Астено невротический тип личности

Лабильный тип

Доминирующая особенность характера: сильная изменчивость настроения. Перемены происходят очень часто и резко от ничтожных для окружающих поводов. Душевное состояние влияет на все: сон, аппетит, желание общаться и учиться, работоспособность, общее самочувствие.

Привлекательные черты характера: чуткость, добродушие, общительность, привязанность, отзывчивость и искренность (в моменты хорошего настроения). Лабильный подросток отличается искренней привязанностью и глубокими чувствами к тем, с кем он находится в хороших отношениях, о ком заботится и кого любит. Данная привязанность сохраняется вне зависимости от изменчивости настроения.

Отталкивающие черты характера: драчливость, раздражительность, ослабленный самоконтроль, вспыльчивость, склонность к конфликтам (в моменты плохого настроения). Простой разговор может спровоцировать вспышку гнева, подросток в такие моменты может сказать что-то обидное и дерзкое, иногда, расплакаться.

Особенности поведения подростка лабильного типа

Особенности дружбы и общения: все зависит от настроения в конкретный момент. Если подросток доволен жизнью, то с легкостью и большим желанием налаживает контакты; если недоволен жизнью и огорчен, то контакты сокращаются. Часто настроение может резко поменяться от незначительного замечания того, с кем он дружит. В некоторых случаях, простая реплика может привести к разрыву дружеских отношений, ввергнуть подростка в депрессию. Напротив, слова друга могут вызвать прилив энергии, желание сделать что-то приятное ему, существенно улучшить настроение.

Отношение к работе и учебе: характерна сильная изменчивость. В ответ на замечание способен засмеяться и с готовностью приступить к исправлению ошибки, однако, вполне вероятны раздражение, нежелание подчиниться требованиям и слезы. Лабильный подросток обладает бессистемными и поверхностными знаниями, так как он не в состоянии управлять собой в процессе образования и поддаваться управлению со стороны родителей или педагогов. Ему неподвластны моменты резкой смены настроения.

Во время работы, лабильный подросток, а позже лабильный мужчина или женщина может переключиться и забыть о своем настроении, однако, это может произойти только в случае крайней заинтересованности работой, увлеченности ею. Это можно использовать в качестве профилактики плохого настроения.

Астено-невротический тип

У ребенка астено-невротического типа с детства отмечаются проблемы с аппетитом и сном. Он всего боится, часто плачет и капризничает. Чувствителен к яркому свету и громким звукам, быстро утомляется даже от небольшого количества людей, по этой причине стремится к уединению.

Доминирующие черты характера: склонность к ипохондрии, повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера: скромность, исполнительность, способность к раскаянию, дружелюбие, дисциплинированность, аккуратность, покладистость.

Отталкивающие черты характера: плаксивость, вялость, неуверенность в себе, капризность, забывчивость. Заниженная самооценка (сомнение в собственной красоте, привлекательности в плане общения), стеснительность и робость мешают таким подросткам постоять за себя при необходимости. В случае ломки стереотипов и изменения внешних обстоятельств, испытывают сильную неврастеническую тревогу, так как для них механизмом психологической защиты является привыкание к укладу жизни, к одним и тем же вещам, знакам, людям.

Особенности поведения подростка астено-невротического типа

Особенности дружбы и общения: из-за неуверенности и пугливости, астеники не стремятся заводить и поддерживать близкие отношения, не проявляют инициативы. По причине частых капризов и раздражительности у них сильно ограничен круг общения.

Работая, быстро утомляется, не испытывает чувства облегчения или радости. Напряженная и тяжелая работа у подростка вызывает раздражение и слезы от чувства собственного бессилия. Помочь может акцентуализация на чередовании различных видов деятельности и периодический отдых. Интенсивная физическая нагрузка не рекомендуется.

Подростки астено-невротического типа лишь изредка попадают под наблюдение психиатра и вовсе не потому, что этот тип в данном возрасте встречается исключительно редко.

С наступлением полового созревания, физического воз­мужания невропатические черты могут сглаживаться. Но в некоторых случаях детская невропатия может транс­формироваться в астено-невротическую акцентуацию и служить у подростков почвой для невротических реакций и невротических развитии. Наконец, иногда этот тип акцен­туации может впервые развертываться в подростковом возрасте.

