Формы дцп их характеристика

В зависимости от повреждения определенных систем мозга возникают различные двигательные расстройства. В связи с этим выделяют 5 форм ДЦП.

1. Спастическая диплегия.

Поражение двух парных конечностей, либо верхних, либо нижних, называется диплегией (или параплегией). Однако в некоторых литературных источниках спастическая диплегия характеризуется как тетраплегия (или тетрапарез), т.е. как общее поражение четырех конечностей. Действительно, при спастической дипгегии имеет место нарушение двигательных функций всех конечностей: поражаются преимущественно ноги, а верхние конечности поражаются в меньшей степени. Однако неодинаковая степень тяжести двигательных нарушений в руках и ногах указывает на поражение конечностей по принципу диплегии. В связи с этим оба термина взаимодополняют друг друга.

При спастической диплегии основным признаком является повышение мышечного тонуса (спастичность) в нижних конечностях с ограничением объема и силы движений.

Выраженные симптомы спастической диплегии обнаруживается уже в первые дни жизни ребенка. При купании и пеленании 5ыявляется повышенный тонус мышц, проявляющийся в тугоподвижности, сопротивлении пассивным движениям. Более легкие формы болезни могут выявиться позже, к 5 — 6 мес. жизни. В этих случаях у детей отмечается вынужденное положение конечностей, три котором бедра повернуты внутрь, колени прижаты друг к другу. Дети начинают ходить с опозданием. Походка их характера: ступни касаются пола только пальцами, ноги переставляются большим трудом, часто перекрещиваются. Повышение мышечного тонуса преобладает в приводящих мышцах бедер, в силу чего наблюдается перекрещивание ног при опоре на пальцы, что нарушает осанку, затрудняет стояние и ходьбу. Обе ноги при попытке встать или лечь приводятся в движение одновременно.

Относительно легкое нарушение двигательных функций рук позволяет пользоваться ими: больной помогает себе при передвижении и во время ходьбы (большинство детей при своевременном комплексном лечении осваивает ходьбу), дает возможность развивать и формировать навыки самообслуживания, трудовые навыки, навыки письма и т.д.

Психика детей чаще не изменена, многие из них могут обучаться в массовой школе. В отдельных случаях возможно снижение интеллекта, однако при рано начатой, систематической работе 1ПР можно успешно преодолеть.

Спастическая диплегия — это наиболее часто встречающаяся норма ДЦП (в специальной школе наблюдается у 45—50% учащихся).

Спастическая диплегия иногда описывается как болезнь Литтля. Что касается тех случаев, когда заболевание возникает на фоне недоношенности. В. Литтл впервые указал на роль родовой травмы в происхождении ДЦП. Он обратил внимание на то, что боль-шя часть детей, у которых после тяжелых родов развился паралич конечностей, родились недоношенными и перенесли асфиксию при рождении.

Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП. Диагностируется уже в период новорожденное. Двойная гемиплегия характеризуется тяжелыми двигательными нарушениями во всех четырех конечностях, причем руки поражаются в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее. Двигательные расстройства часто асимметричны из-за большой выраженности шейного тонического рефлекса на одной стороне. Развитие двигательных функций крайне затруднено. Дети не держат голову, не сидят, не стоят и не ходят. Не развиваются предпосылки к самостоятельному передвижению, формированию навыков самообслуживания. Однако ранняя и систематическая работа по физическому воспитанию в сочетании со всеми видами консервативного лечения может привести к улучшению в состоянии.

Интеллект страдает больше, чем при других формах ДЦП. Интеллектуальное развитие детей соответствует олигофрении в степени тяжелой дебильности, имбецильности или идиотии. При этой форме часта анартрия.

3.Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия).

Гемипаретическая форма ДЦП обусловлена односторонним повреждением двигательной зоны коры головного мозга или основного двигательного (пирамидного) пути. При этом в силу перекреста основного двигательного (пирамидного) пути поражение возникает на противоположной очагу поражения мозга стороне тела.

Детская церебральная гемиплегия возникает чаще в результате энцефалитов. При ее развитии на фоне энцефалита после острого периода, который длится несколько дней, судороги прекращаются, сознание ребенка восстанавливается и выявляется паралич одной половины тела, постепенно принимающий выраженный спастический характер.

