Центральная и периферическая нервная система

Правильная работа нервной системы на разных фронтах крайне важна для полноценной жизни человека. Нервная система человека считается самой сложной структурой организма.

Современные представления о функциях нервной системы

Сложная коммуникационная сеть, которая в биологической науке обозначается как нервная система, подразделяется на центральную и периферическую, в зависимости от расположения самих нервных клеток. Первая объединяет клетки, расположенные в внутри головного и спинного мозга. А вот нервные ткани, которые расположены за их пределами образуют периферическую нервную систему (ПНС).

Центральная нервная система (ЦНС) реализует ключевые функции обработки и передачи информации, взаимодействует с окружающей средой. Нервная система работает по рефлекторному принципу. Рефлекс – это ответная реакция органа на специфическое раздражение. Непосредственное участие в этом процессе принимают нервные клетки головного мозга. Получив информацию от нейронов ПНС, они ее обрабатывают и направляют импульс в исполнительный орган. По такому принципу осуществляются все произвольные и непроизвольные движения, работают органы чувств (когнитивные функции), действуют мышление и память и т. д.

Клеточные механизмы

Независимо от функций центральной и периферической нервной системы и места расположения клеток, нейроны имеют некоторые общие характеристики со всеми клетками организма. Так, каждый нейрон состоит из:

  • мембраны, или цитоплазматической оболочки;
  • цитоплазмы, или пространства между оболочкой и ядром клетки, которое заполнено внутриклеточной жидкостью;
  • митохондрий, которые обеспечивают сам нейрон энергией, которую они получают из глюкозы и кислорода;
  • микротрубок – тонких структур, которые выполняют опорные функции и помогают клетке сохранять первичную форму;
  • эндоплазматических ретикулом – внутренних сетей, которые клетка использует для самообеспечения.

Отличительные особенности нервных клеток

Нервные клетки имеют специфические элементы, которые отвечают за их коммуникацию с другими нейронами.

Аксоны – главные отростки нервных клеток, по которым передаётся информация по нейронной цепи. Чем больше исходящих каналов передачи информации образует нейрон, тем больше разветвлений имеет его аксон.

Дендриты – другие отростки нейрона. На них расположены входные синапсы – специфические точки, где происходит контакт с нейронами. Поэтому входящий нейронный сигнал называют синоптической передачей.

Классификация и свойства нервных клеток

Нервные клетки, или нейроны, разделяют на много групп и подгрупп, в зависимости от их специализации, функционала, и места в нейронной сети.

Элементы, отвечающие за сенсорное восприятие внешних раздражителей (зрение, слух, тактильные ощущения, обоняние и т. д.), называются сенсорными. Нейроны, которые объединяются в сети для обеспечения двигательных функций, называются моторными. Также в НС есть смешанные нейроны, которые выполняют универсальные функции.

В зависимости от расположения нейрона по отношению к головному мозгу и исполнительному органу, клетки могут быть первичными, вторичными и т. д.

Генетически нейроны ответственны за синтез специфических молекул, с помощью которых оны выстраивают синаптические связи с другими тканями, но нервные клетки не имеют способностей к делению.

Таким образом, клетки запрограммированы постоянно создавать все новые и новые связи. Так развивается сложная сеть нейронных коммуникаций. Создание новых связей в мозге приводит к развитию интеллекта, мышления. Мышечный интеллект также развивается подобным образом. Головной мозг необратимо совершенствуется при обучении все новым и новым моторным функциям.

Развитие эмоционального интеллекта, физического и умственного происходит в нервной системе схожим образом. Но если акцент делается на что-то одно, другие функции развиваются не так стремительно.

Головной мозг

Головной мозг взрослого человека весит примерно 1,3-1,5 кг. Учеными установлено, что до 22 лет его вес постепенно увеличивается, а после 75 лет начинает уменьшаться.

В мозге среднестатистического индивида существует более 100 трлн электрических связей, а это в несколько раз больше, чем все соединения во всех электрических устройствах в мире.

На изучение и попытки усовершенствовать функции мозга исследователи тратят десятки лет и десятки миллионов долларов.

