Нервно психическое развитие детей до 1

Каждый ребенок полностью индивидуален, поэтому и развивается в своем темпе. Нервно-психическое развитие детей до 1 года также идет по своему пути у любого малыша, и могут значительно различаться между собой. Специалисты составили несколько примерных таблиц для оценки основных параметров развития малыша.

Основные показатели

Для этого периода жизни малыша характерна относительная незрелость организма. То есть, нервная система его уже вполне в состоянии обеспечить организм врожденными рефлексами, которые необходимы для контактов с окружающей средой, обеспечения питания и при этом выступают основой для последующего формирования наиболее сложных видов деятельности.

Уже с первых дней жизни в активную работу у малышей начинают включаться все без исключения органы чувств. При этом характер реакция у любого новорожденного недифференцированный, также имеется склонность к генерализации. Результатом раздражения неких рецепторов с учетом нервно-психологического развития детей до 1 года будет разлитая, а не локальная реакция.

Причем чем ребенок будет младше, тем активнее будет идти развитие нервной системы. Наибольшее развитие приходится на первые три месяца жизни. При этом не стоит забывать, что к трем годам завершится процесс дифференцировки нервных клеток, а уже к восьми годам строение коры головного мозга станет таким же, как и у взрослых. К пяти годам подойдет к концу и миелинизация.

Причем уже при рождении у любого доношенного малыша имеется целый ряд безусловных врожденных рефлексов. К их числу относится мигание, сосание, чиханье, глотание, мочеиспускание, кашель, дефекация и прочие. Именно благодаря ним и идет процесс приспосабливания организма к окружающей среде. Но существование ребенка может продолжаться лишь на врожденных рефлексах только на протяжении первых дней жизни. По мере взросления малыша все большую роль в его жизнедеятельности будут играть уже приобретенные рефлексы, которые и обеспечивают то самое необходимое взаимодействие организма и внешней среды.

Примерно к началу второго месяца жизни у малыша формируется уже несколько простейших условных рефлексов. А по завершению третьего месяца проявляются и дифференцированные сложные рефлексы, которые и указывают на развитие у коры головного мозга анализаторной функции.

Нервно-психическое развитие детей до 1 года по месяцам

Младенческий период является наиболее важным в развитии любого ребенка. Завершается он к году. В это время основную информацию для оценки нервно-психического развития малыша педиатр получает от его родителей, а также делает некоторые наблюдения в ходе планового приема. На протяжении первого года жизни малыши проделывают огромный путь в своем развитии, при этом у каждого из них он индивидуален.

Нервно-психическое развитие детей до 1 года в среднем таково:

— в 10 дней ребенку под силу удержать некий движущийся предмет в поле своего зрения;

— примерно в месяц дети начинают прислушиваться к голосу мамы, а также к громким звукам, в это же время отмечается первая улыбка, а также первые успешные попытки приподнять и удержать голову;

— двухмесячные малыши уже способны произносить отдельные звуки, а также долго следят за движущимися игрушками, кроме того, они могут улыбнуться при доброжелательном обращении к ним;

— в три месяца дети с опорой на предплечья уже подолгу лежат на животе, а также высоко приподнимают и хорошо удерживают голову вертикально;

— примерно в четыре месяца впервые проявляется комплекс оживления, когда в ответ на обращение к ребенку он начинает громко смеяться и подолгу гулить, кроме того, в этом возрасте дети не только рассматривают, но и захватывают висящие рядом игрушки;

— пятимесячные дети начинают хорошо отличать чужих и своих, а также прекрасно различают ласковые и строгие нотки в разговорной речи взрослых, помимо этого дети уже умеют ловко переворачиваться, а многие пробуют полугустую пищу с ложки;

— полугодовалый малыш уже сумеет переложить игрушку из руки в руку, а также переворачивается, как со спины на живот, так и в обратном направлении, делают первые попытки поползти и впервые используют в речи слоги;

— с семи месяцев дети уже уверенно ползают и самостоятельно сидят, могут стучать игрушкой и находить взглядом требующийся им предмет, особенно если он всегда располагается в одном и том же месте;

