Точечный массаж при дцп

Детский церебральный паралич является очень серьезным заболеванием, которое развивается в перинатальном периоде. На возникновение этого отклонения работы головного мозга может влиять множество факторов, одним из которых является недоношенность.

Как показывает статистика, примерно половина всех детей, страдающих от ДЦП, рождались раньше положенного срока, поэтому практически все недоношенные младенцы находятся в зоне риска.


Одной из особенностей данного заболевания является тот факт, что на сегодняшний день не существует определенного лекарства или метода лечения, который бы помогал всем заболевшим детям.

Что помогает одному ребенку, может быть совершенно бесполезным для другого, поэтому лечение должно подбираться сугубо индивидуально.

Одним из эффективных методов является точечный массаж, с помощью которого можно воздействовать на активные точки человеческого тела. В частности, многие положительно высказываются о японском массаже шиацу, который применяется в медицине наравне с традиционными средствами лечения.

Точечный массаж при ДЦП


Шиацу во многом похож на другие акупунктурные техники. Массаж производится всей подушечкой пальца до тех пор, пока обрабатываемая область не изменит свою плотность.

Точечный массаж при детском церебральном параличе должен производиться в самом раннем возрасте, ведь чем больше проходит времени, тем запущеннее оказывается заболевание.

Особенность в том, что нарушения в работе мышц могут носить различный характер и степень запущенности, поэтому необходим индивидуальный подход при выборе техники массажа. Массаж шиацу позволяет воздействовать на тело ребенка точечно, поэтому данная техника оказывается очень действенной.

Точки, на которые нужно воздействовать, расположены в области сухожилий, т. е. там, где больше всего рецепторных связей и нервов.

Как правило, при пальпации этих точек можно нащупать углубление, а если воздействовать на них какое-то количество времени, то у ребенка может появится ощущение жжения, ломоты, покалывания или онемения. Если такие ощущения присутствуют, то значит специалист все делает правильно и точки воздействия найдены верно.

Главной задачей точечного массажа при ДЦП является расслабление тех мышц, которые излишне напряжены, а также придание тонуса расслабленным.

Различают два основных способа точечного массажа при ДЦП:

  • Тормозной метод. Суть заключается в максимальном надавливании подушечкой пальца на выбранную точку с постепенным уменьшением этого давления. При этом палец делает вращательные движения, не отрываясь от тела. Данную манипуляцию нужно производить на каждую точку 3 раза по 2-3 минуты. Целью данного метода является расслабление мышц, и если оно не наступает, то нужно массировать другую точку.
  • Метод возбуждения. Данный способ, напротив, придает тонус мышцам. Необходимо сильно надавливать пальцем на точку, после чего резко отрывать его от тела, как будто вы штрихуете поверхность кожи. Воздействовать на точки нужно в течение двух или трех минут.

Специалисты, осуществляющие точечный массаж больных ДЦП, должны знать, что он имеет свои особенности, зависящие от возраста пациента. Если ребенок младше одного года, то точечный массаж должен сочетаться с обычным, что положительным образом сказывается на дальнейшем развитии малыша.


Насколько эффективен общий классический массаж — узнайте из нашей статьи.

О том, как можно применять су-джок терапию в логопедической работе, читайте в нашем материале.

Что касается детей, возраст которых превышает четыре года, то тут нужно учитывать несколько моментов:

  1. Ребенок уже чувствует состояние своих мышц и суставов.
  2. Помимо массажа нужно выработать у ребенка рефлекс тех ощущений, который он испытывает при воздействии пальцев и ладоней. Иными словами, он должен сам воспроизводить моменты напряжения и расслабления мышц.
  3. В таком возрасте болезнь прогрессирует, поэтому нужно осуществлять процесс массажа, основываясь на индивидуальных особенностях конкретного ребенка.

Заключение


Детский церебральный паралич является очень тяжелым заболеванием.

По сути, дальнейшая судьба ребенка целиком и полностью зависит от его родителей, от того, насколько они будут информированы в этом вопросе, от своевременности их действий, ведь чем раньше начать лечение, тем выше вероятность успеха.

Важно понимать, что процесс реабилитации детей, страдающих ДЦП, может быть очень затратным и в плане эмоций, и в плане денежных средств.

Однако, несмотря на тяжесть данного заболевания, дети с ДЦП могут быть полноценными участниками социума, учась и работая на общих основаниях. Тем более что современный мир дает возможность работать и учиться дистанционно через интернет. Но нужно понимать, что подобное возможно только в том случае, если начать процесс лечения в раннем возрасте.