Отделы головного мозга, их функциональные характеристики

Все же современные знания о головном мозге можно считать достаточными. Особенно учитывая, что представления науки о функциях отдельных частей мозга сделали возможным развитие неврологии, нейрохирургии.

Мозг разделяют на такие зоны:

2. Средний мозг включает:

  • Таламус, где происходит обработка почти всей информации, входящей в передний мозг.
  • Гипоталамус контролирует информацию, поступающую от органов центральной и периферической нервной системы и вегетативной НС.

3. Задний мозг включает:

  • Продолговатый мозг, который отвечает за регуляцию биоритмов и внимания.

Спинной мозг

Средняя длина спинного мозга взрослого человека составляет примерно 44 см.

Он берет начало от ствола головного мозга и проходит через большое затылочное отверстие в черепе. Заканчивается он на уровне второго поясничного позвонка. Конец спинного мозга называют мозговым конусом. Он заканчивается скоплением поясничных и крестцовых нервов.

От спинного мозга разветвляется 31 пара спинномозговых нервов. Они помогают соединять отделы нервной системы: центральную и периферическую. Через эти отростки части тела и внутренние органы получают сигналы от НС.

В спинном мозге также происходит первичная обработка рефлекторной информации, благодаря чему ускоряется процесс реагирования человека на раздражители в опасных ситуациях.

Ликвор, или мозговая жидкость, общая для спинного и головного мозга, образуется в сосудистых узлах щелей мозга из плазмы крови.

В норме ее циркуляция должна быть непрерывной. Ликвор создает постоянное внутреннее черепное давление, выполняет амортизирующую и защитную функции. Анализ состава ликвора – один из простейших способов диагностики серьёзных заболеваний НС.

К чему приводят поражения центральной нервной системы разного генеза

Поражения нервной системы, в зависимости от периода, разделяют на:

  1. Предперинатальные – поражения мозга в период внутриутробного развития.
  2. Перинатальные – когда поражение происходит во время родов и в первые часы после рождения.
  3. Постнатальные – когда поражение спинного или головного мозга происходит после рождения.

В зависимости от характера, поражения ЦНС разделяют на:

  1. Травматические (самое очевидное). Нужно взять во внимание, что нервная система имеет первостепенную важность для живых организмов и с точки зрения эволюции, поэтому спинной и головной мозг надежно защищен рядом оболочек, околомозговой жидкостью и костной тканью. Однако в ряде случаев этой защиты недостаточно. Некоторые травмы приводят к повреждениям центральной и периферической нервной системы. Травматические поражения спинного мозга гораздо чаще приводят к необратимым последствиям. Чаще всего это параличи, к тому же дегенеративные (сопровождающиеся постепенным отмиранием нейронов). Чем выше произошло повреждение, тем обширнее парезы (снижение мышечной силы). Наиболее распространенными травмами считаются открытые и закрытые сотрясения мозга.
  2. Органические повреждения ЦНС, зачастую происходят во время родов и приводят к детским церебральным параличам. Возникают они из-за кислородного голодания (гипоксии). Оно является следствием затяжных родов или обвития пуповиной. В зависимости от периода гипоксии, ДЦП может быть разных степеней выраженности: от легкой до тяжелой, которая сопровождается комплексной атрофией функций центральной и периферической нервной системы. Поражения ЦНС после инсульта также определяются как органические.
  3. Генетически обусловленные поражения ЦНС происходят из-за мутаций в генной цепочке. Они считаются наследственным. Самые распространённые – синдром Дауна, синдром Туретта, аутизм (генетически-метаболическое нарушение), которые проявляются сразу после рождения или в первый год жизни. Болезни Кенсингтона, Паркинсона, Альцгеймера считаются дегенеративными и проявляются в среднем или преклонном возрасте.
  4. Энцефалопатии – чаще всего возникают, как следствие поражения мозговых тканей болезнетворными организмами (герпетическая энцефалопатия, менингококковая, цитомегаловирусная).
Читайте также:  Менингит передается воздушно капельным путем или нет

Строение периферической нервной системы

ПНС образуют нервные клетки, расположенные за пределами головного мозга и спинномозгового канала. Она состоит из нервных узлов (черепного, спинномозгового и вегетативного). Также в ПНС существует 31 пара нервов и нервные окончания.

