Оценка Глобальных Моторных Функций (GMFM-66) у детей со спастическими формами ДЦП. Использование в иппотерапии.
Председатель гильдии иппотерапевтов Новосибирской области, Врач нейроортопед Евменов Д.А
Разработчик программного обеспечения Денисенко А.
В практике работы с детьми ДЦП возникает потребность давать объективную оценку функциональным возможностям, создавать прогностическое событие. На основании этого мы можем выстраивать стратегию и тактику ведения пациента. Рассчитывать его реабилитационный потенциал. Определять экономическую составляющую реабилитации.
Для объективной оценки различные научные медицинские организации разрабатывают шкалы с высокой достоверностью.
В настоящее время в реабилитации применяются несколько десятков шкал.
Модифицированная шкала Рэнкин Оценка качества жизни: Оценка качества жизни (EQ-5D) Психологические шкалы: Монреальская шкала оценки когнитивных функций (МоСА). Госпитальная шкала тревоги и депрессии Оценка активности и участия: Мера функциональной независимости (FIM) Шкала активностей повседневной жизни Ривермид. Оценочные шкалы в нейрореабилитации (для больных с ОНМК). Шкала тяжести инсульта Национального института здоровья США (NIHSS) . Шкала Комитета медицинских исследований . Шкала Комы Глазго . Индекс мобильности Ривермид . Индекс Хаузера . Шкала баланса Берга . Модифицированная шкала Ашфорта . Тест Френчай. Визуально-аналоговая шкала (ВАШ) боли
Логопед : Шкала оценки дизартрии . Шкала Вассерман Л.И. для оценки степени выраженности речевых нарушений у больных с локальными поражениями мозга.Шкала оценки глотания (МАSА) И прочие.
В настоящее время ведущими тестами при работе с ДЦП являются.
Шкала спастичности Ашфорта.
Шкалы GMFM -88, 66
Модифицированная шкала Ашфорт
Используется для оценки мышечного сопротивления при совершении пассивных движений в одном суставе Исходное положение пациента: лежа на спине, пациент полностью расслаблен Можно измерить флексию и экстензию локтевого и коленного сустава Совершите пассивное движение в локтевом или коленном суставе 5 раз подряд со скоростью – 1969 (тысяча девятьсот шестьдесят девять — необходимо полностью проговаривать год) Оценивается средний показатель изменений тонуса из 5 раз Движение совершается в пределах движения/боли
ОЦЕНКА 0 = Нет повышения мышечного тонуса 1 = Легкое повышение мышечного тонуса, минимальное напряжение в конце амплитуды движения при сгибании или разгибании пораженной конечности 2 = Легкое повышение мышечного тонуса, которое проявляется минимальным сопротивлением (напряжением) мышцы, менее чем в половине всего объема движения
3 = Умеренное повышение мышечного тонуса в течение всего движения, но пассивные движения не затруднены 4 = Значительное повышение мышечного тонуса, пассивные движения затруднены 5 = Ригидное сгибательное или разгибательное положение конечности (сгибательная или разгибательная контрактура)
Большего единогласия удалось достичь с введением функциональной классификации ДЦП – GMFCS (Gross Motor Function Classification System – Система классификации больших моторных функций), предложенной R.Palisano с соавт. (1997г.). Это описательная система, учитывающая степень развития моторики и ограничения движений в повседневной жизни для 5 возрастных групп пациентов с ДЦП: до 2 лет, от 2 до 4 лет, от 4 до 6 лет, от 6 до 12 лет, от 12 до 18 лет.
Согласно GMFCS, выделяют 5 уровней развития больших моторных функций: Уровень I – ходьба без ограничений;
Уровень II – ходьба с ограничениями;
Уровень III – ходьба с использованием ручных приспособлений для передвижения;
Уровень IV – самостоятельное передвижение ограничено, могут использоваться моторизированные средства передвижения.
Уровень V – полная зависимость ребёнка от окружающих – перевозка в коляске/инвалидном кресле.
Различия между уровнями 1 и 2 – по сравнению с детьми и подростками 1 уровня дети и подростки 2 уровня имеют ограничения в ходьбе на длинные дистанции и в балансировке или им может понадобиться использование ручных приспособлений для передвижения, когда они впервые обучаются ходьбе; могут использоваться колесные средства передвижения при путешествии на длинные дистанции на открытом воздухе или в общественные места; требуется использование перил при подъеме и спуске по лестнице; они ограниченны в способности бегать и прыгать.