Главными чертами астено-невротической акцентуа­ции являются повышенная утомляемось, раздражитель­ность и склонность к ипохондричности. Утомляемость осо­бенно проявляется при умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физичес­кие напряжения, например обстановка спортивных сорев­нований, оказываются непереносимыми Раздражение по ничтожному по­воду легко изливается на окружающих, порою случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. Склонность к ипохондризации является особенно ти­пичной чертой.

При этом типе акцентуации не встречается ни делинквентности, ни побегов из дому, ни алкоголизации.

Стремление к эманси­пации от старших или тяга к группированию со сверст­никами, не получая прямого выражения в силу астеничности, утомляемости, могут исподволь подогревать мало­мотивированные вспышки раздражения в отношении ро­дителей, воспитателей, побуждать к обвинению близких в том, что они не уделяют должного внимания их здоровью, или даже порождать глухую неприязнь к сверстникам, у которых подростковые поведенческие реакции выражают­ся прямо и открыто.

Самооценка при астено-невротической акцентуации обычно отражает ипохондрические установки. В мыслях о будущем централь­ное место занимают заботы о собственном здоровье.

СЕНСИТИВНЫЙ ТИП

Сенситивная психопатия форми­руется относительно поздно. Ее становление чаще всего падает на возраст 16—19 лет, т. е. на постпубертатный пе­риод, на время самостоятельного вступления в социальную жизнь.

Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, воз­ней и драками на переменах, но, привыкнув к одному клас­су и даже страдая от некоторых соучеников, они крайне неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода проверок, контроль­ных, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед клас­сом, боясь сбиться, вызвать смех, или наоборот, отвечают меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклас­сников.

Реакция эмансипации у сенситивных подростков быва­ет выражена довольно слабо. К родным сохраняется дет­ская привязанность. К опеке со стороны старших относят­ся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест. Тем более не возникает желания оспорить или отвергнуть духовные ценности, ин­тересы, обычаи и вкусы старшего поколения.

В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные подростки оказываются на общественных постах (ста­росты и т. п.). Их выдвигают воспитатели, привлеченные их послушанием и старательностью. Однако их хватает лишь на то, чтобы с большой личной ответственностью выполнять формальную сторону порученной им работы, но неформальное лидерство в таких коллективах достает­ся другим.

Ахиллесовой пятой сенситивного типа является отно­шение к ним окружающих. Непереносимой для них оказы­вается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подверга­ются несправедливым обвинениям.

ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП

Критическим периодом, когда психастенический харак­тер развертывается почти во всей полноте, являются пер­вые классы школы. В эти годы безмятежное детство сме­няется первыми заботами — первыми требованиями к чувству ответственности. Подобные требования пред­ставляют один из самых чувствительных ударов для псих­астенического характера.

Главными чертами психастенического типа характера в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнитель­ность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость воз­никновения обсессий — навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.

Нерешительность в действиях и рассуждательство у психастенического подростка идут рука об руку. Такие подростки бывают сильны на словах, но не в поступках. Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был (например, какой фильм пойти посмотреть в воскре­сенье), может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено. Ждать психастеники не умеют, про­являя здесь удивительное нетерпение.

Самооценка, несмотря, казалось бы, на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообраз­ные черты характера.

ШИЗОИДНЫЙ ТИП

Шизоидные черты выявляются в более раннем возрас­те, чем особенности характера всех других типов. С первых детских лет поражает ребенок, который лю­бит играть один, не тянется к сверстникам, избегает шум­ных забав, предпочитает держаться среди взрослых, иног­да подолгу молча слушая их беседы. К этому может добавляться какая-то недетская сдержанность в проявле­нии чувств, которая воспринимается как холодность.

Внутренний мир шизоида почти всегда закрыт от по­сторонних взоров. Лишь иногда и перед немногими избран­ными занавес внезапно приподнимается, но никогда не до конца, и столь же внезапно может вновь упасть. Шизоид скорее раскрывается перед людьми малознакомыми, даже случайными, но чем-то импонирующими его прихотливому выбору. Но он может навсегда оставаться скрытой, непо­нятной вещью в себе для близких или тех, кто знает его много лет.