В функциональном смысле ПНС состоит из соматических нейронов, которые передают моторные импульсы и контактируют с рецепторами органов чувств, и вегетативных, которые отвечают за деятельность внутренних органов. Периферические нейронные структуры содержат двигательные, сенсетивные и вегетативные волокна.

Воспалительные процессы

Заболевания центральной и периферической нервной системы носят совершенно разный характер. Если повреждения ЦНС чаще всего имеют комплексные, глобальные последствия, то заболевания ПНС зачастую проявляются в виде воспалительных процессов в зонах нервных узлов. В медицинской практике такие воспаления именуют невралгиями.

Невралгия – это болезненные воспаления в зоне скопления нервных узлов, раздражение которых, вызывает острый рефлекторный приступ боли. К невралгиям относят полиневриты, радикулиты, воспаления тройничного или поясничного нерва, плекситы и т. д.

Роль центральной и периферической нервной системы в эволюции человеческого организма

Нервная система – единственная из систем человеческого организма, которая может совершенствоваться. Сложное строение центральной и периферической нервной системы человека обусловлено генетически и эволюционно. Мозгу присуще уникальное свойство – нейропластичность. Это способность клеток ЦНС брать на себя функции соседних отмерших клеток, выстраивая новые нейронные связи. Этим объясняются медицинские феномены, когда дети с органическим поражением мозга развиваются, обучаются ходьбе, речи и т. д., а люди после инсульта со временем восстанавливают способность нормально передвигаться. Этому всему предшествует построение миллионов новых связей между центральными и периферическими частями нервной системы.

С прогрессом различных методик восстановления пациентов после мозговых травм рождаются также методики для развития человеческого потенциала. Они основаны на логическом предположении о том, что если и центральная, и периферическая нервная система может восстанавливаться после травм, то здоровые нервные клетки также способны развивать свой потенциал практически до бесконечности.

По расположению в организме и функциям нервная система де­лится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из от­дельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводниковую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (рецепторов) в центр и от него к ис­полнительным органам.

Рисунок 3 — План строения нерв­ной системы

Функциональная асимметрия головного мозга

Установлено, что психические функции определенным образом распределены между левым и правым полушариями. Оба полушария спо­собны получать и перерабатывать информацию, как в виде образов, так и слов, но существует функциональная асимметрия головного мозга – раз­личная степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях. Функцией левого полушария является чтение и счет, вообще преимущественное оперирование знаковой информацией (словами, сим­волами, цифрами и т. д.). Левое полушарие обеспечивает возможность ло­гических построений, без которых невозможно последовательное анали­тическое мышление. Правое полушарие оперирует образной информа­цией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмо­циональное отношение к воспринимаемым и понимаемым объектам. Оба полушария функционируют во взаимосвязи. Функциональная асимметрия присуща только человеку и формируется в процессе общения, в котором может сложиться относительное преобладание у личности функциониро­вания левого или правого полушария, что сказывается на его индивиду­ально-психологических характеристиках.

Понятие рефлекса. Классификация рефлексов по происхожде­нию

Основная форма взаимодействия организма со средой – рефлекс – ответное действие организма на раздражение. Это действие осуществля­ется с помощью центральной нервной системы.

Рефлексы по своему происхождению бывают двух видов: врожденные и приобретенные, или, по классификации И. П. Павлова, безусловные (при­родообусловленные, постоянно действующие), обеспечивающие ритм дыхания и сердцебиения, терморегуляцию тела, сужение и расширение зрачка глаза, кровенаполнение со­судов и т. д., и условные, сформи­рованные как ответ на те или иные особенности жизнедеятель­ности человека, обеспечивающие его приспособление к изменяющейся среде.

Безусловный рефлекс совершается автоматически и никакой пред­варительной тренировки не требует. Условный рефлекс требует опреде­ленных условий для возникновения и выступает физиологической осно­вой знаний человека.

Так, например, маленький ребенок тянется рукой к блестящему бе­лому чайнику. Обжегшись, малыш мгновенно отдергивает руку. Это без­условный рефлекс. Но вот он отдергивает руку при одном виде чайника. Это условный рефлекс.