Гемипаретическая форма ДЦП характеризуется односторонними двигательными нарушениями. Чаще отмечается более тяжелое поражение руки. Мышечный тонус в руке высокий, она согнута и локтевом суставе, приведена к туловищу; кисть опущена и сжата в кулак. Если ребенок не пользуется пораженной рукой, то со временем наблюдается ее укорочение (постепенное отставание is росте), уменьшение в объеме (атрофия). Нога разогнута в коленном суставе, стопа опущена. Сухожильные рефлексы повышены, имеются патологические рефлексы. Нередко поражаются и черепные нервы. При поражении глазодвигательных нервов отмечается косоглазие, при поражении лицевого нерва — асимметрия мимической иннервации лица и др.

В специальной школе эта форма встречается примерно у 20 —25 % учащихся. У каждого третьего больного выявляется олигофрения, дизартрия, в половине случаев — ЗПР.

4. Гиперкинетическая форма.

При гиперкинетической форме ДЦП преимущественно поражаются подкорковые отделы мозга, играющие важную роль в осуществлении произвольного двигательного акта путем регуляции последовательности, силы и длительности мышечных сокращена. При участии подкорковых образований мозга осуществляется иске автоматизация движений, происходит формирование индивидуальных эмоциональных особенностей ребенка. Таким образом, на первое место выходят симптомы поражения экстрапирапирамидной системы.

Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется двигательных расстройствами, проявляющимися в виде насильственных непроизвольных движений — гиперкинезов. При гиперкинетической норме ДЦП именно гиперкинезы являются ведущим двигательным нарушением. Они могут выступать как самостоятельный вид расстройств или сочетаться с параличами и парезами. Гиперкинезы возникают непроизвольно, исчезают во сне и уменьшаются в двое, усиливаются при движении и волнении, утомлении и эмоциональном напряжении. Они могут охватывать различные мышечные группы: мышцы лица, языка, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Гиперкинезы — это физиологически нецелесообразные движения. Проявляются гиперкинезы в различной форме.

Хореиформные гиперкинезы — это быстрые, интенсивные, размашистые, неритмичные непроизвольные движения в различных мышечных группах: непроизвольное нахмуривание бровей, лба, зажмуривание глаз, высовывание языка, причмокивание, шмыганье носом, порывистые и беспорядочные движения конечностей. Движения при хореическом гиперкинезе иногда напоминают (произвольные двигательные акты — гримасы, выразительные жесты. При выраженном хореиформном гиперкинезе существенно 1атрудняется прием пищи, стояние и ходьба. Хореиформные гиртеркинезы развиваются, как правило, на фоне мышечной гипотонии.

Лтетоидные гиперкинезы — медленные, червеобразные движения пальцев рук, реже — мышц лица: выпячивание губ, перекашивание рта, гримасничанье, прищелкивание языком и др. Атетоидные гиперкинезы сопровождаются изменением тонуса мышц.

Хореоатетоидные гиперкинезы — смешанная форма гиперкинеза, сочетающая хореиформные и атетоидные насильственные движения.

Спастическая кривошея — судорожные сокращения мышц шеи. Голова непроизвольно повернута в сторону и наклонена к плечу. Может сочетаться с непроизвольными движениями — откидыванием головы назад, пожиманием плечами и др.

Гиперкинезы часто сочетаются с изменениями мышечного тонуса, но в отличие от спастичности они характеризуются непостоянством — дистонией, переходом от низкого тонуса к тоническим спазмам в определенных группах мышц.

При гиперкинетической форме ДЦП произвольные движения маловыразительны, замедленны, затруднена автоматизация двигательных навыков. Осуществление произвольных движении затруднено в первую очередь за счет насильственных движений, поскольку гиперкинезы не могут быть подавлены волевым усилием. Наличие гиперкинезов в мышцах верхних конечностей затрудняет развитие манипулятивной, предметной, игровой, изобразительной и других видов деятельности и навыков самообслуживания.

У 90% больных имеют место речевые нарушения. Нарушения слуха наблюдаются у 5 — 20 %. Психическое развитие страдает меньше, чем при других формах, однако тяжелые двигательные и речевые нарушения существенно затрудняют развитие ребенка, его обучение и социальную адаптацию.

