Лингвистические особенности речевой организации больных неврозом

КЛИНИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЛЬНЫХ НЕВРОЗАМИ И ИХ ДИНАМИКА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОТЕРАПИИ

Было проведено специальное исследование, направленное на изучение лингвистических особенностей у больных неврозами в динамике и взаимосвязи с клиническими и клинико-психологическими характеристиками. Перед исследователями стояли задачи установления взаимосвязи лингвистических особенностей речи больных разными формами неврозов с клинико-психологическими характеристиками, особенностями структурной организации и изучения лингвистических характеристик речи больных неврозами, динамики лингвистических особенностей их речи в процессе психотерапии. Были обследованы 80 больных неврозами (36 мужчин и 44 женщины) в возрасте от 18 до 62 лет. Для решения поставленных в работе задач применяли клинико-психологический (опросник Е.Александровича), экспериментально-психологический [опросник Спилбергера — STAXI — в модификации С.Л.Соловьевой (2000), тест Эллиса, Торонтская алекситимиче-ская шкала (TAS)], а также психолингвистический методы. При изучении психолингвистических показателей исследовались тексты, полученные в результате устных монологических высказываний испытуемых. Соответственно иерархическим уровням организации языка выделялись уровни анализа исследуемого текста (лексико-стилистический, лексико-грамматический, морфостилистический). Для каждого уровня использовали методики, принятые в современном языкознании и психолингвистике.

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева

Д альнейшее развитие клинических основ психотерапии и превращение психотерапии в медицинскую специальность, интегрированную в систему здравоохранения, предполагает создание более совершенных комплексных психотерапевтических программ для лечения больных с невротическими расстройствами, сочетающих методические компоненты динамического, поведенческого, гуманистического подходов [7, 11].
Для решения подобных задач привлекались различные концепции, основанные на философских, методологических или технологических теориях. Современный этап развития гуманитарных наук предлагает наиболее полное использование достижений наук о языке (лингвистики, семантики, нарратологии и др.). Интеграции медицинского и гуманитарного знания в психотерапию способствуют отечественные теории неврозогенеза и представление о личности в психотерапии [2, 4, 6, 10], концепции языковой природы сознания [1, 8, 9, 16], а также представление о языковой природе самой психотерапии [3, 12, 14, 17]. Декларативность определения психотерапии как прежде всего речевой (языковой) терапии связана с отсутствием научной лингвистической базы у большинства психотерапевтических методов [8, 14, 18], а также с немногочисленными исследованиями лингвистических аспектов клинических проявлений невротических расстройств [2, 3, 5, 13, 15]. Эти данные имеют большое значение для повышения эффективности деятельности психотерапевтических учреждений при проведении профилактических мероприятий, лечении и реабилитации [11].
Учитывая теоретическое и практическое значение этих вопросов, было проведено специальное исследование, направленное на изучение лингвистических особенностей у больных неврозами в динамике и взаимосвязи с клиническими и клинико-психологическими характеристиками.
Перед исследователями стояли задачи установления взаимосвязи лингвистических особенностей речи больных разными формами неврозов с клинико-психологическими характеристиками, особенностями структурной организации и изучения лингвистических характеристик речи больных неврозами, динамики лингвистических особенностей их речи в процессе психотерапии.
Были обследованы 80 больных неврозами (36 мужчин и 44 женщины) в возрасте от 18 до 62 лет, находившихся на стационарном лечении в отделении неврозов и психотерапии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева. Диагностика невротических расстройств строилась с учетом позитивных и негативных критериев, принятых в современной отечественной неврозологии [6]. Контрольную группу составили 50 жителей Санкт-Петербурга, соответствующих критериям психического здоровья по ВОЗ. Состав обследованных в группах больных неврозами и здоровых был сопоставим по полу, возрасту и образованию.
Для решения поставленных в работе задач применяли клинико-психологический (опросник Е.Александровича), экспериментально-психологический [опросник Cпилбергера – STAXI – в модификации С.Л.Соловьевой (2000), тест Эллиса, Торонтская алекситимическая шкала (ТАS)], а также психолингвистический методы. При изучении психолингвистических показателей исследовались тексты, полученные в результате устных монологических высказываний испытуемых. Соответственно иерархическим уровням организации языка выделялись уровни анализа исследуемого текста (лексико-стилистический, лексико-грамматический, морфостилистический). Для каждого уровня использовали методики, принятые в современном языкознании и психолингвистике.
Полученные данные были подвергнуты статистической обработке. Учитывали результаты со степенью достоверности не ниже 95% (p

Читайте также:  Что пропить от нервов и стресса и раздражения

Речь при неврозах

Речь при неврозах

В литературе имеется незначительное количество работ, непосредственно связанных с проблемой речевого поведения людей в невротических состояниях. Следует отметить сходство указываемых характеристик с проводимыми нами ранее особенностями речи при маниакально-депрессивных психозах. Следует отметить работы Маля, Шапиро [Malh, 1963; Shapiro, 1977].