Различия между уровнями 2 и 3 – дети подростки со 2 уровнем способны ходить без ручных приспособлений для передвижения после 4-х летнего возраста (хотя они и могут выбирать их использование время от времени). Дети и подростки с 3 уровнем нуждаются в ручных приспособлениях для передвижения в помещениях и используют колесные средства передвижения на улице и в общественных местах.
Различия между уровнями 3и 4 – дети и подростки с 3 уровнем сидят самостоятельно и требуют незначительной внешней поддержки при сидении, они более независимы при перемещении стоя, могут ходить, используя ручные приспособления для передвижения. Дети и подростки с 4 уровнем в положении сидя обычно нуждаются в поддержке, но в самостоятельном передвижении ограничены. Дети и подростки с 4 уровнем чаще всего транспортируются в ручном инвалидном кресле или с использованием моторизированной коляски с электроприводом.
Различия между уровнями 4 и 5 – дети и подростки с 5 уровнем имеют серьезные ограничения контроля положения головы и туловища и требуют как обширной физической помощи другого лица, так и технологической поддержки. Самостоятельное передвижение достигается, только если ребенок или подросток научиться управлять моторизированным инвалидным креслом.
В настоящее время оценка GMFCS является составной частью диагноза.
Нас заинтересовала шкала GMFM ( бальная шкала больших моторных функций)
Шкала для оценки крупных моторных функций является стандартизированным инструментом наблюдений, разработанным с целью измерения изменений крупных моторных функций у детей с церебральным параличом (ДЦП) в динамике по времени. Шкала была разработана для применения, как в клинических, так и в научно-исследовательских учреждениях.
Начальная шкала GMFM состояла из 88 актов, сгруппированных в пять различных категорий крупной моторной функции: лежание и перекат; сидение; ползание и положение на коленях; положение стоя; ходьба, бегание и прыгание. Предусматривается, что все 88 актов могут быть выполнены 5-тилетним ребенком без двигательной недостаточности. В настоящее время появился вариант для детей ДЦП из 66 пунктов (GMFM-66)
Так же разница между тестами из 88 и 66 пунктов заключается в том, что GMFM- 88 может использоваться при анализе возможностей с применением технических средств реабилитации и оценки возможностей у детей с Синдромом Дауна. В то время как GMFM -66 используется только для оценки возможностей спастических форм ДЦП.
Именно он привлёк наше внимание так как имеет возможность компьютерной обработки.
Русифицировав и применяя программу мы получили инструмент объективной количественной оценки двигательных возможностей.
Разделы GMFM
A-положение лёжа, повороты.
B- положение сидя.
С- ползание и стояние на коленях.
D- положение стоя.
E-ходьба, бег, прыжки.
То есть порядок разделов повторяет онтогенетическое развитие ребёнка.
Перечень оборудования должен включать следующее:
- пол – гладкая твердая поверхность;
- две прямые линии на расстоянии 20 см друг от друга и длиной 6 м;
- прямую линию шириной 2 см и длиной 6 м;
- круг диаметром 60 см, нанесенный на пол;
- большой плотный коврик для упражнений с минимальными размерами 1,2 м х 2,4 м и максимальной толщиной 2,5 см;
- маленькую интересную игрушку или игрушки высотой менее 10 см, до которых можно дотронуться одной или обеими руками;
- маленькую скамейку длиной не более 1 м (при сидении на ней ноги ребенка должны касаться пола);
- большую скамейку (или стол), имеющую соответствующую высоту для выполнения актов при стоянии или ходьбе с опорой на окружающие предметы (также могут быть использованы жердь или брусья);
- секундомер или часы с секундной стрелкой;
- палку длиной 30-60 см для акта 75;
- другие игрушки, которые могут быть использованы для стимулирования ребенка в течение всего процесса проведения оценки;
- более крупный объект или игрушку, который необходимо нести двумя руками (например, футбольный мяч) для акта 72;
- пять ступенек стандартной высоты (приблизительно 15 см) перилами;
- стул на колесиках может явиться необходимым при выполнении акта 51, если ребенок может ходить вперед, держась за него.