Нужно отметить особенную пользу и терапевтическую ценность массажа при ДЦП. Общее положительное влияние массажа заключается в улучшении крово- и лимфотока, активации обмена веществ в тканях, рефлекторном влиянии на нервную систему и внутренние органы, увеличении мышечной массы и адаптационных возможностей детского организма. Специфическое воздействие массажа при ДЦП направлено на расслабление спастичных мышц (поглаживание, катание, потряхивание, вибрация, пунктация), стимуляцию ослабленных мышц (поглаживание, растирание, пощипывание, поколачивание, штрихование, пунктация). Массаж проводится на определенных мышечных группах, нередко рекомендуется сочетать его с дыхательными движениями.

1. Все приёмы разных видов массажа надо использовать избирательно, с учётом особенностей заболевания и общего состояния здоровья ребёнка.

2. Медикаменты и тепловые процедуры использовать до сеанса.

3. Если у ребёнка повышенная чувствительность кожи, то для расслабления мышц рекомендуется провести сегментарный массаж.

4. Положение пациента должно быть таким при котором максимально расслаблены мышцы.

5. Сеанс любого вида массажа желательно закончить выполнением нескольких упражнений, помогающих закрепить положительный результат.

6. Общий и сегментарный массаж лучше проводить до занятий, а точечный и линейный в сочетании со специальными упражнениями в процессе индивидуальных занятий.

Основная задача массажиста при работе с такими пациентами — расслабить напряжённые мышцы и тонизировать расслабленные, тем самым можно существенно уменьшить порочные позы ребёнка.

Приёмы общего массажа для расслабления мышц.

1. Поверхностное непрерывное поглаживание. Движения массажиста должны быть лёгкими, плавными и медленными — поглаживая кожу не смещать её относительно нижележащих тканей.

2. Валяние, удобно применять на больших мышечных группах, которые во время процедуры должны быть максимально расслаблены, с хорошей опорой для всего тела. Массажист берёт мышцу и переваливает её из руки в руку.

3. Катание, удобно применять на мышцах конечностей (тазобедренный и плечевой суставы). При этом лежащую на опоре конечность прижимают и слегка «катают» от себя и к себе, как скалку на тесте.

Приёмы общего массажа для стимуляции ослабленных мышц.

1. Глубокое непрерывное и прерывистое поглаживание.

2. Растирание выполняемое одним или несколькими пальцами; гребнеобразное растирание, когда кисть сжата в кулак, а массажные движения выполняются тыльной поверхностью вторых фаланг пальцев с опорой на большой палец; углубленное растирание с давлением другой кистью на производящую массаж. Эти приёмы лучше использовать на крупных мышцах — спина, бедро, ягодицы.

3. Поколачивание, пощипывание.

Данный вид массажа используется для воздействия на мышцы плечевого или тазового пояса, рук и ног. Используются стандартные приёмы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, и специальные — сверление и пиление.

Для расслабления напряжённых мышц удобно использовать лёгкую вибрацию и сверление. При этом массажист выполняет круговые винтообразные движения вдоль позвоночника с обеих сторон и перемещает кожу к позвоночнику. Специалист действует II и IV или I пальцами. Передвижение рук происходит снизу вверх от сегмента к сегменту до шейного отдела.

Выполняя приём ладонью производятся качательные и толчкообразные движения с перемещением не только кожи, но и мышечной ткани. После сегментарного массажа хорошо выполнить массаж отдельных частей тела (лопаточное область, область таза, конечности).

Массаж мышц спины начинается с сегментарного массажа снизу вверх с применением сверления, пунктуации между остистыми отростками и пиления. Затем переходят к окололопаточной области, сначала по наружному краю лопатки, затем в области нижнего её угла и вдоль внутреннего края до надплечья. После этого производится растирание по верхнему краю трапециевидной мышцы до затылка, затем переходят на надостные и подостные области лопатки. Сеанс заканчивается прямой лёгкой вибрацией спины.

Такой массаж обычно используется при дефектах осанки, начальной степени сколиоза, ограничении подвижности плечевого пояса и плечевого сустава.

После сегментарного массажа в большинстве случаев используется точечный массаж и другие виды рефлексотерапии, а также физические упражнения для закрепления положительного результата.

Массаж при детском церебральном параличе надо начинать в самом раннем возрасте, так как со временем нарушения в работе мышц только усиливаются, всё больше появляется порочных и не естественных поз. Патология в работе мышц у разных детей наблюдается в самых разных вариациях и для эффективного положительного влияния на организм нужен строго индивидуальный подход при воздействии на скелетную мускулатуру. Точечный массаж как раз позволяет очень избирательно и аккуратно влиять на состояние мышечной системы ребёнка.

Большинство используемых точек расположены в области сухожилий, то есть в местах наиболее снабжённых рецепторными связями и в местах разветвления нервов.

На изображении: расположение точек для массажа относительно скелетных мышц. А — расположение точек на передней и наружной поверхности ноги; Б — туловище спереди и сзади; В — задняя и внутренняя поверхности ноги; Г — руки.