Читайте также:  Невроз навязчивых состояний у детей

— восьмимесячный малыш на протяжении длительного времени занимается своими игрушками, а также начинает подражать действиям взрослых, рацион его уже существенно расширяется;

— в девять месяцев большинство детей начинают не только уверенно стоять на ножках, но и переходить от одного предмета к другому, держась за опору, слоги повторяются в речи уже многократно;

— с десяти месяцев малыши начинают залазить на возвышенности – на диваны, ступеньки и т.п., кроме того, для ходьбы им достаточно поддержки одной руки;

— одиннадцати месячный ребенок самостоятельно стоит и даже радуется приходу знакомых людей;

— к году дети учатся узнавать на фото знакомых взрослых, а также выполнять всевозможные действия с игрушками самостоятельно, то есть, катать машинку, качать куклу и другие. Помимо этого в таком возрасте малыши едят достаточно густую пищу, пытаются держать кружку и даже самостоятельно ходить, без поддержки. Словарный запас может состоять из 8-10 слов.

Каково нервно-психическое развитие детей до 1 года оценивает врач-педиатр, основываясь на основных имеющихся у конкретного малыша навыках. При необходимости именно этот специалист может посоветовать родителям, как помочь в развитии той или иной области, к примеру, в развитии мелкой моторики или освоении новых движений.

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДО 1 ГОДА

Основные показатели и величины

Каждый малыш индивидуален, и темпы развития у всех детей тоже очень разные. Какие-то навыки могут опережать приведенные ниже нормы развития, а другие, наоборот, отставать. Тем не менее, отставание развития ребенка на большой срок или сразу по многим параметрам должно служить сигналом к тому, что его развитию следует уделить повышенное внимание.

Движения глаз становятся координированными, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах и лице взрослого.

Резкий звук вызывает вздрагивание и мигание; намечается слуховое сосредоточение.

Малыш начинает издавать какие-то неопределенные звуки; появляется улыбка в ответ на разговор взрослого; крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок.

Попытки удержать голову прямо при вертикальном положении тела удаются ребенку на несколько секунд.
Лежа на животе, он пытается приподнимать и удерживать голову.
Потягивается.
Упирается ножками, поддерживаемый под мышки

Феномен ползания и тонический рефлекс рук держатся.
Спит около 20 часов в сутки.

Отчетливо выявляется способность зрительного и слухового сосредоточения; ребенок гораздо лучше следит глазами за двигающимся предметом, поворачивает голову на человеческий голос, прекращает сосание при показывании ему яркого предмета.

Рассматривает висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см).

Малыш хорошо поднимает голову и при лежании на животе приподнимает грудь; удерживает 1-1,5 минуты голову в вертикальном положении; поддерживаемый под мышки, долго стоит, не подгибая ножек.
Исчезают симптом ползания и тонический рефлекс рук.

Эмоциональные реакции становятся более разнообразными: малыш улыбается в ответ на улыбку, разговор, тормошение и т.д.; гулит более определенно.

Начинает удерживать предметы всей рукой. Таким образом, двигательные реакции приобретают некоторую целесообразность.

Ребенок зрительно сосредоточивается и следит за предметом, находясь в вертикальном положении более длительное время — 5-6 минут.

Четко улавливает направление звука, поворачивая голову в сторону последнего.

В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления).

Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью.

Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, в твердую поверхность.

Лежа на животе, малыш приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья; сидит при поддержке за таз; переворачивается со спины на бок; свободно держит голову.

Движения рук становятся свободными и целесообразными: он тянет предметы в рот, ощупывает пеленку, тянется к игрушкам и т.д.

Ребенок иногда узнает мать.

Смеется в хорошем настроении и криком выражает неудовольствие, если его оставляют одного или укладывают в кроватку, когда он не хочет спать.

Гуление становится разнообразным.

Музыкальные звуки вызывают у малыша положительные эмоции.

Лежа на животе, ребенок хорошо следит за движущимся предметом, ощупывает материнскую грудь, реагирует своим поведением на незнакомое лицо.

Читайте также:  Невроз глотки симптомы у взрослых

Во время кормления придерживает руками бутылочку или грудь матери.

Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается (комплекс оживления).
Громко смеется, когда с ним играют.

Исчезает физиологическая гипертония мышц ног.

Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над его грудью игрушки.

Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.

Неудовольствие выражается хныканьем.

Ребенок отлично знает мать, по-разному реагирует на знакомые и чужие лица, не берет чужую грудь, уверенно хватает предметы и тянет их в рот.

Различает тон, с которым к нему обращаются.

Во время бодрствования подолгу певуче гулит.

Взятый под мышки, ребенок стоит прямо, не подгибая ножек; делает попытки стянуть накинутую на лицо пеленку.

В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.

Ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, поднимается на ножки при подтягивании его за руки; поддерживаемый за грудь, делает первые попытки переступать.

Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук игрушку, сбрасывает пеленку с лица.

Эмоциональные проявления более разнообразны.

Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

Ребенок тянется к своему отражению в зеркале.

Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении.

Поднимается на четвереньки; ползает; самостоятельно сидит; встает на колени, цепляясь руками за сетку манежа; поддерживаемый под мышки, хорошо переступает.

Движения становятся более целеустремленными.

Малыш перекладывает предмет из руки в руку, постукивает игрушкой об игрушку и т.д.

Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок: ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки матери и знакомым.

Ребенок интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему, ищет взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде новых предметов.

Он уже самостоятельно садится и из сидячего положения ложится; встает, цепляясь за барьер.

Стоит, придерживаемый за одну ручку; поддерживаемый за обе руки и цепляясь за спинку кроватки, делает попытки ходить.

Ест сухарик, который сам держит в руке; пьет из чашки, которую держит взрослый.

Малыш ищет спрятанный под пеленку или упавший предмет; делает попытки стоять без опоры и переходить от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки; садится из вертикального положения; встает на колени.

Для ребенка в этом возрасте оказываются доступными некоторые элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки; следит за падением бросаемых предметов; щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого, и т.д.

Подражает взрослому — повторяет за ним слоги.

Знает свое имя — оборачивается на зов.

С предметами обращается по-разному в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку.

Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, и сам слегка придерживает ее руками.

Ребенок стоит и поднимается без опоры; хорошо ходит вдоль опоры и делает попытки ходить за одну ручку; подражает движениям взрослых; открывает и закрывает дверцы; берет мелкие предметы двумя пальцами; не отдает отбираемую у него игрушку и т.д.

Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила.

По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки).

Овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку.

Пытается снять носок; приседает без опоры; нагибается при поднимании предмета без приседания; хорошо ходит за руку.

Легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов.

Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Таня? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.).

Указывает части тела, выполняет большое количество требований.

Самостоятельно ходит (встает, идет, садится — все самостоятельно и не от предмета к предмету).
Пьет из чашки, сам держит ее.

