:  Журнал высшей нервной деятельности журнал

Речь при такой форме афазии характеризуется заменами − фонематическими и артикуляционными. Пациент правильно называет слово, но при его дальнейшем повторении искажается звуковое и темпо-ритмическое оформление, потому что он не запоминает порядок звуков.

При чтении пациент с сенсорной афазией испытывает сложности в постановке ударения, поэтому ему трудно усвоить смысл прочитанного. Но стоит отметить, что во время чтения человек с данным дефектом имеет меньше всего трудностей, потому что оно основано на зрительном и кинестетическом контроле. Сильнее всего нарушается письмо и его состояние зависит от степени сохранности фонематического слуха. Больной испытывает затруднения с письмом под диктовку и со списыванием слов.

Кроме речевых нарушений, у людей с сенсорной афазией отмечаются нарушения и в эмоционально-волевой сфере.

Они возбудимы, пытаются что-то делать, с трудом соблюдают постельный режим, а если что-то не получается, расстраиваются. Люди не осознают, что у них есть нарушения в речи, используют большое количество слов, часто обращаются с вопросами к окружающим и раздражаются, если им не отвечают. Человек с сенсорной афазией расстраивается и потому, что сам не понимает речь окружающих.

Особенности диагностических мероприятий

Обследование необходимо комплексное, его проводят различные специалисты – нейропсихологии, логопеды, врач. Во время поведения диагностики особое внимание уделяют предварительной беседе. Специалист смотрит на следующие аспекты:

  • осознает ли человек ситуацию во время беседы;
  • как ориентируется в окружающем мире;
  • как он выражает свое мнение и рассказывает о своих размышлениях;
  • присутствуют в речи или нет определенные речевые автоматизмы (выражения), произвольные или нет;
  • насколько активно используются во время общения мимика, жесты, интонации;
  • отношение к своему состоянию.

Затем специалист переходит к оцениванию моторной сферы (общая, кистевая и пальчиковая, артикуляционная), оптического, сомато-сенсорного и слухового гнозиса. Задача на этом этапе − определить как человек различает и узнает предметы по форме, цвету, внешнему виду, ориентируется в пространстве; может ли он определить место прикосновения, узнать предмет на ощупь. При обследовании акустического гнозиса специалист смотрит, как пациент узнает неречевые шумы и знакомые мелодии.

В диагностике особое внимание уделяется обследованию состояния речевой функции, а именно состоянию импрессивной (понимание) и экспрессивной (разговорной) сторон речи. При обследовании импрессивной стороны логопед оценивает следующие пункты:

  • уровень понимания речи;
  • может ли соотносить слово с предметом;
  • уровень понимания сложных грамматических конструкций.

Диагностика экспрессивной составляющей включает:

  • автоматизм порядковой речи – это счет, названия и порядок дней недели, месяцев, может ли продолжить известные пословицы и т. д.;
  • эмоционально окрашенные автоматизмы;
  • сравнение количества произвольной и непроизвольной речи;
  • повторение заданного речевого материала;
  • оценка состояния спонтанной (неподготовленной самостоятельной) речи;
  • сохранность чтения и письма.

Кроме того, у людей с афазией обследуют состояние интеллекта и высших психических функций. Данное речевое нарушение является не только логопедической проблемой, но и нейропсихологической, т. к. механизм нарушения затрагивает работу речевых областей головного мозга. Поэтому в восстановительной работе принимают участие логопеды, нейропсихологии, неврологи, дефектологи и физиотерапевты.

Основные принципы коррекционно-восстановительной работы

Успех лечения человека с афазией (любой формы) зависит от того, будет ли специалист строить работу на основе принципов, выделенных Л. С. Цветковой на основании идей А. Р. Лурии. Нужно учитывать не только состояние речи человека, но и особенности его личности, так как при афазии отмечается нарушение эмоционально-волевой сферы.

Обязательно на занятиях нужно задействовать сохранные функции – так специалист облегчит процесс восстановления и проще будет создать ситуацию успеха для мотивации на дальнейших занятиях. Конечно, всю работу нужно строить исходя из результатов диагностики и особенностей структуры дефекта. В процессе обучения специалист должен опираться на работу сохранных анализаторов и создавать новые функциональные связи на их основе.