Читайте также:  Идиопатическая эпилепсия у собак

Обычно в местах расположения точек, при ощупывании пальцем, чувствуется углубление, а при продолжительном воздействии (например во время массажа) возникают ощущения: ломоты, онемения, покалывания, терпимой боли, жжения. Появление такой реакции может служить подтверждением что точка найдена правильно.

В классической китайской литературе не указаны правила применении точечного массажа при детском церебральном параличе, поэтому задача массажиста во время сеанса, не столько влиять и думать о движении энергии по меридианам сколько стараться нормализовать тонус скелетной мускулатуры. Для этого с помощью массажа надо снизить тонус у напряжённых мышц и увеличить силу у расслабленных.

Массажист работающий с детьми должен знать особенности двигательных нарушений при детском церебральном параличе. Старших детей важно научить фиксировать в сознании ощущения правильно работающих мышц — расслабления или наоборот проявления их функций. Это необходимо для того, чтобы постепенно добиться самостоятельного воспроизведения этого ощущения больным, а следовательно, добиться желаемого результата — произвольного самостоятельного расслабления или напряжения мышц.

У многих детей с ДЦП наблюдаются неестественные позы и расположение конечностей. При наличии нестойких порочных положений конечностей рекомендуется фиксировать стопы кисти и пальцы в среднем положении при помощи туторов и лонгет. Для укладки больного необходимо иметь набор мешочков, валиков и подушек разной величины и плотности.

Точечный массаж станет более эффективен если перед ним выполнить короткий сеанс сегментарного или общего массажа, тепловую процедуру (ванна с водой температуры 38°С). Одновременно в ванной можно провести и сеанс массажа.

Существует 2 самых распространённых метода воздействия на точки, они отличаются между собой интенсивностью, характером и длительностью раздражения.

Тормозной метод — медленное вращательное движение подушечкой пальца с постепенным нарастанием силы давления и задержкой на максимальной глубине с максимальным давлением и постепенным уменьшением давления, палец при этом от кожи не отрывается. Обычно приём повторяется 3 — 4 раза на каждой из выбранных точек. Длительность воздействия на каждую точку 2 — 4 минуты. С помощью этого метода точечного массажа расслабляют мышцы, если расслабление не получается, надо искать другую точку. Наступившее расслабление мышц ощущается пальцем и видно по изменению положения туловища или конечностей.

Возбуждающий метод — короткое и сильное надавливание в сочетании с прерывистым, глубоким растиранием (штрихованием) и резким отниманием пальца после каждого приёма. Этот приём может выглядеть как прерывистая вибрация. Для увеличения силы мышц и их сокращения рекомендуется использовать 2 — 3 точки, воздействуя на них в течение 2 — 4 минут. Успешное применение возбуждающего метода вызывает рефлекторное сокращение мышц или движение, что важно для развития ослабленных мышц.

Массаж относится к восстановительной терапии которая наиболее эффективна в самом раннем возрасте, к тому же у больных уже с рождения закладываются неправильный стереотип движений. Лечение в этом возрасте должно чётко учитывать этапы развития двигательной активности (рефлексов) здорового младенца.

Основа информации взята из работы К. А. Семёновой «Лечение двигательных расстройств при детском церебральном параличе» (М., 1976).

У этой методики есть 2 основных правила:

1. сеанс массажа выглядит как многократная, по возможности одновременная и двусторонняя стимуляция мышц в ряде точек. Благодаря такому подходу возникает синергичное сокращение мышц и движение, даже без сознательного участия ребёнка, что способствует закреплению правильных движений и поз.

2. точечный массаж обязательно сочетать с приёмами общего классического массажа, который создаёт благоприятный фон для дальнейшего воздействия, а также применять соответствующие физические упражнения или необходимые положения тела ребёнка.

На изображении: 1 — массаж для стимуляции лабиринтного установочного рефлекса, 2 — тот же массажный приём только с использованием мяча.

В этом случае рекомендуется выполнять массаж по линиям слева и справа от позвоночника (небольшой бугорок мышц тянущихся вдоль всего позвоночника) на уровне II — VII шейных и I — IV грудных позвонков, помогая ребёнку поднимать голову. Для облегчения этого движения под грудь подкладывают валик.

Если эффекта от описанного приёма нет, то ребёнка укладывают грудью и животом на большой мяч, выполняют несколько качательных движений, а затем выполняют описанный точечный массаж. При наличии стойкого кифоза в поясничном отделе позвоночника, необходимо выполнить точечный массаж по тем же линиям, но уже на уровне от XII грудного до V поясничного позвонка, а потом на уровне от VIII грудного до IV поясничного позвонка.