- На ребенке должен быть минимум одежды с целью обеспечения беспрепятственного наблюдения экспертом за действиями ребенка. Идеальным видом одежды являются шорты и майка с короткими рукавами. При проведении тестирования ребенок должен быть без обуви
- Подсчет баллов по каждому акту основан на четырехбалльной шкале с использованием следующих символов:
0 = не приступает
2 = частично завершает
NT = не протестировано
Период времени, необходимый для завершения оценки по шкале GMFM-88, составляет приблизительно 45-60 минут. Для завершения оценки по шкале GMFM-66 ,20-30 минут. Компьютеризация процесса позволяет значительно ускорить проведение исследования.
Так же подразумевается что нет необходимости выполнять весь набор тестов из 66 пунктов. Если ребёнок имеет уровень GMFCS I или II абсолютно не обязательно выполнять тесты в положении лёжа. Для определения порядка выполнения имеется алгоритм определения набора тестов.
58. Положение стоя: поднимает правую ногу, руки свободны, в течение 10 секунд
60. Положение стоя на коленях при выпрямленном корпусе: достигает положения стоя путем перехода в положение стоя на правом колене, не используя руки
Программа освобождает исследователя от необходимости подсчитывать баллы вручную, что очень удобно.
График распределения баллов выгядит так:
На площадках Гильдии иппотерапевтов Новосибирской области с марта 2017 г проведено девять первичных исследований Глобальных моторных функций.
GMFCS I три пациента.
GMFCS II два пациента.
GMFCS III три пациента .
GMFCS IV один пациент.
GMFCS V не тестировался.
Исследования проводились с соблюдением алгоритма тестирования. В настоящее время дети проходят курс реабилитации в различных клубах города.
Оценка динамики по системе GMFM-66 планируется на ноябрь декабрь 2017 года.
Таким образом по результатам проведённой работы можно сделать следующие выводы.
- Система GMFM -88,66 позволяет проводить объективное количественное измерение двигательных возможностей ребёнка.
- Измерение проводится по отдельным параметрам ( возможности рук, ног, корпуса) с соответствующим отображением.
- Компьютеризированная система позволяет сохранять базу данных и отслеживать динамику изменений по прошествии времени или соответствующего курса реабилитации.
- Система оценки больших моторных функций абсолютно валидна. Признана международным и Российским стандартом наблюдения и полностью коррелирует с медицинской практикой.
- Использование оценки больших моторных функций позволяет проводить оценку занятий иппотерапией как полноценной реабилитационной методики, объективизировать результаты занятий.
- Даёт возможность коррекции занятий на длинном отрезке времени. Построение прогноза.
Для этого общепринято использовать Международную шкалу классификации моторных функций пациента GMFCS
(Global Motor Function Classification System).
GMFCS – международная система классификации моторных функций пациентов с ДЦП старше двух лет13, которая оценивает общую функциональную активность пациента в привычной для него среде и степень ее ограничения. Принципиально важно, что оценивается именно повседневный уровень активности, а не максимально возможный, демонстрируемый только во время исследования.
Шкалу GMFCS в 1997 году предложили канадские ученые из Центра исследований детской инвалидности Университета МакМастер Р. Палисано, П. Розенбаум и другие на основе данных проведенного масштабного лонгитюдного исследования развития моторных навыков детей с церебральным параличом. Эта шкала, пересмотренная и дополненная в 2007 году, используется в настоящее время повсеместно.
Шкала делится на пять уровней. Для каждого уровня описаны присущие ему двигательные возможности в различные возрастные периоды: от 214 до 4 лет, с 4 до 6, от 6 до 12, старше 12 лет.
Шкала GMFCS фокусируется на способности ребенка к передвижению, в том числе с использованием вспомогательных технологий, и подчеркивает концепцию Международной классификации функционирования о важности влияния факторов внешней среды на деятельность человека. Примечательно, что в описании каждого уровня представлены возможности, а не ограничения ребенка, даже если эти возможности минимальны.
Тип ДЦП при этом не учитывается. Авторы особо подчеркивают, что шкала создана для определения текущей повседневной способности ребенка (подростка) к передвижению, а не оценки качества движения или суждений по прогнозу улучшения движения.