Безусловные и условные рефлексы выполняют функцию связи ор­ганизма с окружающей средой, обеспечивают его приспособление к этой среде и нормальную жизнедеятельность в ней.

Читайте также:  Менингит в волге

Нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга. Виды торможения. Первая и вторая сигнальные системы

Координация функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух основных нервных про­цессов – возбуждения и торможения. По характеру деятельности эти процессы противоположны друг другу. Если процессы возбуждения связаны с активной деятельностью коры, с образованием новых условных нервных связей, то процессы торможения направлены на изменение этой деятельности, на прекращение возникшего в коре возбуждения, на блоки­рование временных связей. Но не надо считать, что торможение – это прекращение деятельности, пассивное состояние нервных клеток. Тормо­жение также активный процесс, но противоположного характера, чем возбуждение. Торможение обеспечивает необходимые условия для вос­становления их работоспособности. Такое же охранительное и восстано­вительное значение имеет сон как торможение, широко распространив­шееся на ряд важных участков коры. Сон предохраняет кору от истоще­ния и разрушения. Однако и сон не есть остановка работы мозга. Еще И. П. Павлов отмечал, что сон – это своеобразный активный процесс, а не состояние полной бездеятельности. Во сне мозг отдыхает, но не бездейст­вует, при этом отдыхают клетки, активные днем. Многие ученые предпо­лагают, что во время сна происходит своеобразная переработка накоплен­ной за день информации, но человек не осознает этого, т. к. соответст­вующие функциональные системы коры, обеспечивающие осознание, за­торможены.

Кора больших полушарий мозга испытывает воздействие разнооб­разных сигналов, идущих как извне, так и из самого организма. И. П. Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигна­лов (сигнальных систем). Сиг­налы – это, прежде всего, пред­меты и явления окружающего мира. Эти разнообразные зри­тельные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Она имеется у человека и животных.

Но кора головного мозга человека способна реагировать и на слова. Слова и сочетания слов также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания И. П. Палов назвал второй сигнальной системой. Вторая сигнальная система – продукт общественной жизни человека и присуща только ему, у живот­ных нет второй сигнальной системы.

Методы научно-психологических исследований

Методами научно–психологических исследований называют со­вокупность приемов и операций, направленных на изучение психологиче­ских явлений и решение разнообразных научно-психологических про­блем.

По мнению Л.М. Фридмана, методы научно-психологических исследований подразделяются:

— на неэкспериментальные, позволяющие описать какую-либо особенность личности или группы людей. К неэкспериментальным методам относятся: наблюдение (самонаблюдение), анкетирование, интервьюирование, беседа, анализ результатов деятельности;

— диагностические методы, которые позволяют не только описать те или иные психические особенности личности или группы людей, но и измеряют их, дают им качественные и количественные характеристики. К диагностическим методам относятся: тестирование, шкалирование, ранжирование, социометрия;

— экспериментальные методы, включающие естественный, искусственный, лабораторный, полевой, констатирующий и формирующий эксперименты;

— формирующие методы, которые позволяют, с одной стороны, изучить психологические особенности, а с другой – реализовать воспитательные и образовательные задачи.

Вопросы для самоконтроля

Что является предметом современной психологии?

Какие этапы становления психологической науки выделяют?

Почему психология на каждом этапе своего развития имела свой предмет исследования?

В чем заключалось своеобразие взглядов на психические явления в глубокой древности?

Каковы основные представления древнегреческих философов о душе?

Почему идеи Р. Декарта послужили важным фактором образования и развития научных парадигм в психологии?

Кто был основателем научной психологии? Докажите.

Каков предмет психологии с точки зрения классического бихевиоризма? В чем заключается сущность теории этого направления?

Каковы основные направления развития отечественной психологии?

Охарактеризуйте основные отрасли психологии.

Раскройте взаимосвязи психологии и других наук.

Как назывался первый метод научных исследований в психологии и какие методы использовалась в донаучной психологии?

Какими методами научно-психологических исследований пользуются современные психологи? Каковы возможности этих методов?

Какие основные психологические школы появились на рубеже

третьего и четвертого этапов развития психологии? Каковы основные их характеристики?

Раскройте научное понимание психики человека.

