Что такое резидуальная энцефалопатия у детей

Резидуальная энцефалопатия (далее РЭП) головного мозга – это патология развивающаяся из-за отмирания клеток в центральной нервной системе человека, по причине воздействия различных повреждающих факторов.

При РЭП дети страдают хронической энергетической недостаточностью. Рабочие циклы их мозга сокращаются до 5-15 минут, а релаксационные паузы увеличиваются до 3-5 минут и более. В периоды релаксации “внешняя” деятельность ребенка не прерывается, но совершается автоматически и не осознается. В это время ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим. Если в состоянии “релаксации” ребенок продолжает писать (как это обычно и происходит на уроках русского языка, то результат его работы квалифицируется как дисграфия, т. к. прочесть написанное оказывается невозможно.

Во время релаксационных пауз дети могут продолжать общаться и разговаривать, но оказываются не в состоянии вспомнить свои высказывания. Они могут сказать грубость и пребывать в полной уверенности, что ничего подобного не говорили. Ребенок может взять ручку со стола у соседа, положить к себе в карман и не знать, что она там лежит. Он может толкнуть или ударить кого-то и не помнить этого. Слушая обвинения в свой адрес, дети с РЭП вполне искренне клянутся, что не говорили, не брали, не толкали и это вызывает еще большее возмущение окружающих. Так как свидетелей их проступков много, их часто начинают считать наглыми врунами, хулиганами и воришками. Дети, напротив, приходят к убеждению, что окружающие несправедливы к ним, им начинает казаться, что весь мир ополчился против.

Проблемы самоуправления возникают у ребенка с РЭП не только в периоды релаксации мозга, но и при выполнении любой деятельности в рабочей фазе. Ребенок действует сразу, импульсивно и необдуманно. Поэтому и результаты его действий бывают совершенно неожиданными для него. Учащийся сначала действует и только потом понимает то, что он сделал. Он пытается исправиться, но не может сдержать своих обещаний.

В то время, когда мозг “отключается” и “отдыхает”, ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать по ступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе.

В течение 40-минутного урока он может “отключиться” несколько раз и многое выпустить из рассказа учителя, не заметив этого. В итоге, он либо перестает понимать, о чем идет речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения случайно и своеобразно комбинируются, сплюсовываются, что он и выносит с урока. Часто учителя и родители бывают озадачены абсолютно непонятными, “дикими” ошибками детей и оказываются не в состоянии найти им какое-либо разумное объяснение.

Рекомендации для учителей обучающих детей с диагнозом РЭП головного мозга:

1. В процессе обучения необходимо освободить детей от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной, оформительской работы. Взрослые могут сами провести поля в тетради ребенка, отметить точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает от напряжения, что найдя, наконец, то место, откуда н писать, работать уже вообще не может.

2. Исключительно эффективными оказываются как общие принципы, так и конкретные методы, предлагаемые Гленом Доманом. Его подход строится на четком структурировании информации, которую ребенку предстоит усвоить, разбиении ее на конкретные образные единицы, с последующей организацией их в целостные системы по законам, которые действуют в соответствующей области знаний. Единицей информации обязательно должен быть целостный самостоятельный “образ-факт”, который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта.

3. Системность подачи информации создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Это значит, что существенно снижаются нагрузки на внимание и систематизацию материала при запоминании. Форма подачи информации также должна быть алгоритмичной, четкой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.

4. Избегайте ситуаций вызывающих отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции, возникающие когда ребенок не в состоянии вспомнить то, что требуется, заставляют его избегать “учебных” ситуаций. Он уже не хочет ни слушать, ни смотреть, чтобы потом не пришлось мучаться при ответе на вопросы. Требуя в обязательном порядке точного воспроизведения всей информации, мы заранее ставим ребенка в ситуацию неуспеха и тем самым разрушаем учебную мотивацию. Естественно, что сильные отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого человека, тем более, у ребенка с РЭП головного мозга. Поэтому наивно ожидать, что он будет лучше что-либо воспринимать или понимать после того, как его хорошенько отругали.