Читайте также:  Анатомия центральной нервной системы для психологов

Реакция эмансипации нередко проявляется весьма своеобразно. Шизоидный подросток может долго терпеть мелочную опеку в быту, подчиняться установленному рас­порядку жизни, но реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без позволения в мир его интересов, фантазий, увлечений.

Реакция группирования внешне выражена довольно слабо. Как правило, шизоидные подростки стоят особня­ком от компаний сверстников. Попав же в подростковую группу, нередко случайно, они всегда остаются в ней на особом положении. Иногда они подвер­гаются насмешкам и даже жестоким преследованиям со стороны других подростков, иногда же благодаря своей независимости, холодной сдержанности, неожиданному умению постоять за себя они внушают уважение и застав­ляют соблюдать дистанцию. Но успех в группе сверстников может оказаться одним из сокровенных желаний шизоид­ного подростка. В своих фантазиях он творит подобные группы, где занимает положение вождя и любимца, где чувствует себя свободно и легко и получает те эмоцио­нальные контакты, которых ему недостает в реальной жизни.

Суицидальное поведение шизоидам не свойственно — шизоидность, видимо, не располагает к подобному спо­собу решения жизненных трудностей.

Самооценка шизоидов отличается признанием того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих. Отно­шение к другим проблемам оценивается гораздо хуже. Противоречивости своего поведения шизоиды нередко не замечают или не придают этому значения. Любят подчер­кивать свою независимость и самостоятельность.

Шизоидные акцентуации обычно не ведут за собой ни социальной дезадаптации, ни тяжелых нарушений поведе­ния, ни невротических расстройств. Поэтому эти подростки редко попадают под наблюдение психиатра.

ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП

Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфории и тесно связанная с ними аф­фективная взрывчатость, напряженность инстинктивной сферы, иногда достигающая аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике — от моторики и эмоциональности до мышления и личностных цен­ностей.

Дисфории, длящиеся часами и днями, отличает злоб­но-тоскливая окраска настроения, накипающее раздраже­ние, поиск объекта, на котором можно сорвать зло. Все же, чем спокойнее обстановка вокруг, тем легче протекают дисфории и в одиночестве скорее достигается успокоение.

Аффективные разряды эпилептоида лишь на первый взгляд кажутся внезапными. Их можно сравнить со взрывом парового котла, который прежде долго и посте­пенно закипает. Повод для взрыва может быть случай­ным, сыграть роль последней капли. Аффекты отличаются не только большой силой, но и продолжительностью — эпилептоид долго не может остыть.

Аффективные разряды могут быть следствием дисфо­рии — подростки в этих состояниях могут сами искать повод для скандала. Повод для гнева может быть мал и ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незна­чительным ущемлением интересов. В аффекте выступает безудержная ярость — циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника и, наоборот, неспособность учесть его превосходящую силу.

Любовь у представителей этого типа почти всегда бывает окрашена мрачными тонами ревности. Измен, как действительных, так и мнимых, они никогда не прощают. Невинный флирт трактуется как тяжкое предательство. Ревность нередко заостряется в периоды дисфории — тогда безо всяких оснований они терзают ревностью объект влюбленности. При ревнивом отношении к другим сами эпйлептоидные подростки склонны к измене.

Реакция группирования со сверстниками тесно сопря­жена со стремлением к властвованию. Поэтому охотно выискивается компания из младших, слабых, безвольных, неспособных дать отпор. В группе эпилептоидные под­ростки желают установить свои порядки, всегда выгодные для них самих. Симпатиями они не пользуются, и их власть держится на страхе перед ними.

Реакция увлечения обычно бывает выражена достаточ­но ярко. Почти все эпилептоидные подростки отдают дань азартным играм. В них легко пробуждается почти инстинктивная тяга к легкому обогащению. Азарт их опьяняет, играть они могут запоем, порою теряя контроль над собой. Коллекционирование их привлекает прежде все­го материальной ценностью собранного. В спорте заманчи­вым им кажется то, что позволяет развить физическую силу (тяжелая атлетика, борьба, бокс и т. п.). Совершенст­вование ручных навыков, особенно если это сулит опре­деленные материальные блага (прикладное искусство, ювелирная работа) также может оказаться в сфере увле­чений. Многие из них любят музыку и пение.

. На эпилептоидный тип падает также наибольшее число психо­патий тяжелой степени.