Успешное освоение этого рефлекса зависит от развитых мышц живота, для этого стимулирующим методом массируем точки 51, 52, 53 и приёмом штрихованием (классический европейский массаж) воздействуем по ходу косых мышц живота. Нормально развитые мышцы живота необходимы для освоения вертикального положения тела и полноценного дыхания.

Рефлекс Ландау — это способность ребёнка с опорой на живот удерживать туловище, голову и ноги горизонтально, обычно он формируется к 5 — 6 месяцам.

Если такой рефлекс не формируется вовремя, то точечный массаж надо использовать как средство стимуляции (увеличения силы) мышц которые отвечают за это действие. Данный навык надо формировать только после успешного освоения лабиринтного установочного рефлекса. Тренировка по формированию данной способности состоит из 2 частей, в соответствии с фазами рефлекса Ландау.

Первая фаза — разгибание шеи, рук и верхней половины туловища. Для освоения данного движения, ребёнка укладывают на большой мяч лицом вниз и производят точечную стимуляцию мышц тянущихся слева и справа от позвоночника на уровне шейного, грудного отдела и первых 3 поясничных позвонков. Мяч надо немного покачивать и выполнять упражнение перед зеркалом или установив перед глазами, чуть выше головы ребёнка, интересную игрушку, для того чтобы появилось желание выгибать туловище. Рекомендуется выполнить 3 — 4 повторения продолжительностью 30 — 90 секунд.

Вторая фаза — удерживание выпрямленных ног. Перед выполнением движения надо стимулировать разгибание в тазобедренном суставе и улучшить функцию больших ягодичных мышц. Для этого производится глубокий массаж этих мышц и одновременно расслабление приводящих мышц в точке 47. Тренировка разгибания производится при помощи штрихования ягодичных мышц и стимуляции в точках 45, 70, 48, 43.

Для закрепления и контроля 1 фазы рефлекса Ландау ребёнка укладывают на край опоры (стол), чтобы голова и верхняя часть туловища была вне опоры, ноги при этом надо фиксировать. Для закрепления 2 фазы наоборот ноги располагают вне опоры, а фиксируют туловище.

Проводя сеанс массажа ребёнку старше 4 лет специалист должен учитывать 3 особенности:

1. в этом возрасте дети уже хорошо чувствуют и понимают состояние мышц и суставов;

2. надо учить пациента самостоятельному воспроизведению возникающих во время массажа ощущений расслабленности или наоборот сокращения мышц.

3. в этом возрасте прочнее формируются порочные позы и движения, поэтому требуется более точная диагностика и строго индивидуальный подход при планировании сеанса массажа.

В этом возрасте сеанс массажа можно условно разделить на 4 способа воздействия:

1. местное — на отдельные мышцы (при диагностики двигательных нарушений и при избирательных приёмах воздействия на мышцы);

2. зональное — применяется когда надо воздействовать на определённую зону, например область сустава (колено, локоть и так далее);

3. системное — необходимо для формирования физиологических синергий или для разрушения их патологических проявлений;

4. сегментарное — применяется самостоятельно или в сочетании с приёмами классического сегментарного массажа для воздействия на сегменты позвоночника влияющие на мышцы определённой части тела (руки, ноги, туловище и так далее).

Планируя сеанс надо определиться с 3 основными характеристиками массажа: способ воздействия (местное, зональное, системное или сегментарное), определения набора точек и метод воздействия (тормозной или возбуждающий).

Выполняя точечный массаж ребёнку старше 4 лет специалист должен преследовать 2 главные цели:

1. диагностика состояния скелетной мускулатуры и суставов;

2. нормализация двигательной активности.

Рассмотрим на примере диагностическое использование точечного массажа.

Цель — выяснить подвижность в суставах, наличие или отсутствие контрактур, а также различного рода содружественные приспособления и замещения возникшие под действием патологической синергии или других влияний. В конечном итоге надо определить ключевое звено в образовании порочного положения руки.

При помощи точечного массажа надо последовательно вызвать расслабление мышц, начиная с плечевого пояса и плечевого сустава. Применяется тормозной метод в точках 50 на большой грудной мышце, 56 — на предплечье, 57 — у подмышечной впадине на мышцах лопатки, 58 — на дельтовидной мышце. Массировать точки надо в той последовательности которая указана. Иногда после воздействия на точки 50 и 56 плечо становится в среднее положение, тогда остальные точки можно игнорировать.

Если после этого сохранилось порочное положение предплечья, кисти и пальцев, то надо использовать точечный массаж (тормозной метод) для облегчения разгибания и супинации предплечья в точках 22а — на трёхглавой мышце плеча, 16 — на сгибателях кисти и пальцев, 65 — на ладонной поверхности в области сгибателей кисти. В точках 65 и 16 применяется тормозной метод, а в точке 22а — возбуждающий.