Читайте также:  Печеночная энцефалопатия у кошек

5. Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для ребенка с РЭП. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.

6. Если учитель видит, что ребенок “выключился”, сидит с отсутвующим взглядом, то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.

7. При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность учащегося с диагнозом РЭП головного мозга. Яркие эмоции создают нечто вроде очагов возбуждения и могут нарушить как последующую деятельность, так и результаты предыдущей.

8. Для детей с РЭП головного мозга также не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок. Обычно для того, чтобы дети настроились, в самом начале урока предлагается сказать им нечто интересное, хотя и мало относящееся к его сути.

Одним из препятствий в обучении и интеллектуальном развитии детей с РЭП головного мозга является своеобразная защитная форма деятельности, довольно быстро у них формирующаяся. Она выражается в том, что дети стараются делать хоть что-нибудь (все равно что, даже если не понимают, что и как надо делать. Именно в результате подобной защитной деятельности в памяти учащегося застревают какие-то абсурдные сведения, операции, т. е. “информационный шум”, который еще больше дезорганизует их мышление и осложняет обучение.

Психолого — педагогическое сопровождение детей с РЭП показывает, что даже без лечения по мере взросления всегда происходит некоторая нормализация работы мозга. Даже если не улучшается внимательность, сглаживается явная “цикличность” интеллектуальной деятельности, реже происходят “отключения”. К 5-6 классу ребята уже чувствуют тот момент, когда “мысли начинают разбегаться”, и становится трудно сосредоточиться. Они отвлекаются, отдыхают и продолжают работу, когда это состояние проходит. Общее время, в течение которого они могут продуктивно обучаться, значительно увеличивается.

Энцефалопатия – это органическое заболевание тканей головного мозга, имеющее неинфекционную природу. При резидуальной энцефалопатии часть нервных клеток погибает. Это не самостоятельная болезнь, а следствие перенесенной болезни центральной нервной системы, поэтому патология не имеет собственных специфических симптомов. Поставить такой диагноз можно только после проведения множества исследований и консультаций с рядом специалистов.

Понятие резидуальной энцефалопатии

Причины возникновения патологии

Прекращение жизнедеятельности нервных клеток могут спровоцировать многие факторы. Основные причины болезни:

Классификация

Заболевание делится на 2 большие группы: врожденную (перинатальную) и приобретенную. Резидуальная энцефалопатия врожденного характера возникает, когда ребенок, родившийся с энцефалопатией, не был вылечен, или лечение не было эффективным. Чаще всего первичную перинатальную энцефалопатию просто не замечают, и болезнь проявляется позже.

Причины врожденной патологии — наследственные генетические факторы или аномальное течение беременности и родов:

  • родовые травмы;
  • обвитие шеи малыша пуповиной, гипоксия;
  • перенесенные беременной матерью тяжелые инфекционные заболевания;
  • резус-конфликт;
  • нейроинфекции;
  • токсическое воздействие на плод.

Симптомы

Заболевание не имеет самостоятельной симптоматики. В этом сложность его диагностики. Заметить признаки энцефалопатии у новорожденных малышей особенно трудно.

Дети до 6-7 лет, еще не посещающие школу, при резидуальной энцефалопатии имеют такие симптомы:

  • систематическая головная боль, слабость;
  • частые обмороки;
  • расстройства сна;
  • отставание в физическом развитии;
  • плохая память;
  • неустойчивая психика.

У школьников наблюдаются такие признаки:

  • нарушения интеллектуального развития, плохая память, ограниченный круг интересов, низкая успеваемость;
  • резкие перепады настроения, раздражительность внезапно сменяется апатией;
  • нарушения сна, дневная сонливость, затрудненное засыпание ночью;
  • утомляемость;
  • головные боли и головокружение;
  • плохая концентрация внимания и замедленное мышление;
  • склонность к обморокам;
  • в тяжелых случаях – парезы и параличи.