Явная акцентуация эпилептоидного типа обычно проявляется тем, что при внешне удовлетвори­тельной адаптации жизненный путь может быть перепол­нен конфликтами и поведенческими нарушениями.

ИСТЕРОИДНЫИ ТИП

Главная черта данного типа — беспредельный эгоцент­ризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть окружающих в свой адрес, но только не без­различие и равнодушие — только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашение своей персоны.

С наступлением пубертатного периода обычно наблю­дается заострение истероидных черт. Среди поведенческих проявлений истероидности у под­ростков, которые служат причиной обращения к пси­хиатру, на первое место следует поставить суицидальные демонстрации.

Другой причиной суицидальной демонстрации может служить необходимость выпутаться из опасной ситуации, избежать серьезных наказаний, вызвав сочувствие, жа­лость, сострадание.

Сама же суицидальная демонстрация с переживания­ми окружающих, суетой, скорой помощью, любопытством случайных свидетелей дает немалое удовлетворение истероидному эгоцентризму.

Реакция группирования со сверстниками всегда сопря­жена с претензиями на лидерство или, во всяком случае, на исключительное положение в группе, подросток рвется к лидерству доступными для него путями. Но они всегда оказываются вожа­ками на час — перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взоров, сра­зу теряют весь задор. Главное, приятели вскоре распоз­нают за внешними эффектами их внутреннюю пустоту. Все это ведет к то­му, что истероидные подростки не склонны слишком долго задерживаться в одной и той же подростковой группе и охотно устремляются в другую, чтобы начать все сна­чала. Если от истероидного подростка слышишь, что он разочаровался в своих друзьях, можно не сомневаться, что именно те уже раскусили его.

Увлечения почти целиком сосредоточиваются в области эгоцентрического типа хобби. Увлечь может лишь то, что дает возможность покрасоваться перед другими. Если есть способности, то художественная самодеятельность открывает здесь наибольшие возможности.

Самооценка истероидных подростков далека от объек­тивности. Выставляются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

В детстве представители этого типа отличаются непослушанием, часто не­поседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусли­вы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются ими с тру­дом. За ними все время приходится следить.

Все дурное словно липнет к ним. Образцами для подражания служат лишь те моде­ли поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения. Еще детьми они начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, тянутся к уличным компаниям. Когда же они становятся подрост­ками, то прежние развлечения вроде кино их уже не удовлетворяют. В ход идут более сильные и острые ощуще­ния — хулиганские поступки, алкоголь и другие дурманя­щие средства.

С наступлением пубертатного периода такие подростки стремятся высвободиться из-под родительской опеки. Реакция эмансипации у неустойчивых тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Истин­ной любви к родителям они никогда не питают. К бедам и заботам семьи относятся с равнодушием и безразличием. Родные для них — лишь источник средств для наслаж­дений.

Их увлечения целиком ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби да азартными играми. К спорту они испытывают отвращение. Только автомаши­на и мотоцикл сохраняют дли них заманчивость как источ­ник почти гедонического наслаждения бешеной скоростью с рулем в руках. Но упорные занятия и здесь отталки­вают их. Все виды хобби, требующие хоть какого-то труда, для них непостижимы.

Романтическая влюбленность проходит мимо них, на искреннюю любовь они неспособны, как и на преданную дружбу. Компания для развлечений для них всегда предпочтительнее настоящего друга.

Кроме явной акцентуации по неустойчивому типу, когда все особенности поведения и характера налицо, приходит­ся сталкиваться со скрытой акцентуацией. В этих случаях нарушения поведения, свойственные типу неустойчивых, выявляются внезапно на фоне предшествующего благопо­лучия. Обнаруживаются они при сочетании двух факто­ров — неожиданного для подростка положения относи­тельной бесконтрольности со стороны старших и пагубно­го влияния приятелей.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встре­чается только в форме акцентуации характера.

Читайте также:  Как избавиться от невротических отношений

В хорошем окруже­нии — это неплохие люди и исполнительные работники. Но, попав в дурную среду, они постепенно усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и поведение, как бы это ни противоречило всему предыдущему в их жизни и как бы пагубно ни было.

Конформность сочетается с поразительной некритичностыо. Все, что говорится в привычном для них окруже­нии, все, что они узнают через привычный для них канал информации,— это для них и есть истина. И если через этот же канал начинают поступать сведения, явно не соот­ветствующие действительности, они по-прежнему долго принимают их за чистую монету.

