Ложная женщина невроз как внутренний театр личности

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 256 179
  • КНИГИ 586 719
  • СЕРИИ 21 785
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 542 740

Ложная женщина; Невроз как внутренний театр личности

Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности

Часть I. Ложная женщина

О мужественности и женственности

В обыденном сознании половая жизнь человека наивно отождествляется с его сексуальной активностью, но в действительности эта жизнь таинственна и глубока. Наш мир отвернулся от ее таинственной глубины, а может быть, сама она, загадочная и мистическая, сокрылась от его циничного взгляда, от его интеллектуальной болтовни, моральных претензий и исследовательского блуда. Уйдя из духовного мира современного, чрезмерно социализированного человека, недостойного ее, она оставила его безнадежно плоским, жалко ограниченным, внутренне бесполым, компенсаторно похотливым. Мужчина и женщина различаются по биологическому полу, а их социально-культурные половые роли — их мужественность и женственность — оказываются ненужными нашему больному обществу.

Современный человек, увы, все больше опускается до уровня какого-то бесполого, духовно оскопленного индивидуума, который в половом отношении способен лишь к биологическому размножению и к связанным с этим непосредственным радостям, но лишен стремления к духовному преображению через половое воссоединение, в котором пол, половинное, половинчатое существование человека должно обрести свою исконную цельность, целостность, и в этом плодотворном превращении сотворить в себе нового человека личность, человека Духа, ибо мы рождаемся дважды: один раз — для жизни, второй раз — для творчества и любви. Личность есть святой плод человечества, и тайна личности лежит в глубине пола. Пол, личность и творчество сокровенно и неразрывно связаны между собой. Вдохновение пола, половая любовь, всегда побуждает человека к творчеству, творческому самовыражению, и только оно кристаллизует в нем Личность, дает тот масштаб мироощущения и миропонимания, который духовно перерождает и преобразует человека.

Кризис половых ценностных ориентации, половых взаимоотношений, свидетелем которого мы являемся, оборачивается кризисом творчества, кризисом духовности, кризисом чрезмерно социализированной личности, ибо для духовно бесполого, нетворческого, механически функционирующего, излишне интеллектуализированного или, напротив, бездумно-поверхностного индивидуума жизнь, в конце концов, оборачивается жестокой бессмыслицей и пошлостью, потому что только для личности жизнь имеет смысл, только в личности она получает могучий всеобъемлющий резонанс.

Каждый из нас живет, действует, чувствует, мыслит не как некая абстрагированная природно-социальная единица, то есть некий человек вообще, но всегда либо как мужчина, либо как женщина. Не абстрактный человек, а именно мужчина или именно женщина соотносятся с миром, их окружающим, пребывают во взаимодействии с ним, и их отношение к миру, их бытие в мире зависит от определяющих особенностей его (мужского) или ее (женского) мироощущения и миропредставления.

О природе половых различий написано немало. Литературный обзор на эту тему потребовал бы отдельной книги. Ни в коем случае не отбрасывая существующие воззрения на сей предмет, хотя и не во всем с ними соглашаясь, и уж, разумеется, никак не претендуя на универсальность своего взгляда, я, тем не менее, попытаюсь сформулировать свое понимание половых различий. К этому подвигает меня желание разобраться в истоках кризиса половых взаимоотношений, который переживается современным миром и во многом определяет судьбу грядущего социума.

Человек рождается с естественной биологической принадлежностью к тому или другому полу, но эта принадлежность сама по себе еще не гарантирует того, что биологический мужчина окажется непременно мужественным, то есть будет обладать соответствующим полоролевым поведением, а биологическая женщина будет в том же смысле женственна. Биологический пол предполагает только объективное функционирование данного индивида в качестве самца или самки, но ничего не говорит о его половом переживании и самосознании. Последнее во многом определяется социальными и культурными влияниями, стилем воспитания в раннем детстве, а также склонностью психики человека к формированию той или иной полоролевой установки.