Читайте также:  Эпилептический припадок причины возникновения

Если после этого ещё остались сгибание кисти и пальцев и ограничена супинация предплечья, то соответственно воздействуют на точки, облегчающие супинацию предплечья и разгибание кисти и пальцев. В точка 67 (с двух сторон) проводится массаж тормозным методом. На разгибателях кисти и пальцев в точках 5, 6 и 9 воздействие производится последовательно стимулирующим методом. При этом выясняется роль сгибателей кисти и пальцев и мышц, приводящих кисть и большой палец, а также состояние разгибателей. Для стимуляции отведения большого пальца может быть предварительно применён массаж тормозным методом в точке 66 с обеих сторон.

В этом примере воздействие на мышцы плечевого пояса, плечевого и локтевого сустава дало положительный эффект с установкой конечности в среднее положение. Но при этом сохранилось порочное положение кисти и пальцев. Такая стойкость этой фиксации определяет её как ведущее звено порочного положения. Но остаётся ещё выяснить, что лежит в основе его формирования: гипертонус сгибателе кисти и пальцев или повышенный тонус квадратного пронатора и их сочетание. В результате воздействия на эту ведущую группу мышц, при отсутствии стойких контрактур, кисть и пальцы будут выведены в среднее положение так же, как вся рука.

Часто бывают более лёгкие поражение, в которых ведущее порочное звено определяется воздействием на одну мышцу или сустав.

Как видно из примера с помощью точечного массажа можно определить первопричину порочной позы конечностей, такая информация помогает для формирования плана дальнейшего лечения.

Основной принцип использование точечного массажа для лечения детского церебрального паралича заключается в том, что нет единого рецепта для всех больных, даже при сходных особенностях заболевания, с одним и тем же диагнозом. К каждому пациенту надо относиться строго персонально, внимательно наблюдая за его реакцией на массажные процедуры.

Второе правило которое надо учитывать заключается в том, что точечный массаж является одним из компонентов лечения детей и его надо использовать в сочетании с физическими упражнениями, укладками и фиксациями.

Массаж поможет в решении вот этих проблем:

1. задержка влияния ранних тонических рефлексов;

2. нормализация подвижности суставов;

3. нормализация дыхания.

Детский церебральный паралич, безусловно, тяжелый диагноз. Судьба ребенка зависит от активности и знаний родителей в этой области, от своевременности оказанной квалифицированной медицинской помощи. Огромное значение имеет взаимодействие врача и родителей. Реабилитация ребенка с ДЦП — нелегкий процесс, требующий значительных финансовых затрат и огромных эмоциональных усилий.

Тем не менее, в современный условиях, когда общаться и получать образование можно заочно или дистанционно, многие дети и подростки с таким диагнозом (особенно с легкими формами ДЦП) могут быть полноценными участниками школьных и ВУЗовских сообществ (и даже бывают интеллектуальными лидерами). Сегодня много профессий, которые связаны с интернет-сферой и не требуют присутствия в офисе, на рабочем месте — это позволяет полноценно работать и реализовать себя профессионально. Но, повторимся, такой результат возможен только при участии медицинских специалистов и своевременном применении эффективных методик восстановления.

Массаж области вокруг глаз принесёт пользу взрослым и детям. Подрастающему поколению такой массаж позволит резко уменьшить вероятность развития близорукости и других нарушений зрения, а также поможет в лечение уже появившихся проблем со зрением. Взрослым он будет особенно актуален для тех, кто активно работает за компьютером или с бумажной документацией. Читать далее.

Оздоровительный детский массаж является очень полезным подспорьер в формировании здорового организма, к тому же технику движений может освоить практически любой взрослый и проводя регулярно процедуры доставлять удовольствие и пользу себе и ребёнку. Читать далее.

Массаж для детей с ДЦП: правила проведения

При церебральном параличе назначаются различные виды массажа. Это может быть классический массаж, расслабляющий точечный массаж, склеромерная массажная техника для устранения болевых импульсов. Используется также разработка мышц-антагонистов, их растяжение.

Для начала сеанса необходимо добиться расслабления мышц. Можно применять специальные масла. Массажист обычно применяет следующие виды движений:

  • Медленное, легкое непрерывное поглаживание;
  • катание мышц тазобедренного и плечевого суставов;
  • валяние больших мышц;
  • легкое растирание пальцами;
  • более энергичное растирание всех мышц спины, бедер и ягодиц.

Массаж часто дополняется физиотерапевтическими процедурами: бальнеотерапией, грязе-и теплолечением, электрофорезом, магнитотерапией.

Как массаж влияет на организм

С одной стороны, массаж – это всего лишь физическое воздействие на тело больного при помощи простых не слишком сильных прикосновений, но с другой, эта разновидность физиотерапевтического лечения показана при многих болезнях, а при остальных практически не имеет противопоказаний. Безусловно, все знают, что массаж – это приятно, но вот почему это полезно знают немногие.