Диагностика энцефалопатии

Постановкой диагноза занимается врач-невролог. Для этого он собирает данные анамнеза, составляет план лабораторных и инструментальных исследований. Для диагностики чрезвычайно важны данные по результатам опроса родителей:

Для лабораторных исследований сдаются анализы:

  • мочи;
  • общий анализ крови;
  • исследование крови на сахар;
  • биохимия крови (рекомендуем прочитать: биохимия крови у детей: нормы по таблице и расшифровка).

Методы инструментальной диагностики при подозрении на резидуальную энцефалопатию:

Методы лечения

Лечение резидуальной энцефалопатии у ребенка длительное и сложное. Родители должны понимать, что лечить патологию придется месяцы или даже годы. Усилия должны быть сконцентрированы на восстановлении нормального кровообращения головного мозга. Схему терапии врач составляет индивидуально.

Читайте также:  Температура при менингите как долго держится

В состав комплексного лечения входят:

  • медикаментозная терапия;
  • лечебная физкультура;
  • мануальная терапия и иглоукалывание;
  • массаж.

Выбор медикаментов зависит от формы заболевания. Применяют такие группы препаратов:

Дети с энцефалопатией должны постоянно соблюдать диету. Нужно ограничить потребление соли, отказаться от шоколада, еда должна содержать небольшое количество холестерина и много органических витаминов и йода. Длительность лечения детей зависит от формы заболевания и длится от нескольких месяцев до 3-х лет, иногда терапия продолжается всю жизнь. После лечения ребенок должен регулярно проходить обследование у невролога.

Возможные осложнения и последствия

Резидуальная энцефалопатия у детей при своевременном и полном лечении имеет положительный прогноз. Игнорирование родителями симптомов болезни, запоздалое ее выявление, отсутствие полноценной терапии может привести к следующим осложнениям:

Также возможны торможение психического, умственного развития, нарушения речи и затруднения движений. Осложнения у малышей могут быть выражены не столь ярко и ограничиться частыми мигренями, неврозами, офтальмологическими проблемами. Любое из осложнений существенно влияет на развитие и будущую жизнь малыша.

Профилактика патологии

Все профилактические меры по предупреждению заболеваний ЦНС ребенка связаны с любовью и заботой родителей, контролем за его образом жизни и состоянием здоровья:

  • регулярные профилактические обследования у невролога, всем детям до года рекомендуется пройти энцефалографию независимо от наличия или отсутствия подозрительных симптомов;
  • защита головы ребенка от ушибов и иных травм;
  • при возникновении инфекционных заболеваний следует лечить их в соответствии с назначением врача, помня о негативном влиянии инфекций на состояние нервных клеток;
  • правильное питание – залог нормального обмена веществ;
  • соблюдение режима дня, обеспечение здорового полноценного сна;
  • исключение стрессов из жизни ребенка.

Под термином резидуальная энцефалопатия врачи подразумевают целую группу заболеваний, имеющих невоспалительную природу.

Перинатальная энцефалопатия у детей может быть, как врожденной, так и приобретенной вследствие стрессов, травм, инфекционных или вирусных заболеваний, недостаточности сосудов, интоксикации организма ребенка. В процессе развития болезни происходит повреждение головного мозга, нарушение кровообращения, питания его клеток, нарушение их функций и постепенное отмирание.

Чем опасна болезнь

Следствием этой патологии является нарушение и задержка психического развития. В запущенных случаях можно встретить такие последствия перинатальной энцефалопатии как детский церебральный паралич, эпилепсия, олигофрения и другие отклонения в функционировании ЦНС.

На современном этапе развития медицины в большинстве случаев это заболевание удается вылечить абсолютно без последствий либо значительно облегчить состояние ребенка.

Врачи утверждают, что в последние годы случаи возникновения энцефалопатии значительно участились, поэтому каждому родителю будет полезно запомнить симптомы и узнать побольше об этом коварном заболевании.

Давайте же разберемся: резидуальная энцефалопатия у детей – что это такое и как с этим справиться?

Разновидности энцефалопатии

Под детской энцефалопатией подразумевают целую группу патологий головного мозга. Их классифицируют по признаку причины развития болезни. Наиболее часто встречаются перинатальная и резидуальная разновидности заболевания.