Многие исследователи отмечают, что мужчина становится мужественным, а женщина — женственной в процессе усвоения ими соответствующих половых ролей, принятых в данном обществе. Однако было бы нелепым полагать, что половая роль — это исключительно социальный норматив, внедренный в сознание индивида. Во многом она определяется и неосознаваемыми мотивами поведения, различными у мужчин и женщин. Полоролевые предписания, принятые в данном обществе, сами по себе еще недостаточны. Необходимо наличие некоего «центра кристаллизации» мужских и женских свойств характера, который определял бы предпочтительные способы мужского и женского социального функционирования. Что может выступать в качестве таких «центров кристаллизации» полового самосознания мужчин и женщин? Здесь моя мысль до банальности проста: мир дан человеку в двух ипостасях — как мир внешний, объективно существующий, и как мир внутренний, субъективно переживаемый. От того, какие ценности существования — объективные или субъективные — наиболее значимы для человека, во многом зависит его половая направленность. Половое самосознание всегда связано с этими ценностными ориентациями и вне их оказывается, так сказать, повисшим в воздухе. Я постараюсь показать, что пол основан именно на этой глубинной, часто неосознанной предпочтительности либо объективной, либо субъективной стороны существования.

Читайте также:  Что такое астенический невроз

Половая принадлежность накладывает отпечаток на все существо человека, она определяет не только социальную половую роль, которую исполняет человек, но и его влечения, его сознательную модель мира, его взаимоотношения с миром, мотивы его действий и поступков, стиль поведения. Сфера половой активности гораздо шире, чем область сексуальной активности, и вбирает в себя всего человека целиком. Мужественность и женственность половые символы двух миров — сами по себе представляют две достаточно обособленные душевные сферы и проявляются в различных ценностных ориентациях мужских и женских характеров. Попытаемся проследить эти ценностные ориентации в собирательном образе типичного мужчины и типичной женщины.

Альфред Щеголев — Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности краткое содержание

Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности читать онлайн бесплатно

ЛОЖНАЯ ЖЕНЩИНА. НЕВРОЗ КАК ВНУТРЕННИЙ ТЕАТР ЛИЧНОСТИ

Альфред ЩЕГОЛЕВ

Часть I. Ложная женщина

О мужественности и женственности

В обыденном сознании половая жизнь человека наивно отождествляется с его сексуальной активностью, но в действительности эта жизнь таинственна и глубока. Наш мир отвернулся от ее таинственной глубины, а может быть, сама она, загадочная и мистическая, сокрылась от его циничного взгляда, от его интеллектуальной болтовни, моральных претензий и исследовательского блуда. Уйдя из духовного мира современного, чрезмерно социализированного человека, недостойного ее, она оставила его безнадежно плоским, жалко ограниченным, внутренне бесполым, компенсаторно похотливым. Мужчина и женщина различаются по биологическому полу, а их социально-культурные половые роли – их мужественность и женственность – оказываются ненужными нашему больному обществу.

Современный человек, увы, все больше опускается до уровня какого-то бесполого, духовно оскопленного индивидуума, который в половом отношении способен лишь к биологическому размножению и к связанным с этим непосредственным радостям, но лишен стремления к духовному преображению через половое воссоединение, в котором пол, половинное, половинчатое существование человека должно обрести свою исконную цельность, целостность, и в этом плодотворном превращении сотворить в себе нового человека – личность, человека Духа, ибо мы рождаемся дважды: один раз – для жизни, второй раз – для творчества и любви. Личность есть святой плод человечества, и тайна личности лежит в глубине пола. Пол, личность и творчество сокровенно и неразрывно связаны между собой. Вдохновение пола, половая любовь, всегда побуждает человека к творчеству, творческому самовыражению, и только оно кристаллизует в нем Личность, дает тот масштаб мироощущения и миропонимания, который духовно перерождает и преобразует человека.

Кризис половых ценностных ориентации, половых взаимоотношений, свидетелем которого мы являемся, оборачивается кризисом творчества, кризисом духовности, кризисом чрезмерно социализированной личности, ибо для духовно бесполого, нетворческого, механически функционирующего, излишне интеллектуализированного или, напротив, бездумно-поверхностного индивидуума жизнь, в конце концов, оборачивается жестокой бессмыслицей и пошлостью, потому что только для личности жизнь имеет смысл, только в личности она получает могучий всеобъемлющий резонанс.

Каждый из нас живет, действует, чувствует, мыслит не как некая абстрагированная природно-социальная единица, то есть некий человек вообще, но всегда либо как мужчина, либо как женщина. Не абстрактный человек, а именно мужчина или именно женщина соотносятся с миром, их окружающим, пребывают во взаимодействии с ним, и их отношение к миру, их бытие в мире зависит от определяющих особенностей его (мужского) или ее (женского) мироощущения и миропредставления.