Нелюбовь к но­вому прорывается наружу беспричинной неприязнью к чу­жакам. Это касается как просто новичка, который появил­ся в их группе, так и представителя другой среды, другой манеры держать себя и даже, как нередко приходится наблюдать, другой национальности.

СМЕШАННЫЕ ТИПЫ

Смешан­ные типы представляют почти половину случаев явных акцентуаций характера и более половины — психопатий.

Несмотря на кажущееся разнообразие смешанных ти­пов, встречающиеся сочетания не случайны. Как в отно­шении акцентуаций характера, так и в отношении пси­хопатий эти сочетания подчиняются определенным зако­номерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других практически никогда.

Заключение

Если обратиться к истории человечества, то можно увидеть, что временами наступали периоды, когда под­растающее поколение становилось жгучей социальной про­блемой.

В эпохи исторического застоя ничего не было слышно о подростках — они легко включались в привычную, ста­бильную, испокон века регламентированную обществен­ную жизнь. В периоды бурного развития, ломки привычных жизненных устоев этот процесс осуществляется гораздо труднее.

Новое обнаружилось там, где патология теснее всего соприкасается с нормой, — в области так называемых по­граничных состояний и прежде всего в той их части, где наиболее ярко выступают нарушения характера и пове­дения, т. е. при психопатиях и при психопатоподобных расстройствах. В итоге психопатии и психопатоподобные нарушения поведения стали одним из главных полей дея­тельности подростковой психиатрии. Более двух третей госпитализированных в психиатрические стационары под­ростков и еще большая доля наблюдаемых психоневроло­гическими диспансерами относятся к этой области рас­стройств.

Классификация типов психопатий и акцентуаций, как и всякая научная систематика, оправдывает затраченный на нее труд, если открывает перспективы для ее практи­ческого использования. Дифференциация между психопа­тиями и акцентуациями характера, разделение психопа­тий по степени тяжести и акцентуаций по выраженности служат прежде всего делу прогноза и связанным с ним вопросам экспертной практики. Довольно сложная систе­матика типов психопатий и акцентуаций, пристальное внимание к особенностям, отличающим ‘внешне довольно сходные варианты, например гипертимно-неустойчивый от неустойчивого, шизоидный от сенситивного, лабильно-истероидный от истероидного и т. п.,— все это предназна­чено для решения главной задачи: отыскать правильные терапевтические и профилактические пути, эффективнее использовать разные формы психотерапии, — дать нужные медико-педагогические рекомендации. Если эта цель не бу­дет всегда и везде видеться перед собой, самые изощрен­ные наблюдения, самые обстоятельные описания, самые тщательно разработанные систематики теряют свой смысл.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград, «Медицина, 1983 г., 255 с.

2. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика.. – В книге Избранные труды. М., 1964 г.

Решила перенести сюда на ЛитЭру интересную статью (собранную из нескольких источников) о типах личности и характерах. Возможно вы узнаете себя, или своих знакомых/родных. А может быть вам поможет эта шпаргалка при создании ваших геров.

Типы акцентуации, или характеры ваших героев

Типы акцентуации

Типы акцентуации сегодня, это хорошо проработанные и исследованные особенности характера. Зная свою акцентуацию, можно немного изменить свое поведение и характер, развивая стороны не характерные для представителей данной акцентуации, но совсем поменять природу человека невозможно.

Истероидный (демонстративный). Истероидный тип акцентуации характера, цель всей его деятельности привлечение внимания, отличается крайним эгоцентризмом, желанием внимания, признания, почитания, восхищения, удивления, минимум одобрения.

К истероиднму типу акцентуации личности относятся практически все артисты. Страх у них вызывает предстоящие чувство одиночества, они бояться также, что их не заметят, не похвалят. Они зачастую становятся кумирами в семье, страх для них возможное снятие с пьедестала, если у такого ребенка рождается младший брат или сестра, это переживается как настоящая трагедия. Чаще всего, именно такие дети решают избавиться от нового родственника.