Дайте сравнительный анализ первой и второй сигнальных систем.

Раскройте понимание рефлекса как основного механизма высшей нервной деятельности.

Что вы понимаете под функциональной асимметрией мозга?

Каковы основные функции психики. В каких формах она проявляется?

Опишите основные принципы разделения нервной системы человека.

Задания для самостоятельной работы

Проведите сравнительный анализ психологических концепций на каждом этапе развития психологии. Назовите самые, на ваш взгляд, значимые для становления психологии как науки.

Познакомьтесь подробнее с методами научно-психологических исследований в учебниках психологии. Примените методы опроса в вашей практической деятельности, соблюдая все необходимые требования к проведению психологического исследования.

В нервной системе человека и позвоночных животных выделяют два больших отдела — ЦНС и периферическую нервную систему. Центральная нервная система (ЦНС) — это головной и спинной мозг. Все что лежит за пределами головного и спинного мозга относится к периферической нервной системе — это многочисленные нервы и нервные узлы.

Периферическая нервная система (ПНС) соединяет центральную нервную систему с органами и конечностями. Нейроны периферической нервной системы располагаются за пределами центральной нервной системы — головного и спинного мозга. [1]

В отличие от центральной нервной системы, периферическая нервная система не защищенакостями или гематоэнцефалическим барьером, и может быть подвержена механическим повреждениям и действиям токсинов.

Периферическая нервная система функционально и структурно разделяется на соматическую нервную систему и вегетативную нервную систему. Соматическая нервная система отвечает за координацию движений тела, а также за получение внешних стимулов. Это система, регулирующая сознательно контролируемую деятельность. Вегетативная нервная система в свою очередь делится на симпатическую нервную систему,парасимпатическую нервную систему и энтеральную нервную систему. Симпатическая нервная система отвечает за реагирование на надвигающуюся опасность или стресс и вместе с другими физиологическими изменениями отвечает за увеличение частоты пульса икровяного давления, а также при появлении чувства волнения способствует повышению уровня адреналина. Парасимпатическая нервная система, напротив, становится заметной, когда человек отдыхает и чувствует себя расслабленно, она отвечает за такие вещи как сужение зрачков, замедление сердцебиения, расширение кровеносных сосудов и стимуляцию работы пищеварительной и мочеполовой систем. Роль энтеральной нервной системы состоит в управлении всеми аспектами пищеварения, от пищевода до желудка,тонкого кишечника и прямой кишки.

Читайте также:  Энцефалит вирусный как передается

Центральная нервная система(ЦНС) — основная часть нервной системы животных и человека, состоящая из нейронов и их отростков; представлена у беспозвоночных системой тесно связанных между собой нервных узлов (ганглиев), у позвоночных животных и человека — спинным и головным мозгом.

Главная и специфическая функция ЦНС — осуществление простых и сложных высокодифференцированных отражательных реакций, получивших название рефлексов. У высших животных и человека низшие и средние отделы ЦНС — спинной мозг, продолговатый мозг, средний мозг,промежуточный мозг и мозжечок — регулируют деятельность отдельных органов и систем высокоразвитого организма, осуществляют связь и взаимодействие между ними, обеспечивают единство организма и целостность его деятельности. Высший отдел ЦНС — кора больших полушарий головного мозга и ближайшие подкорковые образования — в основном регулирует связь и взаимоотношения организма как единого целого с окружающей средой