  • Массаж поднимает иммунитет, так как он активно стимулирует кровообращение.
  • Снимает воспаление в области его проведения из-за активной стимуляции кровообращения.
  • Снимает мышечный тонус, а как следствие – мышечные спазмы, а также вызванные ими защемления.
  • Приносит физическое удовольствие, а потому снимает стресс, повышает настроение, чем помогает бороться с психологическими и некоторыми неврологическими заболеваниями.
  • Лечебный неврологический массаж хорошо влияет на работу нервной системы и внутренних органов путём рефлекторной реакции на воздействия на определённые точки с основными нервными окончаниями.
  • Рефлексотерапия в виде точечного массажа позволяет восстановить многие функции нервной системы при некоторых заболеваниях.

О пользе ЛФК при ДЦП

Массаж и гимнастика составляют единый комплекс восстановительных процедур, которые призваны снижать интенсивность проявления заболевания, восстанавливать функции нервной системы, а также вырабатывать у ребёнка навыки владения своим телом, чтобы он мог пользоваться им как можно эффективнее.

Как уже упоминалось выше, физически восполнить потерю нервных клеток головного мозга практически невозможно, но нервная система человека, особенно ребёнка, в какой-то степени все-таки восстанавливается. Это происходит не за счёт деления клеток с регенерацией повреждённых тканей, а путём образования новых связей с выполнением старыми нейронами новых обязанностей.

Известно, что нервная система работает в двух направлениях: от рецептора к мозговому аналитическому центру и обратно.

Повышенная активность заставляет эти центры образовывать новые связи улучшая качество своей деятельности, что в свою очередь ведёт к восстановлению двигательных функций.

Также массаж проводится для того, чтобы снять спастику – повышенный тонус мышц и сухожилий, который помимо того, что не позволяет нормально пользоваться спастичными мышцами, а как следствие частями тела за которые они отвечают, но ещё также довольно сильно нарушает кровообращение путём пережимания проходящих внутри их сосудов.

Местное нарушение кровообращения нарушает питание и кислородный обмен в тканях, из-за чего они плохо развиваются и деградируют. К тому же, система кровообращения является замкнутой системой, поэтому нарушение её работы в одной области влечёт общий сбой, который отражается в первую очередь на нервной системе, без того поражённой у больного ребёнка.

Растирание или разминание во время массажа препятствует образованию спаек или отложений на коже, в мышцах или сухожилиях больного.

Физический контакт с близким человеком и положительные эмоции во время проведения довольно приятной процедуры благотворно влияют на психологическое состояние больного, что особенно важно при неврологических недугах, и тем самым помогают снижать риск или интенсивность уже имеющихся психологических проблем, а также положительно влияет опять же на нервную систему в целом.

Помимо снятия спастичности и рефлексотерапии, детский массаж проводится специально для улучшения кровообращения даже у здоровых детей. Улучшение кровообращения имеет огромное число положительных последствий, среди которых находятся следующие:

  • Повышение иммунитета за счёт ускорения кровотока, в котором находятся иммунные клетки неспособные самостоятельно передвигаться по организму. Чем быстрее кровоток, тем больше становиться их концентрация в необходимой области.
  • Улучшение общего состояния организма за счет усиления питания клеток или ускорения газообмена. Более интенсивное поступление кислорода и питательных веществ стимулирует развитие тканей и повышение их трудоспособности. Начинают активно делиться клетки, регенерируя повреждённые области, увеличивается выработка гормонов, иммунных клеток и клеток крови, различных ферментов, повышается мышечная сила и др.
  • Помимо улучшения питания ускоренный при помощи увеличенного кровотока обмен веществ быстрее выводит из организма токсины и токсические продукты естественного метаболизма клеток, которые накапливаясь в избыточных количествах, отравляют все ткани и в первую очередь самые чувствительные клетки человека – нервные.
  • Улучшение общего кровообращения ускоряет мозговое кровообращение, улучшая и стимулируя работу клеток мозга, что положительно сказывается на процессах восстановления при ДЦП, а также общем развитии ребёнка.

Лечебная физкультура помогает предупредить атрофию мышц, контрактуры, улучшает рефлексы, закрепляет в памяти ребёнка правильные позы.

Комплекс упражнений подбирается индивидуально, в зависимости от формы и тяжести ДЦП. Обычно он включает зарядку, фиксацию конечностей в определенных положениях, растяжку мышц, тренировку суставов рук и ног раскачиваниями, ходьбу, упражнения на равновесие, расслабление мышц, выносливость. При атонической форме делается упор на тренировку удержания равновесия. Если ДЦП проходит в форме спастической диплегии, то необходим комплекс упражнений с непрерывным движением.