Читайте также:  Лечение менингита в домашних условиях

В специальной школе сданной формой ДЦП — 15 —20% детей.

В чистом виде гиперкинетическая форма встречается редко. Чаще можно наблюдать сочетанные формы, например гиперкинетическую форму и спастическую диштегию у одного больного.

5. Атонически-астатическая форма (мозжечковая).

Данная форма ДЦП характеризуется прежде всего низким мышечным тонусом (атония), трудностями в формировании вертикализации (астазия), что и определяет ее название. При данной форме имеет место несформированность реакций равновесия, недоразвитие выпрямительных рефлексов и нарушение координации движений.

При атонически-астатической форме ДЦП поражается мозжечковая система мозга, которая регулирует координацию движений и равновесие. При повреждении данной системы двигательные нарушения проявляются в основном в виде мозжечковой атаксии. Атаксия — это нарушение координации движений: они становятся неловкими и несоразмерными. Мозжечковая атаксия характеризуется расстройством целенаправленных движений, ходьбы. К проявлениям мозжечковой атаксии можно отнести:

нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе;

дисметрию — несоразмерность, чрезмерность движений, которая проявляется в промахивании, например, при попытке взять какой-либо предмет ребенок промахивается, протягивая рук слишком далеко или не доводя ее до предмета. При закрытых глазах моторика существенно не ухудшается;

интенционный (динамический) тремор — дрожание конечностей, которое возникает при произвольных, целенаправленных движениях и усиливается в конце двигательного акта, по мере приближения к цели. Интенционный тремор существенно нарушает письмо. Тремор представляет собой вариант насильственных движений. Он проявляется в непроизвольных, стереотипных, чаще всего ритмических колебательных движениях всего тела или его частей.

Эти и некоторые другие проявления наблюдаются на фоне низкого мышечного тонуса (гипотонии). Дети долго не могут держать голову, сидеть, стоять, ходить. Реакции выпрямления и равновесия иногда отсутствуют до 2 — 3 лет. Походка характеризуется неустойчивостью. Для сохранения равновесия дети ходят, широко расставляя ноги в стороны, пошатываясь, однако часто падают. Траектория движения зигзагообразная, что напоминает походку пьяного человека (походка при атаксии).

Дети испытывают существенные затруднения при совершении многих моторных актов: им трудно стоять (особенно на одной ноге), перешагивать препятствия, совершать повороты, прыжки, бегать и др. При попытке захвата предмета движения неточны, плохо координировании. Все движения отличаются неточностью и несоразмерностью.

У этих детей часто отмечается нарушение ритма движений, они затрудняются ходить под музыку в заданном ритме и темпе; при ходьбе координация движений рук и ног рассогласована (руки напряженно прижаты к туловищу или отведены в стороны).

Речь расстраивается, теряет плавность, становится прерывистой, монотонной и медленной. Ударения в ней расставляются не по смыслу: слова разделены равномерными интервалами.

В половине случаев у детей с атонически-астатической формой ДЦП отмечается олигофрения в степени дебильности и имбецильности.

В специальных школах учащиеся с этой формой заболевания составляют около 10—15%.

У большинства детей отмечается смешанный характер заболевания — сочетание различных двигательных расстройств. Сочетание проявлений разных форм заболевания ведет к двигательным нарушениям, носящим осложненный характер. Например, спастическая диплегия может осложняться гиперкинезами. При гиперкинетической форме могут наблюдаться нарушения равновесия и координации движений (в результате поражения как подкорковых, так и мозжечковых систем мозга).

В зависимости от повреждения определенных систем мозга i никают различные двигательные расстройства. В связи с этим j деляют 5 форм ДЦП.

1. Спастическая диплегия.

Поражение двух парных конечностей, либо верхних, либо ниж­них, называется диплегией (или параплегией). Однако в некото­рых литературных источниках спастическая диплегия характери­зуется чсак тетраплегия (или тетрапарез), т.е. как общее пораже­ние четырех конечностей. Действительно, при спастической дип-легии имеет место нарушение двигательных функций всех конеч­ностей: поражаются преимущественно ноги, а верхние конечнос­ти поражаются в меньшей степени. Однако неодинаковая степень тяжести двигательных нарушений в руках и ногах указывает на поражение конечностей по принципу диплегии. В связи с этим оба термина взаимодополняют друг друга.