О природе половых различий написано немало. Литературный обзор на эту тему потребовал бы отдельной книги. Ни в коем случае не отбрасывая существующие воззрения на сей предмет, хотя и не во всем с ними соглашаясь, и уж, разумеется, никак не претендуя на универсальность своего взгляда, я, тем не менее, попытаюсь сформулировать свое понимание половых различий. К этому подвигает меня желание разобраться в истоках кризиса половых взаимоотношений, который переживается современным миром и во многом определяет судьбу грядущего социума.

Читайте также:  Тибетские мантры от невроза

Человек рождается с естественной биологической принадлежностью к тому или другому полу, но эта принадлежность сама по себе еще не гарантирует того, что биологический мужчина окажется непременно мужественным, то есть будет обладать соответствующим полоролевым поведением, а биологическая женщина будет в том же смысле женственна. Биологический пол предполагает только объективное функционирование данного индивида в качестве самца или самки, но ничего не говорит о его половом переживании и самосознании. Последнее во многом определяется социальными и культурными влияниями, стилем воспитания в раннем детстве, а также склонностью психики человека к формированию той или иной полоролевой установки.

Половая принадлежность накладывает отпечаток на все существо человека, она определяет не только социальную половую роль, которую исполняет человек, но и его влечения, его сознательную модель мира, его взаимоотношения с миром, мотивы его действий и поступков, стиль поведения. Сфера половой активности гораздо шире, чем область сексуальной активности, и вбирает в себя всего человека целиком. Мужественность и женственность – половые символы двух миров – сами по себе представляют две достаточно обособленные душевные сферы и проявляются в различных ценностных ориентациях мужских и женских характеров. Попытаемся проследить эти ценностные ориентации в собирательном образе типичного мужчины и типичной женщины.

Если говорить о мужчине и мужественности, то сразу же следует заметить, что типичный мужчина приемлет и утверждает действительность реально и объективно существующую, всякая иная реальность представляется ему недостоверной, сомнительной, расплывчатой, иллюзорной.

Альфред Щеголев — психотерапевт, доцент Восточно-Европейского института психоанализа в Санкт-Петербурге.

3 из 5. Рекомендуется в том числе профессиональным психологам.

Те, кого интересуют женские проблемы, а также те, кто хочет заглянуть вглубь себя и понять, какие они носят маски.

В книге представлены описание мира современной женщины, типы и модели ее поведения, а также характер и причины личностных нарушений.

В обычной жизни мы ассоциируем нашу половую жизнь с сексуальной активностью, но на самом деле все гораздо таинственнее и глубже. Наш мир стал плоским, ограниченным, похотливым, а мужчина и женщина давно различаются по биологическому полу, теряя мужественность и женственность как социально и культурно обусловленные половые роли.

Мы все больше становимся некими бесполыми индивидами, которые способны только биологически размножаться, а не стремиться к духовному преображению через половое воссоединение, чтобы обрести целостность и стать новой личностью. Кризис половых взаимоотношений ведет к творческому кризису. Наша принадлежность к одному из биологических полов не гарантирует мужчине обретение мужественности, а женщине — женственности. Мы становимся такими, когда усваиваем соответствующие роли, но они далеко не социальный норматив, который впечатан в наше сознание. Здесь участвуют также неосознанные мотивы мужского и женского поведения.

Для мужчины характерно следующее:

1. Понимание и восприятие себя объектом, который находится в системе объективного окружения.

2. Чувства и переживания для него не столь существенны, эмоции — вторичны.

3. Истинное наслаждение для мужчины в том, чтобы преодолевать различные внешние трудности.

4. Мужчина высоко ценит физическую силу и выносливость, поскольку благодаря им овладевает доступным ему миром.

5. Сексуальность является одной из его главных жизненных ценностей, для активности нужен объект или предмет вожделения.

6. Мужчина не стремится к глубоким любовным переживаниям, потому что они усложняют сексуальность.

7. Мужчина хочет обоснованную и подтвержденную истину.

8. Для того чтобы оставаться личностью, ему требуется огромное мужество.

Намного сложнее понять внутренний мир женщины, потому что он не подчиняется логическому объяснению — настолько он капризный и прихотливый.

