Упражнения для растягивания мышц при дцп

Большая часть упражнений была освоена ребенком с 5 лет. После операции на связки ног в 11 лет добавились некоторые силовые упражнения, и существенно возрасло количество повторов. Маленький ребенок может повторять все упражнения от 5 раз и до усталости, по мере укрепления организма ребенка количество повторов должно возрастать. Мы выполняли каждое упражнение от 10 до 50 раз. Но лучше сделать меньше раз, но правильно, чем больше, но неправильно. Будьте готовы к тому, что с маленьким ребенком бОльшую часть упражнений придется выполнять вместе — придерживать, подталкивать, помогать.

Самое трудное – мотивировать ребенка, который просто не понимает цели такой зарядки. Старайтесь подбадривать его, гордиться каждым его небольшим достижением. А самое главное – это методичность выполнения упражнений. Их надо делать каждый день, не забывая и о других методах реабилитации – массаже, работе с логопедом и т.п.

Весь комплекс делится не несколько групп упражнений.

I. РАСТЯЖКИ

Разогреваем мышцы, растягиваем связки – готовим тело к зарядке.

1. Наклоны стоя к ногам, начинаем с а), потом усложняем задачу, переходим к б). Задача – с максимально прямыми ногами коснуться руками пола. Ноги должны быть максимально выпрямлены.

а) ступни на ширине плеч

б) ступни поставлены вместе

2. «Мельница»: махи руками к противоположным ступням. Также из положения а) стараемся дотянуться левой рукой до носка правой ноги и наоборот. Ноги должны быть максимально выпрямлены.

3. Выпады. Делаем медленно, чтобы не повредить суставы, растягиваем мышцы и связки в паху. Чем ниже выпад, тем лучше, при выполнении должно быть немножечко больно. Приучайте ребенка к мысли, что «немножечко больно» от физкультуры — это знак правильного выполнения упражнения.

а) поперечные выпады

б) продольные выпады

4. Наклоны сидя на полу также выполняются в вариантах а) и б) – чем ниже, тем лучше.

а) прямые ноги вместе, наклоняемся, стараясь не сгибать ног.

б) прямые ноги разведены в стороны, наклоняемся поочерёдно к правой, левой ноге и по центру, стараясь не сгибать ног.

6. Растягиваем ахилловы сухожилия: стоя носком на подставке или перекладине, пяткой пытаемся доставать до пола. Эффективнее прорабатывать по одной ноге, можно добавить утяжелители на ноги, если веса самого ребенка не хватает.

7. Наклоны у перекладины или шведской стенки

а) Одна нога согнута и стоит на перекладине, вторая нога на полу, прямо. Сгибаем верхнюю ногу еще сильнее, стараясь максимально растянуть паховые связки и мышцы бедра.

б) «Верхняя» нога лежит на перекладине прямо, носком вверх, наклоняемся к ней, стараясь не согнуть ни «верхнюю», ни «нижнюю» ноги.

в) «Верхняя» нога прямо, носок вовнутрь, «нижняя» — носок в сторону. Наклоняемся то к верхней, то к нижней ноге. Тянутся связки в паху.

II. СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Приседания

а) Носки врозь, пятки вместе , выполняя приседания, пятки можно отрывать от пола.

б) Ступни разведены на ширину плеч или немного больше, пятки не отрываются от пола. Присед надо делать максимально глубокий, как будто ребенок садится на низкий стульчик.

2. Подъем ноги. Все упражнения этой группы выполняются в положении лежа на полу. При этом приподнимается только одна нога. Можно выполнять с утяжелением, подъем не более тридцати — сорока градусов, чтобы упражнение не превращалось в махи.

а) выполняем подъемы ноги лежа на животе, работают ягодицы и задняя поверхность бедра.

б) то же лежа на боку, задействованы боковые мышцы бедра и торса, прорабатываем и правую, и левую стороны.

в) то же лежа на спине, мышцы пресса и верхняя поверхность бедра.

г) то же лежа спине, ноги сгибаются только в колене.

3. Лёжа на полу, совершаем подъёмы туловища, при этом ноги надо зафиксировать.

а) лежа на спине — качается пресс.

б) лежа на спине, то же самое, но с небольшим скручиванием корпуса – качаются косые мышцы пресса, делаем подходы в обе стороны.

в) лежа на боку — качаем боковые мышцы торса, делаем в обе стороны.

г) лежа на животе — мышцы спины (более сложный вариант — взять в руки гантели и вытянуть их вперёд).

4. Растяжки для живота и спины

а) «Лодочка»: лёжа на животе, согнуть ноги и поднять их вверх, придерживая руками, сделать несколько качающихся движений.

б) Наклоны в стороны из положении стоя, руки соединены за головой, растягиваем бока. Можно пытаться коснуться «нижним» рукой бедра.

5. Отжимания – укрепляем руки. Девочкам и ослабленным детям можно отжиматься не на носках, а на коленях.

6. Подтягивания – укрепляем руки, мышцы грудной клетки.