При спастической диплегии основным признаком является по­вышение мышечного тонуса (спастичность) в нижних конечно­стях с ограничением объема и силы движений.

Выраженные симптомы спастической диплегии обнаружива­ются уже в первые дни жизни ребенка. При купании и пеленании выявляется повышенный тонус мышц, проявляющийся в туго-подвижности, сопротивлении пассивным движениям. Более лег­кие формы болезни могут выявиться позже, к 5 — 6 мес. жизни. В этих случаях у детей отмечается вынужденное положение конечностей, при котором бедра повернуты внутрь, колени прижаты друг к другу. Дети начинают ходить с опозданием. Походка их характер­на: ступни касаются пола только пальцами, ноги переставляются с большим трудом, часто перекрещиваются. Повышение мышеч­ного тонуса преобладает в приводящих мышцах бедер, в силу чего и наблюдается перекрещивание ног при опоре на пальцы, что на­рушает осанку, затрудняет стояние и ходьбу. Обе ноги при попытке встать или лечь приводятся в движение одновременно.

Относительно легкое нарушение двигательных функций рук позволяет пользоваться ими: больной помогает себе при передви­жении и во время ходьбы (большинство детей при своевременном комплексном лечении осваивает ходьбу), дает возможность раз­вивать и формировать навыки самообслуживания, трудовые на­выки, навыки письма и т.д.

Психика детей чаще не изменена, многие из них могут обу­чаться в массовой школе. В отдельных случаях возможно снижение интеллекта, однако при рано начатой, систематической работе ЗПР можно успешно преодолеть.

Спастическая диплегия — это наиболее часто встречающаяся форма ДЦП (в специальной школе наблюдается у 45—50% уча­щихся).

Спастическая диплегия иногда описывается как болезнь Литтля. Это касается тех случаев, когда заболевание возникает на фоне недоношенности. В.Литтл впервые указал на роль родовой трав­мы в происхождении ДЦП. Он обратил внимание на то, что боль­шая часть детей, у которых после тяжелых родов развился паралич

конечностей, родились недоношенными и перенесли асфиксвд при рождении.

2. Двойная гемиплегия.

Интеллект страдает больше, чем при других формах ДЦП. теллектуальное развитие детей соответствует олигофрении в пени тяжелой дебильности, имбецильности или идиотии. При: форме часта анартрия.

3. Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплег
Гемипаретическая форма ДЦП обусловлена односторонним:

вреждением двигательной зоны коры головного мозга или оснс ного двигательного (пирамидного) пути. При этом в силу пере* ста основного двигательного (пирамидного) пути поражение никает на противоположной очагу поражения мозга стороне

Детская церебральная гемиплегия возникает чаще в резулы энцефалитов. При ее развитии на фоне энцефалита после ост периода, который длится несколько дней, судороги прекращая ся, сознание ребенка восстанавливается и выявляется паралич i ной половины тела, постепенно принимающий выражен! спастический характер.

Гемипаретическая форма ДЦП характеризуется односторо!-ми двигательными нарушениями. Чаще отмечается более тяже поражение руки. Мышечный тонус в руке высокий, она сог локтевом суставе, приведена к туловищу; кисть опущена и а в кулак. Если ребенок не пользуется пораженной рукой, временем наблюдается ее укорочение (постепенное отставай* росте), уменьшение в объеме (атрофия). Нога разогнута в кол$ ном суставе, стопа опущена. Сухожильные рефлексы повыше! имеются патологические рефлексы. Нередко поражаются и че£ ные нервы. При поражении глазодвигательных нервов отмечав косоглазие, при поражении лицевого нерва — асимметрия мил ческой иннервации лица и др.

В специальной школе эта форма встречается примерно у 20—/ учащихся. У каждого третьего больного выявляется олигофре! дизартрия, в половине случаев — ЗПР.

4. Гиперкинетическая форма.