Перинатальная или врожденная энцефалопатия начинает развиваться в третьем триместре беременности или в первую неделю после рождения малыша. Часто бывает обусловлена наследственным фактором.

К врожденным разновидностям энцефалопатии относятся также:

  • гипоксически-эшемическая (связанная с образованием тромбов в сосудах головного мозга);
  • билирубиновая (появляющаяся на основе интоксикации в связи с нарушенным оттоком желчи);
  • транзиторная (развивающаяся в связи с нарушением кровообращения в головном мозгу);
  • неуточненная энцефалопатия, при которой причины заболевания так и остаются невыясненными.

К разновидностям приобретенной энцефалопатии относят посттравматическую, сосудистую, метаболическую, токсическую и дисциркуляторную энцефалопатию.

Специалисты разделяют три степени тяжести заболевания. При первой степени болезнь можно выявить только при тщательных исследованиях, внешних симптомов нет. При второй степени тяжести заметна слабо выраженная симптоматика. При третьей степени неврологические расстройства уже явно видны.

Почему развивается детская энцефалопатия

Причины возникновения заболевания многообразны. Среди наиболее распространенных причин перинатальной энцефалопатии называют:

  • Раннюю беременность.
  • Родовые травмы.
  • Осложнения во время беременности (патологии плаценты, токсикоз, дистресс плода, многоводие, маловодие, недоношенная либо переношенная беременность).
  • Осложнения во время родов (слабая родовая деятельность либо стремительные роды).
  • Острые или хронические заболевания матери.
  • Неблагоприятную экологическую ситуацию.
  • Неправильное питание.
  • Предыдущие аборты или выкидыши.
  • Пагубные привычки матери.
  • Воздействие излучения.
  • Интоксикацию матери во время беременности.

Нередко причину развития энцефалопатии у детей до года так и не удается установить.

Как не пропустить тревожные сигналы

Лечение энцефалопатии у детей – это сложный и длительный процесс. Но при условии ранней постановки правильного диагноза с болезнью можно справиться намного быстрей.

Клиническая картина этого заболевания зависит от того, какая часть мозга и насколько пострадала, каков был повреждающий фактор и его длительность. Не обязательно наличие всех симптомов сразу, но некоторые из них непременно будут проявляться в том или ином сочетании.

Возможны и такие случаи, в которых будет проявляться только один, но очень ярко выраженный признак. Также симптомы могут периодически исчезать, а затем появляться снова. Так что не спешите ставить своему малышу диагноз, если заметили один-два перечисленных ниже симптома. Лучше доверьте это опытному педиатру.

Читайте также:  Энцефалопатия 3 степени сколько можно прожить

Наиболее типичными считаются следующие проявления:

  • Слабый крик после рождения.
  • Отсутствие сосательного рефлекса.
  • Отставание в развитии.
  • Вялость либо гипертонус мышц.
  • Частое срыгивание после еды.
  • Беспокойное поведение ребенка, проблемы со сном.
  • Косоглазие.
  • Аритмия.
  • Запрокидывание головы.
  • Неадекватная реакция на звуковые и световые раздражители.
  • Судороги.

Страдает у этих детей и когнитивная способность, ухудшается память (они с трудом запоминают предметы и слова). Нередко впоследствии ребенок может страдать от различного рода страхов.

Распространенными последствиями также являются вегетососудистая дистония, нарушения зрения, быстрая утомляемость, частые смены настроения, поражения кожи (стрептодермия, экзема).

Детям, перенесшим энцефалопатию, часто сложно адаптироваться в коллективе. Многие из них страдают слабоумием. Нередко наблюдается гиперактивность. Ребенку, пострадавшему от энцефалопатии, может понадобиться применение методов педагогической коррекции или работа с психологом для облегчения адаптации в коллективе, стабилизации психологического состояния.

Гидроцефалия (увеличение головного мозга в результате задержки оттока крови и лимфы) тоже может быть спровоцирована энцефалопатией головного мозга у детей.

Нередко на фоне перенесенной в младенчестве энцефалопатии возникает депрессия, суицидальные наклонности.