Читайте также:  Эпилепсия на фоне алкоголизма

Бобат-терапия: суть метода

В 50-е годы прошлого века чешский профессор Вацлав Войта, работавший в клинике с детьми, больными ДЦП, открыл закономерность движений. Профессор понял, что при нажатии на определенные точки на теле все люди рефлекторно совершают совершенно одинаковые движения.

Это открытие стало основой предложенного В. Войта метода лечения, получившего своё название от имени первооткрывателя.

Если у здорового человека от рождения заложены безусловные двигательные рефлексы, то у больного с помощью войта-терапии закладывается условный рефлекс на каждое правильное движение.

Процедуры рекомендуется проводить 3-4 раза в день. Они эффективны как для грудных детей с ДЦП, так и для дошкольников. Метод Войта применяют и в лечении детей школьного возраста, а вот подростки уже поддаются лечению хуже.

Каждое занятие длится от 5 минут; их длительность может быть большей и постепенно увеличиваться до получаса. Нужно учитывать, что занятия являются стрессом для ребенка, особенно вначале. Ведь их тело само совершает движения независимо от их желаний. Маленькие дети все эмоции выражают исключительно криком, поэтому пугаться могут даже родители.

Применение войта-терапии показано при любой степени ДЦП, нарушениях координации, некоторых сопутствующих заболеваниях (эпилепсии вне приступов, дисплазии тазобедренных суставов, нарушении рефлексов сосания, глотания, жевания, проблемам с позвоночником). Этот метод лечит задержки моторного, речевого, психического развития, что также зачастую сопровождает церебральный паралич.

Однако при некоторых состояниях метод Войта противопоказан. Это ОРВИ, лихорадочные состояния, острые боли в сердце, послеоперационный период (до заживления ран), заболевания с повышенной хрупкостью костей, обострения хронических недугов.

Бобат-терапия была разработана британскими врачами Бертой и Карлом Бобатами в 40-х годах ХХ века. Основываясь на наблюдениях Берты, по первому образованию тренера по гимнастике, супруги открыли способность мозга к пластичности. Выяснилось, что при поражениях одних участков мозга ответственность за их функции переходит на здоровые участки. Особенно явственно такое устранение неврологического дефицита выражено у новорожденных.

Начинать лечение с помощью Бобат-терапии можно в любом возрасте, но чем моложе больной, тем лучше. Наибольший нейроразвивающий эффект достигается у грудничков до 3-х месячного возраста.

Лечение по методу Бобат называют целой философией, системой ухода за больным, образом жизни. Она базируется на идее лечения движением (кинезитерапии).

Существует несколько основных принципов, на которых основывается данная методика.

  1. Онтогенетический подход. Это означает, что восстановление двигательных навыков проходит в той же последовательности, что и этапы развития здорового младенца. Он начинает держать голову, переворачиваться, садиться, ползать и т.д. В таком же порядке врач реабилитирует ребенка с ДЦП.
  2. Выбираются положения тела, в которых гипертонус мышц снижается.
  3. Качество движений важнее, чем их количество.
  4. Вовлечение в целенаправленное движение всех двигательных точек.
  5. Главные цели – ингибиция и фацилитация, т.е. ослабление и уменьшение количества непроизвольных движений и увеличение координированных движений.
  6. Плавность всех движений.

Противопоказания для Бобат-терапии – шизофрения, выраженный судорожный синдром, тяжелые формы эпилепсии. При более легких формах эпилепсии терапия применяется с осторожностью. Делают перерывы в занятиях при обострениях любых хронических заболеваний.

План лечения составляется индивидуально врачом-физиотерапевтом в зависимости от общего состояния больного, формы и степени ДЦП.

Чаще всего применяются следующие упражнения:

  1. Выпрямление шеи, рук и ног в положении лежа на спине.
  2. В положении лежа на животе (под грудь подкладывается валик), руки согнуты, поднять голову. Произвести покачивание и потряхивание руками, а затем выдвинуть их вперед.
  3. Упражнение на переворачивание: сегментарная ротация ног, таза и всего туловища.
  4. Ползание на четвереньках, тренировка перемещения конечностей в правильной последовательности, без лишних движений. При этом контролируется постановка рук, твердость их упора.
  5. Тренировка правильной посадки. Кладется валик между бедрами, ребенка придерживают за руки, следя, чтобы он не завалился набок.
  6. Тренировка вставания, перехода в стоячее положение.

Это самые простые упражнения, но для ребенка с ДЦП они достаточно сложные. Постепенно программа занятий усложняется. Добавляются упражнения для укрепления способности стоять вертикально, правильных движений при ходьбе.

Ходьба для ребенка с ДЦП физиологически сложна, ведь это целый комплекс движений. Ребенок должен научиться контролировать правильность положения различных частей тела, не только ног, но и спины, рук, головы.