Дети этого типа не переносят, когда при них хвалят других, или уделяют им внимание. Истероиды выделяются склонностью к суциидальности, но как правило имеет демонстративный характер, или они могут шантажировать этим своих близких. В порыве воодушевления и перед устремленными на них взорами, могут повести за собой остальных, и даже обнаружить безрассудную смелость. Но, проблема людей, с истероидной акцентуацией в том, что они быстро теряют интерес, перед неожиданными трудностями пасуют, а друзей и единомышленников могут легко предать, они всегда оказываются вожаками на некоторое непродолжительное время, лишенные обращенных на них взоров, немедленно лишаются задора.

В каждой ситуации, люди истероидной акцентуации ищут только внимания к своей персоне, и возможность проявить, выделить себя из толпы. Они готовы пожертвовать своей репутацией, семьей, друзьями и вообще всем — ради известности, славы. Они не хотят, и не могут оставаться одни, они всегда в центре внимания в большой компании.

Учитывая описание, думаю, что подобные личности вполне могут страдать нарциссизмом.

Гипертимный

Гипертимный(конституционально-возбужденный)тип акцентуации, отличается очень большим желанием общения, такие люди терпеть не могут одиночества, шумлив, подвижен, имеет повышенную степень самостоятельности, склонность к озорству, у них всегда приподнятое настроение, у них рано проявляется тяга к лидерству, они стремиться командовать сверстниками и теми, кто послушается.

В детстве гипертимные очень подвижны, им недостает чувства дистанции в отношениях со взрослыми. А, чрезмерная опека, абсолютный контроль и жестокий диктат, в сочетании с неблагополучием семейных отношений, а также безнадзорность могут послужить основанием развития гипертимно — неустойчивой психопатии. Неудержимый интерес, людей гипертимного типа, ко всему что его окружает, в детстве часто приводит к его неприятностям, а в подростковом возрасте это приводит к неразборчивости в выборе знакомств. У людей гипертимного типа существует преувеличенная уверенность в себе, своих силах, это побуждает «показать себя», и предстать перед окружающими в выгодном свете, и даже прихвастнуть. Людей с гипертимным типом акцентуаций большинство, он самый распространённый.

Астеноневротический тип акцентуации отличается замкнутостью, повышенной утомляемостью, в частности от общения, тревожностью, повышенной раздражительностью, тревогой и беспокойством за свою судьбу.

У подростков этого типа уже с детства могут обнаруживаться признаки невропатии — плохой аппетит, пугливость, беспокойный сон и капризность, плаксивость, ночные страхи, ночной анурез, заикание и т.п. У представителей астеноневротического типа часто встречается склонность к ипохондрии. Нередко у них наблюдается зависимость дурного настроения от плохого самочувствия, а также они характеризуются плохим сном ночью и соответственно разбитость утром и сонливость днем. У людей с астеноневротической акцентуацией характера, часто возникает неврозы в виде неврастении.

Психостенический

Психостенический тип акцентуации характера отличается нерешительностью, склонность к нескончаемым рассуждениям, склонностью к самоанализу, и даже к копанию в себе, мнительностью пугливостью.

Психастенические дети отличаются робостью. Иногда даже в детве уже возникают навязчивые состояния, особенно фобии в частности — новых предметов, незнакомых людей, боязнь перед запертой дверью и темноты. В подростковом возрасте люди с психостенической акцентуацией, характеризуются нерешительностью и склонность к излишним рассуждениям, тревожной мнительность и увлечением самокопанием, у людей такого типа легко возникают обсессии — навязчивые страхи опасения мыслей, действий, ритуалов, представлений. Тревога психостенического типа адресована возможному, в будущем.

Например, тревога за мать, если она поздно возвращается, как бы она не попала под колеса транспорта, или не умерла, от какой-нибудь болезни, хотя для этого нет никаких предпосылок. Для защиты от постоянного чувства тревоги за будущее они специально для этих целей выдумывают приметы и ритуалы. У людей, психостенического типа акцентуации, легко возникают навязчивые состояния.

Шизоидный

Шизоидный тип акцентуации характера— отличается особой замкнутостью, необщительностью скрытностью, как бы отстраненностью и даже некоторым равнодушием к происходящему вокруг него, а вследствие этого неспособностью налаживать близкий эмоциональный контакт с окружающими, обладает обостренными чувствами того, как к нему относятся окружающие.