Интересно сопоставление различных групп невротических больных (с точки зрения использования ими различных речевых средств лексического уровня) [Tailor, Doody, 1985]. В ряде работ подчеркивается важность анализа тех параметров речи, которые меняются в состоянии эмоциональной напряженности – число повторений фраз, слов, слогов, парафазии, число и характер пауз [Dibney, 1956; Osgood, 1967; Витт, 1974].

В целом, считается, что особенности речи при неврозах должны проявляться в содержательной стороне речи, так как важнейшую роль в формировании их играют личностные особенности больных. Поэтому обработка речевого материала ведется с помощью различных шкал тревоги, агрессии, депрессии, коммуникабельности [Карвасарский, 1980; Мясищев, 1980; Додонова, 1988].

Из этого, на наш взгляд, следует, что речевой материал используется при изучении неврозов не как источник собственно речевой информации, а как способ, язык для проникания в личность больного. Существенную роль поэтому играет подбор речевых тестов для каждой группы больных (психосмотические больные, больные с неврозом навязчивых состояний, больные истерией и т.д.) с учетом пола.

В различных областях человеческой деятельности могут возникать ситуации, при которых речь является практически единственным источником информации о психическом состоянии человека. В связи с этим встает вопрос, может ли речь с достаточной надежностью отражать эмоциональное и физическое состояние человека, его личностные особенности и, в частности, наличие невротических расстройств. В обширной литературе, посвященной изучению речи психических больных, имеются лишь единичные работы, посвященные изучению речи больных, страдающих неврозами, в указанном нами аспекте [Ласко и др., 1975; Malh, 1963].

Читайте также:  Рассеянный склероз после стресса

Учитывая вышесказанное, задачей настоящей работы является изучение некоторых особенностей речевого поведения именно этой группы больных. В качестве метода использовался контент-анализ, позволяющий проанализировать содержательную сторону речевой продукции здорового или больного человека. Было проведено обследование 74 больных неврозами в возрасте от 18 до 55 лет (30 больных с неврастенией, 30 — с истерическими неврозами и 14 — неврозами навязчивых состоянии). Контрольная группа состояла из 20 здоровых лиц в возрасте от 20 до 50 лет.

В качестве речевого материала использовались записанные на магнитную ленту рассказы, составленные испытуемыми по 5 предложенным темам с различной эмоциональной направленностью — положительной, отрицательной, нейтральной («Двое на берегу моря», «Ночь в лесу», «Исчезновение человека», «В незнакомом городе», «Необычное происшествие»).

Наиболее часто встречающимися состояниями в клинике неврозов являются состояние тревоги, агрессии и депрессии, а областью проявления имеющихся психологических конфликтов — различные виды обобщения. В связи с этим в нашем исследовании уделялось внимание проявлению в речи именно этих состояний, а также различных типов коммуникаций.

Обработка речевого материала проводилась с помощью модифицированных нами контент-шкал Готтшалка-Глезера [Gottschalk, Gleser, 1969; Gottschalk, 1978]. Использовались шкалы тревоги, агрессии, депрессии и самостоятельно составленная шкала общения. Этот тип анализа основывается на предположении, что степень выраженности того или иного психического состояния зависит от частоты упоминаний о нем в речи и от прямой или косвенной формы выражения этого состояния. В качестве оцениваемого высказывания могут быть как слово, так и группа слов или простое предложение. В соответствии со шкалой высказываниям от 1-го лица приписывается 3 балла, от 3-го лица — 2 балла и 1 балл, если наличие измеряемого состояния отрицается или приписывается неодушевленному предмету. Затем сумма баллов, полученная для текста, делится на число оцениваемых высказываний. Для оценки личностных особенностей испытуемых использовалась методика MMPI (вариант, адаптированный И.Н. Гильяшевой, Л.Н. Собчик, Т.Л. Федоровой, 1984).

Читайте также:  Нервное расстройство симптомы у взрослых

Каждый из рассказов оценивался по выраженности:

· тревоги по поводу смерти и физического неблагополучия (тр1);

· тревоги по поводу разобщения (тр2);

· тревоги социального неодобрения (трЗ);

· неопределенной тревоги (тр4);

· тревоги за других людей (тр5);

· открытой агрессии, которая проявляется от лица рассказчика (агр1);

· скрытой агрессии, выражаемой от лица других действующих лиц рассказа (агр2);

· амбивалентной агрессии, направленной одновременно вовне и на себя самого (агр3);

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:
Adblock
detector