ЦНС связана со всеми органами и тканями черезпериферическую нервную систему, которая у позвоночных включает черепно-мозговые нервы, отходящие от головного мозга, и спинномозговые нервы — от спинного мозга, межпозвонковые нервные узлы, а также периферический отдел вегетативной нервной системы — нервные узлы, с подходящими к ним (преганглионарными, от латинского ганглион) и отходящими от них (постганглионарными) нервными волокнами. Чувствительные, или афферентные, нервные приводящие волокна несут возбуждение в ЦНС от периферических рецепторов; по отводящим эфферентным (двигательным и вегетативным) нервным волокнам возбуждение из ЦНС направляется к клеткам исполнительных рабочих аппаратов (мышцы, железы, сосуды и т. д.). Во всех отделах ЦНС имеются афферентные нейроны, воспринимающие приходящие с периферии раздражения, и эфферентные нейроны, посылающие нервные импульсы на периферию к различным исполнительным эффекторным органам. Афферентные и эфферентные клетки своими отростками могут контактировать между собой и составлять двухнейронную рефлекторную дугу, осуществляющую элементарные рефлексы (например, сухожильные рефлексы спинного мозга). Но, как правило, в рефлекторной дуге между афферентными и эфферентными нейронами расположены вставочные нервные клетки, или интернейроны. Связь между различными отделами ЦНС осуществляется также с помощью множества отростков афферентных, эфферентных и вставочных нейронов этих отделов, образующих внутрицентральные короткие и длинные проводящие пути. В состав ЦНС входят также клетки нейроглии, которые выполняют в ней опорную функцию, а также участвуют в метаболизме нервных клеток. Головной и спинной мозг одет тремя мозговыми оболочками: твёрдой, паутинной и сосудистой и заключён в защитную капсулу, состоящую из черепа и позвоночника.

Твёрдая — наружная, соединительноглотательная, выстилает внутреннюю полость черепа и позвоночного канала. Паутинная расположена под твёрдой — это тонкая оболочка с небольшим количеством нервов и сосудов. Сосудистая оболочка сращена с мозгом, заходит в борозды и содержит много кровеносных сосудов.

Спинной мозг находится в позвоночном канале и имеет вид белого тяжа. По передней и задней поверхности спинного мозга расположены продольные борозды. В центре проходит спинно-мозговой канал, вокруг него сосредоточено серое вещество — скопление огромного количества нервных клеток, образующих контур бабочки.

Белое вещество спинного мозга образует проводящие пути, которые тянутся вдоль спинного мозга, соединяя как отдельные его сегменты друг с другом, так и спинной мозг с головным. Одни проводящие пути называются восходящими или чувствительными, передающими возбуждение в головной мозг, другие — нисходящими или двигательными, которые проводят импульсы от головного мозга к определённым сегментам спинного мозга. Они выполняют две функции — рефлекторную и проводниковую. Деятельность спинного мозга находится под контролем головного мозга, который регулирует спинномозговые рефлексы.

Головной мозг человека расположен в мозговом отделе черепа. Средняя его масса 1300—1400 г. Рост мозга продолжается до 20 лет. Состоит он из 5-ти отделов: переднего, промежуточного, среднего, заднего и продолговатого мозга. Внутри головного мозга находятся 4 сообщающиеся между собой полости — мозговые желудочки. Они заполнены спинномозговой жидкостью. Филогенетически более древняя часть — ствол головного мозга. Ствол включает продолговатый мозг, варолиев мост, средний и промежуточный мозг. 12 пар черепных нервов лежат в стволе мозга. Стволовая часть мозга прикрыта полушариями головного мозга.

Продолговатый мозг — продолжение спинного мозга и повторяет его строение; на передней и задней поверхности залегают борозды. Он состоит из белого вещества, где рассеяны скопления серого вещества — ядра, от которых берут начало черепные нервы — с 9 по 12-ю пару.

Задний мозг включает варолиев мост и мозжечок. Варолиев мост снизу ограничен продолговатым мозгом, сверху переходит в ножки мозга, боковые его отделы образуют средние ножки мозжечка. Мозжечок расположен сзади моста и продолговатого мозга. Поверхность его состоит из серого вещества (кора). Под корой — ядра.

Средний мозг расположен впереди варолиева моста, он представлен четверохолмием и ножками мозга. Промежуточный мозг занимает самое высокое положение и лежит спереди ножек мозга. Состоит из зрительных бугров, надбугорной, подбугорной области и коленчатых тел. По периферии промежуточного мозга находится белое вещество. Передний мозг состоит из сильно развитых полушарий и соединяющей их срединной части. Борозды делят поверхность полушарий на доли; в каждом полушарии различают 4 доли: лобную, теменную, височную и затылочную.

Деятельность анализаторов отражает в нашем сознании внешний материальный мир. Деятельность коры головного мозга человека и высших животных определена И. П. Павловым как высшая нервная деятельность, представляющая собой условнорефлекторную функцию коры головного мозга.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:
Adblock
detector