Детей шизоидов можно выявить раньше всех, с раннего возраста они любят играть одни, избегают шумных компаний, не тянется к сверстникам, часто держится около взрослых, характеризуется холодностью, особой сдержанностью. В подростковом возрасте отгораживания от сверстников еще более бросается в глаза. Часто, люди с шизоидным типом акцентуации, просто-напросто неспособны к общению с другими детьми своего возраста.

Читайте также:  Как избавиться от стресса и нервов

Часто шизоиды сами страдают от своей замкнутости и одиночества. Иногда они раскрываются, но чаще не полностью, чаще они открываются перед незнакомыми людьми. Как правило, шизоидные подростки стоят особняком от компаний сверстников. Их замкнутость в подростковом возрасте делает затруднительным вступление в группу, а неподатливость коллективному влиянию и общей атмосфере, и неконформность возможность вхождения в группу делает практически невозможной, они не просто не хотят подчиниться ей. Реакции и увлечения у шизоидных подростков выражаются ярче, чем остальные специфичные поведенческие реакции этого возраста. Увлечения часто отличаются необычностью, силой и устойчивостью.

Сенситивный тип акцентуации— характеризуется чрезмерно выраженной чувствительностью и впечатлительность, часто у них возникает чувство собственной неполноценности, также такой тип стеснителен, робок, и обидчив. С детства проявляются боязнь, пугливость, и даже трусоватость. А в школе испытывают страх перед скоплением сверстников, шумными компаниями, суматохой и драками на переменах, но, если он уже привык, даже страдая от некоторых одноклассников, переходить в другой класс они уже не хотят.

Люди с сенситивным типом акцентуации, часто пугаются различных экзаменов, проверок и контрольных. Частенько стесняются или бояться отвечать перед классом. В 16-19 проявляются 2 основных качества сенситивного типа, «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности» (Ганнушкин, 1964).

Для компенсации своего чувства неполноценности, такие подростки неосознанно выбирают реакцию гиперкомпенсации. Они находят самоутверждение именно в тех областях, где особо чувствуют свою неполноценность. В результате действия этой же реакции гиперкомпенсации в подростковом возрасте люди сенсетивного типа оказываются на общественных постах (например, старосты класса и т. п.). Подростки сенситивного типа акцентуации характера не отгораживаются от товарищей, но очень разборчивы в выборе друзей, отдают предпочтение близкому другу, чем большой компании, очень привязаны в дружбе и близких отношениях.

Эпилептоидный тип акцентуации обстоятелен, консервативен, педантичен и скрупулезен как в работе, так и в личной жизни. Имеет низкую быстроту мышления, эмоциональную инертность, склонность к периодам тоскливо-злобного настроения с накоплением раздражения и поиском объекта, на который можно было бы его выплеснуть.

Уже в раннем детстве такие дети могут подолгу, часами плакать и их невозможно утешить, отвлечь. Они отличаются частыми капризами, склонностью специально доводить окружающих, хмуростью озлобленностью.

У них могут рано выявиться садистические наклонности – они любят мучить животных, а также исподтишка измываться над младшими, слабыми, беспомощными, короче теми, которые не могут дать отпор. В компании детей они притязают на абсолютное лидерство, даже на роль повелителя, который устанавливает свои правила в играх и взаимоотношениях, диктующего всем и все.

У таких детей необычайная бережливость к своим вещам и игрушкам, а попытка покуситься на их собственность вызывают крайне злобную реакцию. В школе скрупулезность к мелочам в ведении тетрадей, и учебе, но повышенная аккуратность может превратиться в самоцель и полностью заслонить саму учебу. В подростковом возрасте эпилептоидам свойственна повышенная забота о своем здоровье, и «страх заразы» сдерживают случайные связи, заставляют отдать предпочтение постоянным партнерам. Для них характерна взрывчатость аффектов, которые не только сильные, но и продолжительные.

Лабильный (эмоционально-лабильный, реактивно-лабильный)

Лабильный тип акцентуации характера — можно охарактеризовать непостоянством натуры. Люди, с лабильным типом акцентуации, имеют чрезвычайно изменчивое настроение, которое может изменяться чересчур быстро и часто, даже от ничтожного повода. В детстве они не отличаются от сверстников, иногда у них появляется склонность к невротическим реакциям. Но, почти у всех лобильных детей, много инфекционных заболеваний, вызванных условно-патогенной флорой.