7. Лёжа на спине, махи руками с утяжелением. Для начала можно взять пластиковые бутылочки 0,5 л. и наполнить их водой. По мере взросления мальчикам стоит увеличивать вес.

а) руки двигаются в противофазе вдоль тела и за голову — можно выполнять до 100 и более раз.

б) руки сводятся навстречу друг другу и разводятся над грудью.

8. Лежа на спине, запрокидываем ноги за голову – укрепляется пресс и спина.

9. Стоя, делать небольшие движения прямой ногой, можно с утяжелением. Это простое, но важное упражнение помогает развить мышцы-антагонисты спазмированных приводящих мышц.

а) в сторону-вверх.

По всем вопросам адаптации гимнастики к вашему случаю, звоните по тел. +7 (903) 754-64-78

Другие статьи темы:

О том, что общение с лошадью бла­готворно действует на здоровье чело­века, было известно уже давно. В ста­рину говорили: побудь на коне — полег­чает внутри. Всерьез этим феноменом заинтересовались лет тридцать назад, и сегодня иппотерапия, этот уникальный метод лечения мно­гих заболеваний, признана во всех раз­витых странах мира. Читайте рассказ о лечении ребенка, больного ДЦП, методом иппотерапии.

В этой статье вы можете прочитать краткое изложение того, как ребенку со страшным диагнозом ДЦП удалось победить это заболевание.

Короткая автобиографическая статья о преодолении детского церебрального паралича.

Задать вопрос, получить моральную поддержку можно по «>почте.

Список оборудования, применяемого для реабилитации больных ДЦП детей и взрослых. Иппотренажер с имитацией реципрокатных движений лошади.

Комплекс упражнений при ДЦП

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ПОРОЧНОГО ПОЛОЖЕНИЯ РУК

К числу часто встречающихся патологических нарушений относится порочное положение рук, вызванное спастическим напряжением мышц. В таком состоянии плечи наклонены вперед, руки постоянно согнуты в локтях, кисть согнута в лучезапястном суставе и приведена, а большой палец согнут и приведен к кисти. В зависимости от степени поражения эти симптомы могут проявляться одновременно или частично.

Описанные далее упражнения помогают исправить названные нарушения. Необходимо только регулярно выполнять их и последовательно увеличивать количество повторений. Чем их больше за одно занятие — от 20 до 50 раз, — тем быстрее наступит исправление. К примеру, упражнение выполняется 5 раз, затем следует небольшой отдых в 2-3 мин, после чего упражнение повторяется еще 5 раз, затем снова отдых. И так до тех пор, пока не наберется необходимое количество. Можно разделить нагрузку на 2 раза — утром и вечером. Упражнения следует выполнять медленно, обращая особое внимание на правильность движений. Чтобы ребенок мог выполнить рекомендуемый объем, занятия лучше проводить в игровой форме. На начальной стадии общее количество выполненных упражнений может быть меньше 20. Далее должен соблюдаться принцип постепенности.

Кисть ребенка является конечным звеном в двигательной системе плечевого пояса, где каждое звено существует как самостоятельное, а вместе они составляют единое целое. Так, плечо и лопатка обеспечивают вращательные движения и движения вперед-назад, локтевой сустав позволяет выполнять сгибание и разгибание руки, лучезапястный сустав — сгибание, разгибание и повороты кисти.

Обычно, если одна из частей единого механизма функционирует неправильно, это ведет к изменению во всех других. Поэтому при исправлении порочного положения руки следует выполнять упражнения, направленные на нормализацию движений во всех трех суставах:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ ПЛЕЧЕВОГО СУСТАВА И ЛОПАТОК

Наиболее типичный случай нарушения функции плечевого сустава — наклоненное вперед туловище и приведение плеч из-за спастического напряжения грудных мышц. В таком положении трудно выполнить круговые движения в плечевом суставе. Для исправления этой дисфункции вначале следует выполнять упражнения на растяжение грудных мышц и увеличение подвижности в лопатках, затем — на вращение рук.

Поворот верхней части туловища. Это упражнение относится к так называемым растяжкам и способствует растяжению грудных мышц, сгибающих плечи вперед при напряженном состоянии. Лечь на бок, колени согнуть к животу, руки, по возможности, вытянуть вперед на уровне плеч ладонями вместе. Медленно поднять верхнюю руку, повернуться на спину верхней частью тела, голову повернуть лицом вверх и положить вытянутую руку на другую сторону. Таз и согнутые колени остаются в исходном положении, лопатки должны касаться пола. Следить, чтобы согнутое верхнее колено не сдвигалось. Сохранять это положение 2-3 мин. Постепенно, если это не получилось сразу, вытянутая рука под действием силы тяжести будет опускаться вниз. После того как плечи опустились, вернуться в исходное положение, повернуться на другой бок и выполнить упражнение, разворачиваясь в противоположную сторону.

Отведение плеч назад. Сидя стуле или стоя (лучше перед зеркалом), самостоятельно или принудительно отвести плечи назад, максимально сведя лопатки, зафиксировать это положение на несколько секунд, а затем вернуться в исходное положение.