Диагностика энцефалопатии

Учитывая возможность обширного ряда тяжелых осложнений, с лечением затягивать не следует. Самолечение или использование народных средств при данной патологии – абсолютно непозволительно.

При первых настораживающих симптомах стоит проконсультироваться с врачом для того, чтобы поставить диагноз как можно раньше и увеличить шансы на полное выздоровление.

На первичном осмотре врач должен проверить рефлексы и двигательную активность малыша, выслушать жалобы. Если осмотр вызовет у доктора подозрение, он непременно назначит вам ряд анализов. Среди них:

  • Электроэнцефалограмма (проводится для исследования функциональной активности мозга).
  • Компьютерная томография (для выявления структурных нарушений в мозге).
  • Допплерография (для исследования работы сосудов).
  • УЗИ головного мозга.
  • Общий анализ крови.
  • Общий анализ мочи.
  • Анализ спинномозговой жидкости.
  • Оксигемометрия (анализ на уровень кислорода в крови).
  • Рентген шейного отдела позвоночника.
  • Нейросонография.

Наиболее часто используемыми и эффективными методами диагностики данного заболевания врачи называют электроэнцефалограмму и нейросонографию.

Кроме того, может понадобиться дополнительная консультация с окулистом, психологом, логопедом и некоторыми другими специалистами.

Терапевтические меры

Терапию педиатр подбирает индивидуально в каждом отдельном случае в зависимости от запущенности заболевания, травмирующего фактора, возраста ребенка и других особенностей. В особо тяжелых случаях ребенка направляют в стационар.

Чаще всего лечение состоит из массажа и ЛФК, инфузионной терапии (применение препаратов кальция, магния, аскорбиновой кислоты, раствора глюкозы) и некоторых других медикаментов при необходимости. Так Феноарбитал и Диазепам помогут избежать судорог. Баклофен назначают для снятия гипертонуса мышц. Улучшить обмен веществ в клетках головного мозга поможет прием витаминов группы В.

Дополнительно может применяться и фитотерапия – ребенку назначаются травяные сборы мелиссы, подорожника, одуванчика, мяты и других лекарственных растений. Не следует также забывать о прогулках на свежем воздухе и полноценном сбалансированном питании.

Многие специалисты утверждают, что иглоукалывание и мануальная терапия также являются высокоэффективными методами при данной патологии.

Кроме того, детям с подобным диагнозом обязательно назначается диета, подразумевающая минимальное употребление соли, продуктов с высоким содержанием холестерина, исключение из рациона шоколада. При этом рекомендуется обогатить питание ребенка аскорбиновой кислотой, витаминами, продуктами с высоким содержанием йода.

Чаще всего после прохождения своевременно назначенного курса лечения у детей наступает полное выздоровление. Но не всегда удается обойтись без последствий – чем больше количество поврежденных клеток, тем выше вероятность неблагоприятного исхода.

Даже когда лечение уже пройдено, ребенку необходима реабилитация. Детям, перенесшим энцефалопатию, показаны:

  • лечебная гимнастика;
  • массаж;
  • занятия плаваньем;
  • фитотерапия;
  • периодические курсы ноотропных препаратов;
  • наблюдение врача;
  • периодический отдых в специализированных санаториях.

Профилактика заболевания

Говорить о профилактике врожденной энцефалопатии сложно, ведь многие факторы развития заболевания не зависят напрямую от поведения матери (к примеру, родовые травмы становятся причиной возникновения перинатальной энцефалопатии в 10% случаев). Но можно назвать несколько общих правил.

  • отказ от вредных привычек;
  • правильное питание во время беременности;
  • легкая физическая активность;
  • регулярное посещение женской консультации;
  • избегание воздействия различных пагубных внешних факторов и стресса.

Также беременной следует особенно внимательно следить за своим здоровьем – вирусные или инфекционные заболевания в этот период могут стать причиной развития патологии или некоторых других осложнений.

Главное, что необходимо запомнить родителям: энцефалопатия – не приговор. Будьте внимательны к своему ребенку, окружите его заботой, верьте в непременное выздоровление и соблюдайте все рекомендации лечащего врача.

Читайте также:
Adblock
detector