Читайте также:  Типы нервной системы человека

Первостепенная задача коррекционной работы при афазии любой формы – это восстановление речи не в качестве приспособления к дефекту, а как средства взаимодействия с окружающим миром.

Восстановление не просто отдельных составляющих, а полноценной речевой функции и возвращение человека в нормальную речевую среду.

Поэтому при афазии занимаются не только индивидуально, но и проводят групповые занятия. Диалоги между пациентами и специалистами помогают восстановить коммуникативную функцию речи. Групповые занятия могут вызывать больше эмоций, что является стимулом для пациента. Преимуществами этой формы работы являются также подражание, помощь, ощущение поддержки и т. д.

Но и индивидуальные занятия также важны, потому что задания подбирают с учетом индивидуальных особенностей человека. Это позволяет максимально эффективно проработать наиболее пострадавшие составляющие речевой функции. Для успешной коррекционной работы нужно сочетать групповые и индивидуальные занятия с различными специалистами.

Рекомендации родственникам

Главный совет − это терпение, не нужно повышать голос или раздражаться на вопросы человека с афазией. От того, что вы будете говорить громче, он понимать вашу речь лучше не станет. Заниматься нужно в первые дни после инсульта, с разрешения врача-невролога. Чем раньше вы станете проводить коррекционную работу, тем она будет эффективнее.

Кроме занятий со специалистами, необходимо медикаментозное лечение, которое поможет восстановить работу пораженных участков головного мозга. На начальных этапах реабилитации пациенту необходимо помогать, но задача родственников научить его самостоятельно выполнять задания, потому что глобальная цель реабилитации − максимальное восстановление нормальной речевой среды.

Особенности работы при сенсорной афазии

Главная проблема при данной форме − полное или частичное непонимание речи, и на ее коррекции будет строиться вся работа. Вначале человека учат понимать простые бытовые слова. Для этого проводят работу по растормаживанию речи на основе старых речевых стереотипов. Во время занятий не нужно говорить на повышенных тонах. Речевой материал подбирают не в зависимости от его легкости, а насколько по смысловой и эмоциональной нагрузке он близок пациенту. Чтобы на этом этапе не закрепить аграмматизмы, во время первых занятий упор делают на лексическую составляющую, а звукопроизношение корректируют позже.

Человеку с сенсорной афазией важно давать возможность прослушивать слова, поэтому в коррекционной работе используют магнитофон. Он должен не только слышать слово, но и видеть соответствующую картинку и как оно пишется. Ведь задача − восстановить умение соотносить слово с предметом.

Также нужно включить упражнения на распознавание звуков в речи.

Для этого называют слова с одним и тем же звуком, который находится в одной позиции (например, в начале слова). Показывают, как эти слова пишутся, где находится буква, обозначающая нужный звук. Затем пациенту предлагают вставить пропущенную букву в слово.

Обязательно во время выполнения упражнений показывайте человеку картинку − используйте в работе сохранные анализаторы. Просите показать, где животное спит, ест, бегает. Точно так же отрабатывайте и прилагательные: просите показать, где находится синяя шапка, красное платье и т. д. Постепенно увеличивайте количество картинок. На данном материале вы можете отрабатывать различение звонких−глухих фонем, твердых−мягких звуков. Потом речевой материал усложняют и переходят к фразам, предложениям.

На всех этапах работы используйте чтение, письмо, счет. Проговаривайте отрывки из известных детских стихотворений, фразы из популярных фильмов. Все это позволит человеку научиться понимать речь окружающих.

Афазия, особенно сенсорная, остается недостаточно изученной в современной логопедии. Специалисты продолжают проводить исследования, чтобы определить какие медикаменты могут эффективнее способствовать восстановлению речи, какие методы работы будут еще более продуктивными. Современные специалисты в своей работе опираются на принципы и методы, сформулированные Л. С. Цветковой, и на работы А. Р. Лурии.

Читайте также:
Adblock
detector