При гиперкинетической форме ДЦП преимущественно пора­жаются подкорковые отделы мозга, играющие важную роль в осу­ществлении произвольного двигательного акта путем регуляции последовательности, силы и длительности мышечных сокраще­ний. При участии подкорковых образований мозга осуществляется также автоматизация движений, происходит формирование ин­дивидуальных эмоциональных особенностей ребенка. Таким обра­зом, на первое место выходят симптомы поражения экстрапира­мидной системы.

Читайте также:  Производители цнс насосов в россии

Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется двигательны­ми расстройствами, проявляющимися в виде насильственных не­произвольных движений — гиперкинезов. При гиперкинетической форме ДЦП именно гиперкинезы являются ведущим двигатель­ным нарушением. Они могут выступать как самостоятельный вид расстройств или сочетаться с параличами и парезами. Гиперкине­зы возникают непроизвольно, исчезают во сне и уменьшаются в покое, усиливаются при движении и волнении, утомлении и эмо­циональном напряжении. Они могут охватывать различные мы­шечные группы: мышцы лица, языка, шеи, туловища, Верхних и нижних конечностей. Гиперкинезы — это физиологически неце­лесообразные движения. Проявляются гиперкинезы в различной форме.

Хореиформные гиперкинезы — это быстрые, интенсивные, раз­машистые, неритмичные непроизвольные движения в различных мышечных группах: непроизвольное нахмуривание бровей, лба, зажмуривание глаз, высовывание языка, причмокивание, шмы-гание носом, порывистые и беспорядочные движения конечнос­тей. Движения при хореическом гиперкинезе иногда напоминают произвольные двигательные акты — гримасы, выразительные же­сты. При выраженном хореиформном гиперкинезе существенно затрудняется прием пищи, стояние и ходьба. Хореиформные ги­перкинезы развиваются, как правило, на фоне мышечной гипо­тонии.

Атетоидные гиперкинезы — медленные, червеобразные дви­жения пальцев рук, реже — мышц лица: выпячивание губ, пе­рекашивание рта, гримасничанье, прищелкивание языком и др. Атетоидные гиперкинезы сопровождаются изменением тонуса мышц.

Хореоатетоидные гиперкинезы — смешанная форма гиперкине­за, сочетающая Хореиформные и атетоидные насильственные дви­жения.

Спастическая кривошея — судорожные сокращения мышц шеи. Голова непроизвольно повернута в сторону и наклонена к плечу. Может сочетаться с непроизвольными движениями — откиды­ванием головы назад, пожиманием плечами и др.

Гиперкинезы часто сочетаются с изменениями мышечного • нуса, но в отличие от спастичности они характеризуются нег стоянством — дистонией, переходом от низкого тонуса к то* ческим спазмам в определенных группах мышц.

При гиперкинетической форме ДЦП произвольные двю ния маловыразительны, замедленны, затруднена автоматизаг двигательных навыков. Осуществление произвольных движе! затруднено в первую очередь за счет насильственных движеь поскольку гиперкинезы не могут быть подавлены волевым ус лием. Наличие гиперкинезов в мышцах верхних конечностей: рудняет развитие манипулятивной, предметной, игровой, изс разительной и других видов деятельности и навыков самообс живания.

У 90 % больных имеют место речевые нарушения. Наруше* слуха наблюдаются у 5 — 20 %. Психическое развитие страдает ме* ше, чем при других формах, однако тяжелые двигательные и чевые нарушения существенно затрудняют развитие ребенка, обучение и социальную адаптацию.

В специальной школе с данной формой ДЦП — 15 — 20 % дет

В чистом виде гиперкинетическая форма встречается редко. Ча можно наблюдать сочетанные формы, например гиперкинетичё кую форму и спастическую диплегию у одного больного.

5. Атонически-астатическая форма (мозжечковая).

Данная форма ДЦП характеризуется прежде всего низким: шечным тонусом (атония), трудностями в формировании вер кализации (астазия), что и определяет ее название. При данш форме имеет место несформированность реакций равновесия, доразвитие выпрямительных рефлексов и нарушение коорди* ции движений.