I уровень. Дети передвигаются самостоятельно без ограничений, но, как правило, имеют затруднения с более сложными двигательными навыками.
II уровень – передвигаются самостоятельно с ограничениями.
III уровень предполагает передвижение с использованием дополнительных приспособлений (трости, ходунки и т.п.) по ровной поверхности.
IV уровень. Дети могут самостоятельно сидеть, но не могут ходить. По улице они передвигаются либо в кресле активного типа, либо пассивно транспортируются. Возможно использование кресла с электроприводом для передвижения на большие расстояния.
V уровень нарушений двигательной функции – самый тяжелый: дети не способны передвигаться без посторонней помощи, редко – при использовании адаптированного кресла с электроприводом.
По сравнению с детьми и подростками I уровня дети и подростки II уровня имеют ограничения в ходьбе на длинные дистанции и в балансировке. Им могут понадобиться ручные приспособления для передвижения, когда дети обучаются ходьбе, или колесные средства передвижения для путешествий на длинные дистанции на открытом воздухе и в общественных местах. Поднимаясь или спускаясь по лестнице, они должны пользоваться перилами. Они ограниченны в способности бегать и прыгать.
Дети с 4 лет и подростки со II уровнем способны ходить без ручных приспособлений для передвижения (хотя и могут пользоваться ими время от времени).
Детям и подросткам с III уровнем нужны ручные приспособления для передвижения в помещении и колесные средства – для передвижения на улице и в общественных местах.
Дети и подростки с III уровнем сидят самостоятельно и требуют при сидении незначительной внешней поддержки. Они более независимы при перемещении стоя, могут ходить, используя ручные приспособления.
Дети и подростки с IV уровнем в положении сидя обычно нуждаются в поддержке, в самостоятельном передвижении ограниченны. Чаще всего их перевозят в ручном инвалидном кресле или в моторизированной коляске с электроприводом.
У детей и подростков с V уровнем значительно ограничен контроль положения головы и туловища. Таким детям и подросткам нужна и обширная физическая помощь других, и технологическая поддержка. Самостоятельное передвижение возможно только если ребенок или подросток научится управлять
моторизированным инвалидным креслом.
- Удерживает баланс во время сидения, если задействует обе руки при манипуляциях.
- Может самостоятельно сесть и выйти из позы сидя без помощи взрослых.
- Предпочитает ходьбу другим способам передвижения. Не нуждается в использовании каких-либо приспособлений для самостоятельной ходьбы.
- Испытывает трудности с удержанием баланса во время сидения, если при манипуляциях задействует обе руки.
- Может самостоятельно сесть и выйти из позы сидя.
- Может, используя опору, встать на ровной стабильной поверхности.
- Ползает на четвереньках с реципрокным компонентом.
- Ходит по помещению, придерживаясь за мебель, или использует вспомогательные приспособления. Однако ходьба является предпочитаемым способом передвижения.
- Все уровни движения ограничены.
- Даже использование адаптивного оборудования и вспомогательных приспособлений не позволяют сформировать физиологичные позы сидя и стоя.
- Дети с V уровнем развития не имеют никакой возможности передвигаться самостоятельно. Некоторые из них могут передвигаться, используя электроприводное инвалидное кресло-коляску.
- Ребенок может самостоятельно сесть на стул и встать с него без помощи рук. Может встать самостоятельно с пола или со стула без посторонней помощи и ни за что не держась.
- Поднимается и спускается по лестнице, не держась за поручни.
- Начинает бегать и прыгать. II уровень. Ребенок может ходить без использования вспомогательных приспособлений в помещении и на небольшие расстояния на улице по ровной поверхности.
- Ребенок может сидеть на стуле удерживая баланс, даже если при манипуляциях задействует обе руки.
- Может встать с пола или со стула самостоятельно, но зачастую ему необходима стабильная опора, от которой он может оттолкнуться или за которую есть возможность держаться.
- Всегда держится за поручни, когда поднимается и спускается по лестнице.
- Не может бегать и прыгать.
- Ребенок может сидеть на обычном стуле, но для максимального вовлечения рук при манипуляциях предметами нуждается в поддержке туловища и таза.
- Может сесть на стул и встать с него, придерживаясь или подтягиваясь руками за стабильную поверхность.