Упражнение с предметом. Сидя на стуле, взять в руки гимнастическую или любую палку двумя руками хватом сверху (четыре пальца наверху, большой — снизу) и положить ее на плечи за голову. Медленно выпрямить руки вверх из-за головы самостоятельно или принудительно и вернуться в исходное положение. При выполнении движения вверх прогнуть поясницу. Повторить 10 раз, отдохнуть и снова повторить 10 раз.

Читайте также:  Болезнь альцгеймера симптомы и признаки лечение

Такое же упражнение можно выполнять лежа на полу, поднимая палку от живота вверх и заводя ее за голову на пол.

Поднимание плеч вверх, круговые движения плечами. Задачей этого упражнения является увеличение подвижности лопаток. Сидя на стуле или верхом на скамейке, поднимать и опускать сначала одно, затем другое плечо вверх-вниз, затем оба одновременно, стараясь держать плечи отведенными как можно больше назад; и лопатки как можно ближе сведенным Выполнить вращательные движения плечами вперед, затем назад по 10 раз в каждую сторону. При принудительном выполнении э упражнения методист или родитель сидит сзади ребенка и помогает ему.

Упор на согнутых сзади локтях. Лежа на спине, согнуть самостоятельно или принудительно руки в локтях, приподняв плечи. Сохранять это положение 1—2 мин.

Вращение руками. Это упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, участвующие во вращательных движениях рук. Сильный плечевой пояс способен противостоять сгибанию тазобедренного сустава, тем самым удерживая туловище в вертикальном положении. Упражнение можно выполнять, сидя на стуле или на коленях взрослого человека, если ребенок не ходит. Самостоятельно или принудительно поднять руки в стороны до уровня плеч, следя за тем, чтобы они были на одном уровне и параллельны полу. Выполнять вращательные движения руками вперед ладонями вниз от 5-10 до 20-30 раз. После небольшого отдыха повернуть руки ладонями вверх (самостоятельно или принудительно) и выполнять круговые движения назад в сторону больших пальцев.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ ЛОКТЕВОГО СУСТАВА

Характерной особенностью патологических изменений в этом суставе являются повышенный мышечный тонус и сгибательная позиция предплечья, в результате чего ограничивается степень подвижности руки в пространстве. Задача предлагаемых упражнений — активизация мышц-разгибателей предплечья, находящихся в растянутом состоянии. Как правило, такие упражнения выполняются в статическом или динамическом режиме при положении кистей, рук в упоре на поверхность.

Выпрямление рук в локтях

Вариантов этого упражнения много, их можно выполнять из разных положений (стоя, сидя, лежа) в зависимости от тяжести заболевания. Основная задача — разгибание руки в локтевом суставе для предотвращения контрактур пли для уменьшения имеющихся. Наибольший эффект достигается, когда руки находятся в упоре на пол или стену.

И.П. – лежа на животе. Согнуть руки в локтях перед грудью и поставить их, по возможности, на ладони. Поднимая плечи вверх, выпрямить руки в локтях, затем снова согнуть их. Повторить 10 раз. После нескольких минут отдыха снова выполнить 10 сгибаний-разгибаний. Недопустимо принудительное выпрямление пальцев; если ребенок не может поставить руки на ладони, упражнение выполняется в упоре на кулаки. Если не получается полного выпрямления руки в локте, надо, придерживая руку за запястье и локоть, принудительно выпрямить локоть и постоять в этом положении 1-2 мин.

И. п. — стоя на четвереньках, пальцы рук, по возможности, выпрямлены. Сгибание рук в локтях (отжимание от пола) и выпрямление их.

Можно выполнять аналогичное упражнение, используя овальный мяч, большую мягкую игрушку, валик или подушку. Лечь поперек овального мяча, ноги согнуты в коленях. Отталкиваясь от пола ногами, перенести тяжесть тела на выпрямленные руки, затем оттолкнуться руками и вернуться в исходное положение. Выполнить 10 раз, отдохнуть и повторить снова.

Более подготовленным детям можно выполнять стойку на руках, поддерживая ноги в горизонтальном положении. Методист слегка поднимает ноги ребенка, чтобы он оставался некоторое время на полу в упоре на руках, затем опускает их. Упражнение повторяется несколько раз.

С хорошо подготовленными детьми можно разучивать и использовать ходьбу на руках, слегка поднимая их ноги.

И. п. — сидя на полу, ладони сзади, руки согнуты в локтях. Выпрямить локти, вернуться в исходное положение. Повторить до 10 раз. После выполнения серии обхватить колени руками для растяжения работающих мышц. Затем выполнить упражнение еще 10 раз.

И. п. — стоя лицом к стене, отжимание от стены или, если ребенок не может стоять самостоятельно, сидя на стуле, отжимание от спинки стула. Упражнение аналогично упражнению 2.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ПОРОЧНОГО ПОЛОЖЕНИЯ КИСТИ И ПАЛЬЦЕВ РУК

При повышенном тонусе мышц-сгибателей кисти средние и ногтевые фаланги пальцев иногда находятся в согнутом положении, а большой палец согнут и приведен к ладони. Выполнение упражнений способствует исправлению деформаций. Следует учитывать, что разгибание пальцев лучше проводить при согнутой в локте руке, т. к. при этом тонус мышцы поверхностного сгибателя пальцев меньше, чем при разогнутой руке.