Их настроение, характеризуется не только частыми и резкими переменами, но и их существенной глубиной. От настроения в данный конкретный момент времени у представителей этого типа зависит все: аппетит, сон, самочувствие, и трудоспособность, и желание побыть одному или пойти в шумное общество, в компанию. Они способны на глубокие чувства, на искреннюю привязанность и дружбу. Главным образом это отражается на их отношениях к родным и близким, но только к тем, от кого они сами получают любовь, заботу и участие.

Привязанность к близким родственникам сохраняется, несмотря на частоту мимолетных ссор легкость и легкость их возникновения. В подростковом возрасте люди лабильного типа чутки к различным знакам внимания, похвалам, благодарности, и поощрениям, а порицание выговоры, и осуждение, глубоко переживаются и могут вторгнуть его в беспросветное уныние. Такие люди к лидерству не стремятся. Они тяжело выдерживают потерю или эмоциональное отвержение от знакомых лиц.

Человек, с этим типом акцентуации, постоянно готов подчиниться большинству, его отличает банальность, шаблонность, склонность к благонравию и консерватизму. Основная черта характера и является и их основной проблемой постоянная и излишняя конформность к непосредственному, привычному окружению, и в тоже время недоверчивость к незнакомым. Их главная особенность, и жизненное правило — думать «как все», поступать «как все», одеваться как все, иметь мебель как у всех, иметь увлечения они предпочитают также как у всех. Тоже относиться и с мировоззрению и суждениям.

Под «всеми» они подразумевают обычное близкое окружение. Они бояться, чем-нибудь выделиться. Конечно, в нормальном окружении — это хорошие люди и работники. Но, попав в плохую среду, благодаря своей конформности начинают одобрять и ее, и поступки окружающих, со временем они усваивают привычки и обычаи, манеру поведения, даже если это противоречит его предыдущим привычкам, и каким бы пагубным это ни было. Адаптация, у людей с инфантильно-зависимым типом акцентуации, происходит довольно тяжело, но когда она свершилась, новая среда становится таким же диктатором поведения, каким раньше была прежняя. Поэтому, подростки с конформным типом акцентуации «за компанию» пристращаются к наркотикам и алкоголю, и могут быть втянутыми в групповые правонарушения.

Неустойчивый тип акцентуации, имеет постоянную тягу к положительным эмоциям, даже зависим от них, он хочет развлекаться, получению удовольствие, его отличает праздность, слабость, слабохарактерность, трусость, безделье, в особенности в учебе, работе и выполнении своих обязанностей, он особо не усердствует. Нет желания учиться работать, он прилагает усердие только при строгом контроле.

Люди с этим типом акцентуации отличаются тем, что имитируют только образы и модели поведения, сулящие незамедлительные наслаждение, постоянную смену легких впечатлений и развлечения. Свободно идут на мелкие преступления, чаще мелкие кражи, рано начинают курить и выпивать. Будучи подростками стремятся выйти из под опеки родителей, это связано все с теме же развлечениями сменой впечатлений. Учебу, люди с неустойчивым типом акцентуации легко забрасывают, а работают только в крайней необходимости. Реакция эмансипации у неустойчивых подростков тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения.

Они неспособны сами занять себя, поэтому, люди с неустойчивым типом акцентуации, скверно переносят одиночество и бояться его, рано тянутся к уличным подростковым группам и группировкам. Трусоватость и недостаточный уровень инициативы не дают им занять в них место лидера, они обычно становятся орудием таких групп. Увлечения у них практически целиком ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби, и азартными играми. Неустойчивых нужно постоянно контролировать, безнадзорность, попустительство, открывают возможность для праздности и безделья.

Циклоидный

При циклоидном типе акцентуации характера наблюдается наличие двух фаз — гипертимности и субдепрессии. Они не выражаются резко, обычно кратковременны (1—2 недели) и могут перемежаться длительными перерывами. Человек с циклоидной акцентуацией переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. При спаде настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо переносят публичные унижения. Однако они инициативны, жизнерадостны и общительны. Их увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность забрасывать дела. Сексуальная жизнь сильно зависит от подъёма и спада их общего состояния. В повышенной, гипертимной фазе такие люди крайне похожи на гипертимов.

Конфо́рмный

Буду очень благодарна любой информации (или ссылкам на другие источники), для дополнения или опровержения статьи.

Читайте также:
Adblock
detector