1. Женщина делает выбор в пользу представлений, а не понятий.

3. В ее жизни слишком явно проявляется бессознательная сторона психики.

Читайте также:  Клиника неврозов на шаболовке как попасть на лечение

4. Сугубо женским призванием считаются религиозность и совестливость.

5. Женщине в отношениях нравится недосказанность. Она предпочитает говорить не словами, а паузами, мимикой, взглядом.

6. Для женщины логика — убийственна, она ненавидит доказывать и убеждать.

7. Наивысшей женской потребностью является равновесие в мире, она любит создавать уют и комфорт.

8. В любовно-сексуальной активности у женщины двоякое положение: она желает быть целью жизни для мужчины, но становится средством для появления новой жизни. Любовь для женщины носит жертвенный характер, иначе любые переживания становятся без этого неполными.

9. У женщины нет потребности в детях до тех пор, пока в нее кто-то влюблен.

Мужчина и женщина не могут жить друг без друга, их влечение является внутренне противоречивым и неоднозначным. У них одинаково действуют эротическое взаимное притяжение и эгоистическое взаимное отталкивание. Мужской вектор всегда направлен на женский, в то время как женский скорее притягивает его к себе, потому что больше обращен вглубь себя.

Женщине тяжело выживать в мире, где она обречена на деформирование женственности, приходящей в ложное состояние. Если у нее нет возможности утвердить эту женственность, она изменяет себе и ведет отнюдь не женский образ жизни. Эта извращенная женственность присуща ложной женщине, которую автор классифицирует по трем типам:

Эти типы невротичны, поскольку женщина слишком уязвима и не уверена в себе, живя в мужском мире. Она цепляется за личный способ существования в социуме, пытаясь переиграть мужчину, и надевает защитные маски сексуальности, гиперсоциальности и интеллектуальности.

Асоциальный тип оттеняет гиперсоциальный и тоже может быть отнесен к категории ложной женщины. Она привлекательна благодаря контрасту с женственностью, поскольку в ней серьезно травмировано женское начало. Она всей душой ненавидит социум и хочет подчинить его себе.

Интеллектуальная женщина обладает преувеличенным интеллектом, заглушающим или деформирующим свойства женской души. Это не самый распространенный тип ложной женщины, но у него тоже есть определенные признаки. В отличие от сексуальной женщины, стремящейся к положению в обществе через соблазны, и от гиперсоциальной женщины, желающей достичь того же через общественное признание, интеллектуальная женщина нацелена на реализацию себя через интеллектуально-продуктивную творческую активность. Она абсолютно бездарная хозяйка, семья для нее является скорее обузой или повинностью. Она нуждается не столько в муже, сколько в партнере по интеллектуальным и сексуальным играм, принимаемым ею за любовь.

Невротичная женщина больше всего на свете хочет заполучить рыцаря, который может вдохновиться ею. Она способна неосознанно мстить себе за то, что не может найти место в жизни, то самое состояние, которое соответствовало бы ее женскому чувству.

Мужественность и женственность стремятся друг к другу и во внешнем мире, и во внутреннем. Мы разнополы не только внешне, но и изнутри, недаром в мире так много женоподобных мужчин и мужеподобных женщин.

Невротизм проявляется в четырех клинических формах:

1. Психастении, когда идет внутреннее переживание несоответствия того, как человек ощущает себя и как самовыражается.

2. Истерии, выступающей вызовом или демонстрацией ценности, которую не признают окружающие.

3. Неврозе навязчивых состояний или обсессии, когда одерживает верх страх, и человек не может быть искренним, душевным и мягким в общении с другими.

4. Неврастении, когда человек глубоко погружен в социум и пропитан его ценностями, что выражается в гиперсоциальном отношении к другим людям.

Чему учит книга

— Творчество синтезирует пол и личность, поскольку половая любовь и вдохновение пола направляют нас на творческое самовыражение.

— Мужское и женское начала объединяются в творческой активности, которая формирует в нас личность.

— Все, кто всерьез посвятил жизнь театру, уже не могут преуспеть в реальной жизни, а те, кто счастлив в ней, не нуждаются в театре.

— Женщина не может жить без веры, потому что такая вседозволенность и безверие нравственно подавляют и опустошают ее душу.

Читайте также:
Adblock
detector