И. п. — стоя на четвереньках, пальцы рук, по возможности, выпрямлены вперед. Приподнять одну руку от пола, затем опустить ее на пол с упором на ладонь. То же проделать другой рукой. Повторять по 10 раз.

И.п. — стоя на четвереньках. Поставить ладони с разворотом пальцев в противоположные стороны (вправо-влево). Постоять в этом положении несколько минут. За тем попробовать постановку рук на ладони пальцами назад.

И. п. — сидя на стуле, коленях методиста, руки перед грудью, пальцы сложены в замок. Не размыкая пальцев, вывернуть ладони наружу и удержать некоторое время это положение. Соединить ладони вместе, не раскрывая пальцев. Повторить несколько раз. При принудительном выполнении упражнения методист находится сзади ребенка и помогает ему.

И. п. — сидя на стуле перед столом или стеной, руки согнуты в локтях. Упереть кончики четырех пальцев в край стола или стену и пружинистыми движениями покачать ладонь. Отдохнуть и повторить снова.

Н. п. — сидя на стуле за столом, положить руки на стол и взять в каждую руку небольшие гантели, палочки или мячики. Поднимать только кисть руки с предметом тыльной стороной вверх и опускать на стол. Предплечье лежит на столе. После нескольких повторений повернуть ладонь пальцами вверх и также поднимать и опускать только кисть руки. Это упражнение можно выполнять каждой рукой поочередно либо одновременно, 2—3 серии по 6-10 раз.

Перебирать руками натянутый канат или толстую веревку, прокручивать в ладонях палку, скручивать в руках полотенце, как при отжиме белья.

При выполнении упражнений с опорой на поверхность следить, чтобы рука устанавливалась на ладонь.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ ПОЯСНИЧНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЯСНИЧНОГО ЛОРДОЗА

Одними из главных причин нарушения движений являются плохая подвижность поясничного отдела позвоночника и отсутствие или слабо выраженный поясничный лордоз. В этом случае ребенок не может правильно сидеть, стоять и ходить. Для устранения патологии необходимо не только регулярное выполнение упражнений, но и строгое соблюдение требований к позе ребенка в положении сидя: ноги согнуты в коленях под прямым углом и упираются в пол или подставку, под поясницу подложен валик, спина выпрямлена, голова находится в вертикальном положении.

Упражнения 1-5 направлены на развитие подвижности каждого из пяти поясничных позвонков, начиная с первого, и выполняются в указанной последовательности.

Упражнения 6-11 способствуют общему улучшению подвижности поясничного отдела. Все они выполняются самостоятельно или принудительно, вначале по 6 раз каждое, затем, по мере овладения, число их постепенно увеличивается до 20.

И. п. — стоя лицом к гимнастической стенке или спинке стула и держась руками, ноги в упоре на полу на ширине плеч. Приседание, не отрывая пяток от пола, спина прямая, голова строго в вертикальном положении, колени сгибаются точно вперед, не разводятся в стороны и не сводятся внутрь.

При принудительном выполнении методист стоит сзади, фиксирует руки и стопы ребенка и направляет движение его коленей вперед.

И. п. — стоя самостоятельно пли прислонясь спиной к стене, ноги на ширине плеч, голова прямо. Наклоны вправо и влево, руки скользят вдоль ног. Следить, чтобы туловище и голова не сгибались вперед.

При принудительном выполнении фиксировать стопы ребенка, выпрямить колени, придерживать голову в вертикальном положении.

И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и заведены за голову, локти в стороны. Повороты плеч вправо и влево с однонаправленным движением головы; таз не двигается. Следить за одновременным движением головы и плеч и удержанием локтей в стороны.

При принудительном выполнении фиксировать стопы и таз ребенка. Методист стоит сзади ребенка, придерживая его руки за головой (если трудно удерживать руки за головой, то можно их держать перед грудью), или сидит спереди, фиксируя стопы и бедра ребенка своими ногами, и скручивает туловище ребенка назад-вправо и назад-влево.

И. п. — лежа на коврике на спине, ноги согнуты в коленях на ширине плеч, стопы — параллельны, руки — вдоль туловища. Разведение коленей в стороны и приведение их.

При принудительном выполнении методист упирается ладонями в колени ребенка и помогает выполнять упражнение.

И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, спина и голова прямо, пятки не отрываются от пола. Нагклон вниз, достать руками пол. Выпрямиться, поднять руки вверх, прогнуться назад, голову разогнуть назад.

При принудительном выполнении упражнения методист садится на стул, ставит ребенка между ног боком к себе. Придерживая ребенка, наклоняет его плечи через ногу вниз, поднимает плечи вверх и прогибает назад, упираясь одной рукой в поясницу, другой — придерживая вытянутые вверх руки ребенка и заводя их назад.