- Ребенок ходит по ровной поверхности с использованием вспомогательных приспособлений.
- Поднимается по лестнице с помощью взрослого.
- При передвижении на большие расстояния, особенно вне помещения, ребенка чаще всего переносят на руках или используют коляску.
- Ребенок может сидеть на обычном стуле, но для максимального вовлечения рук при манипуляциях предметами нуждается в поддержке туловища и таза.
- Может сесть на стул и встать с него при помощи взрослого, придерживаясь или подтягиваясь руками за стабильную поверхность.
- В лучшем случае ребенок может ходить на короткие расстояния, используя ходунки и под наблюдением взрослого, но испытывает трудности в поддержании равновесия и при поворотах.
• Все уровни движения ограничены.
• Даже использование адаптивного оборудования и вспомогательных приспособлений не позволяют сформировать физиологичные позы сидя и стоя.
• Дети с V уровнем развития не имеют никакой возможности передвигаться самостоятельно. Некоторые из них
могут передвигаться, используя электроприводное инвалидное кресло-коляску.
- Ребенок может ходить самостоятельно, в том числе по неровной поверхности.
- Может прыгать и бегать с незначительным ограничением в скорости и удержании баланса, заниматься спортом. II уровень. Ребенок может ходить без использования вспомогательных приспособлений. При подъеме и спуске с лестницы всегда держится за поручни.
- Ребенок испытывает трудности при ходьбе на большие расстояния, по неровной поверхности и в многолюдных местах.
- Может нуждаться в помощи, чтобы встать с пола или сесть на пол.
- Бег и прыжки ограничены. Нуждается в определенной адаптации для занятий спортом.
- Ребенок с трудом поднимается по ступенькам и ходит по неровной поверхности.
- Использует инвалидное механическое кресло, передвигаясь на большие расстояния и в многолюдных местах.
- Часто встречается билатеральное поражение с вовлечением верхних конечностей (то есть моторика рук также нарушена).
- Не стоит и не ходит без основательной поддержки.
- Дома больше передвигается на полу, ходит на небольшие дистанции с посторонней помощью.
- Может использовать ходунки с поддержкой для туловища для ходьбы дома и в школе.
- Зачастую нуждается в фиксации тела или туловища для манипуляции руками.
- Возможно самостоятельное передвижение с использованием электроприводного инвалидного кресла. V уровень. Ребенок в большинстве позиций испытывает трудности в контроле за положением туловища и головы. Степень выраженности нарушений такова, что гравитация препятствует удержанию позиции головы и туловища.
- Все уровни движения ограничены.
- Даже использование адаптивного оборудования и вспомогательных приспособлений не позволяют сформировать физиологичные позы сидя и стоя.
- Некоторые из них могут передвигаться, используя электроприводное инвалидное кресло-коляску.
- Могут переступать через бордюры без посторонней помощи, пользоваться лестницей, не держась за перила.
- Способны бегать и прыгать, но скорость, балансировка и координация движений могут быть ограничены.
- Могут принимать участие в физической активности и спортивных играх по собственному выбору и в зависимости от факторов окружающей среды.
- В школе или на работе подросток может ходить, используя ручные вспомогательные приспособления для безопасности при передвижении. • На открытых пространствах и в общественных местах подростки могут использовать колесные средства передвижения, когда путешествуют на большие расстояния.
- Поднимаются и спускаются по лестнице, держась за перила или с посторонней помощью, если перила отсутствуют.
- Может потребоваться адаптация для участия в физической активности и спортивных играх.
- В положении сидя подростку может потребоваться фиксация ремнем для удержания таза и балансировки.
- Подъем из положения сидя с пола требует физической помощи другого человека или опорной поверхности.
- В школе могут самостоятельно передвигаться в ручном инвалидном кресле или используют моторизированную коляску.
- Могут подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила, под наблюдением или с помощью другого человека.
- Ограничения в ходьбе могут потребовать адаптации для участия в физической активности и спортивных играх, включая самостоятельное передвижение в ручном инвалидном кресле или моторизированной коляске.
- Для передвижения требуется физическая помощь одного-двух человек.
- Подросток может удерживать свой вес на ногах при перемещении в вертикальное положение.