При атонически-астатической форме ДЦП поражается мозз ковая система мозга, которая регулирует координацию движен! и равновесие. При повреждении данной системы двигатель* нарушения проявляются в основном в виде мозжечковой атаке! Атаксия — это нарушение координации движений: они станов ся неловкими и несоразмерными. Мозжечковая атаксия хара* ризуется расстройством целенаправленных движений, ходь К проявлениям мозжечковой атаксии можно отнести:

нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе;

дисметрию — несоразмерность, чрезмерность движений, кот рая проявляется в промахивании, например, при попытке какой-либо предмет ребенок промахивается, протягивая р$ слишком далеко или не доводя ее до предмета. При закрытых гл зах моторика существенно не ухудшается;

интенционный (динамический) тремор — дрожание конечно стей, которое возникает при произвольных, целенаправленн! движениях и усиливается в конце двигательного акта, по ме|

приближения к цели. Интенционный тремор существенно нару­шает письмо. Тремор представляет собой вариант насильствен­ных движений. Он проявляется в непроизвольных, стереотипных, чаще всего ритмических колебательных движениях всего тела или его частей.

Эти и некоторые другие проявления наблюдаются на фоне низ­кого мышечного тонуса (гипотонии). Дети долго не могут держать голову, сидеть, стоять, ходить. Реакции выпрямления и равнове­сия иногда отсутствуют до 2 — 3 лет. Походка характеризуется не­устойчивостью. Для сохранения равновесия дети ходят, широко расставляя ноги в стороны, пошатываясь, однако часто падают. Траектория движения зигзагообразная, что напоминает походку пьяного человека (походка при атаксии).

Дети испытывают существенные затруднения при совершении многих моторных актов: им трудно стоять (особенно на одной ноге), перешагивать препятствия, совершать повороты, прыжки, бегать и др. При попытке захвата предмета движения неточны, плохо координированны. Все движения отличаются неточностью и не­соразмерностью.

У этих детей часто отмечается нарушение ритма движений, они затрудняются ходить под музыку в заданном ритме и тем­пе; при ходьбе координация движений рук и ног рассогласова­на (руки напряженно прижаты к туловищу или отведены в сто­роны).

Речь расстраивается, теряет плавность, становится прерывис­той, монотонной и медленной. Ударения в ней расставляются не по смыслу: слова разделены равномерными интервалами.

В половине случаев у детей с атонически-астатической формой ДЦП отмечается олигофрения в степени дебильности и имбециль-ности.

В специальных школах учащиеся с этой формой заболевания составляют около 10—15%.

У большинства детей отмечается смешанный характер заболе­вания — сочетание различных двигательных расстройств. Сочета­ние проявлений разных форм заболевания ведет к двигательным нарушениям, носящим осложненный характер. Например, спас­тическая диплегия может осложняться гиперкинезами. При ги­перкинетической форме могут наблюдаться нарушения равнове­сия и координации движений (в результате поражения как под­корковых, так и мозжечковых систем мозга).

П1Л.4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

При ДЦП имеет место сложная структура дефекта. Стру* двигательного дефекта мы подробно рассмотрели в предыдуще разделе, где неоднократно подчеркивалась взаимосвязь этого фекта с нарушениями психического развития.

При ДЦП можно говорить об особом виде психического онтогенеза: о дефицитарном развитии. Данный вид психической дизонтогенеза возникает при тяжелых нарушениях отдельных а* лизаторных систем, в том числе и при нарушениях в функцио* ровании двигательного анализатора при ДЦП. Первичный деф$| анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним на более тесно, а также к замедлению развития ряда психичес* функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушен развития отдельных психических функций тормозят психичес* развитие в целом. Дефицитарность моторной сферы обусловлщ ет явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социально депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы.

Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом дефицитарному типу связан с тяжестью поражения опорно^ гательного аппарата. Однако решающее значение имеет первг ная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы.

Оптимальное развитие такого ребенка может происходить тол при условии адекватного воспитания и обучения. В случае не статочности коррекционно-развивающей работы возникают и i растают явления депривации, усугубляющие двигательную, знавательную и личностную недостаточность.

Психический дизонтогенез по дефицитарному типу и сое ляет основу аномалии психического развития у детей с ДЦП, ределяет характерную возрастную динамику и неравномернс психического, двигательного и речевого развития. Выражен диспропорциональность и неравномерный, нарушенный темп ] вития, а также качественное своеобразие в формировании пи ки — это главные особенности познавательной деятельное! всей личности ребенка с ДЦП.