Читайте также:  Травы при эпилепсии у взрослых

При принудительном выполнении этого упражнения методист стоит на коленях сбоку от ребенка, одной рукой фиксирует руку ребенка, другой — помогает выгибать спину и опускать поясницу

Н.п. — стоя на коврике на коленях, руки на предплечьях на впереди стоящей невысокой опоре, голова максимально разогнута. Вытянуть одну ногу назад носком вниз, другая остается в упоре на колене. Поднимать выпрямленную ногу пяткой вверх и опускать вниз на носок. Поменять положение ног и выполнять упражнение другой ногой. Из этого же исходного положения поочередно отводить в сторону и приводить согнутую в колене ногу.

При принудительном выполнении этих упражнений методист стоит на коленях, одной рукой фиксирует руки ребенка на опоре, другой рукой помогает выполнять движения ногами.

При принудительном выполнении этого упражнения методист садится сзади ребенка, помогает ему принять позу и выполнять упражнение.

И. п. — стоя у стола или гимнастической стенки, руки на опоре. Подъем на носки и опускание на пятки.

Ходьба на коленях, удерживая туловище в вертикальном положении, в любых вариантах.

При выполнении упражнения следует пользоваться наколенниками или ходить по мягкому ковру, чтобы не травмировать колени. Упражнение выполняется небольшое количество раз.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УДЕРЖАНИЯ ГОЛОВЫ В ВЕРТИКАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Большинство этих упражнений направлено на стимуляцию мышц-разгибателей шеи, у которых, в силу особенности заболевания нарушена сократительная способность. При этом наибольший эффект достигается, если в работе задействованы одновременно мышцы-разгибатели шеи и поясничного отдела позвоночника. Как правило, упражнения выполняются на полу с использованием мяча (овального или круглого) либо больших мягких игрушек. Стимуляция разгибания головы достигается за счет привлечения внимания ребенка к игрушке или яркому предмету, попадающему в его поле зрения. Кроме того, эффективны динамические упражнения, например, ходьба, передвижения на коленях или езда на велосипеде, при которых постоянно концентрируется внимание на положении головы.

И. п. — лежа на животе на мяче. Покачивания вперед-назад или вправо-влево. Удерживать ребенка за ноги, ориентируя его взгляд на яркую игрушку. Можно слегка поддерживать голову за подбородок.

И. п. — лежа на животе на овальном мяче, руки вытянуты вперед. Покачивания вперед с опорой руками на пол и поднятой головой. После определенной подготовки, можно усилить выполнение этого упражнения. При опоре руками на пол убрать мяч из-под ребенка и зафиксировать стойку на руках с поднятой головой на несколько секунд. При этом методист держит одной рукой ноги ребенка за щиколотки, другой — быстро убирает мяч и страхует голову под подбородок.

И. п. — лежа на животе на большой мягкой игрушке или подушке, руки вытянуты вперед. Поставить перед ребенком любую игрушку, книжку или интересующий его предмет и оставить так на несколько минут. Следить за постановкой головы и своевременно корректировать ее положение.

И. п. — лежа на животе на полу, руки согнуты в локтях и опираются на предплечья. Поднять голову вверх, опустить вниз, повернуть вправо-влево. Повторить упражнение. Учить удерживать голову поднятой, регистрируя время удержания.

И. п.— сидя на стуле. Самостоятельно или принудительно поворачивать голову вправо, влево, поднимать вверх, опускать вниз, наклонять к правому и левому плечу.

И. п. — сидя на стуле. Наклониться, достать с пола предмет или игрушку, выпрямиться и зафиксировать голову в вертикальном положении.

И. п. — стоя на коленях, упираясь животом в диван или кресло. Вначале выполнять упражнение несколько минут, затем увеличить время. Таз находится в разогнутом положении; не допускать сгибания туловища вперед, для чего можно удерживать таз рукой. Для поддержания интереса ребенка расположить на уровне его глаз книгу, картинки, игрушки. При выполнении этого упражнения под колени следует подложить дополнительный коврик.

Здоровье – это самая важная, самая хрупкая, самая необходимая ценность в жизни любого человека. Тот факт, что не все осознают до конца важности здорового организма, ни в коей мере не умаляет его значимости. В нынешнее время люди с хорошим самочувствием и отсутствием болезненных ощущений и болезнетворного состояния относятся к этому очень легкомысленно. Оно и не удивительно: ничего не болит, ничто не беспокоит – значит, не о чем и задумываться. Но это не относится к тем, кто был рожден уже больным человеком. Этого легкомыслия не понимают те, кому не дано было радоваться здравию и полноценной нормальной жизнедеятельности. Это не относится к людям, больным ДЦП.