  • ЛЕЧИМ ДОМА (50)
  • Академия красоты и здоровья (42)
  • ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ (39)
  • САЛОН КРАСОТЫ ДОМА (38)
  • КУРСЫ МАССАЖА (29)
  • ОН-ЛАЙН СПА (18)
  • Онлайн школа (14)
  • ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (14)
  • СПОРТКЛУБ (14)
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ОНЛАЙН (9)
  • ФИТНЕС НА ДИВАНЕ (9)
  • Дома из соломенных блоков (панелей) (7)
  • СЕПТИКИ ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОЛЕЦ (5)
  • КЛУБ ВСТРЕЧ (5)
  • СОЗДАЁМ НАСТРОЕНИЕ (5)
  • КАБИНЕТ ОНЛАЙН РЕЛАКСАЦИИ (3)
  • ДОМ ИЗ МОНОЛИТНОГО АРБОЛИТА (2)
  • Альтернативное лечение микроволновой терапией (74)
  • ОН-ЛАЙН КЛИНИКА (49)
  • ОН-ЛАЙН КЛИНИКА СИСТЕМНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (23)
  • Банные премудрости (13)
  • ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ (65)
  • Воспитание детей советы (53)
  • Всё одетях и родителях (98)
  • Гомеопатия для мам (24)
  • Гомеопатия и микроволновая терапия (29)
  • Детский сад (5)
  • Детство (11)
  • Дом и семья (3)
  • Женский клуб (6)
  • ЖЕНСКИЙ КЛУБ ЛЮБОВЬ И ОТНОШЕНИЯ (71)
  • ЖЕНСКИЙ КЛУБ МОЛОДОСТИ И КРАСОТЫ (35)
  • Женское здоровье (41)
  • Здоровье (59)
  • Здоровье детей (50)
  • Игры и развлечения (58)
  • Интересное (32)
  • КЛУБ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ (57)
  • КЛУБ МАМ СЕМЬЯ И ДЕТИ (51)
  • Колыбельные (4)
  • Красота (36)
  • КРАСОТА ЗДОРОВЬЯ (63)
  • Личные отношения (9)
  • Любовь и отношения (27)
  • Мамин журнал (1)
  • Материнство (12)
  • Мать и дитя (3)
  • Молодым мамам (43)
  • Моя беременность (5)
  • Наномедицина (78)
  • Народные методы лечения (5)
  • Народные средства (11)
  • Наше общество (34)
  • Обучение детей (34)
  • Общение с детьми (17)
  • Отцовство (9)
  • Полезные продукты (4)
  • Полезные советы (27)
  • Правила жизни (6)
  • Правильное питание (16)
  • Про прививки (53)
  • Психология (42)
  • Развитие ребенка (18)
  • Рецепты народной медицины (6)
  • Родители и дети (45)
  • Секреты воспитания (4)
  • Семейные отношения (25)
  • Семья (24)
  • СЕМЬЯ И ДЕТИ (55)
  • Сказки и притчи (52)
  • Советы родителям (46)
  • Сопровождение беременности (21)
  • Среда обитания (3)
  • Стихи (23)
  • Творчество (6)
  • Упражнения для детей (6)
  • УХОД ЗА РЕБЕНКОМ ДО ГОДА (7)
  • Школа (24)
  • Юморное (15)
Читайте также:  Анатомия центральной нервной системы для психологов


Каждый малыш индивидуален, и темпы развития у всех детей тоже очень разные. Какие-то навыки могут опережать приведенные ниже нормы развития , а другие, наоборот, отставать. Тем не менее, отставание развития ребенка на большой срок или сразу по многим параметрам должно служить сигналом к тому, что его развитию следует уделить повышенное внимание.

Движения глаз становятся координированными, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах и лице взрослого.
Резкий звук вызывает вздрагивание и мигание; намечается слуховое сосредоточение.
Малыш начинает издавать какие-то неопределенные звуки; появляется улыбка в ответ на разговор взрослого; крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок.
Попытки удержать голову прямо при вертикальном положении тела удаются ребенку на несколько секунд.
Лежа на животе, он пытается приподнимать и удерживать голову.
Потягивается.
Упирается ножками, поддерживаемый под мышки

Феномен ползания и тонический рефлекс рук держатся.
Спит около 20 часов в сутки.

Отчетливо выявляется способность зрительного и слухового сосредоточения; ребенок гораздо лучше следит глазами за двигающимся предметом, поворачивает голову на человеческий голос, прекращает сосание при показывании ему яркого предмета.
Рассматривает висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см).
Малыш хорошо поднимает голову и при лежании на животе приподнимает грудь; удерживает 1-1,5 минуты голову в вертикальном положении; поддерживаемый под мышки, долго стоит ,не подгибая ножек.
Исчезают симптом ползания и тонический рефлекс рук.
Эмоциональные реакции становятся более разнообразными: малыш улыбается в ответ на улыбку, разговор, тормошение и т.д.; гулит более определенно.
Начинает удерживать предметы всей рукой. Таким образом, двигательные реакции приобретают некоторую целесообразность.

Легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов.
Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Таня? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.).
Указывает части тела, выполняет большое количество требований.
Самостоятельно ходит (встает, идет, садится — все самостоятельно и не от предмета к предмету).
Пьет из чашки, сам держит ее.

Процитировано 50 раз
Понравилось: 18 пользователям

Читайте также:
Adblock
detector