Читайте также:  Противопоказания при рассеянном склерозе

Считается, что от 25 до 35% с ДЦП имеют потенциально хранный интеллект, однако развитие этих детей идет в дефш тарных условиях, что сказывается на психическом развитии, тенциально сохранный интеллект при ДЦП не означает пол ценное, полностью соответствующее нормальному развитие, новные виды психических нарушений при ДЦП — это задерз психического развития (встречается примерно у 50% детей с ДЩ и олигофрения (имеет место у 25% детей с ДЦП), что ев* тельствует о сочетании психического дизонтогенеза дефицит ного типа с дизонтогенезом по типу задержанного развития

недоразвития. Вместе с тем не существует прямой зависимости между тяжестью двигательной патологии и степенью интеллекту­альной недостаточности при ДЦП. При различных формах ДЦП может встречаться и нормальное, и задержанное психическое раз­витие, умственная отсталость.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

• нарушение активного произвольного внимания, которое не­
гативно отражается на функционировании всей познавательной си­
стемы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нару­
шениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;

• повышенная истощаемость всех психических процессов (це-
реброастенические проявления), выражающаяся в низкой интел­
лектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприя­
тия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. Церебро-
астенические проявления усиливаются после различных заболева­
ний, нарастают к концу дня, недели, учебной четверти. При ин­
теллектуальном перенапряжении появляются вторичные невроти­
ческие осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость
и утомляемость способствует патологическому развитию личности:
возникает робость, страхи, пониженный фон настроения и пр.;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Существует несколько классификаций ДЦП.
По международной классификации выделяют:

  • Спастические формы:
    • диплегия;
    • тетраплегия (тетрапарез, квадроплегия);
    • гемиплегия (гемипарез).
  • Дискинетические формы:
    • дистоническая;
    • атетоидная.
  • Атактическую форму.

Спастические формы составляют более 70% всех случаев ДЦП. Они характеризуются задержкой редукции тонических рефлексов в младенчестве, повышенным мышечным тонусом, задержкой формирования моторных навыков, патологическими двигательными стереотипами. В зависимости от локализации и тяжести поражения мозга двигательные нарушения при спастических формах ДЦП клинически могут быть представлены как тяжелым тетрапарезом с невозможностью удержания головы, так и изолированным нарушением походки по типу эквинусной при сохранении самостоятельной ходьбы в целом.

Наиболее частая диплегическая форма характеризуется поражением преимущественно нижних конечностей с развитием в них слабости и мышечной спастичности. Для спастической диплегии типична эквинусная установка стоп, разной степени нарушение удержания вертикальной позы и ходьбы.

Для спастических тетрапарезов, характеризующихся вовлечением всех конечностей, типичны тяжелые двигательные нарушения, сопровождающиеся значительным повышением мышечного тонуса и феноменом мышечной ко-контракции (одновременным сокращением мышц сгибателей и разгибателей), патологическими образцами движения (тоническими рефлексами, спинальными автоматизмами, синкинезиями).

Асимметричные варианты диплегии, при которых поражены конечностей с обеих сторон, но преобладает парез на одной стороне, чаще встречаются у детей, родившихся недоношенными. Причины этих форм нарушений – перивентрикулярный геморрагический инфаркт и перивентрикулярная лейкомаляция (нарушение головного мозга новорожденных), преобладающая в одном из полушарий мозга.

Перенесенные в раннем возрасте бактериальные менингиты или вирусные энцефалиты (особенно герпетические) также приводят к формированию гемипарезов в сочетании с фокальной эпилепсией из-за развивающегося в остром периоде васкулита (аутоиммунное воспаление стенки сосудов), с развитием венозных тромбозов, некроза вещества мозга.

Гемипаретические формы часто сочетаются с симптоматической эпилепсией.

При спастических формах ДЦП очень высок риск контрактур суставов и их вывихов. Необходима целенаправленная профилактика этих осложнений.

Дискинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых ганглиев мозга вследствие гипербилирубинемии или тяжелой аноксии (отсутствие кислорода в организме или в отдельных органах, тканях, крови).

У этой формы есть два варианта – дистонический и атетоидный.