Суть диагноза ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание хронического характера, которое не относится к группе прогрессирующих, но требует постоянного и регулярного лечения ввиду патологий головного мозга, в его коре или подкорковых областях, стволе или капсулах. Эта болезнь проявляется, главным образом, в частичной физической и интеллектуально-психологической несостоятельности человека, а также невозможности им полноценно управлять своим телом. Подобная несостоятельность объясняется тем, что мозг больного не посылает сигнал мышцам к двигательной активности, поэтому он не может контролировать большинство своих движений. Причиной такого диагноза зачастую становится аномальное внутриутробное развитие, роды с осложнениями, родовая гипоксия или асфиксия, а также эндокринные или инфекционные заболевания, перенесенные матерью больного малыша во время беременности. Детки с церебральным параличом позже начинают держать головку, переворачиваться со спинки на живот, сидеть, ходить. Очень многие из них не могут ходить, уже будучи на стадии взросления.

Но есть во всей этой печальной истории один положительный момент: ДЦП – не приговор. Существует масса всевозможных методик, лечебных мероприятий, различных медикаментозных способов, способствующих частичному восстановлению здоровья ребенка и приближению его к нормальной жизнедеятельности.

Своевременное обращение родителей ребенка с церебральным параличом к врачу-невропатологу за консультацией может поспособствовать более раннему их вмешательству в протекание болезненного процесса и реабилитации плачевного состояния здоровья малыша посредством осуществления определенных процедур. Не стоящая на месте медицина предлагает всевозможные способы улучшения самочувствия ребенка с этим диагнозом в виде массажей, лечебной гимнастики, занятий на специальных тренажерах, физиотерапии, магнитотерапии, электрорефлексотерапии, Бобат-терапии, метода Войта, занятий с логопедами и психологами, применения вспомогательного оборудования. И не последнее место в этой цепи занимает лечебная физическая культура (ЛФК) при ДЦП.

Лечебная физическая культура

Ни для кого не секрет, что спорт является залогом здорового тела и здорового духа. Занятия спортом дают человеку возможность активно проводить время в движении, развивать все группы своих мышц, получать заряд энергии и бодрости, придавать своему телу эстетически красивые изгибы и формы, поддерживать себя в отличном настроении и приподнятом состоянии духа. Можно бесконечно долго перечислять преимущества занятий спортом, равно как и называть всевозможные разновидности спортивной активности. Но особое место в этом перечне нужно отвести лечебной физкультуре.

ЛФК представляет собой комплекс специальных терапевтических приемов с применением физкультурных упражнений, способствующих улучшению состояния и частичному восстановлению здоровья больных и инвалидов, а также применяемых в качестве профилактики от возможных заболеваний. Сама по себе лечебная физкультура считается медицинской дисциплиной с педагогическими особенностями, поскольку это не только выполнение обособленных физических упражнений, но и воспитание в пациенте веры в себя и уверенности в том, что успех придет и здоровье вернется. Неудивительно, что в качестве одного из методов реабилитации в случае с детьми, больными церебральным параличом, используется именно комплекс упражнений ЛФК при ДЦП. Ведь родители несчастного малыша готовы выполнять любые занятия, следовать всем возможным гимнастическим комплексам и проходить всевозможные терапии только ради того, чтобы их ребенок хотя бы отчасти почувствовал радость полноценной жизни.

Значение лечебных упражнений при ДЦП

В чем особенность влияния упражнений ЛФК при ДЦП? За счет чего наступает ремиссия отдельных мышечных групп в теле пораженного церебральным параличом ребенка? И как работает комплекс ЛФК при ДЦП? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться с тем, каковы цели, задачи и принципы методики лечебно-физической терапии, помогающей реабилитировать потерянное малышом в дородовом, родовом или послеродовом периоде здоровье.

Главной целью ЛФК при ДЦП у детей является развитие способностей произвольного торможения движений, а также понижение мышечного гипертонуса, улучшение двигательной координации, увеличение амплитудных движений в области суставов. Для деток, мышечная активность которых заторможена и не позволяет нормально функционировать физически, это очень важный аспект реабилитации.

Задачи комплекса ЛФК при ДЦП включают несколько основных направлений:

  • осуществление общеукрепляющего и оздоровительного воздействия на организм;
  • помощь в восстановлении работоспособности тела;
  • нормализация кровообращения и обмена веществ в зоне поражения;
  • полное или частичное урегулирование обменных и нервно-сосудистых нарушений;
  • предотвращение появления спаек в области между близлежащими тканями и нервными оболочками;
  • замещение уже образовавшихся спаек приспособленностью тканей к подобного рода образованиям посредством специальных упражнений;
  • укрепление слабой мышечной ткани;
  • развитие координации движений;
  • помощь в борьбе с сопутствующими аномалиями – искривлением позвоночника, нарушением его подвижности и так далее.

И этот перечень не окончателен. Методики ЛФК при ДЦП предусматривают построение комплекса упражнений на принципах регулярности, систематичности, непрерывности занятий, индивидуальном подходе к каждому пациенту, обращении внимания на его возраст и психическое развитие, с учетом тяжести и стадии заболевания. Все эти аспекты в совокупности предопределяют положительный результат от проводимых процедур, что обусловливает важность подобного рода физкультурной терапии для деток с отклонениями нервной и психической системы.