Массаж в домашних условиях

Самостоятельно делать массаж могут все, лечебный вид также не вызывает особых трудностей. Если понять основные принципы его проведения, то можно легко проводить домашние сеансы. Детям с ДЦП применяют следующие разновидности массажа в зависимости от желаемого результата или особенностей ребёнка: общий или классический, сегментный, точечный.

Чтобы улучшить кровообращение в организме, подойдёт любой классический массаж, однако, в случае с ДЦП, движения, направленные от периферии к центру, которые применяются в большинстве случаев, могут усиливать тонус из-за дополнительного натяжения мышц и сухожилий, а как следствие – перевозбудимости рецепторов, провоцирующих судорожную активность. Хуже всего это проявляется у маленьких детей.

Чтобы общий классический массаж не вызывал спастичность, все связки движений, также любые массажные приёмы, необходимо применять в нисходящем направлении и от центра к краям тела. Такая разновидность массажа именуется нисходящей и используется в целях расслабления.

Применять общий массаж не стоит на самых спастичных мышцах, однако, он подойдёт для тех участков, которые поддерживают тело: мышц спины, живота или ног. Во время проведения необходимо соблюдать его нисходящий способ выполнения, а также время от времени применяя потряхивающие движения, призванные расслабить судорожные позывы в мышцах. Также стоит отметить, что неполное соприкосновение ладони с телом или слишком быстрые движения могут спровоцировать спазм.

Массаж для препятствования спайкам и различным отложениям выглядит как растирание. Оно же помогает укрепить не спастичные, а наоборот, расслабленные, ослабшие мышцы. При осуществлении растирания необходим плотный захват и глубокое поминание мышцы без излишней силы. Массаж должен быть без болевых ощущений, при этом необходимо уделять особое внимание мышцам ног, которые испытывают особенную нагрузку при ходьбе с ДЦП.

Для укрепления мышечной силы в определённых участках применяются приёмы рубления, поколачивания или лёгких хлопков. Это повышает сократительную способность ослабленных мышц, а также стимулирует их работу при парезах. Обычно при ДЦП укреплять необходимо мышцы спины, живота и ног, чтобы ребёнок мог ходить или хотя бы сидеть. При этом нельзя ударять слишком сильно, а рубление ребром ладони необходимо осуществлять по определённым правилам:

  • Выполнять движения только продольно мышцам.
  • Продольно класть рубящую кисть.
  • Расслабленные пальцы кисти широко разводятся и смыкаются только по естественной энерции при ударе, делая его чуть растянутым и менее резким.
  • Само рубящее движение исходит от кисти, а не от локтя.
  • Поколачивание с похлопыванием делается не открытой ладонью, а кулаком или горстью.
  • Движения также исходят от кисти.
  • Если при рублении движения исходят от локтевого сустава массажиста, то прикосновения, наоборот, осуществляются перпендикулярно мышцам.
  • Удары проводятся быстро один за другим, вызывая вибрацию мышц.
  • В области почек и сердца их проводить нельзя.

Массаж, призванный снимать напряжение при ДЦП, применяется чаще всего. Его основной приём – непрерывная вибрация, которая достигается путём захвата и потряхивания. При этом захват осуществляется выше мышцы, которая требует положительного воздействия. Для расслабления мышц ног необходимо захватит бедро, а для руки – плечо.

При массаже, мышцам спины и ног всегда уделяется повышенное внимание, так как именно они обеспечивают ему возможность самостоятельно ходить, тем самым намного облегчают общее положение больного.

Сегментный массаж представляет собой вид определённого сегмента, нуждающегося в дополнительно воздействии.

Точечный рефлекторный массаж является методом улучшения двигательной активности и осуществляется путём воздействия пальцами на некоторые участки тела, вызывающие рефлекторные реакции двух типов: торможение или возбуждение, поэтому этот вид делится на 2 типа: тормозной и возбуждающий.

Тормозной точечный массаж выполняется одним или двумя пальцами, при этом используют большой, указательный и средний. Воздействие производится путём вращения по часовой стрелке или надавливания от 30 до 60 секунд. Если необходимо расслабить мышцы сгибатели суставов, то воздействие производится на мышцы-разгибатели, которые приходят в тонус и заодно расслабляют сгибающие.

Если при осуществлении рефлекторного массажа используется не одна точка, а несколько, то время воздействия укорачивается до 15 секунд для возбуждающего и до 30 для успокаивающего.

Использовать возбуждающий массаж без предварительной индивидуальной консультации у невролога не рекомендовано, так как это может вызвать ещё большее усиление тонуса или даже судороги у больного ДЦП. Перед тем как самостоятельно приступать к рефлекторно-точечному массажу, нужно посетить специалиста, чтобы наглядно выяснить расположение основных точек и как на них нужно правильно воздействовать относительного конкретного ребёнка.

Читайте также:
Adblock
detector