Дистония определяется как расстройство произвольного контроля мышц, нарушающее поддержание правильной позы тела. Для дистонии характерны вязкопластический (равномерно выраженный на протяжении всего движения) мышечный тонус; насильственные позы конечностей или их частей, замедленные повторяющиеся движения; нарушения ритма движения (то медленный, то быстрый). Мышечные сокращения могут быть болезненными. Вовлекаться в дистонический паттерн могут как отдельные конечности или мышцы шеи (спастическая кривошея), так и все тело.

Для атетоидной формы характерны низкий мышечный тонус и гиперкинезы.

Гиперкинезы – избыточные непроизвольные движения, возникающие когда пациент пытается выполнить произвольное движение (хорея), либо червеобразные медленные движения конечностей в покое (атетоз), либо их сочетания (хореоатетоз). Доступные произвольные движения обычно резкие, плохо контролируемые. Нарушены контроль силы, точности и направления движения конечностей. С возрастом контроль движений может улучшаться. Затруднено сохранение стабильной позы тела, если какая-то часть тела находится в движении – например, при выполнении каких-либо действий руками.

В зависимости от характера, гиперкинез может быть более выражен в проксимальных или дистальных отделах конечностей, мимической мускулатуре, мышцах шеи. Часто встречаются нарушение глотания (дисфагия), слюнотечение, расстройство речи по типу гиперкинетической дизартрии, серьезно нарушающее способность к коммуникации. Часто встречается нарушения слуха. Для этой формы характерна эмоциональная лабильность. Интеллект нарушается реже, чем при других формах ДЦП.

Атактическая форма ДЦП (атонически-астатическая по классификации К. А. Семеновой) вызвана поражением мозга в области лобных долей, либо лобно-мозжечковых путей на всем их протяжении, либо самого мозжечка. Эта форма ДЦП характеризуется статической и динамической атаксией – нарушением равновесия и координации движений. Из-за низкого мышечного тонуса и дефекта механизма постурального контроля (контроль поддержания позы) дети долго не могут держать головку, сидеть, стоять, ходить. Реакции выпрямления и равновесия иногда отсутствуют до двух-трехлетнего возраста. Научившись самостоятельно ходить, дети сохраняют походку на широкой базе, неустойчивость при ходьбе, бег и прыжки затруднены или отсутствуют. По мере формирования моторных навыков и манипуляций руками становятся очевидными дискоординация, дисметрия, туловищная атаксия, интенционный тремор рук. Могут наблюдаться речевые нарушения – и дизартрия, и системное недоразвитие речи.

Поражения мозжечка, вызывающие эти нарушения, чаще всего возникают внутриутробно. В случае мозжечковой атаксии нарушения интеллекта может совсем не быть. При лобных повреждениях интеллектуальные нарушения обычно довольно тяжелые.

Под маской атактической (атонически-астатической) формы ДЦП может скрываться нарушение обмена органических и аминокислот, другая генетическая патология, пороки развития мозга. Поэтому в случаях сочетания атаксии, мышечной гипотонии, задержки психоречевого развития, характерных для атаксической формы ДЦП, с множественными стигмами дисэмбриогенеза, пороками развития скелета и внутренних органов, и/или эпилепсией, нарушениями зрения, нейроэндокринной дисфункцией, необходимо направлять ребенка на генетическое обследование для исключения наследственных заболеваний, которые, в отличие от ДЦП, могут иметь прогрессирующее течение и в некоторых случаях требовать проведения специфической терапии.

При смешанных формах ДЦП наблюдаются одновременно умеренная спастичность и дистония, иногда в сочетании с гиперкинезами.

Двигательные нарушения являются ведущим синдромом при церебральном параличе, но не единственным. Кроме них, у детей с ДЦП также встречаются:
• интеллектуальные и познавательные нарушения;
• нарушения коммуникации;
• нарушения поведения;
• эпилепсия;
• сенсорные нарушения: снижение зрения, слуха, поверхностной и глубокой чувствительности;
• нарушения речи (дизартрия) и питания (дисфагия).

Сопутствующие нарушения порой более негативно влияют на адаптацию ребенка, чем собственно двигательные.

Читайте также:
Adblock
detector