Виды упражнений

На каких основных вариациях упражнений ЛФК при ДЦП основывается курс реабилитации пациентов?

  1. Зафиксированное положение – модель лечебного упражнения, основанная на фиксации конечностей в специальной шине или лонгете.
  2. Мышечное растягивание – предполагает раскачивание во всех суставах конечностей с амплитудой колебаний, рассчитанной на постепенное возрастание.
  3. Мышечное расслабление – предусматривает поочередную фиксацию рук и ног для снижения количества непроизвольных движений, осуществляемых больным ребенком, а также ослабления повышенного тонуса.
  4. Ходьба – дает возможность разработать двигательный аппарат на более высокие возможности в передвижении.
  5. Упражнения со стимуляцией мышечной активности и мышечного торможения – представляют собой поочередное сгибание-разгибание суставов с параллельным мышечным массажем.
  6. Подъем по поверхности с наклоном – осуществляется с инструктором и дает возможность тренировать, насколько это возможно, пресс и мышцы ног, держать баланс и удерживать равновесие.
  7. Упражнения на выработку выносливости.
Читайте также:  Молитва от эпилепсии православная

ЛФК на активизацию двигательного аппарата

В комплексе упражнений ЛФК для детей с ДЦП предусмотрены первоочередные упражнения на самую важную область реабилитации – двигательный аппарат. Ведь многие детки при церебральном параличе не способны ходить, им нужно помогать, их нужно этому учить. В случаях, когда центральная или периферическая нервная система повреждена, может возникнуть проблема с движением верхних или нижних конечностей. Эта проблема именуется в медицине как тетрапарез. Для того чтобы укрепить двигательные и координационные навыки у деток-инвалидов, а также повысить их степень контроля над собственными действиями, предусмотрены соответствующие гимнастические упражнения.

  • В исходном положении, сидя на пятках, малыш пытается встать на колени под воздействием движений инструктора (или родителя), который берет ребенка за плечи, удерживая его параллельно в тазобедренной части.
  • Сидя на коленях, под влиянием движений взрослого, который придерживает его в подмышечной зоне, ребенок начинает движения из стороны в сторону, чтобы иметь возможность уметь переносить массу своего тела на одну ногу. При этом вторую ногу кроха пытается оторвать от опоры сам, разводя руки в стороны.
  • Повернувшись лицом к маленькому сидящему на стуле пациенту с ДЦП, ЛФК-инструктор в лице специалиста или родителя фиксирует его ноги на полу своими и аккуратно берет за ручки. При этом кисти подтягиваются вперед и вверх, чтобы дать ребенку возможность научиться самостоятельно вставать.
  • В исходном положении стоя ноги ребенка ставятся стопами друг к другу в одну линию одна за одной, руками взрослого производятся легкие толчки сначала в спину, затем в грудь – так у малыша формируется понятие о поддержании равновесия.
  • В подобном исходном положении нужно пытаться раскачивать ребенка в стороны так, чтобы он пытался сделать шаг самостоятельно.

Подобные упражнения ЛФК для детей с ДЦП позволяют повысить двигательную активность малыша и дать ему шанс научиться ходить.

ЛФК на проработку суставов

Не менее важно научить ребенка управлять своими движениями и укрепить его суставы. Особенность этого момента заключается в том, что деткам, больным церебральным параличом, присущи болевые ощущения в суставах, судорожные боли и смежные патологии. Чтобы развивать суставы конечностей, нужно обратить внимание на ряд направленных на их укрепление занятий ЛФК при ДЦП.

  • Исходная позиция ребенка – лежа на спине. Одна нога разгибается и фиксируется взрослым под собственной тяжестью тела или под упором руки, а вторая постепенно сгибается в колене. Бедро при этом по возможности прижимается к животу, после чего плавно отводится назад в исходное положение.
  • Исходная позиция малыша – лежа на боку. Колено держится согнутым, бедро поочередно то отводится, то возвращается в исходное положение.
  • Первоочередное положение тела – стоя лицом к столу впритык к нему. Необходимо прислонить живот к нему так, чтобы ноги свободно висели, после чего поочередно то выпрямлять их, разгибая колени, то возвращать в подвешенное состояние.
  • Лежа на спине, ребенок при помощи взрослого сгибает ногу в колене, после чего по возможности выпрямляет ее максимально ровно.
  • Положив больного церебральным параличом ребенка на живот, взрослый или инструктор подкладывает под его грудь валик, после чего, удерживая кроху за руки, приподнимает верхнюю часть его туловища, отрывисто и пружинисто совершая движения вверх и вниз.
  • Исходная позиция малыша – лежа на спине. Руки сгибаются в локте так, чтобы лицо оставалось неподвижным и развернутым в сторону. После чего взрослый помогает согнуть ребенку конечность, разворачивая его голову в другом направлении.