- В помещениях могут проходить короткие расстояния с физической помощью другого человека, используя колесные средства или ходунки, поддерживающие тело во время ходьбы.
- Подросток физически способен управлять моторизированным инвалидным креслом. Если моторизированное кресло недоступно, подростка перевозят в ручном инвалидном кресле.
- Ограничения в передвижении могут потребовать адаптации для участия в физической активности и спортивных играх, включая физическую помощь другого человека и/или моторизированные средства передвижения.
- Подросток ограничен в возможности удерживать голову и туловище против градиента силы тяжести, а также в контроле рук и ног. Вспомогательные технологии используются для улучшения удержания головы, сидения, стояния и передвижения, но ограничения полностью не компенсируются приспособлениями.
- Физическая помощь одного или двух человек или механический подъемник необходимы для транспортировки. Подростки могут достигать самостоятельного передвижения, используя высокотехнологичные моторизированные кресла с адаптерами для сидения и контроля положения тела.
- Ограничения в передвижении требуют адаптации для участия в физической активности и спортивных играх, включая физическую помощь и использование моторизированных средств передвижения.
ДЦП по степени двигательных нарушений делится на пять уровней. От этого будет зависеть реабилитационный прогноз.
Дети передвигаются самостоятельно без ограничений, но, как правило, имеют затруднения с более сложными двигательными навыками.
Дети передвигаются самостоятельно с ограничениями.
Предполагает передвижение с использованием дополнительных приспособлений (трости, ходунки и т. п.) по ровной поверхности.
Дети могут самостоятельно сидеть, но не могут ходить. По улице они передвигаются либо в кресле активного типа, либо пассивно транспортируются.
Возможно использование кресла с электроприводом для передвижения на большие расстояния.
V уровень нарушений двигательной функции – самый тяжелый: дети не способны передвигаться без посторонней помощи, редко – при использовании адаптированного кресла с электроприводом.
Примечательно, что у каждого ребенка с церебральным параличом уровень моторики по GMFCS не меняется, он один и тот же с двух лет в течение всей жизни. Его можно указывать в диагнозе вслед за указанием формы ДЦП. По этой причине уровень по GMFCS невозможно использовать для оценки динамики двигательного развития. Однако, с возрастом в пределах одного и то же уровня происходят естественные изменения.
До 2 лет: начало самостоятельной ходьбы.
2-4 года: самостоятельная ходьба без прыжков и бега.
4-6 лет: самостоятельная ходьба, подъем по лестнице, бег и прыжки.
6-12, 12-18 лет – самостоятельная ходьба с препятствиями, бег и прыжки, участие в спортивных мероприятиях.
До 2 лет: ребенок ползает на животе и четвереньках, ходит вдоль опоры.
2-4 года: ползает на четвереньках, ходит вдоль опоры, к 4 годам самостоятельно ходит.
4-6 лет: самостоятельно ходит на короткие расстояния, поднимается по лестнице с перилами, не умеет бегать и прыгать.
6-12, 12-18 – самостоятельно ходит на большие расстояния, но в привычной обстановке, на улице использует приспособления, бегает и прыгает плохо.
До 2 лет: ребенок переворачивается и ползает на животе.
2–4 года: ползает по-пластунски или на четвереньках (реципрокно), ходит на короткие расстояния с ручными приспособлениями.
4–6 лет: может встать со стула без опоры, но ходит только с приспособлениями.
6–12, 12–18: ходит только с приспособлениями, может подниматься и спускаться по лестнице с перилами, по улице передвигается только на коляске.
До 2 лет: переворачивается, но не удерживает позу сидя.
2–4 года: сидит в приспособлениях, ползает по-пластунски.
4–6 лет: может сесть и встать с кресла с помощью взрослого, в лучшем случае может передвигаться на короткие расстояния с помощью приспособлений.
6–12, 12–18: по комнате может передвигаться перекатами или ползая на животе, а также в ходунках, поддерживающих тазовый корпус и туловище.
До 2 лет: нуждается в помощи взрослого, чтобы перевернуться.
2–4 года: некоторые дети достигают мобильности с использованием моторизированной высокотехнологичной коляски.
4–6, 6–12, 12–18 лет – некоторые дети достигают мобильности с использованием высокотехнологичного инвалидного кресла.