ЛФК на растяжку

Повысить гибкость также помогает комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП на растяжку. Он позволяет снизить уровень выраженности патологичного состояния спины и позвоночника, улучшает состояние пораженного спинного мозга, а также его нервных окончаний. Более того, подобного рода занятия ЛФК для детей с ДЦП позволяют укрепить мышцы конечностей, что, безусловно, влияет на более уверенные движения руками и ногами.

Такой комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП при регулярном его выполнении изо дня в день способствует значительному улучшению состояния маленького пациента. Особенно действенна такая лечебная гимнастика в том случае, когда осуществляется она на раннем этапе взросления ребенка. И чем раньше – тем лучше.

ЛФК на расслабление

Примечательно, что занятия по ЛФК при ДЦП у взрослых так же, как и у детей, способствуют реабилитационному процессу. Но у взрослых это происходит намного медленнее, чем у детей, поскольку детский организм намного более податлив. Поэтому затягивать с ЛФК при ДЦП у детей нельзя.

Исходя из того что частым симптомом детского церебрального паралича является сильный гипертонус мышц, медициной предусмотрены специальные упражнения на их расслабление.

  • Для того чтобы руки и ноги больного ребенка могли отдохнуть, ему необходимо лечь спиной на пол, после чего конечности с одной стороны зафиксировать в неподвижном состоянии, применяя при этом утяжелители, которые можно соорудить из мешочков с песком.
  • Свободную руку с другой стороны туловища ребенок должен согнуть в локте, при этом его предплечье помогает ему держать проводящий лечебную гимнастику взрослый. Рука остается в таком положении до тех пор, пока не почувствуется снижение мышечного тонуса. После чего взрослый помогает ребенку встряхнуть кисть, периодически сгибая ее, вращая и отводя из стороны в сторону.
  • То же самое нужно проделать и с ногой. В то время, пока зафиксированные конечности одной стороны касаются живота ребенка, взрослый помогает ему держать голени и отводить ноги в тазобедренном суставе так, чтобы иметь возможность совершать круговые движения для растяжки мышц ноги. Соответственно, ноги попеременно чередуются.

ЛФК на дыхание

Система упражнения ЛФК при ДЦП предусматривает ремиссионный процесс только при регулярном их выполнении. Расписание программы тренировок должно включать занятия в досуг больного ежедневно, изо дня в день. Только регулярная гимнастика и постоянные занятия смогут вернуть физиологию больного ребенка в более или менее приемлемую форму. Поэтому пренебрегать ежедневной периодичностью комплексной терапии церебрального паралича нельзя.

Помимо всего прочего, ЛФК при ДЦП предусматривает и умение правильно дышать.

  • Взрослый показывает ребенку, как нужно делать правильный глубокий вдох и выдох как ртом, так и носом. Для этого можно использовать вспомогательный инвентарь в виде шариков, резиновых игрушек, мыльных пузырей.
  • Инструктор произносит гласные звуки, то понижая, то повышая громкость своего голоса. Ребенок должен повторять за ним. Можно попеременно чередовать это упражнение с пением или игрой на духовых.
  • Стандартное упражнение по восстановлению дыхательного процесса – подъем рук над головой и наполнение легких воздухом при вдохе полной грудью, а также опускание рук на выдохе. Можно усложнить упражнение, используя часть выдоха с погружением головы пациента в воду.

ЛФК в игровых упражнениях

Как уже было сказано ранее, программа тренировок детей, больных церебральным параличом, должна включать работу взрослого с ребенком каждый день, все семь дней в неделю. Но помимо этого нужно учитывать рациональность применяемых нагрузок, ведь ребенок должен также и отдыхать. Расчет взятых за основу нагрузок в комплексе ЛФК для детей с ДЦП должен осуществляться исходя из возрастного фактора, массы тела и роста больного ребенка. Кроме этого нужно учитывать степень пораженной психики и физиологии, ведь сам по себе церебральный паралич включает огромное количество разновидностей с разной степенью тяжести. Чем запущеннее случай – тем более частыми и напористыми должны быть тренировки, но выполняться они должны с предельной аккуратностью и только с представителем медицины. При этом кому-то из детей подходит и массаж в ЛФК при ДЦП, а кому-то и водные процедуры – здесь все очень индивидуально, в зависимости от конкретного случая протекания болезни.

Очень многим детям приходится по душе игровая методика работы с инструкторами. Игровые упражнения в ЛФК при ДЦП предусматривают не только действенность и результативность процесса, но также позволяют заинтересовать ребенка и дать ему возможность расслабиться. При этом может использоваться конкретное вспомогательное оборудование в виде поддерживающих больного на ногах устройств, всевозможных фитболов, мягких модулей, подушек и прочего инвентаря. Какие игры можно сюда отнести?

Много разных игровых процедур и упражнений лечебно-физкультурной терапии можно привести в пример – все они направлены лишь на один результат. Этот результат – частичное выздоровление малыша. Частичное потому, что поражение здоровья человека церебральным параличом происходит не только в плане физических нарушений, но также и психологических. А на психологию человека повлиять лечебной гимнастикой в той мере, в коей этого требует организм, увы, невозможно.

Читайте также:
Adblock
detector